Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпоративное социального управление. Корпоративное управление в современной России

Корпоративное управление представляет собой взаимодействие различных субъектов управления общественным производством. Оно характеризуется системой социально-экономических и организационно-политических отношений, непосредственные участники которой – собственники бизнеса, руководители производства, представители финансовых институтов, наемные управленцы, представители государства, трудовые коллективы корпораций. Эта система отношений регулирует распределение прав и обязанностей между указанными субъектами и является следствием господствующих в обществе ценностей. Корпоративное управление формируется в процессе воспроизводства корпоративного механизма хозяйствования по мере усложнения производственно-хозяйственных связей и формирования контрактно-договорных отношений и сетевой организации бизнеса.

Корпоративное управления должно быть направлено на реализации отношений собственности и власти юридических собственников, на создание условий для формирования реальных отношений социально-экономических собственников, т.е. работников, по-хозяйски относящихся к делу, к орудиям и предметам труда. Корпоративное управление предполагает ведение социально ответственного пред обществом бизнеса.

 

Одной из форм регулирования взаимоотношений между участниками общественного производства выступает Кодекс корпоративного поведения. Для современной России актуальным является формирование такого Кодекса и создание условий для его действия, для реализации прописанных в нем правил и норм поведения. Правила и нормы поведения формулируются исходя из сложившихся и признаваемых участниками общественного производства ценностей.

Улучшение корпоративного управления - непростая, долгосрочная задача. С одной стороны, сами компании должны быть в этом заинтересованы, а менеджерам должно быть выгодно работать в рамках цивилизованного корпоративного управления. С другой стороны — должно происходить улучшение исполнения законов. В сфере корпоративного управления главный вопрос сейчас состоит не в принятии новых законов, а в качественном улучшении их исполнения. Большинство нарушений, на которые жалуются инвесторы — вывод активов, трансфертное ценообразование, например, — давно уже являются преступлениями по российскому Уголовному кодексу. Но эти законы никогда не были применены. Причина такого положения вещей не только в недостаточной активности инвесторов в защите своих прав, но и в том, что само российское государство нуждается в реформах. Суды, правоохранительные органы, прокуратура, соответствующие правительственные ведомства работают недостаточно эффективно, а иногда просто плохо. Именно исполнение уже существующих законов может дать максимальный эффект.

Опыт общения с деловой элитой и зарубежными инвесторами позволяет говорить о том, что на решения потенциальных инвесторов влияют не столько различные экономические параметры предприятия, сколько отсутствие достаточной прозрачности в его деятельности и предсказуемости поведения, которые в итоге определяются не столько законодательством, сколько сформировавшимися в общественном сознании ценностями. Дифференциация ценностных ориентиров в обществе создает дополнительные препятствия для согласования интересов, а недостаточная урегулированность взаимных интересов – одна из основных причин, ведущих к социальной нестабильности и отрицательно влияющих на инвестиционный климат. Сегодня отсутствие согласованных правил поведения между участниками тормозит приток инвестиций в российскую экономику. Множество других вопросов также не решаются из-за неэффективного корпоративного управления, слабости отечественного менеджмента, его невнимания к формированию новых ценностей, обеспечивающих развитие общественного производства. Поэтому очевидно, что сейчас России остро необходимы правила корпоративного поведения.

В современной России разворачивается обсуждение вопросов, связанных с формирование Кодекса корпоративного поведения. Правительство в лице Федеральной комиссии по ценным бумагам приступило к разработке его проекта. Этот вопрос обсуждался и в Государственной думе. Важно подчеркнуть такой аспект, как добровольность принятия Кодекса. Она важна с точки зрения самоорганизации бизнеса. Никакого другого способа противостояния бюрократии, которая тормозит развитие страны, нет. Наилучшим выходом было бы, чтобы, в конечном счете, его приняла Торгово-промышленная палата или Российский союз промышленников и предпринимателей в качестве добровольного ориентира для российских компаний; те компании, которые объявляли бы, что следуют его требованиям, получали бы признание рынка и инвесторов, а значит получали и новые возможности доступа к капиталу и росту.

Естественно, что кодекс после одобрения его правительством не будет являться автоматически эффективным инструментом регулирования взаимоотношений между субъектами корпоративного управления. Появление нормативного документа не означает, что им будут руководствоваться все без исключения. Но если правила согласуются с преобладающими в обществе поведенческими установками, то те, кто их не придерживается, вынуждены объяснять, Почему они их нарушают (т.е. вынуждены встать в позицию оправдывающегося). Компании же, публично объявившие о своем присоединении к кодексу, станут соблюдать его, чтобы не нанести ущерба своей репутации. Для этого желательны условия, при которых данный ущерб был бы реален. Следовательно, для соблюдения кодекса нужна система ценностей, которая поддерживала его не столько силой права, сколько силой общественного мнения. Таким образом, чтобы кодекс вжился и стал мотивом поведения всех заинтересованных сторон, необходимо менять общественное сознание. При этом следует двигаться эволюционно, поскольку взращивание нового менталитета требует времени.

На пути формирования и развития корпоративного управления в России есть много препятствий. Прежде всего, это недостаток образования, непонимание значения социально ответственного бизнеса. Как следствие, не хватает осознанности того, как корпоративное управления осуществлять на практике. Причем это осознания не достает не только управленцам, руководителям предприятий, их собственникам, но и государственным управленческим структурам. Корпоративное управление требует социальной ответственности от всех субъектов общественного производства. Чтобы кодекс отвечал интересам всех сторон, он должен быть результатом согласия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная форма социального управления | Абсорбция водой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.