Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности массового сознания




Массовое сознание и массовидные общности.

Феномен массового сознания является объектом изучения разных наук: психологии, социологии, культурологии, политологии и социальной философии. Массовое сознание в широком смысле есть сознание больших масс людей, народа.

Массовое сознание представляет собой особую форму группового и общественного сознания. Это неоднородное внутренне противоречивое и многоуровневое образование. Это сознание разных групп людей конкретного общества конкретно исторического периода от целого общества до отдельных общностей, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, в то же время обладая относительной самостоятельностью.

Противоречивость массового сознания состоит в том, что оно может играть креативную роль, то есть роль стабилизирующего фактора, и деструктивную роль, усугубляя противоречия общества и доведя их до кризиса. Эта противоречивость массового сознания вызвана его двойственной природой. С одной стороны в нем присутствует:

консервативный элемент, который выражается в феномене «сопротивления среды» социальным преобразованиям;

с другой стороны -«радикализм массовых настроений», который характеризуется склонностью к неповиновению и революционным изменениям существующего порядка.

- Сложность и противоречивость. В массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды, прогрессивные и негативные реакции.

- Его размытость, фрагментарность, аморфность.

- Эмоциональность.

- Упрощенное отражение действительности.

- Инерционность, консерватизм и стереотипность.

Стереотипы - это стандартизированные, устойчивые представления, понятия и формы поведения. Они отличаются большой устойчивостью и консерватизмом. Стереотипы сознания, привычки, традиции тесно связаны с образом жизни масс и сохраняются до тех пор, пока существуют эти формы жизни и их носители.

Классификация массовидных общностей.

Массовидные общности различаются по:

- способу образования: искусственная естественная масса;

- степени сплоченности: изменяющаяся, текучая, постоянная;

- степени организации: примитивные и организованные, возглавляемые вождем, лидером;

- цели: агрессивные, индифферентные, революционные;

- виду: толпа, аудитория, публика, социальные движения.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разры­вают классовые, групповые, этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных еди­ниц. Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, про­тив ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей, были написаны Г.Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г.Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.).

Массовидные общности соединяют очень разных, ничем не связанных незнакомых людей. Их объединение продиктовано не разумом, а чувствами, то есть не осознанием общности целей, а ощущением общности эмоций. Толпа определяется как группа людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Масса, члены которой ведут себя сходным образом, отличается от толпы опосредованным контактом в группе. Толпа - это любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. У члена толпы возникает чувство анонимной, бесконтрольности, а поэтому вседозволенности.

Становясь членом (частью) толпы, даже культурный человек начинает действовать бессознательно. Он теряет собственное «Я», а верх берет инстинктивное, иррациональное. Типичные признаки человека в толпе:

Обезличенность, преобладание чувств над разумом, импульсивность, утрата интеллекта и личной ответственности.

Французский социолог Густав Леб она видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то способностями психологического воздействия.

Отличительные качества толпы: анонимность, психологическое «заражение», внушаемость и подражание.

Ход мыслей в толпе направляется общими настроениями и очень часто пробуждает в человеке низменные инстинкты, так как чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль. Другая особенность - физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем и физический дискомфорт.

Различают 4 основных типа толпы:

Случайную; Конвенциальную; Экспрессивную; Активную;

Случайным называется такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели (очередь, зеваки, пассажиры транспорта).

Конвенциальная состоит из людей, собравшихся в данное время и в данном месте не случайно, а с заранее поставленной целью (болельщики, театральные зрители). Члены конвенциальной толпы соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Такое неформальное соглашение о приличествующем поведении в конкретной ситуации ставшее обычаем называется конвенцией.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями или впечатлениями, а для того, чтобы выразить свои эмоции, чувства и интересы (карнавал, дискотека, праздничные гулянья).

Активная толпа - это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выразить свои чувства.

Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике является французский социолог Габриэль де Тард. В книге «Мнение и толпа» он сравнивал два социальных образования: толпу и публику. В отличие от толпы, психологическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность. Индивиды физически рассосредоточены, но духовно связаны друг с другом, поскольку в основе лежит сходство мнений. По мнению де Тарда публика - это продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах 18 века, однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже - радио и телевидения. Технические средства массовой информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях и выражать свое мнение. По мнению современных социологов в настоящее время создается новая разновидность публики - это пользователи системы Интернет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.