КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Познавательные психические процессы
29.09.2012 22.09.2012 15.09.2012 Проблемные вопросы для обсуждения на Семинаре к Лекции №2
1. Почему норма является базовым регулятором взаимодействия людей? 2. Чем определяется стабильность экономической системы? 3. Почему норма является предпосылкой рационального поведения? 4. В чем отличие института от организации? 5. Какие функции выполняет институт в ситуации координации? 6. В чем отличие неформальных правил от правил формальных? Какие правила, на ваш взгляд, более гибкие — формальные или неформальные? 7. Как государство может влиять на изменение неформальных правил? 8. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы взаимодействия между формальными и неформальными правилами. 9. Опишите происхождение и функционирование следующих институтов: частная собственность, брак, образование, рынок. 10. Опишите происхождение и функционирование института «государство». 11. Как вы понимаете термин «институционализация»? 12. Что такое фокальная точка? Придумайте координационную проблему с фокальной точкой Какая из базовых моделей теории игр наилучшим образом иллюстрирует идею фокальной точки? 13. Что такое ментальная модель? Как возникают общие ментальные модели? Под воздействием каких механизмов они изменяются? Всегда ли эти модели адекватно описывают окружающий мир? Если нет, то почему люди продолжают ими пользоваться? 14. Что такое сильное и слабое государство? 15. Что такое эффективные институты? Как оценить, является ли институт эффективным? Как создать и поддерживать в обществе эффективным институты? 16. Как формируются институты и как на них можно влиять? Что такое «правильные институты»? Как должны быть устроены правильные (эффективные) институты? 17. Как правила формируются? Какие критерии определяют, что данное правило эффективно или неэффективно? Как сделать так, чтобы люди следовали правилам? 18. Как реформировать законы (формальные правила), которым подчиняется общество? 19. Почему одни и те же правила в одних странах работают, а в других нет? Почему разные общества функционируют по-разному? 20. Что первично: хорошая курица или хорошее яйцо? Институты или экономический рост? 21.
Психология как наука. Особенности психики. Психология в переводе на русский означает "знание о душе".
Психология - это наука о закономерностях и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. Изучает психологические явления, психику, которая представляет собой особую форму отражения окружающего мира.
В течение столетий явления, изучаемые психологией, означались общим термином душа и являлись предметом одного из разделов психологии, который в 16 веке стал называться психологией.
Основные исторические этапы развития психологической науки. Всего этапов 4
I. Донаучный период (3 этапа) 1. Античный. Анимизм: "У всего на свете есть душа. Душа понималась как независимая сущность, которая управляет всеми живыми и неживыми предметами." Платон: "У человека есть душа и она вступает в соединение с телом". Аристотель: "Душа бестелесна. Она есть форма живого тела" 2. Средневековье. Усиление церковного влияния на все сферы жизни общества. Церковь считала, что душа является общественным началом, и поэтому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. 3. 17 - 19 века. Начинается новая эпоха в развитие психологического знания. Для него характерно наличие попыток осмыслить душевный мир человека с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы. Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф. Вольф в 18 веке ввел термин эмпирическая психология. Локк: ввел понятие ассоциаций. II. Научный период (1 этап) 4. В 60 года 19 века психология выделилась в самостоятельную науку. Были созданы психологические лаборатории. Эксперимент начал внедряться для изучения психических явлений. Вильгельм Вундт, Лейпциг, 1879 г.: была основана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория.
Основоположником отечественной научной технологии является Сеченов (физиолог) "Рефлексы головного мозга" 1863 год: "Основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Схема психологических процессов такая же, как у рефлексов. Они берут начало во внешнем воздействии и уже продолжаются центральной нервной деятельностью, т.е. движением, поступком, речью." Челпанов: создание в России психологического института. Бехтерев: развивал экспериментальное направление в психологии. Павлов: создал теорию рефлексов, изучал условно рефлекторные связи деятельности организма. Его работы лежали в основе физиологических основ психической деятельности.
Генезис психологического знания. В становлении предмета психологии выделяют следующие этапы. I. Психология как наука о душе. До 18 века II. Психология как наука о сознании. 18 век. III. Психология как наука о поведении. 19 век. IV. Психология как наука о бессознательном. Конец 19 - начало 20 века. V. Психология как наука о психике. Современный период. На этом этапе предметом психологии является психика человека.
Место психологии в системе наук. Современная психология находится в ряду наук и занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками.
Естественные науки Нелинейная классификация академика А.Кедрова
Социальные науки Философские науки
Нелинейная классификация академика А. Кедрова. Психология интегрирует все данные этих наук, становясь общей моделью человека-знания. Ломов: "Философия является интегратором всех научных дисциплин, объектом которых является человек."
Связи психологии. I. Наиболее тесная связь психологии с физиологией человека, в частности с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). II. С естествознанием: введение в психологию экспериментального метода, рефлекторная теория Павлова, эволюционные идеи Дарвина. Эволюционные идеи Дарвина позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. III. С социальными (история, экономика, социология, этнография и т.д.)
Структура современной психологии
Направления, связанные с видами деятельности: I. Психология труда II. Инженерная психология III. Медицинская (клиническая) психология IV. Юридическая психология V. Психология управления (менеджмент)
Направления социальной психологии: I. Психология общения II. Психология социального познания III. Социальная психология личности IV. Психология малых групп V. Психология толпы VI. Общая психология VII. Психология личности VIII. Психофизиология IX. Дифференциальная психология (психология различий) X. Этнопсихология (этническая психология) XI. Экологическая психология
Основные современные научные направления Бихевиоризм (поведение). Родоначальники: Торндайк и Уотсон. Скиннер. Изучают поведения человека. Все поведение сводится к формуле Стимул(S) -> Реакция(R). Психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе невозможно наблюдать непосредственно. Поведение понимается как совокупность отношений Стимул-Реакция, и зная силу раздражителя (стимул), учитывая прошлый опыт человек, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. И эти новые формы следует рассматривать как условные рефлексы.
