Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и жанры фотожурналистики




 

Под жанром понимается группа произведений, родственных по тематике и отражаемым сторонам действительности. Важным признаком жанра является отношение художника к изображаемому материалу. Снимкам, входящим в один из жанров, присущи общие характерные черты изобразительной формы и однородная методика создания фотопроизведения. Жанр – категория историческая, общность признаков складывается на протяжении всей истории развития искусства. В искусстве фотографии жанры исторически возникли на самых разных этапах его развития. Причина появления снимков определенного типа в творчестве многих мастеров – поначалу, может быть, и чисто интуитивно, но позже осознанное стремление возможно глубже исследовать одну из сторон жизни. Так, первые русские фотографы – художники устремили свое внимание и творчество к жизни и быту простых людей России. Связанные с прогрессивной общественностью, с творчеством художников – передвижников, верные реалистическим традициям, они создали проникновенные и высокохудожественные снимки, насыщенные большой социально правдой, полные сочувствия к тяжелым судьбам простых людей царской России. Так родилась русская жанровая фотография, пионерами которой и стали В. Каррик, А. Карелин, С. Лобовиков. В ту пору фотографы – художники многому учились у живописи, и в частности заимствовали ряд её жанровых моделей. Возникли традиционные жанры – аналоги жанровых структур живописи: портрет, пейзаж, натюрморт. Аналогия была подсказана творческой практикой нового искусства, жанры на новой почве получили специфическое содержание, и свойственные фотографии того времени, изобразительные формы, правда, в чем – то близкие живописным. Но позже, в тот момент, когда фотография осознала себя как вид журналистики, когда главной ее силой стала документальность, при возникновении новых жанровых структур аналогия с живописью, естественно, кончилась. Фотография оказалась прочно связанной с журналистикой, и в дополнении с существующему возник новый жанровый ряд – фотоинформация, фоторепортаж, фотоочерк. Нетрудно заметить, что здесь – тоже аналогия, на этот раз с журналистикой. Но не все в фотографии может быть классифицировано и соизмерено подобными параллелями с другими искусствами и видами творчества. В современной фотографии появились снимки, которые еще ждут своей классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления и разработки.

Новый вид искусства, новая отрасль журналистики - фотография должна была открыть свой собственный, особый, органически присущий ей способ создания произведений. Сейчас в художественной практике настойчиво и ярко проступила документальная природа фотографии. Родился качественно иной подход к формированию материала, который подсказывался самой природой фотографии и впоследствии получил название методики репортажной съемки. В современной фотографии репортажный метод занял ведущее место и сегодня является единственным в разделе фоторепортажа, в жанровой фотографии, документальном портрете. Эта съемка по ходу развивающегося события, съемка без вмешательства в происходящее действие. Полученные при этом фотоизображения приобретают такую силу достоверности и убедительности, что буквально захватывают зрителя правдой жизни, неповторимостью остановленных мгновений.

На сегодняшний день фотографии играют в журналистике, практически, определяющую роль. Если текст идет без различных фотографий, его практически невозможно дочитать до конца. Также, следует отметить, что фотография может заставить нас прочитать статью: если мы увидели какой – нибудь интересный снимок – мы обязательно захотим узнать о чем же написано в статье. Поэтому сегодня фотожурналисты нарасхват. Что интересно, так это то, что у фотожурналистики, как и у статей, есть свои жанры. Но, если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики(не фотоискусства!), она, конечно, ближе журналистике. А в журналистике есть еще есть и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж, очерк, комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика.

К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация:

Так, в основе фотоинформации лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация – наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма ее фиксации, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.

Фоторепортаж – более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором(фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих а отношении человека последствий. Фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Репортаж может быть и серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности и недеятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в середине XIX века, - отмечает исследователь фотопубликации Г. Чудаков(Г. Чудаков, 1988). Их авторов называли «злободневными фотографами». Среди них самым известным был уже упоминавшийся в первых лекциях англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70 – е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журналов «Стрекоза» и «Нива». Широко известным фоторепортером конца XIX – начала XX в. Стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.

Фотоиллюстрация – вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

Существуют также и художественно – публицистическим жанры. К ним чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж и фотоколлаж.

 

Фотозарисовка – предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов, историки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок «под жизнь», с ее социальными контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки «с натуры» - это серия фотографий нижегородца М. Дмитриевича: быт бурлаков, босяков, странников, крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое документирование деталей «дна жизни», а создание жизнеутверждающего настроения, попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистических эффектов, заимствованных из живописи. Главное для этого жанра – «сигнализирование» о существовании(или отсутствии), основных чертах какого – то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как новость.

Фотоочерк – жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Фотоочерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

Сейчас наибольшее распространение, а значит, и наибольшую популярность получила портретная разновидность фотоочерка. Герои такого фотопроизведения – высшие слои постсоветского социума, политической, финансовой, коммерческо – художественной элиты. Последние определение относится не к народным артистам(многие из них оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп – и шоу – бизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Открыты и открываются глянцевые журналы, основная функция которых – рассказ об известных лицах и персонах. Так называемых VIP(журналы «Караван историй», «Космополитен» и другие).

Жанр путевого очерка сейчас используется исключительно в рекламных целях – в рассказах о курортных местах с точным указанием необходимых для этой поездки средств.

Как уже было сказано, жанр фотоочерка используется в основном в глянцевых журналах, поэтому снимки, выполненные в этом жанре на страницах газет встречаются крайне редко.

Фотокорреспонденция отличается от фотозаметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое – то единичное событие, явление, действие.

Фотокорреспонденция близка по своей сути в фоторепортажу, однако таковым не является в силу ряда причин. Дело в том, что автор фотокорреспонденции не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения, он просто отображает его. Кроме того, фоторепортаж более приспособлен для изображения именно событий, происшествий.

Для фотокорреспондента главное – изложить суть дела, для фоторепортера же – изложить суть дела экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при взгляде на фотографию у аудитории возникал эффект присутствия на месте события.

К жанрам фотожурналистики также относится фотомонтаж, фотоплакат, фотоколлаж.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж – это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре(в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате – синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Портрет – изображение того или другого человека, произведенного средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание. Одна из центральных задач портретиста – достижение полного сходства изображения с обликом портретируемого человека. Но чисто внешняя характеристика человека – это еще только полдела. Истинное сходство, при котором мы не только узнаем человека, но и постигаем его неповторимую индивидуальность, дает выражение на снимке его внутренней сущности, характера. От художественного портрета мы требуем психологической, социальной, общественной характеристики человека, которые находят свое выражение через его внешний облик, через его деятельность. Тогда портрет будет не просто изображением внешности, а предстанет перед нами как образ человека.

Существуют также и такие жанры как натюрморт и пейзаж. Натюрморт – это такой снимок, где автор снимет неживые объекты. Данный жанр требует особого чувства у журналиста – видеть необычное в обычном. В жанре пейзаж же автор снимет природу или какие – либо строения.

И следует сказать, что, пока есть журналистика, фотожурналистика никуда не денется!

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.