Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира

Определенная система социальной поддержки функционирует в государствах арабско-мусульманского мира. Хотя в каждом из них имеется своя специфика, но многое в этой области их объединяет. К числу общих особенностей можно отнести важную роль религиозно-семейного фактора в оказании социальной помощи, а также использование страховых механизмов и значительного государственного участия в сфере социальной защиты.

Наиболее сильна социальная роль государства в богатых нефтедобывающих странах арабского Востока. Некоторые из них на конституционном уровне провозгласили приоритет социальной политики и социального обеспечения. Например, ориентиром для кувейтского правительства является создание «государства социальной защиты», что закреплено в конституции. И это не пустая декларация. В Кувейте в конце 1990-х гг. удал ось довести годовой доход на душу населения до 11 тыс. американских долларов, что более чем в пять раз превышает среднемировой уровень доходов в исчислении на одного человека.

Арабам и многим мусульманским народам исторически присущ традиционно-религиозный характер оказания социальной поддержки. Муллам и правоверным людям, «освятившим себя» паломничеством в Мекку (совершившим хадж), принадлежит важная роль в урегулировании многих социальных проблем повседневной жизни. У них находят защиту сироты, вдовы, искалеченные люди, бедные и многие другие, обиженные судьбой. Без участия муллы не обходится ни одно значимое событие в жизни — от рождения, женитьбы и до смерти. Авторитет священнослужителей здесь непререкаем. Нередко они выступают в роли социальных посредников при решении важных социальных вопросов, помогая тем самым нуждающимся. Такая традиционно-религиозная направленность социальной поддержки отличает современные Сирию, Иорданию, Ирак и другие арабские страны.

В мусульманском мире издревле придерживались определенных норм и порядков семейно-правового характера, которые позволяли помочь сиротам и вдовам, а также регулировали вопросы поддержания уровня рождаемости в тяжелые периоды войн. Причем такие примеры можно привести и из жизни мусульманских народов России. В период Кавказской войны (1817—1864 гг.) предводитель горцев в борьбе против царского гнета имам Шамиль, понимая ненормальность тяжелого положения многих овдовевших горянок, материально страдавших вместе со своими детьми, принял необычное решение. Согласуясь с мусульманскими законами, позволяющими мужчине иметь до четырех жен, имам установил обязательный порядок дополнительного бракосочетания. В соответствии с ним все мужчины, включая женатых, «предоставлялись на выбор» овдовевшим и другим незамужним женщинам. «Выбранные» таким образом мужчины становились мужьями этих женщин и обязывались материально им помогать. Подобная практика «социально значимой» полигамии, но с непременным соблюдением принципа добровольности и взаимности, действует сегодня в некоторых мусульманских странах.

Брачный контракт с временной женой, именуемый в Иране «сеге», заключается на равноправной основе с согласия и по желанию женщины. Он оформляется с участием муллы на вполне определенный срок, по окончании которого брак считается расторгнутым. Временная жена защищена законом и в случае нарушения партнером условий контракта может подать на него в суд. Ей причитается оговоренная в брачном договоре денежная сумма. Это позволяет вдовам и незамужним женщинам, испытывающим нужду, при определенной симпатии к конкретному мужчине решиться на положение временной жены.

В ряде арабских стран власти проявляют заботу о сохранении традиционно высокого статуса мужчины в семье. В Кувейте глава семьи, который не в состоянии по различным причинам финансово обеспечивать ее, получает помощь от государства в течение двух лет. Этот срок дается для того, чтобы он успел поправить свое положение, а при необходимости найти другую работу или получить новую, более высоко оплачиваемую профессию.

В странах арабско-мусульманского мира государственное участие в сфере социальной защиты проявляется в таких формах, как предоставление льгот и субсидий для инвалидов, обеспечение доступности основных медицинских услуг, забота о материнстве и др. В Иордании, например, инвалиды пользуются существенными льготами на приобретение помещений для мелкорозничной торговли. Неудивительно, что в иорданской столице г. Аммане продавцами многих торговых ларьков и магазинчиков являются инвалиды. В Кувейте для открытия своего дела инвалиды имеют право на получение необходимых субсидий от государства. Здесь существуют специальные центры, в которых могут получить образование и профессию инвалиды разных категорий.

В ряде арабских стран государство дотирует здравоохранение, что при наличии системы медицинского страхования позволяет значительным слоям населения получать минимум необходимой медицинской помощи. В том же Кувейте она предоставляется почти во всех государственных лечебных учреждениях бесплатно или за очень низкую плату. Численность врачей и обслуживающего персонала в кувейтских больницах соответствует уровню развитых западных стран. Большое внимание здесь уделяется охране материнства и детства. Уровень детской смертности постоянно снижается. За последнюю четверть XX в. детей в младенческом возрасте стало умирать почти в 5 раз меньше. В средней школе ученики получают бесплатно учебники, форму, завтраки. На каждого ребенка его семье государством выплачивается ежемесячное пособие. О повышении качества медицинского обслуживания и общего уровня жизни в стране свидетельствует такой показатель, как средняя продолжительность жизни. В середине 90-х гг. XX в. она составляла в Кувейте 74 года для мужчин и 77 лет для женщин.

