КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет права социального обеспечения
План занятия СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА Задачи ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 1. Васильева работает по трудовому договору в ОАО «Красная Заря». 1 июля 2007 г. она заболела. Является ли временная нетрудоспособность социальным риском и страховым случаем? В чем заключается различие между социальным риском и страховым случаем? Каким видам обязательного социального страхования подлежит Васильева? К какой организационно-правовой форме социального обеспечения они относятся?
2. Дьякова занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Каким видам обязательного социального страхования подлежит Дьякова?
3. Петров служил по контракту в органах МВД. При задержании преступника он был ранен и стал инвалидом. Имеет ли Петров право на пенсию по инвалидности? Из каких источников она будет финансироваться? В рамках какой организационно-правовой формы социального обеспечения она предоставляется?
4. Свиридова 13 лет проработала на кондитерской фабрике по трудовому договору. 28 мая 2007 г. она была уволена по сокращению штатов. Она обратилась в службу занятости в целях трудоустройства и была зарегистрирована в качестве безработной. Имеет ли она право на пособие по безработице? Из каких источников финансируется его выплата?
5. Грачеву, работавшему по трудовому договору, исполнилось 60 лет. Его общий трудовой стаж составляет 35 лет, а страховой стаж - 5 лет. На какую пенсию Грачев имеет право? Из каких источников финансируется ее выплата? В рамках какой организационно-правовой формы социального обеспечения она предоставляется?
6. Миша Аганов (7 лет) является инвалидом с детства. На какие виды социального обеспечения он имеет право? К каким организационно-правовым формам социального обеспечения они относятся?
7. Гражданин Германии Шмидт в период туристической поездки в Санкт-Петербург сломал ногу. Имеет ли он право на получение бесплатной медицинской помощи в России? Если да, то из каких источников она должна финансироваться? 1. Предмет права социального обеспечения. 2. Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению. 3. Система права социального обеспечения. Реализация функций социального обеспечения происходит путем предоставления лицам, пострадавшим от социальных рисков, пенсий, пособий и услуг. Это означает, что отношения по социальному обеспечению имеют имущественную природу. До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. Идею о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права обосновал В.С.Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам: а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим - государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; б) отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство; в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву. Субъектом отношений по социальному обеспечению может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом (например, в связи с назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане РФ, иностранцы - при наличии международных соглашений, лица без гражданства, беженцы. Вторым субъектом данных отношений являются государственные органы (учреждения) и иные лица, действующие от имени или по поручению государства (публичные агенты)2. К их числу относятся: органы министерства здравоохранения и социального развития, органы министерств обороны и внутренних дел, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ (ПФР) и других государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, негосударственные пенсионные фонды, частные медицинские клиники и др. В связи с этим рассматриваемые отношения сохраняют преимущественно публичный характер. За профсоюзами в настоящее время сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, оплатой путевок на санаторно-курортное лечение и в детские спортивные лагеря. Вторым критерием В.С.Андреев назвал «алиментарный» характер указанных отношений. Необходимо отметить, что среди специалистов в области права социального обеспечения существовали значительные разногласия в трактовке понятия «социальной алиментации». Наиболее полно раскрыла его содержание Р.И. Иванова. Этим понятием она обозначала способ предоставления «государством или по его поручению... всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития... общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения». В связи с изменением механизмов финансирования, введением страховых взносов, возможностью добровольного участия в обязательном пенсионном и социальном страховании, переходом к исчислению страховой и накопительной частей трудовых пенсий в зависимости от суммы расчетного пенсионного капитала и суммы пенсионных накоплений, отношения по социальному обеспечению уже нельзя характеризовать исключительно как алиментарные. Однако высказываются и иные точки зрения. В частности, В.С. Аракчеев предлагает сохранить понятие «алиментарность» в качестве доктринальной категории в научных и учебных целях. Он утверждает, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или групповой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению». М.В.Лушникова характеризует предмет права социального обеспечения как «социально-алиментарные отношения по распределению государственных средств (госбюджета и обязательных внебюджетных социально-страховых фондов) в порядке, предусмотренном законом, а также иных юридических и физических лиц - на договорных условиях». Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты страховых взносов. Поэтому отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, сохраняют алиментарную природу. Работающие лица, подлежащие обязательному пенсионному страхованию или уплачивающие взносы в добровольном порядке, приобретают право на трудовые пенсии, социально-страховые пособия, медицинские услуги только при условии уплаты страховых взносов. С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут складываться из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а трудовой пенсии по случаю потери кормильца - из двух частей - базовой и страховой. Размер страховой части зависит от объема приобретенных к началу реформы пенсионных прав и суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном счете застрахованного в ПФР. Размер накопительной части будет рассчитываться исходя из суммы взносов и доходов от их инвестирования, т.