Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет права социального обеспечения




План занятия

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА

Задачи

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Васильева работает по трудовому договору в ОАО «Крас­ная Заря». 1 июля 2007 г. она заболела. Является ли временная нетрудоспособность социальным риском и страховым случаем? В чем заключается различие между социальным риском и стра­ховым случаем? Каким видам обязательного социального стра­хования подлежит Васильева? К какой организационно-право­вой форме социального обеспечения они относятся?

 

2. Дьякова занимается индивидуальной предприниматель­ской деятельностью без образования юридического лица. Ка­ким видам обязательного социального страхования подлежит Дьякова?

 

3. Петров служил по контракту в органах МВД. При задержа­нии преступника он был ранен и стал инвалидом. Имеет ли Пет­ров право на пенсию по инвалидности? Из каких источников она будет финансироваться? В рамках какой организационно-пра­вовой формы социального обеспечения она предоставляется?

 

4. Свиридова 13 лет проработала на кондитерской фабрике по трудовому договору. 28 мая 2007 г. она была уволена по со­кращению штатов. Она обратилась в службу занятости в целях трудоустройства и была зарегистрирована в качестве безработ­ной. Имеет ли она право на пособие по безработице? Из каких источников финансируется его выплата?

 

5. Грачеву, работавшему по трудовому договору, исполни­лось 60 лет. Его общий трудовой стаж составляет 35 лет, а стра­ховой стаж - 5 лет. На какую пенсию Грачев имеет право? Из каких источников финансируется ее выплата? В рамках какой организационно-правовой формы социального обеспечения она предоставляется?

 

6. Миша Аганов (7 лет) является инвалидом с детства. На какие виды социального обеспечения он имеет право? К каким организационно-правовым формам социального обеспечения они относятся?

 

7. Гражданин Германии Шмидт в период туристической поез­дки в Санкт-Петербург сломал ногу. Имеет ли он право на полу­чение бесплатной медицинской помощи в России? Если да, то из каких источников она должна финансироваться?


1. Предмет права социального обеспечения.

2. Метод правового регулирования отношений по социально­му обеспечению.

3. Система права социального обеспечения.

Реализация функций социального обеспечения происходит путем предоставления лицам, пострадавшим от социальных рисков, пенсий, пособий и услуг. Это означает, что отношения по социальному обеспечению имеют имущественную природу.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспо­собности регулируются нормами трудового, колхозного, адми­нистративного права.

Идею о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права обосновал В.С.Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам:

а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, а дру­гим - государство в лице его органов управления либо профсо­юзов, наделенных государством соответствующими полномочи­ями, или органы колхозов;

б) отношения между субъектами но­сят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;

в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения.

Отношения, возникающие в связи со сбором средств на со­циальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отно­шения по управлению социальным обеспечением - к админис­тративному праву.

Субъектом отношений по социальному обеспечению может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом (например, в связи с назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане РФ, иностранцы - при наличии международных соглашений, лица без гражданства, беженцы.

Вторым субъектом данных отношений являются государс­твенные органы (учреждения) и иные лица, действующие от имени или по поручению государства (публичные агенты)2. К их числу относятся: органы министерства здравоохранения и со­циального развития, органы министерств обороны и внутренних дел, учреждения здравоохранения и социального обслужива­ния, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ (ПФР) и других государственных внебюджетных фондов, органы мест­ного самоуправления, негосударственные пенсионные фонды, частные медицинские клиники и др.

В связи с этим рассматриваемые отношения сохраняют преимущественно публичный характер.

За профсоюзами в настоящее время сохранена лишь фун­кция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхова­нию, оплатой путевок на санаторно-курортное лечение и в де­тские спортивные лагеря.

Вторым критерием В.С.Андреев назвал «алиментарный» ха­рактер указанных отношений. Необходимо отметить, что среди специалистов в области права социального обеспечения сущес­твовали значительные разногласия в трактовке понятия «соци­альной алиментации». Наиболее полно раскры­ла его содержание Р.И. Иванова. Этим понятием она обозначала способ предоставления «государством или по его поручению... всех видов социального обеспечения и обслуживания на спра­ведливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития... общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения».

В связи с изменением механизмов финансирования, введе­нием страховых взносов, возможностью доб­ровольного участия в обязательном пенсионном и социальном страховании, переходом к исчислению страховой и накопитель­ной частей трудовых пенсий в зависимости от суммы расчетного пенсионного капитала и суммы пенсионных накоплений, отношения по социальному обеспечению уже нельзя характеризо­вать исключительно как алиментарные.

Однако высказываются и иные точки зрения. В частности, В.С. Аракчеев предлагает сохранить понятие «алиментарность» в качестве доктринальной категории в научных и учебных целях. Он утверждает, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или группо­вой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по со­держанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению».

М.В.Лушникова характеризует предмет права социального обеспечения как «социально-алиментарные отношения по рас­пределению государственных средств (госбюджета и обязатель­ных внебюджетных социально-страховых фондов) в порядке, предусмотренном законом, а также иных юридических и физи­ческих лиц - на договорных условиях».

Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, российское государство признает за человеком право на сущес­твование и предоставляет ему средства для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к тру­ду, уплаты страховых взносов. Поэтому отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам обще­ства помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, сохраняют алиментарную природу.

Работающие лица, подлежащие обязательному пенсионно­му страхованию или уплачивающие взносы в добровольном по­рядке, приобретают право на трудовые пенсии, социально-стра­ховые пособия, медицинские услуги только при условии уплаты страховых взносов. С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут складываться из трех час­тей: базовой, страховой и накопительной, а трудовой пенсии по случаю потери кормильца - из двух частей - базовой и страхо­вой. Размер страховой части зависит от объема приобретенных к началу реформы пенсионных прав и суммы страховых взно­сов, учтенных на индивидуальном счете застрахованного в ПФР. Размер накопительной части будет рассчитываться исходя из суммы взносов и доходов от их инвестирования, т.е. из суммы пенсионных накоплений.

По своей экономической сути отношения, возникающие по поводу выплаты всех видов трудовых пенсий, являются возмез­дными. Частично они сохранили неэквивалентный характер (базовая часть пенсии), а частично стали для получателей пол­ностью эквивалентными (страховая и накопительная части).

Отношения по материальному обеспечению государствен­ных служащих, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных ка­тастроф, нетрудоспособных граждан являются возмездными для государства, поскольку источником финансирования служат бюджеты различных уровней. Для получателей, которые прямо не участвуют в создании финансовой базы для их выплаты, они остаются безвозмездными.

Однако экономическая природа пенсий, выплачиваемых за счет бюджетных средств, различна. Так, государственные служащие получают пенсии за выслугу лет с учетом периода службы, лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф,- пенсии по старости с учетом про­должительности общего трудового стажа, а нетрудоспособные граждане - социальные пенсии независимо от участия в трудо­вой деятельности.

Таким образом, в современных условиях в пенсионном обес­печении фактически сложились две группы отношений - одна в рамках системы обязательного пенсионного страхования, дру­гая - в рамках системы государственного пенсионного обеспе­чения.

Что касается отношений по выплате дополнительных (кор­поративных) пенсий из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), то они не входят в государственную систему социально­го обеспечения. Общественные отношения по распределению средств негосударственных фондов (в том числе, пенсионных, профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в случаях старости, инвалидности, потери кормильца, беремен­ности и родов и других остаются за пределами предмета права социального обеспечения. Они не соответствуют признакам от­ношений, подлежащих включению в предмет исследуемой отрасли права, с учетом субъектов, источников финансирования, механизмов правового регулирования. Иной позиции придерживается М.В. Лушникова. Она полагает, что добро­вольное договорное социальное обеспечение не должно выводиться за пределы организационно-правовых форм социального обеспечения.

Финансирование социально-страховых пособий основано на принципе солидарности работающих и временно нетрудоспо­собных и является возмездно-неэквивалентным.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не яв­ляется однородным. В нем можно выделить материальные от­ношения, складывающиеся в рамках различных организацион­но-правовых форм - обязательного социального страхования, обеспечения за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственной социальной помощи.

В частности, к материальным отношениям по предоставле­нию социально-страховых выплат и услуг в рамках обязатель­ного социального страхования относятся:

• отношения по выплате трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

• отношения по выплате пособий по временной нетрудоспо­собности, по беременности и родам и др.;

• отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи по Федеральной и территориальным программам государствен­ных гарантий.

Материальными отношениями по предоставлению социаль­но-алиментарных выплат и услуг в рамках государственной со­циальной помощи являются:

• отношения по выплате социальных пособий и оказанию натуральной помощи лицам с доходами ниже прожиточного ми­нимума;

• отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных стандартов.

Помимо материальных отношений, в предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникаю­щие в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. отношения по правоприменительной деятельности (проце­дурные отношения). Содержанием указанных отношений явля­ется установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам назначения выплат или предоставления услуг.

Субъектами процедурных отношений являются физическое лицо (или семья), государственный орган или учреждение. На­иболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими органами или учреждениями: с бюро медико-социальной эк­спертизы (БМСЭ) - в связи с определением группы, причины инвалидности, степени утраты трудоспособности, разработкой программы реабилитации; с различными видами лечебных уч­реждений - в связи с признанием факта временной нетрудос­пособности; с территориальными отделениями ПФР - в связи с установлением продолжительности трудового и страхового стажа и т.д.

Процедурные отношения по вынесению решений о предо­ставлении или отказе в предоставлении социального обеспе­чения могут существовать между физическими лицами и сле­дующими органами или учреждениями: территориальными от­делениями ПФР; пенсионными управлениями министерств обо­роны, внутренних дел; государственными или муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями; государственными или муниципальными учреждениями социального обслужива­ния и др.

Новым видом процедурных отношений после принятия Фе­дерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государствен­ной социальной помощи» стали отношения по проверке матери­ального и имущественного положения лиц, обратившихся за ее предоставлением. Они возникают между малоимущими лицами и местными органами социальной защиты населения по поводу установления факта нуждаемости.

Споры по вопросам назначения различных видов социаль­ного обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплачен­ных сумм разрешаются вышестоящими органами или учреж­дениями, осуществляющими социальное обеспечение, и (или) судом, а при несогласии с их решением - в судебном порядке. В разных федеральных законах допускаются различные сочета­ния указанных вариантов, но не установлено никакого особого порядка их рассмотрения. В соответствии со ст.46 Конституции РФ нарушенное право может быть защищено в суде и без обра­щения в вышестоящий орган (учреждение). Очевидно, что при рассмотрении спора вышестоящими органами государствен­ного управления возникают административно-процессуальные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процес­суальные.

Поскольку внебюджетные фонды обязательного социально­го страхования не являются органами государственного управ­ления, а имеют статус государственных учреждений, то отношения между ними и физическими лицами по разрешению споров в области социального обеспечения, можно включить в предмет права социального обеспечения.

Анализ сущности отношений по социальному обеспечению позволяет сформулировать следующее определение.

Предмет права социального обеспечения образуют:

1) имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы, по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социаль­ных рисков, указанных в законе,

2) процедурные отношения по установлению юридических фактов и назначению денежных выплат или услуг;

3) процессуальные отношения по разрешению споров в области социального обеспечения внебюджетными фондами обязательного социального страхования.

Наличие общественной потребности в материальной защи­те человека от социального риска является предпосылкой для разработки и принятия особой группы правовых норм, система которых образует самостоятельную отрасль российского пра­ва - право социального обеспечения.

Сегодня право социального обеспечения является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.