КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы ценообразования
В целом все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы в зависимости оттого, на что в большей степени ориентируется продавец при выборе того или иного метода: Затратные методы ценообразования предусматривают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести методы: полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, на основе анализа безубыточности, учета рентабельности инвестиций, надбавки к цене. Метод полных издержек («издержки плюс») основан на определении полных издержек и предполагает суммирование совокупных издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек, например арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами на производство данного товара, — условный, он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия. В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат: пропорционально или заработной плате производственных рабочих, или затратам на материалы, или переменным издержкам. Метод расчета цен на основе полных издержек — один из самых популярных в России, так как: он достаточно прост и удобен; снижает ценовую конкуренцию, сводит ее к минимуму, поскольку этим методом пользуется большинство предприятий отрасли, то их цены скорее всего будут схожими; О обеспечивает равенство покупателей и продавцов при высоком спросе: продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли. Однако при использовании метода полных издержек при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом в отличие от продукции конкурентов, которая может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п. Метод прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов. Суть данного метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы (расходы предприятия в целом) не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название добавленной или маржинальной. Переменные (прямые) издержки являются тем пределом, ниже которого ни одно предприятие не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, в то время как его ценность для потребителя определяет высший предел цены на него. Если в методе полных издержек расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то первый шаг метода прямых затрат - оценка потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и вычисляются наценка (маржинальная прибыль) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции. Данный метод позволяет находить оптимальное сочетание объемов производства с учетом условий сбыта, а также цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть использован для установления цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства. Метод предельных издержек основан на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Применение этого метода оправдано в случае, если гарантированная продажа по более высокой цене достаточна, для того чтобы покрыть расходы. Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли относится к группе методов ценообразования на основе издержек производства. Предприятие стремится установить на свой товар такую цену, которая обеспечит получение желаемого объема прибыли. Метод учета рентабельности инвестиций относится к группе методов расчета цен на основе издержек и позволяет оценить полные затраты при различных программах производства товара и объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие затраты. Этот метод — единственный из всех, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара, и может успешно применяться при принятии решений об объеме производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной его недостаток — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени. В практике оптовых и розничных предприятий торговли нередко возникает ситуация, когда покупатель требует от них осуществить определенное снижение цены. Поэтому, если заранее определить прибыль, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности предприятия контролировать уровень снижения цен. Метод надбавки к цене предполагает использование повышающего коэффициента при определении цены продажи Для расчета повышающего коэффициента используют несколько способов. Первым способом процент наценки вычисляется на основе цены приобретения товара: Вторым способом процент наценки вычисляется на основе цены реализации: Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара; возможна и обратная операция. Естественно, что при проведении политики снижения цен коэффициент повышения цены от продажи будет различным при его расчете до снижения цены и после ее снижения. Первый из них называется первоначальным, исходным коэффициентом, а второй — реальным коэффициентом повышения цены, так как показывает, какую прибыль можно получить в итоге, т.е. в результате фактической сбытовой деятельности по продаже товара по сниженным ценам. Рыночные методы ценообразования рассматривают лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, учитывают в своей практике ценообразования сложившийся уровень спроса на товар, эластичность спроса, а также ценностное восприятие потребителем их продукции. С позиций экономической науки ценность определяется как общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления приобретенного им блага, т.е. польза, которую это благо ему приносит. Методы ценообразования, основанные на воспринимаемой ценности товара, базируются на экономическом эффекте, получаемом потребителем за время использования товара (например, стула). К данной подгруппе методов можно отнести: метод расчета экономической ценности товара и метод оценки максимально приемлемой цены. Метод расчета экономической ценности товара для потребителя предполагает реализацию следующих этапов: о определение цены (или затрат), связанной с использованием того блага (товара), которое покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных ему альтернатив; о определение всех параметров, которые отличают данный товар (стул) как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы (потребитель учитывает, что стул в отличие от табурета имеет спинку, однако он тяжелее последнего); о оценка ценности для покупателя различий в параметрах данного товара и товара-альтернативы; о суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий данного товара от товара-альтернативы. Метод оценки максимально приемлемой цены особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Здесь под максимальной понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем более будет повышаться цена относительно данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем. Процедура определения цены на основе данного метода сводится к следующим этапам: -определение условий применения товара (безопасность, простота использования и проч.); -выявление неценовых достоинств товара для покупателя, например удобство применения, мода, престиж; - выявление всех неценовых издержек покупателя при использовании товара (например, возможный вред для здоровья: ухудшение зрения при чтении книге очень мелким шрифтом); - установление уровня равновесия достоинства—издержки. Методы с ориентацией на спрос могут быть подразделены на метод анализа пределов и метод анализа пика убытков и прибылей. Метод на основе анализа пределов используется предприятиями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. Кривая спроса для данного рынка, как правило, падающая, что означает их высокую ценовую эластичность, т.е. спрос на товары чутко реагирует на изменение цены: при ее повышении объем продаж сокращается, а при понижении, наоборот, увеличивается. В этом случае продавцы определяют цену реализации в точке совпадения предельных прибылей и издержек, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, находят соответствующие этой точке объемы продаж и цену на данное время. В условиях рынка несовершенной конкуренции и рынка чистой конкуренции следует четко ответить на вопрос, приемлема данная цена или нет. Если цена на данный товар выше Цо (цены продажи, едва покрывающей издержки и не дающей прибыль), то предприятие будет иметь ценовую конкурентоспособность и поэтому сможет применять превентивную конкуренцию через снижение цен; при этом рыночная цена будет приближаться к Цо и предприятия, которые не смогут работать по такой рыночной цене, будут вынуждены уйти с рынка. Однако в то же время возможно активное внедрение на этот рынок предприятий с высокой инновационной силой, которые рынке. Без этого осуществить изменение привычной цены не удается. Престижное ценообразование по своей сути очень похоже на метод привычных цен. Примерами товаров, на которые цены образуются данным методом, могут служить драгоценности, легковые автомобили, норковые шубы, черная икра, услуги роскошных ресторанов, гостиниц и т.д. Эти товары и услуги обладают специфическими характеристиками люксового уровня качества и огромным демонстрационным эффектом. Если подобные товары (услуги) будут продаваться по более низким ценам и каждый сможет приобрести их, т.е. они станут легкодоступными, то данные товары потеряют свою основную товарную ценность и привлекательность для целевого рынка престижных покупателей. Не представляется возможным продавать их по низким ценам, поскольку у покупателя может вызвать сомнение качество товара (не подделка ли?). Кроме того, будет теряться эффект исключительности и особой недосягаемости товара, поэтому объем продаж будет значительно снижаться. Цены на такие товары рекомендуется с самого начала устанавливать повыше, что будет служить стимулом для покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого товара, и станет причиной формирования еще большего объема продаж. Чтобы по таким товарам завоевать целевой рынок, с самого начала выхода их на рынок целесообразно использовать политику высоких цен и поддерживать имидж сверхвысокого класса продаваемых товаров. Состязательный метод определения цен (тендерный метод) — наиболее распространенный в настоящее время способ ценообразования — применяется главным образом на различных торгах (оптовые рынки, биржи ценных бумаг и т.д.) и предполагает ситуацию, когда несколько покупателей стремится купить товар у одного или малого числа продавцов или, наоборот, когда большое число продавцов стремится продать товар одному или малому числу покупателей; при этом цена на товар определяется за один раз и в присутствии обеих сторон. Обычно в таких случаях цену, которую считают для себя приемлемой покупатель или продавец, записывают на листе бумаги, запечатывают вместе с требуемыми документами в конверт, затем все конверты собирают и вскрывают в присутствии участников тендера. Если торги организовали продавцы и состязание ведется между покупателями, то выигрывает тот покупатель, который предложил самую высокую цену; если тендер проводит покупатель и состязание ведется между продавцами, то выигрывает тот продавец, который предложил наименьшую цену. Аукционный метод определения цены также активно используется на товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д. и в свою очередь подразделяется на две разновидности: о повышающий метод ведения аукциона, когда вначале называется самая низкая цена, затем происходит ее повышение, а в итоге товар достается тому, кто назвал самую высокую цену; о понижающий (или голландский) метод ведения аукциона, когда вначале называется самая высокая цена; если покупателя по такой цене не находится, то цена снижается. В этом случае право на заключение сделки купли-продажи на данный товар получает тот покупатель, который первым примет цену продавца и тем самым согласится на самую высокую цену по сравнению с остальными участниками аукциона. Такой метод дает возможность проводить аукцион более быстро. Однако из-за накаленной атмосферы состязательной торговли трудно рассчитывать на то, что удастся сторговать наиболее приемлемую цену. Параметрические методы ценообразования. Предприятия торговли нередко нуждаются в такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий, т.е. совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и различающихся значениями технико-экономических параметров. К данной группе методов ценообразования принадлежат: метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, агрегатный метод, балловый метод. Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующихся наличием одного основного параметра, который в значительной степени определяет общий уровень цены изделия. При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена: Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношения цен небольших параметрических рядов продукции несложной конструкции, характеризующихся одним параметром. Он крайне несовершенен, поскольку не учитывает все другие потребительские свойства изделия, альтернативные способы его использования, а также полностью игнорирует спрос и предложение. Агрегатный метод ценообразования заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку (комплектацию) изделий и нормативной прибыли. Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений. Он является более точным, более совершенным по сравнению с другими параметрическими методами. Применение метода требует формирования параметрического ряда, определения технических и экономических параметров, на основе которых он строится. Изделия отбираются в параметрический ряд по таким признакам, как однородность технических требований к ним, т.е. наличие одних и тех же основных показателей качества (хотя технические требования к отдельным изделиям различаются), и однотипность технологии их изготовления. Для целей ценообразования важно выявить различия в пределах параметрического ряда, которые определяют разные эксплуатационные возможности, следовательно, связаны с удовлетворением конкретного спроса на каждое изделие. Например, в параметрический ряд по признаку однородности технических требований входят различные виды полуфабрикатов из куриного, говяжьего, свиного, бараньего мяса. Эти виды имеют одни и те же наименования технических характеристик (свежесть, жирность, сортность и др.), но разные их значения. Построение регрессионной зависимости изменения цены от технических параметров включает следующие этапы: - отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на цены изделий параметрического ряда; - определение характера изменения цены в зависимости от параметров; - построение системы регрессионных уравнений в соответствии с принятой функцией и расчет зависимости цен от параметров для параметрического ряда. Данный метод успешно применяется в рыночной экономике. Предположим, предприятие (цех), производящее торты, разработало новый торт «Низкокалорийный». Перед тем как запустить эту модель в производство, предприятию стоит оценить будущую прибыль. Для этого оно должно определить приемлемую для рынка цену своего изделия. Допустим, в данный момент на рынке реализуется 300 видов тортов. Используя данные по этим видам, можно построить уравнение регрессии, характеризующее зависимость цены от основных потребительских параметров. Полученную регрессию цех использует для прогноза цены на новый сорт «Низкокалорийный» и для определения прибыльности его производства, а также при установлении первоначальной, пробной, цены на свой новый сорт. Возможно, эта цена окажется завышенной, а объем продаж — ниже планируемого. В этом случае предприятие может несколько понизить цену, либо, не изменяя цены, улучшить упаковку торта, либо увеличить расходы на рекламу, либо снять с производства данный сорт «Низкокалорийный». Если первоначальная цена оказывается заниженной, то возникает дефицит тортов нового сорта. В этом случае предприятие может повысить цену. Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, в том числе таких, которые не поддаются количественному измерению. К последним относятся удобство изделия, дизайн, экологичность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет), соответствие моде и др. Практическое определение конкретных цен с помощью баллового метода включает четыре этапа: 1) отбор основных технико-экономических параметров. Они могут быть разными в зависимости от сферы использования данного изделия. Если, например, музыкальные центры предполагается продавать дансингам, то цена на них 2) начисление баллов по каждому выбранному параметру экспертным путем по определенной процедуре. В качестве экспертов должны выступать представители не только производителя, но и основных потребителей; 3) определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия. В случаях, когда все параметры продукции, подвергающиеся балловой оценке, равнозначны, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов по каждому параметру. Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, устанавливается вес (значимость) отдельных параметров. Баллы, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются путем умножения на соответствующий вес. Полученные баллы суммируются по каждому изделию; 4)расчет цены. Принимая решение о той или иной цене, руководству предприятия торговли целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить с различных позиций возможности получения прибыли, например исходя из спроса на товар, его качества, воспринимаемой потребителем ценности товара, уровня затрат на производство, — и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Под влиянием каких факторов изменяется система цен? 2. Для чего используется индексация цен в ценообразовании? 3. Чем отличается ценовая политика предприятия от государственной ценовой политики? 4. Каково значение конкуренции в практике ценообразования? 5. Какие цели преследуют торговые предприятия при установлении цен на свои товары? 6. В каких целях применяют базисные цены? 7. Какой из методов ценообразования в настоящее время наиболее актуален?