е. из суммы пенсионных накоплений. По своей экономической сути отношения, возникающие по поводу выплаты всех видов трудовых пенсий, являются возмездными. Частично они сохранили неэквивалентный характер (базовая часть пенсии), а частично стали для получателей полностью эквивалентными (страховая и накопительная части). Отношения по материальному обеспечению государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан являются возмездными для государства, поскольку источником финансирования служат бюджеты различных уровней. Для получателей, которые прямо не участвуют в создании финансовой базы для их выплаты, они остаются безвозмездными. Однако экономическая природа пенсий, выплачиваемых за счет бюджетных средств, различна. Так, государственные служащие получают пенсии за выслугу лет с учетом периода службы, лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф,- пенсии по старости с учетом продолжительности общего трудового стажа, а нетрудоспособные граждане - социальные пенсии независимо от участия в трудовой деятельности. Таким образом, в современных условиях в пенсионном обеспечении фактически сложились две группы отношений - одна в рамках системы обязательного пенсионного страхования, другая - в рамках системы государственного пенсионного обеспечения. Что касается отношений по выплате дополнительных (корпоративных) пенсий из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), то они не входят в государственную систему социального обеспечения. Общественные отношения по распределению средств негосударственных фондов (в том числе, пенсионных, профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в случаях старости, инвалидности, потери кормильца, беременности и родов и других остаются за пределами предмета права социального обеспечения. Они не соответствуют признакам отношений, подлежащих включению в предмет исследуемой отрасли права, с учетом субъектов, источников финансирования, механизмов правового регулирования. Иной позиции придерживается М.В. Лушникова. Она полагает, что добровольное договорное социальное обеспечение не должно выводиться за пределы организационно-правовых форм социального обеспечения. Финансирование социально-страховых пособий основано на принципе солидарности работающих и временно нетрудоспособных и является возмездно-неэквивалентным. Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения, складывающиеся в рамках различных организационно-правовых форм - обязательного социального страхования, обеспечения за счет прямых ассигнований из федерального бюджета, государственной социальной помощи. В частности, к материальным отношениям по предоставлению социально-страховых выплат и услуг в рамках обязательного социального страхования относятся: • отношения по выплате трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; • отношения по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.; • отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи по Федеральной и территориальным программам государственных гарантий. Материальными отношениями по предоставлению социально-алиментарных выплат и услуг в рамках государственной социальной помощи являются: • отношения по выплате социальных пособий и оказанию натуральной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума; • отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных стандартов. Помимо материальных отношений, в предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. отношения по правоприменительной деятельности (процедурные отношения). Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам назначения выплат или предоставления услуг. Субъектами процедурных отношений являются физическое лицо (или семья), государственный орган или учреждение. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими органами или учреждениями: с бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - в связи с определением группы, причины инвалидности, степени утраты трудоспособности, разработкой программы реабилитации; с различными видами лечебных учреждений - в связи с признанием факта временной нетрудоспособности; с территориальными отделениями ПФР - в связи с установлением продолжительности трудового и страхового стажа и т.д. Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими органами или учреждениями: территориальными отделениями ПФР; пенсионными управлениями министерств обороны, внутренних дел; государственными или муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями; государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания и др. Новым видом процедурных отношений после принятия Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» стали отношения по проверке материального и имущественного положения лиц, обратившихся за ее предоставлением. Они возникают между малоимущими лицами и местными органами социальной защиты населения по поводу установления факта нуждаемости. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами или учреждениями, осуществляющими социальное обеспечение, и (или) судом, а при несогласии с их решением - в судебном порядке. В разных федеральных законах допускаются различные сочетания указанных вариантов, но не установлено никакого особого порядка их рассмотрения. В соответствии со ст.46 Конституции РФ нарушенное право может быть защищено в суде и без обращения в вышестоящий орган (учреждение). Очевидно, что при рассмотрении спора вышестоящими органами государственного управления возникают административно-процессуальные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процессуальные. Поскольку внебюджетные фонды обязательного социального страхования не являются органами государственного управления, а имеют статус государственных учреждений, то отношения между ними и физическими лицами по разрешению споров в области социального обеспечения, можно включить в предмет права социального обеспечения. Анализ сущности отношений по социальному обеспечению позволяет сформулировать следующее определение. Предмет права социального обеспечения образуют: 1) имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы, по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе, 2) процедурные отношения по установлению юридических фактов и назначению денежных выплат или услуг; 3) процессуальные отношения по разрешению споров в области социального обеспечения внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Наличие общественной потребности в материальной защите человека от социального риска является предпосылкой для разработки и принятия особой группы правовых норм, система которых образует самостоятельную отрасль российского права - право социального обеспечения. Сегодня право социального обеспечения является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |