Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы ценообразования




В целом все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы в зависимо­сти оттого, на что в большей степени ориентируется продавец при выборе того или иного метода:

Затратные методы ценообразования предусматривают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно от­нести методы: полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, на основе анализа безубыточности, учета рентабель­ности инвестиций, надбавки к цене.

Метод полных издержек («издержки плюс») основан на оп­ределении полных издержек и предполагает суммирование со­вокупных издержек и прибыли, которую предприятие рассчи­тывает получить.

Любой метод отнесения на себестоимость товара постоян­ных издержек, например арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами на производство данного товара, — условный, он искажает под­линный вклад продукта в доход предприятия.

В связи с этим на практике используются различные спосо­бы распределения постоянных затрат: пропорционально или заработной плате производственных рабочих, или затратам на материалы, или переменным издержкам.

Метод расчета цен на основе полных издержек — один из самых популярных в России, так как: он достаточно прост и удобен;

снижает ценовую конкуренцию, сводит ее к минимуму, по­скольку этим методом пользуется большинство предприятий отрасли, то их цены скорее всего будут схожими; О обеспечивает равенство покупателей и продавцов при высоком спросе: продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли. Однако при использовании метода полных издержек при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна си­туация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом в отличие от продукции конкурентов, которая может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.

Метод прямых затрат (метод минимальных издержек, ме­тод стоимостного изготовления) наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциаци­ей для расчета цен традиционных товаров, а также для установ­ления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов. Суть данного метода состоит в установлении це­ны путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы (расходы предприятия в целом) не распределяются по отдельным това­рам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта раз­ница получила название добавленной или маржинальной.

Переменные (прямые) издержки являются тем пределом, ниже которого ни одно предприятие не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек за­ключается в установлении нижнего предела для первоначаль­ной цены на товар, в то время как его ценность для потребителя определяет высший предел цены на него. Если в методе пол­ных издержек расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то первый шаг метода прямых затрат - оценка потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и вычисляются наценка (маржинальная прибыль) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.

Данный метод позволяет находить оптимальное сочетание объемов производства с учетом условий сбыта, а также цен реа­лизации и расходов по производству продукции. Однако он может быть использован для установления цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в це­нах, установленных из текущего объема производства.

Метод предельных издержек основан на анализе себестои­мости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой по­следующей единицы уже освоенного товара или услуги. При­менение этого метода оправдано в случае, если гарантирован­ная продажа по более высокой цене достаточна, для того чтобы покрыть расходы.

Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целе­вой прибыли относится к группе методов ценообразования на основе издержек производства. Предприятие стремится уста­новить на свой товар такую цену, которая обеспечит получение желаемого объема прибыли.

Метод учета рентабельности инвестиций относится к груп­пе методов расчета цен на основе издержек и позволяет оце­нить полные затраты при различных программах производства товара и объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие затраты. Этот метод — единственный из всех, который учитывает платность финансо­вых ресурсов, необходимых для производства и реализации то­вара, и может успешно применяться при принятии решений об объеме производства нового для предприятия товара с извест­ной рыночной ценой. Основной его недостаток — использова­ние процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

В практике оптовых и розничных предприятий торговли нередко возникает ситуация, когда покупатель требует от них осуществить определенное снижение цены. Поэтому, если за­ранее определить прибыль, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности предприятия контролировать уровень снижения цен.

Метод надбавки к цене предполагает использование повы­шающего коэффициента при определении цены продажи

Для расчета повышающего коэффициента используют не­сколько способов.

Первым способом процент наценки вычисляется на основе цены приобретения товара:

Вторым способом процент наценки вычисляется на ос­нове цены реализации:

Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара; возможна и обратная операция.

Естественно, что при проведении политики снижения цен коэффициент повышения цены от продажи будет различным при его расчете до снижения цены и после ее снижения. Первый из них называется первоначальным, исходным коэффициен­том, а второй — реальным коэффициентом повышения цены, так как показывает, какую прибыль можно получить в итоге, т.е. в результате фактической сбытовой деятельности по продаже товара по сниженным ценам.

Рыночные методы ценообразования рассматривают лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориента­цией на потребителя, учитывают в своей практике ценообразо­вания сложившийся уровень спроса на товар, эластичность спроса, а также ценностное восприятие потребителем их про­дукции. С позиций экономической науки ценность определя­ется как общая экономия или удовлетворение, получаемое по­купателем в результате потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую это благо ему приносит. Методы ценооб­разования, основанные на воспринимаемой ценности товара, базируются на экономическом эффекте, получаемом потреби­телем за время использования товара (например, стула). К дан­ной подгруппе методов можно отнести: метод расчета эконо­мической ценности товара и метод оценки максимально при­емлемой цены.

Метод расчета экономической ценности товара для потре­бителя предполагает реализацию следующих этапов:

о определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага (товара), которое покупатель склонен рассматри­вать как лучшую из реально доступных ему альтернатив;

о определение всех параметров, которые отличают данный товар (стул) как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтер­нативы (потребитель учитывает, что стул в отличие от табурета имеет спинку, однако он тяжелее последнего);

о оценка ценности для покупателя различий в параметрах дан­ного товара и товара-альтернативы;

о суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий данного товара от това­ра-альтернативы.

Метод оценки максимально приемлемой цены особенно поле­зен для установления цен на промышленные товары, когда ба­зовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Здесь под максимальной понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем более будет повы­шаться цена относительно данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем. Процедура определения цены на основе данного метода сводится к следующим этапам:

-определение условий применения товара (безопасность, про­стота использования и проч.);

-выявление неценовых достоинств товара для покупателя, на­пример удобство применения, мода, престиж;

- выявление всех неценовых издержек покупателя при исполь­зовании товара (например, возможный вред для здоровья: ухудшение зрения при чтении книге очень мелким шрифтом);

- установление уровня равновесия достоинства—издержки.

Методы с ориентацией на спрос могут быть подразделены на метод анализа пределов и метод анализа пика убытков и при­былей.

Метод на основе анализа пределов используется предпри­ятиями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. Кривая спроса для данного рынка, как правило, падающая, что означа­ет их высокую ценовую эластичность, т.е. спрос на товары чут­ко реагирует на изменение цены: при ее повышении объем продаж сокращается, а при понижении, наоборот, увеличива­ется. В этом случае продавцы определяют цену реализации в точке совпадения предельных прибылей и издержек, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, находят соответствующие этой точке объемы продаж и цену на данное время.

В условиях рынка несовершенной конкуренции и рынка чистой конкуренции следует четко ответить на вопрос, прием­лема данная цена или нет. Если цена на данный товар выше Цо (цены продажи, едва покрывающей издержки и не дающей прибыль), то предприятие будет иметь ценовую конкуренто­способность и поэтому сможет применять превентивную кон­куренцию через снижение цен; при этом рыночная цена будет приближаться к Цо и предприятия, которые не смогут работать по такой рыночной цене, будут вынуждены уйти с рынка. Од­нако в то же время возможно активное внедрение на этот ры­нок предприятий с высокой инновационной силой, которые рынке. Без этого осуществить изменение привычной цены не удается.

Престижное ценообразование по своей сути очень похоже на метод привычных цен. Примерами товаров, на которые цены образуются данным методом, могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом. Если подобные товары (услуги) будут продаваться по более низким ценам и каждый сможет приобрести их, т.е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Не представляется возможным про­давать их по низким ценам, поскольку у покупателя может вы­звать сомнение качество товара (не подделка ли?). Кроме того, будет теряться эффект исключительности и особой недосяга­емости товара, поэтому объем продаж будет значительно сни­жаться. Цены на такие товары рекомендуется с самого начала устанавливать повыше, что будет служить стимулом для поку­пателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект при­обретаемого товара, и станет причиной формирования еще большего объема продаж. Чтобы по таким товарам завоевать целевой рынок, с самого начала выхода их на рынок целесооб­разно использовать политику высоких цен и поддерживать имидж сверхвысокого класса продаваемых товаров.

Состязательный метод определения цен (тендерный ме­тод) — наиболее распространенный в настоящее время способ ценообразования — применяется главным образом на различ­ных торгах (оптовые рынки, биржи ценных бумаг и т.д.) и пред­полагает ситуацию, когда несколько покупателей стремится купить товар у одного или малого числа продавцов или, наобо­рот, когда большое число продавцов стремится продать товар одному или малому числу покупателей; при этом цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. Обыч­но в таких случаях цену, которую считают для себя приемлемой покупатель или продавец, записывают на листе бумаги, запеча­тывают вместе с требуемыми документами в конверт, затем все конверты собирают и вскрывают в присутствии участников тендера. Если торги организовали продавцы и состязание ве­дется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, ко­торый предложил самую высокую цену; если тендер проводит покупатель и состязание ведется между продавцами, то выиг­рывает тот продавец, который предложил наименьшую цену.

