Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Читайте также:
  1. A) Защита человека от негативных факторов.
  2. C. Основание возникновения права собственности
  3. D. Защита права собственности
  4. I. 1. Понятие наследственного права
  5. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  6. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  7. I. Сущность права природопользования.
  8. I. Учет затрат в системе управления себестоимости продукции. Задачи учета затрат на производство.
  9. I. Философия в жизни человека и общества.
  10. II. Жизненная среда и экология человека
  11. II. Роль, функции, отграничение трудового права от смежных отраслей права.
  12. II. Система экологического права.

Права человека: понятие, сущность, система. Особенности формирования международных стандартов в области прав человека

Лекция 1

МДК. 02.05 Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов

 

Права и свободы человека в системе общечеловеческих ценностей. Права человека как юридическая категория.

Виды международных соглашений в области прав человека.

Права человека, демократические ценности и суверенитет государства: приоритеты 21-го века. Особенности формирования международных стандартов в области прав и свобод человека. Международные пакты о правах человека 1966г. и дополнительные Протоколы к ним. Их юридическая сила и роль, имплементация в национальное законодательство. Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991г.

Вступление России в Совет Европы как начало новой стадии государственной политики в области обеспечения и защиты прав человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Протоколы к ней.

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности в области прав и свобод человека в Российской Федерации. (6 часов)

 

Практические занятия

№ 1. Характеристика источников права в области прав человека.

Рассматриваемые вопросы:

1. Исторические предпосылки принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948г. Значение Декларации для развития международного сотрудничества в области прав человека, для становления конституционного и отраслевого законодательства государств.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. и Протоколы к ней.

3. Международные пакты о правах человека 1966г. и дополнительные Протоколы к ней.

4. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991г.

5. Конституция РФ 1993г. Ее содержание, значение для формирования нормативной базы в области прав и свобод человека.

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности в области прав и свобод человека в Российской Федерации.

 

(2 часа)

 

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение вопросов «Особенности формирования международных стандартов в области прав и свобод человека», «Вступление России в Совет Европы как начало новой стадии государственной политики в области обеспечения и защиты прав человека» и составление опорного плана-конспекта.

2. Изучение Всеобщей Декларации прав человека 1948г.

3. Изучение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. и протоколов к ней.

4. Изучение Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991г.

 

 

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, прежде всего, в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации и человечества в целом.



"Ценности - важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами... Рождаясь в сфере экзистенциональной активности субъекта, ценности обретают статус общезначимых в процессе коммуникации" . Данный подход подтверждает философ Н.А. Бердяев, который сказал, что "человек есть большая ценность, чем общество, нация, государство, а личность не может быть частью общества, потому что она не может быть частью чего-либо, она может быть в общении с чем-либо" .

М. Вебер дал такое определение понятия "ценности": "Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и система ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как в самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе" .

Исходная, первичная, основная форма существования ценностей - общественные идеалы, то есть выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сфера общественной жизни. Каждый человек живет в определенной системе ценностей. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Н.А. Бердяев писал, что "человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания" . Нам представляется, что необходимо говорить не об общечеловеческих ценностях, а о ценностях самого человека, придавая приоритет всем его ценностям в равной мере.

В литературе встречаются разные способы и принципы классификации ценностей и их иерархии. Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей, имеется самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек. Человек - это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Такую же ценность представляет и общество в целом, которое также является субъектом ценностей.

"Ценность выражает наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом. В качестве такого субъекта выступают как отдельный человек, так и любая социальная общность: семья, социальная группа, народ, государство, общество. Такие отношения между субъектами складываются по поводу тех или иных явлений, фактов, событий, идей, приобретающих в процессе оценки положительную или отрицательную значимость и становящихся таким образом носителями соответствующих экономических, политических, правовых, моральных, нравственных, религиозных или эстетических ценностей...

Ценность... "представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения, а через них и на социальную практику" .

Ценности идеала пронизывают все уровни и сферы человеческих связей и отношений, но их воздействие ограничивается уже на уровне нормы (должное) и тем более, значимости, где образуются социально-политические ценности, соответственно морали, права, политики и др.

В совокупности ценностей можно выделить высшие (абсолютные) ценности и ценности-средства (инструментальные). Как высшие ценности рассматриваются общечеловеческие ценности, которые понимаются "как предельные, исторически не локализуемые" . Общечеловеческое в таком подходе рассматривается не как нечто значимое для какого-то органического круга людей (социальной группы, класса, государства), а как то, что имеет значение для всего человечества.

Общечеловеческие ценности имеют ряд свойств:

во-первых, они являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными;

во-вторых, подлинные ценности нельзя отобрать силой, захватить;

общечеловеческие ценности логически и научно доказать невозможно. Что такое, например, любовь и честь, есть ли они вообще? Для тех, кто честен и любит, несомненно есть, а для бесчестного и не любящего их просто не существует и никакая логика и наука не убедят такого человека в обратном.

"Общечеловеческие ценности, какими бы они неосязаемыми не казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, социальной группы, народа) тот ценностный стержень, который делает человека сильнее любого оружия. Если же этого стержня нет, то и человек, и целый народ перестают быть самим собой" .

Одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей - средств.

Один из аспектов проблемы общечеловеческих ценностей касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности.

Например, каждая из ценностных систем Запада и Востока отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм, как справедливость, искренность, уважение к старшим. Особое место здесь отводится семье, собственно говоря, само общество здесь рассматривается как большая семья. Для западной же традиции характерным является приоритет индивидуальных ценностей над общественными. Данный довод позволяет сказать, что у человечества (у Востока и у Запада) не существует противоположных и противоречивых ценностей. Они появляются в разных формах с учетом исторического отрезка времени. Словом, ценности у всех одни и те же. На Востоке, например, индивидуализм проявляется в завуалированной форме. И там эти ценности реализовываются от части по такой формуле: "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех". Здесь пронизываются интересы личности, группы людей, классов, идеологии и экономики, а не столкновение цивилизаций, как отмечают А. Дж. Тойби и С. Ханингтон .

Но из общей массы ценностей выделяется небольшое число основных, базовых ценностей, составляющих основания ценностного сознания людей. Базовые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, семьи, свободы, труда и аналогичные им. Это наиболее устойчивые общечеловеческие ценности, в равной мере свойственные как традиционным, так и современным обществам, хотя большинство из них (но не все) возникло в традиционных обществах. Они выражают фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Проблема ценностей вышла на первый план в науке в 60-е - 80-е годы XIX в. под названием "аксиология", пережив свой бум в качестве самостоятельной культурно-философской дисциплины в первой трети XX в.

С VII-VI в. до н.э. по XVI в. н.э. Это первый этап развития философии. На первом (онтологическом) этапе ведущей в философии была онтология как учение о бытии, в том числе бытии человека с его познавательными и смысложизненными интересами. Философы были заняты главным образом первопричинами бытия как основами универсального блага.

С XVII в. по 60-е гг. XIX в. на первый план второго (гносеологического) этапа вышли познавательные способности и потребности, ведущей стала гносеология как теория познания природного и социального бытия с целью его разумного переустройства для блага и счастья человечества.

Предметом философствования на первом этапе была природа (Космос, Вселенная, Бог) в самом широком смысле, включая человека и ценности его социальной жизни. На втором такой основой становится Общество как совокупность индивидов; на третьем - на первый план философских забот выходит Человек как Личность. Соответственно высшей ценностью на первом этапе было универсальное Благо, на втором - оно конкретизировалось до Счастья человечества.

Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что "по способам своего бытия ценности имеют сложнейший, многоуровневый характер. Они существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский и космический характер по своему происхождению и сущности ценности не имели, судить о них мы можем по их реальному проявлению в нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям. Должное и желаемое, норма и идеал входят на разных уровнях в целостную структуру любой ценности" .

В конце XX в. деградация общечеловеческих ценностей ускорила вспышку войн и насилия, усилилась угроза диктаторских режимов не только в крупных, но и сравнительно небольших странах. "Человек рассматривается лишь как " электронно-протонный комплекс", некий "механизм рефлексов", простой "животный организм", лишенный чего-либо сверхчувствительного. Неудивительно, что при таком взгляде с человеком обращаются так же, как со всеми другими чувственными "комплексами", "механизмами" и "животными": любые человек или группа, препятствующие реализации чьих-то желаний, устраняются так же, как мы ликвидируем комара, змею или неорганический объект, препятствующий исполнению наших желаний" .

Человечество переживает очередной, быть может, самый ответственный в его истории, переходный период от одной системы ценностей к другой: от той системы, которая сложилась в европейской культуре Нового времени в условиях победного шествия научно-технической цивилизации и безжалостно отодвинула само ценностное сознание на обочину, вознеся на вершину научное знание и основанный на нем технико-технологический прогресс, к той новой иерархии ценностей, которая восстанавливает былое значение ценностей, но уже эти ценности не противостоят развитию науки и техники, а устанавливают дружественно-гармонические отношения добра, красоты, свободы, осмысленного бытия с истиной и пользой.

Восстановление былого значения ценностного сознания, обретающего, однако, новое содержание и новую структуру, должно обеспечить успешное практическое решение целого комплекса взаимосвязанных задач современного бытия.

Новое правосознание, адекватное реальностям современного мира, предполагает понимание значимости общечеловеческих ценностей.

Приоритетность международной правовой системы определяется развитием современного мира, идущего от униформизма к плюрализму, наличием общесоциальных ценностей, их значимостью сравнительно с классовыми интересами. Решающей общесоциальной ценностью при этом является человеческая личность, ее права и свобода .

Необходимо отметить, что концепция международной безопасности предполагает развитие такой системы международного правопорядка, которая была бы основана на признании взаимности современного мира и служила нормативным выражением приоритета общечеловеческих ценностей и интересов над интересами узконациональными и узкоклассовыми, гарантировала бы свободу выбора народами путей своего социально-экономического и политического развития, обеспечивала бы, в конечном счете, примат права в политике .

Непризнание и умаление значимости общечеловеческих ценностей в нашей стране до последнего времени объяснялось униформистским, чисто классовым подходом к решению всех проблем, идеей непримиримости двух форм собственности. "Инерция прежних стереотипов приводит к тому, что жизненно важные идеи и ценности почти не используются в общественной практике, уважение прав человека еще не стало нормой, гражданам с большим трудом, а порой и безуспешно, приходится доказывать должностным лицам свои права" . С переходом к политике плюрализма приоритетность принципов общечеловеческих ценностей начала находить все большее признание.

Вопрос о соотношении ценностей и прав человека возник в древности, когда античный мир стал осмысливать как проблемы прав человека, так и проблемы его бытия. Именно в Элладе с ее приверженностью к логическому анализу впервые был поставлен вопрос о происхождении некоторых общественных ценностей, например: "свобода" и "право". Уже тогда некоторые философы осознали, что между стремлением к личной свободе и общественной целесообразностью может возникнуть определенное противоречие. Разными философскими школами это противоречие решалось по-разному. Одни философы (последователи Платона) требовали полного подчинения личности интересам обществам. Другие (так называемые киники), наоборот, отрицали всякую ценность общественной жизни в сравнении с жизнью свободного человеческого духа. Третьи пытались примирить оба эти начала, пытаясь вывести их из общей основы - добродетели, или справедливости, или общего блага. Спорили и о том, как соотносятся между собой права, провозглашаемые как нравственный императив, и права, обеспечиваемые законом. Эти споры неизбежно приводили к вопросу об источнике и природе прав - являются ли они лишь выражением воли законодателя или же носят высший и безусловный характер. Последней точки зрения придерживались Аристотель и стоики, противопоставившие законам и обычаям различных полисов единый "естественный закон", не зависящий от человеческих желаний. Таким образом, мысль о том, что права человека неотчуждаемы и имеют в своей основе общечеловеческие ценности, не является для человечества совсем уж новой. Концепция индивидуальной свободы как ценности, причем не только духовной, но и социальной, в течении, по крайней мере, двух с половиной тысячелетий была предметом дискуссий среди философов, религиозных мыслителей, правоведов. Иногда эти дискуссии оставались игрой ума, интеллектуальными упражнениями просвещенных одиночек. Бывало и так, что в определенные эпохи и для определенных социальных групп эти представления воплощались в юридические нормы - права, свободы, привилегии.

Ренессанс, Реформация и Контрреформация, абсолютистские монархии позднего средневековья с их претензией на божественный источник государственной власти актуализировали в сознании европейцев проблему личной свободы и общественной справедливости. Но лишь в XVIII столетии, в век Просвещения было предложено внешне простое решение: мысль о естественном законе, высказанная еще древнегреческими философами и подхваченная многими христианскими богословами (от Блаженного Августина до Фомы Аквинского), оформилась в стройную систему естественного права. Новая концепция позволила сформулировать и систематизировать понятие об универсальных - неотчуждаемых и неотъемлемых - правах каждого человека, принадлежащих ему от рождения и до смерти.

История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда .

Соответственно, оценка и значение общественной жизни зависят от того, как относятся к ним - ценностям - люди, каких нравственных, правовых и общественных учений придерживаются. На данном этапе реформации нашего общественного строя происходит обновление мировоззренческих позиций: на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, демократия, права человека.

Формирование современного мышления в политической и правовой жизни общества имеет самое прямое отношение к проблеме прав человека в их практической реализации. Особое значение здесь имеет признание приоритета общечеловеческих ценностей, отход от конфронтации, учет опыта других государств в реализации прав человека, четкая позиция по вопросу об изначальном, главенствующем характере прав человека, что находит свое логическое развитие в принципе взаимной ответственности государства и личности

Кардинальное изменение нашей жизни дало существенное смещение акцента на общечеловеческие аспекты ценностей, что диктуется новыми социальными реалиями. Действительно, в нашем противоречивом мире различные общества вырабатывают различные представления о ценностях: добре, справедливости, свободе. Немецкий философ М. Вебер (1863-1932) считал, что они определяются неким интересом эпохи, то есть носят конкретно исторический характер и имеют силу лишь для определенного периода времени и определенной культуры . На протяжении всей своей истории человечество создавало целые своды законов для руководства социальным поведением людей, для наказания преступных действий и поощрения поступков, соответствующих правовым нормам. Человеческие права обеспечивают каждому максимальную свободу его индивидуальности внутри собственного народа, защищают его жизнь и достоинство от всякого посягательства извне. По мнению известного мыслителя, протестантского теолога Альберта Швейцера (1875-1965), было бы неразумно пытаться отрицать связь, которая существует между правом и мировоззрением. Мировоззрение - зародыш всех идей и убеждений, которые определяют образ действий личности и общества.

Представляется важным, что права человека, в отличие от нравственности, не дают оценку интересам личности, а защищают, отстаивают и разграничивают эти интересы. Есть ли между ними взаимное соотношение? К сожалению, в современных исследованиях эта проблематика находит отражение только в работах, связанных с законностью, правопорядком. В связи с этим представляется уместным подробнее рассмотреть роль права и нравственности в контексте прав человека .

В своем объяснении общественных явлений некоторые теории исходят из представления о человеке, как совершенно обособленной, ничем не связанной с другими, личности. Все взаимоотношения между людьми рассматриваются как установленная сознательная и свободная их воля. Исходной считается свобода, данная самой природой; что касается общения людей, их взаимозависимости - это объясняется как личное дело каждого. Исходя из этого, полное разграничение интересов отдельных личностей требовало бы только защиты от вторжения одной личности в существующую свободу другой, без всякого внимания к тому, каким содержанием наполняется эта свобода, для каких целей пользуются ею.

Первый, кто установил резкую противоположность права и нравственности, был Кристиан Томазий, немецкий философ и юрист (1655-1728). Убежденный просветитель, сторонник естественного права. Основным принципом права он признавал правило: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе самому... Нравственность же, наоборот, устанавливает положительные правила, обязанности к себе самому. Следовательно, основное правило нравственности: делай себе то, что желаешь, чтобы и другие себе делали.

Нравственная обязанность может быть преподана только в качестве совета; юридические же обязанности предписываются человеку велением, "несоблюдение которого влечет за собой наказание" .

Резкое разграничение права и нравственности приводит к тому, что право остается индифферентным к вопросам нравственности, размежевывая внешнюю свободу людей, совершенно не касаясь того, как они воспользуются свободой: согласно нравственным требованиям или нет.

Нравственные воззрения и установки личности всегда более или менее субъективны, но вместе с тем, они касаются самых интимных, сокровенных сторон личной жизни человека. Именно поэтому это учение как реакция против чрезмерного стеснения личности, ее личной свободы государственным вмешательством, оказало важное значение в развитии права и нравственности. Необходимо отыскать в праве такой элемент, который совсем не связан с нравственностью, лишен этического значения. Это достигается через определение права как охранного или защищенного интереса.

Таким образом, можно согласиться с В. Соловьевым в том, что право является "нормой интересов, подлежащих охранению" .

Разграничение интересов не может не считаться с их нравственной оценкой, в то же время такое разграничение не может быть основано только на отрицании чужих интересов, воли, поступков, ибо естественное состояние людей - не находиться в обособленном состоянии. В силу сказанного, право не ограничивает своих определений только одной внешней стороной человеческих действий, а всегда более или менее принимает во внимание и их внутренние стимулы.

Взаимное соотношение права и нравственности не может быть подведено под одну общую черту, которая универсально применима ко всем стадиям и типам общественного развития. С развитием общественной жизни сложившиеся нравы под влиянием более сложных и более изменчивых условий теряют свою прежнюю статичность и однообразие. В общественное сознание начинают проникать новые нравственные понятия. Право, требующее непременно общего признания, дольше всего сохраняет в своем основании старые нравственные начала. Нравственные понятия оказываются более прогрессивными, более развитыми, чем право, и право как бы отстает от утверждающихся норм нравственности и в таком случае представляет низшую степень развития, уже пройденную нравственностью. Подобную ситуацию мы наблюдаем в настоящее время в несоответствии наших нравственных ориентиров с теми правами, которыми должны обладать, что вызывает спорные вопросы в процессе преподавания.

Таким образом, в утверждении и развитии прав человека право и нравственность играют исключительную роль. В борьбе за гуманизм рождаются силы, которые способны действовать в направлении истинно разумного и целесообразного, оказывая одновременно благотворное влияние на существующие нравственные убеждения.

Права человека представляют собой единый комплекс прав и обязанностей. А по своей сути права человека это воплощение в специфической форме высоких идей справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою очередь, демократию, милосердие, гуманность.

Каждый последующий общественный строй открывает новые возможности для развития личности, которая все в большей степени становится носителем идеи равенства прав и свобод. "Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных человеческих прав" . На этих принципах в значительной мере основывались понятия смысла жизни, ценностей и идеалов. Последние не сводятся к потребностям и интересам, определяющим поведение человека как индивида, идеалы тесным образом связаны с нравственными критериями, которые добровольно налагает на себя личность.

С развитием общественной жизни сложившиеся нравы под влиянием более сложных и более изменчивых условий теряют свою прежнюю статичность и однообразие. В общественное сознание начинают проникать новые нравственные понятия. Право, требующее непременно общего признания, дольше всего сохраняет в своем основании старые нравственные начала. Нравственные понятия оказываются более прогрессивными, более развитыми, чем право, и право как бы отстает от утверждающихся норм нравственности и в таком случае представляет низшую степень развития, уже пройденную нравственностью. Подобную ситуацию мы наблюдаем в настоящее время в несоответствии наших нравственных ориентиров с теми правами, которыми должны обладать.

Права человека в демократическом обществе глубоко укоренились в действующем законодательстве, в сознании людей и их повседневной жизни. Граждане, живущие в этом обществе, разделяют приверженность к демократической этике. Демократическая этика - это набор ценностей и взаимоотношений, необходимых для осуществления самоуправления. Ее можно определить как чувство терпимости и сотрудничества, уважения других и взаимопонимания. Демократическая этика признает, что люди могут иметь различные взгляды и считает полезным открытое выражение своего несогласия в целях рассмотрения проблем с различных углов зрения и информирования общественного мнения.

Всем странам конституционной демократии присуща одна важная черта. Власть правительства в них ограничена законом и люди обладают правами, которых их не может лишить никакое правительство. Основные права гражданам не даются правительством, они принадлежат людям и гарантированы конституцией. Каждый гражданин берет на себя ответственность за обладание теми человеческими качествами, которые обеспечивают ему необходимые основания определить лучший курс его жизни. Каждый гражданин обладает чувством собственного достоинства, потенциалом улучшить свое положение и совершенствовать свои знания, а также имеет желание и неотъемлемые права и, таким образом, имеет право на самоуправление.

Образование является необходимым и мощным инструментом в демократическом обществе; но инструментом общества, а не правительства, хотя правительство обязано дать образование каждому. Школы должны научить учеников тому, как работает демократия, и как они могут участвовать в этом процессе, однако, не должны даже пытаться контролировать или навязывать свое политическое мнение.

Совершенно справедливо отмечает профессор Н.Л. Гранат, что "необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительную деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, на принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции. Занимаясь правовым обучением и воспитанием, следует оказывать воздействие как на разум, так и на эмоционально-волевую область воспитуемого...".

Истинная деятельность государства должна быть направлена на благо общества и его индивидов. Помимо свободы, для самореализации личности требуется и другой, тесно связанный со свободой, фактор - многообразие жизненных ситуаций. Замечено, что даже самый свободный и независимый человек, оказавшись в условиях однообразной жизни, не достигает должного развития. В то же время не следует забывать о том, что многообразие является следствием свободы. Государство не может желать человеку другого состояния, кроме такого, при котором каждый отдельный человек, пользуясь полнотой свободы, может развить все свои задатки и способности. Тогда и физическая природа обретает в человеческих руках ту форму, тот образ, который произвольно придает ей каждый человек в меру своих потребностей и наклонностей, будучи ограниченным, только пределами своей силы и своего права.

Всякое стремление государства вмешиваться в частные дела граждан, если они не ущемляют прав других, неприемлемо и недопустимо. Располагая свободой, люди легче объединяются в общества, которые во многом помогают государству в выполнении его функций. В государственных же интересах допустить в обществе столько партий, сколько есть в нем различных частных интересов: ведь если правовое государство будет орудием только одной из этих партий, то откуда оно возьмет силу для выполнения других совершенно необходимых мер и функций. Все, что способствует достижению этой цели, а это, прежде всего, специальный контроль за воспитанием, религиозные установления, законы против роскоши и т.п., - должно полностью находиться вне пределов компетенции государства.

Истинная свобода, истинное равноправие осуществимы лишь в правовом демократическом государстве, отличительной чертой которого является верховенство законов. Выполнение законов свидетельствует, прежде всего, о том, в какой степени реализуются общегражданские права, установленные в интересах всех и каждого. Объем таких прав в различных государствах, конечно, неодинаков, и зависит от уровня политической культуры государства. Однако каковы бы ни были эти права, они установлены как общее благо.

Всю историю прав человека можно рассматривать как путь постепенного признания всеми народами достоинства и ценности человеческой личности. Каждая отдельная личность - это продукт социализации, единый по существу субъект деятельности и носитель определенных культурных ценностей. Рассматривая человека в структуре философских категорий "общее - особенное - единичное", можно представить его как человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода, либо как определенную общность людей (расовую, национальную, классовую, конфессиональную, профессиональную, характерологическую и др.) и проявления этой общности в конкретных людях, или же как отдельного человека в конкретной единственности своего реального существования. Эта трехуровневая структура, по мнению исследователей, представляет собой одну из важнейших универсалий бытия и самосознания человека . Каждый из этих уровней существует как объективная реальность.

Генетическая, экологическая, культурная общность человечества в разной степени отражается разными историческими эпохами, по-разному она осознается различными представителями одних и тех же эпох. Чем выше поднимаются общечеловеческие ценности, тем ярче и богаче индивидуальные особенности человека. Вместе с тем можно предположить, что обесцениваются, размываются, становятся второстепенными, условными границы нации, расы, темперамента, сословия, возможно, и возраста.

Таким образом, через идентификацию с человечеством индивид приходит к истинному осознанию своей индивидуальности, и, наоборот, приобщение к общечеловеческим ценностям возможно через полное выражение своей самобытности. Достигнутая степень цивилизации общества всегда связана не только с признанием, но и с поддержанием культурной преемственности. Чрезмерная политизация сознания индивида вытеснила философию культа духа, свела на нет общечеловеческие ценности, такие, как любовь, сострадание, милосердие.

Следует обратить внимание, что пренебрежение правами и свободами человека приводит к тому, что довольно значительная часть населения находится вне сферы потребления духовной продукции; приобщение к культуре носит эпизодический характер, в связи с этим необходимо обратить внимание на иерархическую структуру культурного неравенства.

Социальное неравенство не замыкается на сфере доходов и потребления оно простирается гораздо шире материальных условий бытия. В этом аспекте исключительно велика роль прав человека - гаранта доступности культурных ценностей в самом широком смысле.

В современных условиях все более утверждается мысль о том, чтобы не только уравновесить в правах государство и личность, но и предоставить каждому человеку безотказно действующие механизмы реализации неотъемлемых прав человека. Обществу необходимо ощущать на себе то благотворное влияние, которое способно оказать право как явление цивилизации и культуры. Для нас это особенно важно сейчас, поскольку еще не зафиксированы все грани между свободой и дозволенностью. Общество нуждается в утверждении атмосферы надежного и прочного правопорядка, дабы быть уверенным в победе истины во всех жизненных перипетиях, какими бы сложными они ни были. Без этого разумного согласия не достичь.

В процессе накопления новых ценностей и новых отношений между государством и личностью происходят сложные взаимодействия. Существенным образом меняются соотношения экономики, демократии, права, возникают новые проблемы в развитии личности и ее правовой охране.

Права человека потому и носят всеобщий и универсальный характер, что базируются на общечеловеческих ценностях. Права человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Общечеловеческие ценности составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. Важнейшей особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общечеловеческие нравственные принципы, как справедливость, гуманность. Права человека это духовно-нравственный идеал, воплощенный в правовых нормах. Права человека - это гуманизм современной эпохи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 82. Решение проблем временных стоянок | Виды международных соглашений в области прав человека

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3872; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.