Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список первоисточников

Валютные операции, их классификация

Валютные операции — это любые операции, связанные с переходом собственности и иных прав на валюту и валютные ценности. К ним относят операции, осуществляемые юридическими и физическими лицами по купле-продаже иностранной валюты, проведение международных расчетов по торговым и неторговым операциям, предоставление и получение кредитов в иностранной валюте и т.д.

Валютные операции в Республике Беларусь включают в себя:

• операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе с использованием иност-ранной валюты в качестве средства платежа;

• ввоз и пересылку в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылку из Республики Беларусь белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях и (или)ценных бумаг в иностранной валюте, иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, драгоценных металлов в виде слитков;

• операции между резидентами и нерезидентами в белорусских руб-лях, а также с использованием ценных бумаг в белорусских рублях;

• осуществление международных денежных переводов;

• операции между нерезидентами в белорусских рублях;

• переводы иностранной валюты по счетам в банках-резидентах, не влекущие переход права собственности на нее;

• переводы нерезидентами белорусских рублей по счетам в банках-резидентах, не влекущие переход права собственности на валюту. В свою очередь, операции с иностранной валютой и ценными бумагами подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Такая классификация необходима для валютного регулирования и является одним из его элементов. Классификация валютных операций на текущие и связанные с движением капитала производится и в других странах. Она особенно важна для становления свободной конвертации националь-ной валюты. Снятие валютных ограничений производится в первую очередь по текущим валютным операциям и лишь затем — по операциям, связанным с движением капитала.

К текущим валютным операциям относят:

• осуществление расчетов по экспорту и(или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том чис-ле исключительных прав на них, не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты поступления (отгрузки) указанных объектов;

• предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок не более 180 дней;

• перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по депозитам, инвестициям, кредитам и займам;

• осуществление в Республику Беларусь и из Республики Беларусь переводов неторгового характера, перечень которых установлен международными договорами Республики Беларусь и (или) законодательством Республики Беларусь.

Валютные операции, связанные с движением капитала (к а п и-
т а л ь н ы е), включают в себя:

• прямые инвестиции — приобретение резидентом доли, пая (в том числе в форме приобретения акций при их первичном размещении) в уставном фонде нерезидента;

• портфельные инвестиции — приобретение резидентами у нерезидентов ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их первичном размещении;

• переводы для осуществления расчетов по обязательствам о при-обретении имущества, относимого законодательством страны его местонахождения к недвижимому имуществу;

• осуществление расчетов по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатам интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, превышает 180 дней, включая осуществление та-ких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты поступления (отгрузки) указанных объектов;

• предоставление и получение кредитов и (или) займов, если срок превышает 180дней;

• иные валютные операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами, не относимые к текущим валютным операциям.

Таким образом, главное в разделении операций на текущие и капитальные заключается в отнесении к текущим операций, связанных с предоставлением коммерческого и банковского кредита на срок до полугода, а к капитальным — текущих операций торгового характера, предполагающих предоставление коммерческого кредита на срок свыше полугода, кредита в денежной форме на срок свыше полугода, а также операций, связанных с прямыми инвестициями и инвестициями в ценные бумаги.

Осуществление текущих валютных операций производится без каких-либо ограничений.

Для проведения валютных операций, связанных с движением капитала, субъектам хозяйствования, в том числе и банкам, необходимо разрешение (лицензия) Национального банка. Это может быть общее разрешение или разрешение на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала.

 

15.5. Валютное регулирование и валютный контроль

Важное место во внешнеэкономической политике государства и в механизме регулирования ВЭД отводится валютно-кредитной политике, мерам валютного регулирования и валютного контроля.

Регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». С позиции рыночной экономики основными целями валютного регулирования ВЭД являются:

· усиление значимости национальной валюты;

· стимулирование притока иностранной валюты;

· стимулирование активности субъектов хозяйствования и увеличение экспорта;

· контроль за возвратом валютной выручки экспортеров;

· создание условий для развития импортозамещающих производств.

Механизм валютного регулирования ВЭД заключается в реализации валютно-кредитной политики в области ВЭД, которую можно разделить на три составляющие:

1) политика управления валютным курсом, которая ориентирована на выбор режима валютного курса и осуществляется посредством следующих инструментов:

а) установление режима валютного курса,

б) корректировка валютного курса,

в) маневрирование учетной ставкой центрального банка страны.

2) политика управления внешним долгом — совокупность инструментов, обеспечивающих поддержание уровня и структуры внеш-ней задолженности на приемлемом уровне.

Основные инструменты управления внешним долгом:

· ограничение платежей по обслуживанию долга,

· переоформление долга в ЦБ,

· управление структурой внешнего долга;

3) политика валютных ограничений — устанавливаемая в законодательством и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями и осуществляемая в следующих формах:

· регулирования ввоза-вывоза, переводов валюты,

· запрета свободной продажи валюты,

· контроля над валютными операциями банками, таможенными органами, налоговыми и другими государственными структурами,

· обязательной продажи части валютной выручки.

Обменные операции на территории Республики Беларусь осуществляются через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности.

Купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты могут осуществляться на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке.

Национальный банк может устанавливать предельные значения обменных курсов, по которым осуществляются купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Порядок осуществления валютно-обменных операций, а также условия отнесения их к операциям, осуществляемым на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, устанавливаются Националь-ным банком.

 

Национальный банк, как орган валютного регулирования в пре-делах своей компетенции:

· устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

· создает золотовалютные резервы и управляет ими;

· регулирует обращение валютных ценностей на территории Рес-публики Беларусь;

· устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финан-совых организациях в иностранной валюте;

· устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

· устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

· устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

· устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

· устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления не-обходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

· совместно с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

· в соответствии с настоящим законом и иными законодательными актами определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

· в соответствии с законодательством привлекает банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

· выдает разрешения на осуществление валютных операций, свя-занных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим законом и иными законодательными актами;

· в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

· осуществляет другие полномочия, установленные настоящим законом и иным законодательством.

Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

· принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы ва-лютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодатель-ными актами;

· осуществляет другие полномочия, установленные настоящим законом и иным законодательством.

Основными направлениями валютного контроля являются:

· определение соответствия проводимых валютных операций ва-лютному законодательству;

· обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

· предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;

· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Со-вет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственного контроля), Государственный таможенный комитет.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, под-чиненных правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет дру-гие функции, предусмотренные настоящим законом и иным законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выпол-няет другие функции, предусмотренные настоящим законом и иным законодательством.

Комитет государственного контроля как орган валютного контроля на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, формирует базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим законом и иным законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные настоящим законом и иным законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

· в установленном законодательством порядке проводить проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;

· осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

· получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

· приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

· осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

· осуществлять контроль за своевременностью представления от-четности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

· осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

· получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

· приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

· осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

· если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

· если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

· если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финан-совые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Таможни как агенты валютного контроля:

· производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

· контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

· осуществляют контроль за соблюдением законодательства, рег-ламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

15.6. Осуществление обязательной продажи валюты

Вопросы обязательной продажи иностранной валюты регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 года
№ 452 (в редакции Указа от 28 января 2008 года № 42), постановления Национального банка Республики Беларусь «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» № 129 от 13.09.2006 года (в редакции от 24.06.2008 года). В соответствии с Указом юридические лица и предприниматели Республики Беларусь обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» 30 % средств в иностранной валюте в течение семирабочих дней со дня их поступления на счета в белорусских или иностранных банках.

Обязательная продажа средств в иностранной валюте производится всеми юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь и осуществляющими свою деятельность независимо от организационно-пра-вовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности и порядка осуществления операций (самостоятельно или через посредников), а также характера сделок, включая реализацию товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь с оплатой в иностранной валюте. Если юридические лица осуществляют свою деятельность таким образом, что иностранная валюта, причитающаяся (причитавшаяся) им направляется (используется) на оплату обязательств данных юридических лиц и поступает не на их счета, то эти средства в иностранной валюте также подлежат обязательной продаже в установленном порядке в течение семирабочих дней со дня поступления этих средств на счет получателя. Если информация о времени поступления средств на счет получателя отсутствует, то продажа должна осуществляться в течение семирабочих дней со дня вступления в силу соответствующего договора, определяющего направление либо использование этих средств.

 

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (ред. от 20.07.2006 года) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 162, 2/744.

2. Таможенный кодекс Республики Беларусь (ред. от 4.01.2007 года) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1514.

3. О товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25 июня 2007 года № 829 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 253.

4. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 85, 2/978.

5. Об экспортном контроле: Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 года № 130-З.

6. О торгово-промышленной палате: Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 года. – № 208-З.

7. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года. – № 347-З.

8. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь от 4 ян-варя 2007 года. № 178 (в ред. указов Президента Республики Беларусь от 23.01 2009 года № 52, от 19.02.2009 года № 104).

9. Международные правила по толкованию торговых терминов ИНКОТЕРМС 2000 г. – Минск: РУП «Белтаможсервис», 2002.

10. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г. / Международное частное право: действующие нор-мативные акты. – Москва: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 1999.

11. О международном финансовом лизинге: Конвенция УНИДРУА (заключена в г. Оттаве 28.05.1988 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – 24.02.

12. Алейников, С.А. Нетарифное регулирование в Республике Беларусь / С.А. Алейников, Ю.М. Станкевич. – Минск: Светоч, 2003.

13. Бахрамов, Ю.М. Организация внешнеэкономической деятель-ности. Особенности менеджмента / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. – СПб.: Лань, 2001.

14. Верба, В.Е. Финансы внешнеэкономической деятельности субъ-ектов хозяйствования. – Минск: ЗАО «Белбизнеспресс», 2003.

15. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. для вузов / Л.Е. Стровский [и др.]; под ред. проф. Л.Е. Стровского. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.

16. Соркин, С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учебное пособие / С.Л. Соркин. – Минск: Соврем. школа, 2006.

17. Всемирная торговая организация: ориентиры для юристов и экономистов / под ред. П.Г. Никитенко. – Минск: БИП-С, 2003.

18. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учебник / И.Н. Герчикова. – М., 2001.

19. Грачев, Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: учеб.-практ. пособие / Ю.Н. Грачев. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

20. Дюмулен, И.И. / Всемирная торговая организация / И.И. Дю-мулен. – М.: Экономика, 2003.

21. Кузьмина, Т.И. Международный менеджмент: учебник / Т.И. Кузьмина. – М.: ИДК ФБК-Пресс, 2004.

22. Яровая, Н.П. Организация внешнеторговой деятельности: пособие / Н.П. Яровая. – Минск: БГЭУ, 2007.

23. Плотников, А.Ю. Внешнеторговый контракт от «А» до «Я»: практика подготовки и заключения / А.Ю. Плотников. – М., 2001.

24. Покровская, В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. Внешнеторговый практикум / В.В. Покровская. – М.: ИНФРА-М, 2003.

25. Прокушев, Е.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / Е.В. Прокушев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков
и Ко, 2002.

26. Руденков, В.М. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие / В.М. Руденков. – Минск: МГЭИ, 2005.

27. Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие / Г.В. Турбан. – Минск: БГЭУ, 2007.

28. Фомичев, В.И. Международная торговля: учебник / В.И. Фомичев. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример обоснования форвардного контракта | Условия платежа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.