Глубинная психология: • фрейдизм (З. Фрейд). Первый из психологов который ввел категорию бессознательного. Для изучения бессознательного предложил психоанализ. Автор книги "Психоанализ". От греч. "психио" - душа, разложение. Он топографически психическую жизнь разделил на три уровня: 1. Сознание; 2. Подсознательное; 3. Бессознательное - это топография. Концептуальная модель психической жизни: 1. Ид; 2. Эго; 3. Супер эго. В основе психоаналитического метода она ввел метод "анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок". Основным мотивом поведения по Фрейду является конфликт между Танатосом (смертью) и Эросом (наслаждением). • Индивидуальная психология. Адлер. Основное положение: в основе поведения личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, которое возникает в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей. Основным мотивом для человека является желание избавиться от этой неполноценности. • Аналитическая психология. Карл Густав Юнг. Личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Он вводит понятие коллективного бессознательного. Бессознательное необходимо изучать в виде архетипов. Причем групповое бессознательное существует как автономное психическое явление, независящее от человека (менталитет).
Когнитивная психология ("когниция" - знание, познание). Пиаже, Брунер. Изучает организацию знания в памяти человека в том числе соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Разрабатывет когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий, личностей.
Гуманистическая психология. Маслоу, Роджерс, Олпорт. Во главе всегда ставится личность, как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Пирамида Маслоу:
I. Физиологические потребности II. Потребности в безопасности, стабильности, порядке. III. Потребность любви, чувство принадлежности какой-то общности людей (социальные потребности) IV. Потребности в уважении, самоутверждении, признании V. Потребность в самоактуализации, самореализации
Основные положения всего гуманистического направления: • Человек должен изучаться в его целостности • Каждый человек уникален • Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека • Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы • Человек это активное творческое существо
Гештальт. В переводе с немецкого "целостная форма, образ, структура". Вертхаймер (Вертгеймер), Келлер, Коффка, Курт Левин. Они изучают психику с точки зрения целостных структур - гежштальтов - первичных по отношению к своим компонентам. Т.е. человек воспринимает не сумму частей, а организованное целое - гештальт.
Необихевиоризм. Новый бихевиоризм. Ввели понятие промежуточных переменных.
Методы психологии
Объяснительная психология. 1. Наблюдение - целенаправленное восприятие психических явления с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Виды наблюдения: • Внешние • Внутренниее • Свободные • Стандартизированные 2. Эксперимент - создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить. В эксперименте происходит планомерное манипулирование независимыми переменными и регистрация сопутствующих изменений зависимой переменной. Виды экспериментов: • Естественный. Проводим в условиях, приближенных к жизни, к естественной среде. • Лабораторный. Проводится в лабораторных условиях. • Констатирующий. • Формирующий. Наблюдение и эксперимент - основные методы психологии. 3. Тестирование - это метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы, тесты, имеющие определенную шкалу значений в целях измерения индивидуальных различий 4. Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Виды опроса • Устный • Письменный • Свободный • Стандартизированный 5. Анализ результатов практической деятельности. Этот метод позволяет судить о знаниях, умениях, навыках человека, его личностных качествах (аккуратность, дисциплинированность, отношение к труду).
Описательная психология 1. Включенное наблюдение - вид наблюдения, при котором наблюдатель находится внутри объекта наблюдения. 2. Интроспекция (самонаблюдение) - наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявление. 3. Самоотчет - описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. 4. Идентификация - метод постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельство другого человека. Это приводит к усвоению личностных смыслов этого человека. 5. Биографический - метод изучения личности в контексте развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими. Метод направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности. 6. Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.
Практическая психология I. Психолого-психиатрическая экспертиза II. Психотерапия - комплексная лечебная (психологическая) вербальное и невербальное воздействие на психику пациента (клиента) с целью оказания психиатрической (психологической) помощи. III. Психокоррекция - оказание психологической помощи в целях изменения (коррекции) поведения клиента. IV. Психотренинг. Бывает индивидуальный и групповой. Это специально разработанный комплекс психологических упражнений для приобретения навыков и умений, способствующий улучшению как самоощущения человека, так и его компетенции в общении. V. Психологическая консультация - это оказание психологической помощи путем совместного с клиентом выхода из трудной жизненной ситуации.
Основные характеристики понятия психика.
Психология - это наука, которая изучает механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Психика отвечает за отражение объективного мира (реальности) в виде субъективного образа. Поэтому у каждого свой мир.
Психика - это функция мозга и нервной системы, которая позволяет приспособиться к объективной реальности.
Что мы получаем в результате отражения? Познание реальности. В этом участвуют познавательные (когнитивные) психические процессы. Регуляцию поведения. Регуляцию осуществляют эмоциональные и волевые процессы. Коммуникацию, т.е. взаимодействие между людьми.
Функции психики
Качество отражения реальности зависит от психологических особенностей личности (темперамент, характер, направленность личности, способности)
Структура психики.
Когнитивные процессы.
ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ
Эволюция - развитие. Развитие - движение поступательное, от низшего к высшему. И это развитие психики, как и развитие организмов, рассматривается в двух планах: Филогенез - изменения происходящие в течение биологического (физиологического) развития вида. Онтогенез - изменение в течение жизни индивидуума (от перинатального периода до смерти).
06.10.2012
Фильм "Разум человека"
13.10.2012
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Когнитивную (познавательную) функцию психики осуществляют следующие процессы: Ощущение Восприятие Память Мышление Воображение Речь Внимание
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |