Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория бюрократии, администрирования М. Вебера

Широко признанной является система взглядов М. Вебера, имя которого не без основания относят к основоположникам теории административного управления (Public Administration). Разработанная им концепция бюрократии как типа легального господства привлекала и до сих пор привлекает внимание не только исследователей в области социальных наук, но также специалистов в области государственного и муниципального управления.

М. Вебер включал управление в систему властных политических отношений. При этом в отличие от К. Маркса он считал, что экономическая и политическая власть не только не совпадают, но часто находятся в обратной зависимости и что властные отношения не опираются на отношения собственности и не соответствуют им. М. Вебер связывал их со сферой социального престижа, т.е. с определенным образом жизни, основанным на “субъективно ощущаемой взаимопринадлежности”. Согласно его концепции, наличие феномена социального престижа обусловлено действием двух ключевых принципов в системе властных отношений: принципа иерархии и принципа господства, - с помощью которых поддерживается социальный порядок. Обладание престижем объясняется “справедливой судьбой”.

Бюрократия как легальный тип политической власти и наиболее вероятная форма управления основана у М. Вебера на вере в силу формального права, которое рационально и безлично и которое утверждает на определенный срок правила поведения и взаимоотношений в системе управления общественными процессами. По Веберу, бюрократия базируется на следующих принципах:

1. Управление посредством формально организованных и юридически закрепленных правил. Это означает, что достижение целей бюрократически организованной структуры обеспечивается благодаря выполнению должностных обязанностей. Власть, необходимая для осуществления этих обязанностей, распределяется на постоянной основе и строго разграничена между чиновниками, занимающими разные позиции, сообразно правилам использования средств принуждения. Управление организовано таким образом, что занимать должность может только человек, обладающий специальной квалификацией.

2. Наличие государственной иерархии, которая представляет собой сформировавшуюся систему субординации, где вышестоящие управляют нижестоящими. Это означает, что процедуры принятия управленческих решений регламентированы управленческой вертикалью.

3. Документооборот как основа принятия управленческих решений. Это предполагает наличие клерков, которые ведут документы, содержат их в надлежащем порядке, а также специальных бюро или отделов. Развитие формально установленного документооборота приводит к отделению официальной деятельности от приватной, к обособлению общественной собственности. В экономической сфере это приводит к отделению управления от собственности, от домохозяйства; управление постепенно превращается в самостоятельную сферу деятельности.

4. Необходимость специальной подготовки для выполнения управленческих функций. Этот принцип применим как к государственной службе, так и к менеджменту компаний.

5. Выполнение управленческих функций как единственный, или, по крайней мере, основной вид занятий. Это требует от чиновников, администраторов полной отдачи сил для работы в офисе.

6. Управление офисом на основе общих правил, которые более или менее стабильны и которые можно освоить с помощью специально организованного обучения, включающего юриспруденцию, государственное управление и менеджмент.

Механизм взаимоотношений в бюрократической системе М. Вебер раскрывает через характеристику взаимодействия автономных групп, возникающих в различных сферах управления обществом, обладающих исходя из этого неодинаковой силой власти и придерживающихся различного жизненного стандарта. Одну из центральных позиций в управлении занимают чиновники, социальная позиция которых характеризуется следующими чертами:

· чиновник занимает должность на добровольной основе, но он должен иметь надлежащую квалификацию;

· взаимодействие чиновников осуществляется в рамках иерархической структуры;

· каждая должность предполагает выполнение определенного круга обязанностей и ограничена сферой полномочий;

· чиновники лично свободны и подчинены власти только в том, что касается выполнения их должностных обязанностей;

· за свою работу чиновники получают жалование, а при выходе на пенсию – пенсионное обеспечение;

· должность рассматривается как единственный (или основной) род занятий;

· чиновник не присваивает должность;

· каждый чиновник имеет возможность продвигаться по службе, для этого существует система оценки их заслуг.

Бюрократия, по Веберу, поддерживает демократию, поскольку управление базируется на рациональной интерпретации закона, который опирается на рациональные нормы, а не на обычаи и традиции. Закон беспристрастен, перед ним все равны, а бюрократия выступает средством преобразования коллективного действия в социальное, опирающееся на власть закона. В то же время в бюрократической организации возможно слияние интересов чиновников с интересами капитала. Поэтому бюрократия может превращаться в плутократию. Кроме того, несмотря на то, что чиновники рассматриваются как винтики бюрократического механизма, в действительности они составляют группу, которая обладает реальной властью и которая способна влиять на цели политической системы. В этой связи в обществе возможно номенклатурное господство. Вебер всячески предостерегал против негативных последствий бюрократии, угрожающих индивидуальной свободе действий.

НЕТ ЗАВЕРШЕНИЯ!!! ГДЕ ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И РЕФЛЕКСИЯ ЕЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УПРАВЛЕКНИЮ????

Из книги Кари-Мурза С. Потерянный разум. М., 2005.

В своем обзоре П.П. Гайденко (Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии, 1991. №6.) выделяет четыре составляющих рациональности: логическую, эмпирическую, оперативную и нормативную. Все они действуют независимо от содержания”. С.11

Логическая рациональность – это тождественность правил определения смыслового содержания того или иного явления. Эмпирическая рациональность – применение одинаковых правил объяснения того или иного явления. Логическая рациональность – применение расчета (калькуляции). Нормативная рациональность - сведение целей и норм к другим целям и нормам. (См. с. 11)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория К.Маркса об управлении капиталистическим производством | Кооперация труда. Ее экономическое и социальное значение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.