В нефтедобывающих арабских странах соблюдается определенное соотношение уровня зарплаты и социальных надбавок, что обеспечивает гражданам возможность удовлетворять свои разумные потребности вне зависимости от размера семьи и места их трудоустройства. Если местные жители работают на низкооплачиваемых должностях, то они получают от государства надбавки к своей зарплате. Но эта система не распространяется на приезжих. С целью экономии бюджетных средств правительственные органы активно используют в производственной сфере иностранную рабочую силу, которой не требуются социальные надбавки. Поэтому здесь крайне высок ее удельный вес в общей численности рабочих. В отдельные периоды 90-х гг. в Саудовской Аравии иностранные рабочие составляли 60%, в Омане — 70, Кувейте — 86, в Объединенных Арабских Эмиратах — 89, в Катаре — 92% от общего числа рабочей силы этих стран.

В некоторых мусульманских государствах накоплен интересный опыт социальной работы с лицами, находящимися в пенитенциарных учреждениях. В рамках помощи кувейтским заключенным практикуются выплаты поддерживающих пособий для членов их семей, оставшихся временно без кормильца. В отдельных иранских тюрьмах хорошо отлажена система психотерапевтической помощи. Так, в исправительном учреждении провинции Хорасан психотерапевты регулярно оказывают заключенным индивидуальную, групповую и семейную психологическую помощь. В штате этого учреждения имеются даже советники по питанию. Они принимают во внимание личностные и психологические особенности заключенных при назначении им суточного рациона. Гуманное и профессиональное отношение персонала пенитенциарного учреждения к заключенным получило международное признание.

Обобщая материал по странам арабско-мусульманского мира, следует подчеркнуть, что они существенно разнятся по уровню социально-экономического развития. В богатых арабских странах имеются достаточные возможности для обеспечения широкомасштабной государственной социальной помощи в различных формах и проявлениях. Здесь лучше отработаны механизмы социального страхования. А в мусульманских государствах, располагающих меньшим экономическим потенциалом, основная роль по-прежнему отводится традиционным религиозно-семейным методам социальной защиты.

 

Мечта турецкого пожилого человека—купить домик в Бодруме

 

Многие стамбульские старики проводят время в кофейнях на Босфоре. Седые мужчины в строгих костюмах ведут бесконечные разговоры о политике, а их спутницы в лакированных лодочках и пахнущих нафталином меховых горжетках в любую погоду днями напролет играют в карты и пьют обжигающий чай из маленьких фарфоровых чашечек. Говорит хозяин одной из таких кофеен Ахмет, бывший военный:

 

“Многие пенсионеры в Турции не знают, куда девать свое время. Однако около 60 процентов вышедших на пенсию продолжают работать: разносят газеты, продают лотерейные билеты, работают билетерами. Женщинам приходится гораздо легче. Молодые женщины получают пенсию умершего отца до того момента, пока не выйдут замуж. Почти все домохозяйки продолжают получать пенсию умершего мужа”.

 

Традиция получать пенсию от государства после смерти мужа осталась в наследство от Османской империи, где женщины традиционно не работали, следили за хозяйством и детьми. В османских хрониках сохранились старинные счета со списком продуктов и денежного довольствия, которые султан ежемесячно отправлял женам погибших военных. После смерти кормильца государство выплачивает женщинам пособие, признавая их высокую роль в деле воспитания детей. Приличный пост на государственной или военной службе обеспечивает достойные социальные гарантии на всю оставшуюся жизнь. Например, пенсии генеральской вдовы вполне хватает, чтобы снимать благоустроенную квартиру, оплачивать собственные расходы да еще и помогать детям. Историк Нури Чимкент говорит, что вдовы военных в Турции получают до двух тысяч долларов в месяц, почти такую же пенсию получают бывшие члены парламента. Это позволяет вести безбедную жизнь. Женщины могут позволить себе покупать любые овощи и фрукты, которые на рынках стоят копейки, пить бутилированную, а не водопроводную воду. Именно поэтому турецкие вдовы редко выходят замуж вновь. Никто не желает опять надевать на себя ярмо забот.

 

В Турции невозможно увидеть старушек, просящих милостыню. В стране почти нет домов престарелых. Пренебрежительное отношение к старикам считается позором. Сказывается восточная традиция помогать старшим.

 

Каждый турок смолоду задумывается о будущей пенсии. Устроившись на работу, многие открывают банковские счета, куда переводят часть заработной платы, обращаются в частные пенсионные фонды. Действует и обязательное пенсионное страхование. С каждой с зарплаты работника фирма отчисляет взнос в пенсионный фонд, который засчитывается на индивидуальный счет и делится поровну — на медицинское и пенсионное обслуживание. Дополнительную финансовую помощь оказывает правительство, которое оплачивает финансовый “бонус” после выхода на пенсию и пособие в случае смерти работника его родным.

 

“Правда, старикам все равно приходится туго, — говорит стамбульская пенсионерка, шестидесятилетняя Айше. — Государство выделяет пенсионерам около тысячи турецких лир — чуть больше семисот американских долларов. Этого едва хватает, чтобы покрыть расходы на электричество, воду и особенно на газ, за который в зимний период приходится отдавать треть пенсии. Пенсионеры оплачивают только десять процентов от стоимости лекарств. Моя мать, например, страдала болезнью Альцгеймера и получала до самой смерти ежемесячно лекарства на сумму около трех тысяч долларов в месяц, мы оплачивали десятую часть. Есть у нас своя “Грин карта”, которая выдается беднейшим гражданам Турции, не имеющим пенсии. Ими пользуются в медицинских учреждениях и органах опеки те старики, кто не смог заработать на пенсию”.

 

В минувшем году власти увеличили размер трудового стажа и возраст выхода на пенсию. Если в недавнем прошлом для выхода на пенсию было достаточно отработать двадцать лет, то теперь пенсионный возраст повысили до шестидесяти лет у мужчин и пятидесяти шести у женщин.

 

Власти заявили, что эта вынужденная мера была принята из-за слишком большого количества пенсионеров в Турции. Слишком ранний, по мнению экспертов, выход на пенсию привел к тому, что Турция оказалась чуть ли не на первом месте по количеству людей пенсионного возраста. К началу двухтысячных годов, по данным экспертов, в Турции на каждого работника приходился один пенсионер.

 

“Власти поняли, что не могут больше расходовать средства на социальные нужды и кормить всех неработающих в Турции трудоспособного возраста, — говорит сорокапятилетняя Макбуле, служащая стамбульского муниципалитета. — Раньше женщины выходили на пенсию в сорок четыре года, занимались собой, детьми, вели спокойную достойную жизнь. Госслужащие выходили на пенсию после того, как отработали не менее двадцати лет. Мой отец, например, отработал двадцать лет учителем начальных классов в деревне и уже в сорок лет вышел на пенсию. Вот уже много лет он получает пенсию в размере семисот долларов, которая ежегодно индексируется”.

 

“Нам предлагают отдыхать на кладбище”, — сетует стамбульский пенсионер Ардан Картал. “Европейцы работают всю жизнь до самой смерти, — продолжает он, — мы, однако, живем по другим законам”.

 

“Турция восточная страна, и здесь принято иное отношение к пожилым людям,— говорит стамбульский пенсионер Ардан Картал. — Старость дана для того, чтобы отдыхать и думать о прожитой жизни в почтенном возрасте”.

 

В Турции говорят, что пенсионеры, работавшие раньше в банках, самые счастливые. Размер их пенсии в пять-шесть раз превосходит обычную государственную пенсию. Помимо своих регулярных вкладов в системы государственного страхования банковские служащие перечисляют средства частным фондам, которые предлагают более высокое качество услуг в сфере медицинского страхования. К услугам пожилых людей — сети специальных ресторанов, спортзалы, поликлиники, которые обслуживают почти бесплатно. Как отмечают эксперты, это заметно сказывается на уровне жизни. “В последнее десятилетие, когда экономика Турции росла особенно быстрыми темпами, престарелые жители крупных городов стали вести более здоровый образ жизни”, — пишет центральная газета “Хюрриет”.

 

Курортный город Бодрум на побережье Эгейского моря недаром называют “раем пенсионеров”. Мягкий морской климат, невысокая влажность, около трехсот солнечных дней в году. В жаркий летний сезон сюда съезжается стамбульская знать, а с весны по осень здесь наблюдается настоящее засилье пенсионеров. Турецкие старики весьма консервативны, они не спешат, как европейские пенсионеры ехать в экзотические страны, предпочитая заграничным отелям отдых в собственном доме, язлыке (летнем доме), на берегу моря.

 

Домик в Бодруме — мечта каждого пенсионера в Турции. Чтобы купить его, люди готовы работать всю жизнь, многие ради этого едут на заработки в Германию. А когда наступает старость, переезжают туда жить, оставляя молодому поколению городские заботы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегии инвестора | ЭЛТ-мониторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.