Аукционный метод определения цены также активно ис­пользуется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д. и в свою очередь подразделяется на две разновидности:

о повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называ­ется самая низкая цена, затем происходит ее повышение, а в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену;

о понижающий (или голландский) метод ведения аукциона, ко­гда вначале называется самая высокая цена; если покупателя по такой цене не находится, то цена снижается. В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на данный товар получает тот покупатель, который первым примет цену про­давца и тем самым согласится на самую высокую цену по срав­нению с остальными участниками аукциона. Такой метод дает возможность проводить аукцион более быстро. Однако из-за накаленной атмосферы состязательной торговли трудно рас­считывать на то, что удастся сторговать наиболее приемлемую цену.

Параметрические методы ценообразования. Предприятия торгов­ли нередко нуждаются в такой продукции, которая не заменяет ра­нее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий, т.е. совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для вы­полнения одних и тех же функций и различающихся значениями технико-экономических параметров.

К данной группе методов ценообразования принадлежат: метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, агрегатный метод, балловый метод.

Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующих­ся наличием одного основного параметра, который в значи­тельной степени определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена:

Этот метод можно применять для обоснования уровня и со­отношения цен небольших параметрических рядов продукции несложной конструкции, характеризующихся одним парамет­ром. Он крайне несовершенен, поскольку не учитывает все другие потребительские свойства изделия, альтернативные спо­собы его использования, а также полностью игнорирует спрос и предложение.

Агрегатный метод ценообразования заключается в сумми­ровании цен отдельных конструктивных частей изделий, вхо­дящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости ори­гинальных узлов, затрат на сборку (комплектацию) изделий и нормативной прибыли.

Метод регрессионного анализа применяется для определе­ния зависимости изменения цены от изменения технико-эко­номических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений. Он является более точным, более совершенным по сравнению с другими параметрическими методами.

Применение метода требует формирования параметриче­ского ряда, определения технических и экономических пара­метров, на основе которых он строится. Изделия отбираются в параметрический ряд по таким признакам, как однородность технических требований к ним, т.е. наличие одних и тех же ос­новных показателей качества (хотя технические требования к отдельным изделиям различаются), и однотипность техноло­гии их изготовления. Для целей ценообразования важно вы­явить различия в пределах параметрического ряда, которые оп­ределяют разные эксплуатационные возможности, следова­тельно, связаны с удовлетворением конкретного спроса на каждое изделие. Например, в параметрический ряд по призна­ку однородности технических требований входят различные виды полуфабрикатов из куриного, говяжьего, свиного, ба­раньего мяса. Эти виды имеют одни и те же наименования тех­нических характеристик (свежесть, жирность, сортность и др.), но разные их значения.

Построение регрессионной зависимости изменения цены от технических параметров включает следующие этапы:

- отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на цены изделий параметрического ряда;

- определение характера изменения цены в зависимости от па­раметров;

- построение системы регрессионных уравнений в соответствии с принятой функцией и расчет зависимости цен от параметров для параметрического ряда.

Данный метод успешно применяется в рыночной экономи­ке. Предположим, предприятие (цех), производящее торты, разработало новый торт «Низкокалорийный». Перед тем как запустить эту модель в производство, предприятию стоит оце­нить будущую прибыль. Для этого оно должно определить при­емлемую для рынка цену своего изделия. Допустим, в данный момент на рынке реализуется 300 видов тортов. Используя дан­ные по этим видам, можно построить уравнение регрессии, ха­рактеризующее зависимость цены от основных потребитель­ских параметров. Полученную регрессию цех использует для прогноза цены на новый сорт «Низкокалорийный» и для опре­деления прибыльности его производства, а также при установ­лении первоначальной, пробной, цены на свой новый сорт. Возможно, эта цена окажется завышенной, а объем продаж — ниже планируемого. В этом случае предприятие может не­сколько понизить цену, либо, не изменяя цены, улучшить упа­ковку торта, либо увеличить расходы на рекламу, либо снять с производства данный сорт «Низкокалорийный». Если перво­начальная цена оказывается заниженной, то возникает дефи­цит тортов нового сорта. В этом случае предприятие может по­высить цену.

Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, в том числе таких, которые не поддаются количественному измере­нию. К последним относятся удобство изделия, дизайн, экологичность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет), со­ответствие моде и др.

Практическое определение конкретных цен с помощью баллового метода включает четыре этапа:

1) отбор основных технико-экономических параметров. Они могут быть разными в зависимости от сферы использования данного изделия. Если, например, музыкальные центры предполагается продавать дансингам, то цена на них
будет определяться в первую очередь мощностью и надежностью. При продаже этого изделия населению особое значение приобретает дизайн;

2) начисление баллов по каждому выбранному параметру экспертным путем по определенной процедуре. В качестве экспертов должны выступать представители не только производителя, но и основных потребителей;

3) определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия. В случаях, когда все параметры продукции, подвергающиеся балловой оценке, равнозначны, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов по каждому параметру. Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, устанавливается вес (значимость) отдельных параметров. Баллы, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются путем умножения на соответствующий вес. Полученные баллы суммируются по каждому изделию;

4)расчет цены.

Принимая решение о той или иной цене, руководству пред­приятия торговли целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это по­зволит оценить с различных позиций возможности получения прибыли, например исходя из спроса на товар, его качества, воспринимаемой потребителем ценности товара, уровня за­трат на производство, — и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Под влиянием каких факторов изменяется система цен?

2. Для чего используется индексация цен в ценообразовании?

3. Чем отличается ценовая политика предприятия от государственной ценовой политики?

4. Каково значение конкуренции в практике ценообразования?

5. Какие цели преследуют торговые предприятия при установлении цен на свои товары?

6. В каких целях применяют базисные цены?

7. Какой из методов ценообразования в настоящее время наиболее актуален?

 

Тема Экономическое содержание прибыли. Прибыль в торговле является денежным выра­жением стоимости прибавочного продукта, созданного произ­водительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обра­щения, а также части прибавочного продукта, созданного ра­ботниками других отраслей народного хозяйства (промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как платы за реализацию товаров (продукции и услуг).

Существует множество определений прибыли. Приведем некоторые из них. Так, профессор Сиэтлского университета (США) Пол Хейн дал следующее определение: «Прибыль — это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей». Многие зарубежные эконо­мисты в определении прибыли используют термин «инвести­ции», связанный с понятием будущей прибыли, т.е. такой при­были, которая будет получена в перспективе благодаря свое­временному внесению инвестиций, к примеру на закупку оборудования, транспортных средств, на капитальные вложе­ния и т.д., что позволяет увеличить размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестиций могут служить банковские кредиты, частные капиталы, средства одних пред­приятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства мо­гут быть представления и в виде прямых ссуд, и в виде приобре­таемых акций, и в виде вложения средств с целью получения прибыли и т.д.

П.Р. Рубинфельд определил прибыль так: «Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибы­ли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен пре­дельным издержкам».

Итак, прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия торговли, причем финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации то­варов в связи с уменьшением объема поставок товаров, сниже­нием покупательского спроса.

Все затраты предприятия торговли, как учитываемые в со­ставе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют общие издержки, поскольку они характеризу­ют совокупность действительных его расходов. Общие издерж­ки обращения по объему больше издержек обращения. В соот­ветствии с издержками прибыль может быть валовой и общей. Валовая прибыль — это разность между валовым доходом и из­держками обращения. Общая прибыль — это разность между ва­ловым доходом и общими издержками (затратами предпри­ятия, как учитываемыми в составе издержек обращения, так и относимыми на прибыль). Общая прибыль меньше валовой на сумму затрат, не относимых на издержки обращения. Цель лю­бого предприятия торговли — получение максимальной общей прибыли, поэтому общая прибыль характеризует предприни­мательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов предприятия торговли (предпринимателя) и способ­ности его к самофинансированию (саморазвитию).

Прибыль является одним из важнейших оценочных пока­зателей, характеризующих результат хозяйственной деятель­ности предприятия торговли. В процессе анализа результатов работы применяются различные виды прибыли (рис. 11.1).

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета налога на добавленную стоимость) и издержками обра­щения.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества определяется с учетом разницы (превышения) между продаж­ной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточ­ной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества,

увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в по­рядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие «остаточная стоимость имущества» рассматривается примени­тельно к основным фондам, нематериальным активам, мало­ценным и быстроизнашивающимся предметам, а первона­чальная стоимость — для прочего имущества.

В состав доходов (расходов) от внереализационной деятель­ности включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в арен­ду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также дру­гие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые плате­жи, относимые на финансовые результаты хозяйственной дея­тельности предприятия торговли (налог на имущество, транс­портный налог, прочие налоги).

Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный фи­нансовый результат хозяйственной деятельности предприятия торговли и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реа­лизации товаров, основных производственных средств (фон­дов), иного имущества и доходов от внереализационных опера­ций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая прибыль и валовая тождественны. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйст­венной деятельности предприятия. На практике именно при­быль отражает экономическую категорию «прибавочная стои­мость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.

Чистая прибыль — та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль — часть валовой прибыли, подле­жащая налогообложению. При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой прибыли исключаются:

доходы от долевого участия в деятельности других предпри­ятий;

дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим цен­ным бумагам, принадлежащим предприятию торговли;

доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (до­ходы от аренды, проката видео-,аудиокассет и записи на них);

прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности),.

Перечисленные суммы исключаются из валовой прибыли потому, что данные доходы облагаются налогом по установ­ленным ставкам у источника их выплаты. Такие издержки, как НДС, акцизы, прочие налоги, изымаются из валового дохода; налог на прибыль, прочие налоги (налог на имущество и др.), расходы, не относящиеся на издержки, высчитываются из ба­лансовой прибыли.

Главное препятствие, с которым сталкивается предприятие торговли на пути максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды. Акционерные общества и общества с ограниченной ответ­ственностью могут уменьшать размер валовой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды. Законом РФ «Об акционерных обществах» льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не мо­жет быть больше обязательного размера, равного 15 % уставно­го капитала, и выше 50 % налогооблагаемой прибыли.

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлены льготы для предприятий, уменьшающие размер налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предусмотрены для всех предприятий, если средства направлены на еле дующие цели: финансирование капитальных вложений произ­водственного и непроизводственного назначения (при усло­вии полного использования сумм начисленного износ* основных фондов); благотворительные цели (3 % суммы нало­гооблагаемой прибыли); погашение кредитов банков, полу­ченных на финансирование капитальных вложений, и др. При этом суммарный размер льгот, исключаемых из налогообла­гаемой прибыли, не может превышать 50 % суммы налога, ис­численного без учета этих льгот. Для предприятий, работа­ющих на основе аренды государственного имущества, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку арендная плата взимается в государст­венный бюджет.

Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при определении суммы налога на прибыль, связана с определением для целей налогообложения доходов и расходов, получен­ных и произведенных по всем видам деятельности. Экономиче­ский расчет целесообразно проводить по каждой коммерческой сделке, чтобы иметь представление о соотношении между за­тратами на приобретение, доставку, хранение товаров и выруч­кой от их продажи. Коммерческую сделку можно считать выгод­ной, если она обеспечивает чистую прибыль не менее 20—30 % затрат. Такое жесткое требование обусловлено высокой сте­пенью риска, характерного для коммерческой сделки.

Естественно, что все предприятия торговли стремятся по­лучить как можно более высокий процент чистой прибыли. Среди условий роста прибыли в торговле в первую очередь сле­дует указать такие, как: о расширение ассортимента товаров;

5 внедрение новых технологий коммерческого характера с целью увеличения объема продаж товаров, пользующихся повышен­ным спросом; > отсутствие страха перед коммерческим риском;

рациональное распределение средств, получаемых в результате экономии затрат.

При этом особую роль играет выбор стратегии деятельно­сти: либо снижение цены на товары, пользующиеся понижен­ным спросом, в расчете на увеличение прибыли за счет роста объемов продаж, либо сохранение неизменной цены с целью стабильности умеренного спроса. Использование той или иной стратегии приводит к различным последствиям — вплоть до банкротства предприятия при выборе ошибочной страте­гии. Поэтому выбор стратегии должен основываться на глубо­ком маркетинговом исследовании рынка схожих по назначе­нию товаров. Принципы формирования и использования прибыли

Факторы, влияющие на прибыль, можно разде­лить на две группы. К первой группе относят основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли предприятия торговли: прибыль (убыток) от реализации това­ров, прибыль (убыток) от неторговой деятельности предпри­ятия, сальдо доходов и расходов по внереализационным опера­циям, прибыль (убыток) от реализации основных производст­венных средств.

Ко второй группе относят взаимозависимые факторы: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые това­ры, издержки обращения, фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников, обора­чиваемость и состав капитала, затраты, относимые на прибыль. Эти факторы не случайно называют «взаимозависимые»: каж­дый из них в какой-то мере влияет и испытывает влияние других факторов этой группы. Разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы — показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль, применяя методы и приемы экономико-математического анализа. Сначала оце­нивается влияние каждого из них на уровень прибыли, а затем — их комплексное влияние. Комплексный метод анализа позволяет получить необходимые условия для нормального функцио­нирования и развития предприятия торговли:

Т> Г, > Т2> Т3> Т4,

где Т, Тх, Т2, Т3, Тл темпы роста соответственно прибыли, то­варооборота, издержек обращения, фондовооруженности ра­ботников, численности работников.

Интенсивное развитие предприятия торговли может харак­теризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличе­нием капитала и др. К примеру, издержки обращения в роз­ничной торговле сильно зависят от заработной платы работни­ков, отчислений во внебюджетные фонды. Чтобы снизить из­держки обращения, можно, например, уменьшить заработную плату и соответственно налоговые отчисления. Это, на первый взгляд, может увеличить сумму прибыли предприятия, но у ра­ботников ослабнет стимул к труду, следовательно, снизится производительность труда, что может привести к большим за­тратам на восстановление работоспособности персонала.

Уровень прибыли в торговле зависит от спроса на товары и их предложения. Так, при снижении спроса на товары возмож­но уменьшение валового дохода от реализации и сокращение валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предло­жения на рынке выступают розничные цены товаров. Как пра­вило, при низких ценах на товары спрос на них больше, а при высоких — меньше, поскольку покупатель может найти более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объе­мов продаж прибыль растет, затем рост ее замедляется и нако­нец она стабилизируется или снижается в зависимости от свойств товаров.

Распределение прибыли понимается как порядок ее направ­ления, определяемый законодательством. Распределение при­были основано на соблюдении трех основных принципов:

о выполнение обязательств перед государственным бюджетом;

о обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;

накопление собственного капитала.

В условиях рыночной экономики значительная часть при­были изымается в виде налогов (38—45 % валовой прибыли), которые государство использует на пополнение доходов бюд­жета.

Российское законодательство предоставляет предприяти­ям любой организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоря­жение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет.

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и органи­заций» предусмотрено право предприятий направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погаше­ние кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчислен­ную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза. Но если пред­приятие использует эти кредиты не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налого­обложению в установленном порядке.

Одно из направлений распределения прибыли — погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого вне­бюджетного фонда для пополнения оборотных средств. Целевой кредит представляется на основании соглашения между финан­совыми органами и акционерными обществами (с долей государ­ства в уставном капитале более 50 %), приватизированными предприятиями независимо от организационно-правовой фор­мы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата про­центов по нему осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Еще одним направлением распределения прибыли являют­ся отчисления в резервный фонд. В России резервный фонд соз­дается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50 % прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — покрытие непредвиденных потерь, ком­пенсация риска, других расходов, возникающих в процессе хо­зяйственной деятельности предприятия. Существование ре­зервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка чистой прибыли.

На предприятии могут создаваться фонды специального на­значения, которые аккумулируют значительную часть прибыли, зарезервированную или направленную на образование источ­ников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной ин­фраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капиталовложений), на материальное поощрение работников. Фонды специального назначения четко разграничивают средст­ва, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В связи с этим образуются две са­мостоятельные группы фондов — фонды накопления и потреб­ления. К фондам специального назначения относится также фонд социальной сферы.

Фонд потребления на предприятии торговли формируется для удовлетворения его текущих потребностей. Источником средств фонда накопления является чистая прибыль. Однако направляя значительную долю чистой прибыли на текущие по­требности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего по­требления. Прибыль, направленная на инвестирование (капи­таловложения), способствует экономическому росту, что уве­личивает возможности будущего потребления.

Если суммы уставного капитала и фонда накопления пре­вышают сумму полученной прибыли, то можно говорить об ус­тойчивости средств, направленных на развитие предприятия. Уравнивание этих сумм свидетельствует о предкризисном со­стоянии предприятия.

Итак, в общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия торговли, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлеж­ности к собственникам. Фонды потребления акционерного предприятия находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акцио­неров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия, ибо различия капита­ла и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределения чистой прибыли.

Разность между совокупной прибылью по всем видам дея­тельности предприятия и ее использованной частью за отчет­ный период представляет собой нераспределенную прибыль.

Нераспределенная прибыль — показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе этой прибыли одна часть характеризует на­копленную прибыль, вторая часть представляет собой свобод­ную прибыль, т.е. прибыль, которая никуда не направлена. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. На самом деле все фонды потребления, а также такие накопления, как вложения в социальную сферу, не относятся к собственному капиталу. Они представляют собой не капитал предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало трудовому коллективу на его социальные нужды.

По экономическому содержанию фонды — это чистая при­быль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования — на приобретение но­вой техники (фонд накопления), на мероприятия социальной направленности (фонд социальной сферы), на материальное поощрение (фонд потребления) и прочие нужды.

Совет учредителей имеет право направлять средства фон­дов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставно­го капитала и финансирование других мероприятий.

Все сказанное выше о создании фондов характерно для бо­лее или менее крупных предприятий, где распределение при­были по фондам происходит в соответствии с учредительными документами, предусматривающими суммы отчислений. По­рядок формирования и расходования средств фондов предпри­ятие определяет самостоятельно и закрепляет в уставе и прика­зе об учетной политике. Такой метод использования прибыли получил название фондовый метод.

Бесфондовый метод используется в основном малыми пред­приятиями. На таких предприятиях обычно формируется ре­зервный фонд, отчисления в который могут повлиять на нало­гооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления.

В конечном итоге цель анализа распределения прибыли — установить, насколько рационально распределяется и исполь­зуется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемо­сти) капитала и самофинансирования предприятия торговли.

Тема Рентабельность предприятия торговли (общественного питания). В условиях рыночной экономики результаты деятельности предприятия торговли оцениваются системой по­казателей, основным из которых выступает рентабельность — отношение показателя прибыли к одному из показателей функ­ционирования предприятия. Показатели рентабельности по­зволяют выявить не только общую эффективность предприятия торговли, но и оценить различные стороны его деятельности: общая экономическая рентабельность предприятия торговли

Р = П:Т * 100%,

где П — сумма прибыли (валовой или чистой), руб.; Т— объем товарооборота (без НДС), руб.; Показатель рентабельности собственного капитала

R = П: К * 100 %,

где К— размер собственного капитала, руб., служит для оценки уровня котировки акций акционерного предприятия торговли на фондовой бирже и позволяет инвесторам оценить потен­циальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги;

о Показатель рентабельности всего капитала, который находится путем деления суммы прибыли на сумму всего капитала (основного и оборотного);

о Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия

R = П:ОФ* 100

где ОФ — средняя стоимость основных фондов, руб.;

Показатель рентабельности материальных оборотных средств определяется аналогично, но вместо ОФ фондов применяется средняя стоимость материальных оборотных средств МС, руб.;

Например, для предприятия торговли, которое арендует помещения или сдает помещения в аренду, среднюю стои­мость основных фондов следует определять с учетом соответ­ствующих средств как разницу суммарной стоимости собст­венных и арендуемых основных фондов и стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.

Наряду с основными показателями рентабельности ис­пользуются частные показатели, которые характеризуют эф­фективность использования предприятиями торговли отдель­ных видов ресурсов:

рентабельность эффективности текущих затрат — отношение прибыли к издержкам обращения;

рентабельность затрат живого труда — отношение прибыли к заработной плате;

рентабельность оборотных средств — отношение прибыли к среднему значению оборотных средств;

рентабельность эффективности использования рабочей силы — отношение прибыли к численности занятых на предприятии работников;

рентабельность эффективности использования торговых пло­щадей;

рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия торговли используется также динамика показателей рента­бельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.