КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегии инвестора
Виды и классификация инвестиционных портфелей План лекции Лекция № 6 Тема: « Формирование портфеля инвестиционных проектов предприятия » Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 4 часа 1. Виды и классификация инвестиционных портфелей 2. Стратегии инвестора. Содержание лекции Инвестиционный портфель– целенаправленная совокупность объектов реального и финансового инвестирования, предназначенная для осуществления инвестиционной деятельности в среднесрочном периоде в соответствии с разработанной инвестиционной стратегией предприятия и рассматриваемая как целостный объект управления. Формирование инвестиционного портфеля – процесс целенаправленногоподбора объектов инвестирования. Основная задача портфельного инвестирования – создание оптимальных условий инвестирования за счет обеспечения таких характеристик инвестиционного портфеля, которые невозможно достичь при размещении средств в отдельно взятый объект. В процессе формирования портфеля путем комбинирования инвестиционных активов достигается новое инвестиционное качество: обеспечивается требуемый уровень доходности при заданном уровне риска. Система целей формирования инвестиционного портфеля предполагает наличие главной и основных целей. Главная цельформирования инвестиционного портфеля предприятия – обеспечение реализации инвестиционной стратегии предприятия путем отбора наиболее эффективных и безопасных инвестиционных проектов. Основные целиформирования инвестиционного портфеля. 1. Обеспечение высоких темпов роста капитала(рост «ценности фирмы»). 2. Обеспечение высоких темпов роста. 3. Обеспечение минимизации инвестиционных рисков. 4. Обеспечение достаточной ликвидности инвестиционного портфеля. Основные классификации инвестиционных портфелей: 1. По объектам инвестирования: – портфель реальных инвестиционных проектов; – портфель ценных бумаг; – портфель прочих объектов инвестирования; – смешанный портфель. 2. По целям инвестирования: – портфель роста; – портфель дохода; – консервативный портфель; – агрессивный портфель. Принципы формирования инвестиционного портфеля предприятия: – обеспечение реализации инвестиционной стратегии; – обеспечение соответствия портфеля инвестиционным ресурсам; – оптимизация соотношения доходности и риска; – оптимизация соотношения доходности и ликвидности; – обеспечение управляемости портфелем. Формирование и управление инвестиционным портфелем ценных бумаг В мировой практике фондового рынка под инвестиционным портфелем понимается совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу, выступающая как целостный объект управления. Состояние рынка и возможности инвестора определяют выбор его инвестиционной стратегии. В зависимости от источника дохода инвестиционные портфели можно классифицировать на следующие типы: 1. Портфель роста – формируется из акций компаний, курсовая стоимость которых растет. Темпы роста курсовой стоимости определяют типы портфелей: а) агрессивного роста; б) консервативного роста; в) среднего роста. 2. Портфель дохода. Виды портфелей, входящих в данную группу: а) регулярного дохода; б) доходных бумаг. 3. Портфель роста и дохода. Виды данного типа портфеля: а) двойного назначения; б) сбалансированный портфель. Под управлением портфелем ценных бумаг понимается применение к совокупности различных видов ценных бумаг определенных методов и технологических возможностей, которые позволяют: – сохранить первоначально инвестированные средства; – достигнуть максимального уровня дохода; обеспечить инвестиционную направленность портфеля. Наиболее дорогостоящим элементом управления является мониторинг, цель которого выбор ценных бумаг, обладающих инвестиционными свойствами, соответствующими данному типу портфеля. Активное управление – отследить и приобрести наиболее эффективные ценные бумаги и максимально быстро избавиться от низкодоходных активов. Среди форм мониторинга, чаще всего применяемых в работе российских менеджеров, могут быть названы: – подбор чистого дохода (продается облигация с низким доходом, а покупается, – с более высоким); – свопинг – метод активного управления, предусматривающий постоянную ротацию и обмен ценных бумаг в портфеле. Требуется высокая степень организации технологических процессов по выбору ценных бумаг, четкого оформления сделок, оперативности и повышенных расходов; – подмена (обмен двух похожих, но не идентичных ценных бумаг); – сектор-своп (перемещение ценных бумаг из разных секторов экономики с различными сроками действия и доходом). Пассивное управление пользуется такими способами, как: – индексный фонд (портфель» отражающий движение выбранного биржевого индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг); оптимальный портфель; – сдерживание портфеля (инвестирование осуществляется в неэффективные ценные бумаги, с наименьшим соотношением цены к доходу, что позволяет в будущем получать доход (метод «штанги» и метод «лестницы»). Современная практика показывает, что однородный по содержанию портфель не обеспечивает стабильной доходности держателю портфеля. Вот почему более распространен диверсифицированный портфель (портфель с самыми разнообразными ценными бумагами). Нынешнее состояние финансового рынка заставляет быстро и адекватно реагировать на его изменения, поэтому роль управления инвестиционным портфелем резко возрастает и заключается в нахождении той грани между ликвидностью, доходностью и рискованностью, которая позволила бы выбрать оптимальную структуру портфеля. Этой цели служат различные стратегические модели: 1. Модель Марковица. По данной модели определяются показатели, характеризующие объем инвестиций и риск, что позволяет сравнивать между собой различные альтернативы вложения капитала. 2. Индексная модель Шарпа. Суть данной модели состоит в том, что, предположив существование линейной связи между курсом акции и определенным индексом, можно при помощи прогнозной оценки значения индекса определить ожидаемый курс акции. 3. Модель выравненной цены. В данной модели ожидаемый доход акций зависит от множества факторов. Используя арбитражную стратегию, можно избежать неравновесия на рынках наличных денег и в отношениях между рынками наличных денег и фьючерсными рынками. Инвестиционная стратегия - это совокупность всех целей инвестиционной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые подчинены основному плану развития организации. Также инвестиционная стратегия отражает способы достижения поставленных целей и пути их реализации. На основе инвестиционной стратегии формируется вся инвестиционная деятельность предприятия. Инвестиционные цели являются основой стратегии. Благодаря инвестиционной стратегииразрабатываются пути направления и формы осуществления инвестиций, определяется характер формирования инвестиционных источников организации, а также прописывается порядок действий необходимых для достижения инвестиционных задач. Актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятия можно определить по следующим признакам: - инвестиционная стратегия предприятия должна быть адаптирована к интенсивным изменениям во внешней инвестиционной среде. Так как в условиях неопределенности это может привести к тому, что инвестиционные решения отделенных структурных подразделений предприятия могут носить разнонаправленный характер и мешать достижению общих инвестиционных задач предприятия, что ухудшим эффект от инвестиционной деятельности организации. Под условиями неопределенности понимается значительные изменения в макроэкономических показателях, нестабильный инвестиционный климат и инвестиционная политика государства в плане регулирования инвестиционной деятельности; - на актуальность инвестиционной стратегии предприятия оказывает значительное влияние продолжительность её жизненного цикла. Благодаря тому, что для каждого этапа жизненного цикла характерен свой уровень инвестиционной активности, свои формы осуществления инвестиций, различные способы формирования их источников и т.п., то грамотно разработанная инвестиционная стратегия поможет максимально быстро и эффективно отреагировать на кардинальные изменения в развитии организации и избежать отрицательных финансовых результатов; - при освоении новых видов деятельности или новых рынков сбыта продукции, предприятие изменяет направление своей инвестиционной деятельности и уменьшает или, наоборот, увеличивает объем своих инвестиций, то есть диверсифицирует их. Такие изменения в производственной деятельности должны носить прогнозируемый характер и быть отражены в заранее разработанной инвестиционной стратегии. Инвестиционная стратегия служит для осуществления целого ряда задач: · поддержание высоких темпов развития организации благодаря инвестиционной поддержке · получение наиболее высоких уровней прибыли от инвестиционной деятельности организации в целом, учитывая присутствующие инвестиционные риски · уменьшение уровня инвестиционных рисков при осуществлении инвестиционной деятельности, не влияя на уровень доходности инвестиций · поддержание инвестиционных активов на достаточном уровне ликвидности, а также обеспечение максимально быстрого уровня реинвестирования капитала · поиск и формирование приемлемых для организации источников инвестирования · поддержание финансового баланса предприятия при осуществлении инвестиций. Разработка инвестиционной стратегии напрямую связана с успешным и эффективным развитием организации. Она определяет механизмы обеспечения инвестиционных целей предприятия, позволяет оценить инвестиционные возможности организации, выявляет наличие собственных источников финансирования, определяет возможность реализации новых непредвиденных инвестиционных проектов и т.д. Процесс разработки инвестиционной стратегии подчинен следующим этапам:
В зависимости от целей инвестирования, типа управления, характера экономической ситуации и множества других факторов можно выявить большое число разнообразных стратегий. Для стратегического инвестора, основная миссия которого заключается в расширении сферы своего влияния и участии в управлении предприятием, можно выделить стратегии эффективного собственника и спекулятивного слияния (или поглощения). Стратегия эффективного собственника. В случае использования этой стратегии миссия инвестора заключается не только в получении доступа к определенным видам продукции и обеспечении контроля за финансовыми потоками, но и в повышении научно-технического и производственно-сбытового потенциала, финансовом оздоровлении предприятия-эмитента. Основной доход, получаемый инвестором, носит долгосрочный характер и образуется в результате хозяйственной деятельности предприятия. Соответственно для осуществления этой стратегии необходимы значительные ресурсы не только на приобретение контрольного пакета, но и для развития эмитента. За рубежом такую стратегию используют венчурные фонды, финансирующие развитие инновационного бизнеса. В качестве предпосылок использования данной стратегии необходимо отметить не только наличие значительных финансовых ресурсов, но и опыт, связи, а также знание технологии производства, рынков сбыта и других особенностей контролируемого предприятия. Стратегия спекулятивного слияния или поглощения. Основная миссия этой стратегии заключается в приобретении контрольного пакета акций для обеспечения доступа к дефицитным видам продукции (услугам), финансовым ресурсам либо в целях получения в распоряжение выгодных объектов недвижимости, других имущественных и неимущественных прав. Применение этой стратегии по отношению к крупным предприятиям позволяет переключить значительные финансовые потоки на свои дочерние посреднические фирмы, офшоры, банки. Инвесторы, использующие эту стратегию, могут получить прибыль при реализации пакета акций конечному инвестору либо за счет управления денежными потоками предприятия. Цель применения данной стратегии по отношению к мелким предприятиям может заключаться в приобретении выгодных площадей в престижных районах для использования их под офисы, склады, для возведения новых зданий. Таким образом, главной отличительной особенностью этой стратегии является не развитие предприятия, а получение доступа к имущественным и неимущественным правам. Эта стратегия может быть использована, как правило, на начальной стадии приватизации, когда на предприятии только начинается борьба за передел собственности. При портфельном инвестировании выбор стратегии в значительной мере определяется типом управления. Обычно выделяют 2 вида управления: пассивный и активный. Пассивное управление характерно для консервативных и умеренно-агрессивных инвесторов. В качестве главных целей при пассивном управлении выступают защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление. Этот тип управления предполагает создание хорошо диверсифицированных портфелей ценных бумаг, для которых можно с высокой точностью рассчитать доходность, риск и ликвидность. Пассивный тип управления основан на том, что конфигурация портфеля в течение длительного периода времени не пересматривается. Это позволяет реализовать серьезное преимущество пассивного управления -- низкий уровень управленческих расходов. Активное управление предполагает тщательный мониторинг рынка, оперативное приобретение финансовых инструментов, отвечающих целям инвестирования, а также быстрое изменение структуры портфеля. Главная особенность активного типа управления заключается в стремлении инвестора переиграть рынок и получить доходность, превышающую среднерыночную. Этот тип управления требует значительных затрат, связанных с информационно-аналитической подготовкой решений, приобретением или разработкой собственного программно-технического и методического обеспечения. Значительные расходы, характерные для активного типа управления, вызваны необходимостью обеспечения торговой активности и доступа к системам биржевой и внебиржевой торговли, транзакционными издержками, созданием сети для скупки акций и т. д. Этот тип управления может быть выбран только участниками, имеющими достаточный собственный капитал, высокопрофессиональный персонал, а также значительный опыт управления как собственным портфелем ценных бумаг, так и доверительного управления портфелем клиентов. Если в качестве системообразующего фактора при классификации портфельных стратегий выбрать метод формирования портфеля, в качестве примеров можно привести такие виды стратегий, как оптимизационная, рейтинговая, гибкого реагирования, рыночного опережения. Оптимизационные стратегии основаны на построении экономико-математических моделей портфеля. Выбор наилучшей структуры портфеля осуществляется путем варьирования критериев оптимизации и проведения многовариантных имитационных расчетов. Использование методов оптимизации позволяет определить конфигурацию портфеля, наиболее точно отвечающую индивидуальным требованиям инвестора с точки зрения сбалансированного сочетания риска, доходности и ликвидности вложений. В