Тема Экономическое содержание прибыли. Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного работниками других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как платы за реализацию товаров (продукции и услуг). Существует множество определений прибыли. Приведем некоторые из них. Так, профессор Сиэтлского университета (США) Пол Хейн дал следующее определение: «Прибыль — это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей». Многие зарубежные экономисты в определении прибыли используют термин «инвестиции», связанный с понятием будущей прибыли, т.е. такой прибыли, которая будет получена в перспективе благодаря своевременному внесению инвестиций, к примеру на закупку оборудования, транспортных средств, на капитальные вложения и т.д., что позволяет увеличить размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестиций могут служить банковские кредиты, частные капиталы, средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства могут быть представления и в виде прямых ссуд, и в виде приобретаемых акций, и в виде вложения средств с целью получения прибыли и т.д. П.Р. Рубинфельд определил прибыль так: «Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам». Итак, прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия торговли, причем финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, к примеру, из-за чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров, снижением покупательского спроса. Все затраты предприятия торговли, как учитываемые в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют общие издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных его расходов. Общие издержки обращения по объему больше издержек обращения. В соответствии с издержками прибыль может быть валовой и общей. Валовая прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения. Общая прибыль — это разность между валовым доходом и общими издержками (затратами предприятия, как учитываемыми в составе издержек обращения, так и относимыми на прибыль). Общая прибыль меньше валовой на сумму затрат, не относимых на издержки обращения. Цель любого предприятия торговли — получение максимальной общей прибыли, поэтому общая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов предприятия торговли (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию). Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности предприятия торговли. В процессе анализа результатов работы применяются различные виды прибыли (рис. 11.1). Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета налога на добавленную стоимость) и издержками обращения. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества определяется с учетом разницы (превышения) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие «остаточная стоимость имущества» рассматривается применительно к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость — для прочего имущества. В состав доходов (расходов) от внереализационной деятельности включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия торговли (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги). Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия торговли и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных производственных средств (фондов), иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая прибыль и валовая тождественны. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. На практике именно прибыль отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом. Чистая прибыль — та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. Налогооблагаемая прибыль — часть валовой прибыли, подлежащая налогообложению. При исчислении налогооблагаемой прибыли из валовой прибыли исключаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию торговли; доходы, подлежащие налогообложению по особым ставкам (доходы от аренды, проката видео-,аудиокассет и записи на них); прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к посреднической деятельности),. Перечисленные суммы исключаются из валовой прибыли потому, что данные доходы облагаются налогом по установленным ставкам у источника их выплаты. Такие издержки, как НДС, акцизы, прочие налоги, изымаются из валового дохода; налог на прибыль, прочие налоги (налог на имущество и др.), расходы, не относящиеся на издержки, высчитываются из балансовой прибыли. Главное препятствие, с которым сталкивается предприятие торговли на пути максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых отчислений в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут уменьшать размер валовой прибыли на сумму отчислений в резервный фонд или другие аналогичные фонды. Законом РФ «Об акционерных обществах» льгота по прибыли, направляемой на создание резервного фонда, не может быть больше обязательного размера, равного 15 % уставного капитала, и выше 50 % налогооблагаемой прибыли. Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлены льготы для предприятий, уменьшающие размер налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предусмотрены для всех предприятий, если средства направлены на еле дующие цели: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (при условии полного использования сумм начисленного износ* основных фондов); благотворительные цели (3 % суммы налогооблагаемой прибыли); погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальных вложений, и др. При этом суммарный размер льгот, исключаемых из налогооблагаемой прибыли, не может превышать 50 % суммы налога, исчисленного без учета этих льгот. Для предприятий, работающих на основе аренды государственного имущества, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку арендная плата взимается в государственный бюджет. Наиболее сложная проблема, которую решает предприятие при определении суммы налога на прибыль, связана с определением для целей налогообложения доходов и расходов, полученных и произведенных по всем видам деятельности. Экономический расчет целесообразно проводить по каждой коммерческой сделке, чтобы иметь представление о соотношении между затратами на приобретение, доставку, хранение товаров и выручкой от их продажи. Коммерческую сделку можно считать выгодной, если она обеспечивает чистую прибыль не менее 20—30 % затрат. Такое жесткое требование обусловлено высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки. Естественно, что все предприятия торговли стремятся получить как можно более высокий процент чистой прибыли. Среди условий роста прибыли в торговле в первую очередь следует указать такие, как: о расширение ассортимента товаров; 5 внедрение новых технологий коммерческого характера с целью увеличения объема продаж товаров, пользующихся повышенным спросом; > отсутствие страха перед коммерческим риском; рациональное распределение средств, получаемых в результате экономии затрат. При этом особую роль играет выбор стратегии деятельности: либо снижение цены на товары, пользующиеся пониженным спросом, в расчете на увеличение прибыли за счет роста объемов продаж, либо сохранение неизменной цены с целью стабильности умеренного спроса. Использование той или иной стратегии приводит к различным последствиям — вплоть до банкротства предприятия при выборе ошибочной стратегии. Поэтому выбор стратегии должен основываться на глубоком маркетинговом исследовании рынка схожих по назначению товаров. Принципы формирования и использования прибыли Факторы, влияющие на прибыль, можно разделить на две группы. К первой группе относят основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли предприятия торговли: прибыль (убыток) от реализации товаров, прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям, прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств. Ко второй группе относят взаимозависимые факторы: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников, оборачиваемость и состав капитала, затраты, относимые на прибыль. Эти факторы не случайно называют «взаимозависимые»: каждый из них в какой-то мере влияет и испытывает влияние других факторов этой группы. Разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы — показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль, применяя методы и приемы экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на уровень прибыли, а затем — их комплексное влияние. Комплексный метод анализа позволяет получить необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия торговли: Т> Г, > Т2> Т3> Т4, где Т, Тх, Т2, Т3, Тл — темпы роста соответственно прибыли, товарооборота, издержек обращения, фондовооруженности работников, численности работников. Интенсивное развитие предприятия торговли может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличением капитала и др. К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от заработной платы работников, отчислений во внебюджетные фонды. Чтобы снизить издержки обращения, можно, например, уменьшить заработную плату и соответственно налоговые отчисления. Это, на первый взгляд, может увеличить сумму прибыли предприятия, но у работников ослабнет стимул к труду, следовательно, снизится производительность труда, что может привести к большим затратам на восстановление работоспособности персонала. Уровень прибыли в торговле зависит от спроса на товары и их предложения. Так, при снижении спроса на товары возможно уменьшение валового дохода от реализации и сокращение валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. Как правило, при низких ценах на товары спрос на них больше, а при высоких — меньше, поскольку покупатель может найти более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж прибыль растет, затем рост ее замедляется и наконец она стабилизируется или снижается в зависимости от свойств товаров. Распределение прибыли понимается как порядок ее направления, определяемый законодательством. Распределение прибыли основано на соблюдении трех основных принципов: о выполнение обязательств перед государственным бюджетом; о обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопление собственного капитала. В условиях рыночной экономики значительная часть прибыли изымается в виде налогов (38—45 % валовой прибыли), которые государство использует на пополнение доходов бюджета. Российское законодательство предоставляет предприятиям любой организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрено право предприятий направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза. Но если предприятие использует эти кредиты не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в установленном порядке. Одно из направлений распределения прибыли — погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств. Целевой кредит представляется на основании соглашения между финансовыми органами и акционерными обществами (с долей государства в уставном капитале более 50 %), приватизированными предприятиями независимо от организационно-правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Еще одним направлением распределения прибыли являются отчисления в резервный фонд. В России резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50 % прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — покрытие непредвиденных потерь, компенсация риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка чистой прибыли. На предприятии могут создаваться фонды специального назначения, которые аккумулируют значительную часть прибыли, зарезервированную или направленную на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капиталовложений), на материальное поощрение работников. Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В связи с этим образуются две самостоятельные группы фондов — фонды накопления и потребления. К фондам специального назначения относится также фонд социальной сферы. Фонд потребления на предприятии торговли формируется для удовлетворения его текущих потребностей. Источником средств фонда накопления является чистая прибыль. Однако направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует экономическому росту, что увеличивает возможности будущего потребления. Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают сумму полученной прибыли, то можно говорить об устойчивости средств, направленных на развитие предприятия. Уравнивание этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии предприятия. Итак, в общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия торговли, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. Фонды потребления акционерного предприятия находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия, ибо различия капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределения чистой прибыли. Разность между совокупной прибылью по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль. Нераспределенная прибыль — показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе этой прибыли одна часть характеризует накопленную прибыль, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая никуда не направлена. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. На самом деле все фонды потребления, а также такие накопления, как вложения в социальную сферу, не относятся к собственному капиталу. Они представляют собой не капитал предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало трудовому коллективу на его социальные нужды. По экономическому содержанию фонды — это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования — на приобретение новой техники (фонд накопления), на мероприятия социальной направленности (фонд социальной сферы), на материальное поощрение (фонд потребления) и прочие нужды. Совет учредителей имеет право направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий. Все сказанное выше о создании фондов характерно для более или менее крупных предприятий, где распределение прибыли по фондам происходит в соответствии с учредительными документами, предусматривающими суммы отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов предприятие определяет самостоятельно и закрепляет в уставе и приказе об учетной политике. Такой метод использования прибыли получил название фондовый метод. Бесфондовый метод используется в основном малыми предприятиями. На таких предприятиях обычно формируется резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления. В конечном итоге цель анализа распределения прибыли — установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования предприятия торговли. Тема Рентабельность предприятия торговли (общественного питания). В условиях рыночной экономики результаты деятельности предприятия торговли оцениваются системой показателей, основным из которых выступает рентабельность — отношение показателя прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность предприятия торговли, но и оценить различные стороны его деятельности: общая экономическая рентабельность предприятия торговли Р = П:Т * 100%, где П — сумма прибыли (валовой или чистой), руб.; Т— объем товарооборота (без НДС), руб.; Показатель рентабельности собственного капитала R = П: К * 100 %, где К— размер собственного капитала, руб., служит для оценки уровня котировки акций акционерного предприятия торговли на фондовой бирже и позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги; о Показатель рентабельности всего капитала, который находится путем деления суммы прибыли на сумму всего капитала (основного и оборотного); о Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия R = П:ОФ* 100 где ОФ — средняя стоимость основных фондов, руб.; Показатель рентабельности материальных оборотных средств определяется аналогично, но вместо ОФ фондов применяется средняя стоимость материальных оборотных средств МС, руб.; Например, для предприятия торговли, которое арендует помещения или сдает помещения в аренду, среднюю стоимость основных фондов следует определять с учетом соответствующих средств как разницу суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов и стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду. Наряду с основными показателями рентабельности используются частные показатели, которые характеризуют эффективность использования предприятиями торговли отдельных видов ресурсов: рентабельность эффективности текущих затрат — отношение прибыли к издержкам обращения; рентабельность затрат живого труда — отношение прибыли к заработной плате; рентабельность оборотных средств — отношение прибыли к среднему значению оборотных средств; рентабельность эффективности использования рабочей силы — отношение прибыли к численности занятых на предприятии работников; рентабельность эффективности использования торговых площадей; рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. При анализе хозяйственной деятельности предприятия торговли используется также динамика показателей рентабельности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |