Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обслуживание рабочих мест




Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между основными и вспомогательными производственными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ. За счет организации обслуживания рабочих мест основных рабочих создаются необходимые условия для ведения трудовых и производственных процессов без перебоев, с наиболее полным использованием технологического оборудования по времени и мощности, с высокой производительностью труда.

Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими рабочими–специалистами вспомогательных подразделений и служб предприятия.

Основные функции обслуживания и их содержание:

1. Производственно–подготовительная - комплектование материалов, заготовок, деталей и распределение работ с обеспечением технической экономической документацией (рабочие чертежи, схемы, инструкции, наряды на выполнение сдельных работ и т. п.).

2. Инструментальная – обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.

3. Наладочная – наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента.

4. Энергетическая – обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов.

5. Ремонтная – текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно – механических цехов и участков.

6. Контрольная – контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, а также обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет, анализ причин и предупреждение брака продукции или работ.

7. Транспортная – перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи, укомплектованные необходимыми видами транспортной техники.

8. Складская – приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей.

9. Ремонтно-строительная – текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.

10. Хозяйственно–бытовая – поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях – спецпитанием, средствами индивидуальной защиты и другими видами бытового обслуживания работников на производстве.

 

В результате анализа организации обслуживания рабочих мест рассчитываются следующие обобщающие показатели:

1. Коэффициент эффективности обслуживания рабочих мест. Он рассчитывается по формуле:

где Кэ.обс – коэффициент эффективности обслуживания;

Тпрв – время потерь по причинам надлежащего обслуживания рабочих мест или участков, мин. или час.;

Тсм – сменное время или суммарное время наблюдения, мин. или час.

 

2. Коэффициент качества обслуживания. Этот показатель исчисляется по формуле:

где РМсо и РМобщ – число своевременно и качественно обслуживаемых рабочих мест и общее число рабочих мест в производственном подразделений или на предприятии, соответственно.

 

3. Процент снижения производительности труда основных рабочих по причинам недостатков и обслуживании рабочих мест. Он рассчитывается как отношение суммарного времени потерь, связанного с недостатками (Тпрв), к суммарному рабочему времени основных рабочих, за которыми велось наблюдение:

 

Тф.отр = Тсм – Тпрв,

 

где Тф.отр – фактически отработанное время:

После того как изучена существующая организация обслуживания рабочих мест и выявлены конкретные недостатки в этой области организационной работы, проектируются мероприятия по улучшению обслуживания по всем основным функциям.

Формы обслуживания рабочих мест

Кформам обслуживания относятся дежурная, планово-предупредительная и стандартная.

Дежурная форма обслуживания применяется на небольших предприятиях с единичным или мелкосерийным типом производства. Сущность ее состоит в том, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере надобности. Некоторые функции обслуживания выполняют основные рабочие, в этом случае форма именуется самообслуживанием. Достоинство дежурной формы обслуживания – относительно небольшая численность вспомогательных рабочих, а основной недостаток заключается в том, что ее применение может производиться к потерям рабочего времени у основных рабочих. Что касается самообслуживания, то в нем следует отметить два существенных недостатка: во-первых, основные рабочие-операторы далеко не всегда имеют достаточную квалификацию для выполнения всех функций обслуживания; во-вторых, простои основного технологического оборудования при самообслуживании многократно возрастают за счет затрат на получение необходимого инструмента, запасных частей, деталей и контрольно-измерительной аппаратуры. Поэтому форму самообслуживания можно допускать в исключительных случаях, при небольших объемах работ и относительно простых оборудований и технологии.

Планово-предупредительная форма обслуживания применяется и при достаточно больших объемах работ. Сущность этой формы заключается в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обоснованным планам-графикам. Выполняют такое обслуживание высококвалифицированные рабочие в условиях профессионально-квалифицированного разделения труда.

Стандартная форма обслуживания состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким временным графикам или так называемым «стандарт - планам», в которых предусматриваются не только время обслуживания и простоев оборудования и рабочих мест, но и последовательность выполнения различных видов обслуживания, многие из которых могут совмещаться по времени. При этой форме все функции обслуживания выполняются специалистами – вспомогательными рабочими высокой квалификации.

Стандартная форма обслуживания применяется в условиях массового производства. Эффективность формы обслуживания очень высока: при ее надлежащем применении почти полностью устраняются потери рабочего времени и времени работы оборудования по техническим причинам, обслуживание осуществляется на высоком профессиональном уровне и в сжатые, регламентированные сроки.

Однако в реальном производстве не всегда удается применять ту или иную форму обслуживания в чистом, «рафинированном», виде: по некоторым функциям, в связи с небольшим объемом работ, в этом не бывает необходимости; по другим, менее трудоемким и ответственным, например, таким, как уборка производственных помещений или мелкие ремонтно-строительные работ, вполне достаточно и дежурной формы. Поэтому на предприятиях нередко применяется смешанная форма обслуживания. Критериями выбора форма обслуживания являются их достаточность, надежность и экономичность эффективность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.