качестве классических примеров обычно приводятся оптимизационные модели Марковитца, Шарпа, Тобина. Одна из проблем заключается в том, что процесс выбора инвестиционной стратегии далеко не всегда можно адекватно формализовать, иногда более существенное значение имеют не количественные, а качественные показатели. Поэтому в настоящее время помимо традиционных методов оптимизации (например, линейного или динамического программирования) менеджеры и аналитики используют методы, основанные на генетических алгоритмах, нечеткой логике, а также экспертные системы, нейронные сети. Рейтинговая стратегия заключается в том, что формирование и обновление портфеля ценных бумаг осуществляется на основе результата построения рейтинговой таблицы. Расчет рейтинга осуществляется по группам показателей, характеризующих основные инвестиционные предпочтения участника. В портфель включаются акции предприятий, имеющих наилучший рейтинг. Преимущество этой стратегии заключается в том, что она позволяет осуществлять управление портфелем с учетом основных целей инвестирования. Недостатки связаны с необходимостью выполнения большого объема информационно-аналитической работы, проводимой в основном самим инвестором, так как в отечественной инфраструктуре фондового рынка рейтинговые агентства практически отсутствуют. Стратегия "гибкого реагирования" заключается в том, что профессиональный участник, получая рыночные сигналы, свидетельствующие об интересе крупных иностранных или отечественных инвесторов к акциям того или иного эмитента, использует свои возможности для того, чтобы опередить конкурентов и заблаговременно начать массированную скупку у мелких инвесторов.
Эту стратегию достаточно часто выбирают региональные фирмы, которые за счет тесной связи с центром получают дополнительные преимущества на местном рынке. Оперативное реагирование на рыночный интерес крупных участников позволяет этим компаниям быстрее мобилизовать ресурсы и купить крупные пакеты акций, повышает вероятность "гарантированного" сбыта. Недостатки этой стратегии заключаются в том, что использующая ее организация не формирует спрос, а оперативно отслеживает ситуацию. Стратегия "рыночного опережения" предполагает, что инвестор пытается самостоятельно осуществить прогноз состояния рынка и использовать его для извлечения прибыли. Эта стратегия может применяться как на медвежьей, так и на бычьей фазе рынка. В первом случае фирма определяет наиболее перспективные акции, которые в ближайшее время должны пользоваться рыночным спросом. Выявив набор таких акций, компания постепенно, не "задирая" цен, осуществляет их скупку на биржевых и внебиржевых торгах. Во втором случае компания, применяющая стратегию "рыночного опережения", предугадав падение рынка успевает продать акции по достаточно высокой цене. Таким образом, основное преимущество данной стратегии состоит в том, что за счет опережения конкурентов фирма может скупить большие объемы бумаг по низким ценам или продать их по цене, близкой к максимальной. Недостатки этой стратегии связаны с высоким уровнем риска и низкой отдачей вложенных средств и возможными убытками, если прогноз оказался неправильным. Одна из главных особенностей российского рынка корпоративных акций заключается в том, что это развивающийся рынок (emerging market), поэтому к нему применимы стратегии, характерные для переходных процессов. В качестве аналогов могут выступать инновационные стратегии, связанные с направлениями научно-технического развития и выходом на новые рынки: активно и умеренно наступательная, оборонительная (остаточная), промежуточная (заимствования). В зависимости от сроков возврата вложенного капитала можно выделить стратегии краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных инвестиций, а также их сочетания. При формулировании и выборе стратегий можно использовать и другие классификационные признаки. Например, если за основу классификации взято получение дохода, за рубежом традиционно выделяются стратегии, основанные на: росте капитала; получении регулярного текущего дохода; сочетании роста капитала и текущего дохода. К этой же группе можно отнести стратегии, связанные с манипулированием кривой доходности.
Если в качестве классификационного признака при выделении стратегий использовать возможность снижения риска инвестирования, то для достижения этой цели могут быть выбраны стратегии диверсификации, концентрации, иммунизации и хеджирования. . На практике один и тот же инвестор по отношению к различным видам ценных бумаг может использовать различные субстратегии, а также их комбинации. Помимо типовых стратегий, для каждого инвестора может быть разработана индивидуальная стратегия, наиболее точно отражающая специфику его целей.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и типы портфеля ценных бумаг. 2. Управление портфелем ценных бумаг 3.Этапы разработки инвестиционных стратегий 4. Виды инвестиционных стратегий
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |