Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые социальные группы и коллективы. Форма и структура малой группы, понятие референтности




Понятие социальных групп и их классификация

Воздействие на массовое сознание

Воздействие и даже манипулирование массовым сознанием возможно путем использования специальных языковых формул, технических средств, искусственно создаваемых «имиджей», специальных приемов воздействия на сознание и подсознание с целью пропаганды, рекламы, бизнеса, политики. Существуют следующие принципы воздействия:

1) Принцип «наклеивания ярлыков» - наделение личности или идеи
оскорбительной кличкой для подрыва авторитета.

2) Принцип «рекомендации» (МИНЗДРАВ рекомендует)

3) Использование в целях усиления эффекта внушения популярных
спортсменов, певцов, актеров, которые должны своей популярностью привлечь внимание к какому-либо лицу или идее

4) Принцип «переноса» - идентификация качеств какого-либо известного объекта с качествами малоизвестного, то есть оценка по ассоциации

5) Принцип «простых людей» - идентификация интересов самого информатора или передаваемой им информации с интересами простых людей, большинства населения страны (имидж «Свой парень» и т.д.)

6) Принцип «подтасовки карт» - это откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приемов, незаметных для массовой аудитории

7) Принцип «блестящей посредственности» - это оперирование привычными, хорошо знакомыми, но достаточно абстрактными понятиями, над содержанием которых обычно не задумываются (закон, порядок, права человека, гуманность)

8) Принцип «общего вагона» - это стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о том, что она общепринята по принципу «Так все делают, так все думают». Экономический, политический и духовный виды манипуляций способны достаточно сильно изменить массовое сознание людей.

Формы массового поведения:

Массовая истерия, Слухи, Паника, Погром, Бунт

Формы организованного протеста:

Открытый пассивный протест, Скрытый пассивный протест, Открытый активный протест, Скрытый активный протест, Демонстрация

Понятие «социальная группа» является родовым по отношения к понятиям класс, социальный слой, коллектив, нация, а так же по отношению к понятиям этнической, территориальной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и рода деятельности, отношения к средствам производства, различию власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и так далее. Таким образом, под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Такими критериями являются возраст, национальность, раса, профессия, доход, власть и так далее. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Социальная группа - это наиболее общее понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от размеров группы, социально значимых критериев и типа идентификации с группой. В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные. Формальные - представляют собой такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов, юридических норм, уставов, правил, служебных предписаний и так далее. Члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида и деятельности и находятся в иерархической соподчиненности.

Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастаю­щего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятельность и отношения ее членов регламентируются специальными пра­вилами. Формальные группы имеют строгую структуру, упорядо­ченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответствии с нормативным регламентом их деятельности.

Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников.

Особенностью формальных групп является то, что в них наряду с формальными могут складываться и неформальные отношения, которые в одних случаях усиливают и подкрепляют друг друга, а в других наоборот противоречат и нивелируют друг друга.

Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп.

Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее члена­ми. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разде­лении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рам­ках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки — «клики». Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на основа­нии пространственной близости (соседи), общности интересов (рыбо­ловы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпа­тий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок ос­нован на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и тради­ции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Стихийно складывающаяся неформальная группа не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование, но она также складывается на основе общих интересов и представлений, объединяет людей в более или менее устойчивое образование. Как правило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписаными правилами. В зависимости от количества членов группы и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на: малые; средние; большие.

Когда речь идет о судьбе цивилизации и мирового сообщества или производится сравнительный анализ обществ, то это характеризует мегамир социологии, это мегасоциология. Когда рассматривается судьба одной страны, анализируется ее социальная структура или взаимодействие больших социальных групп, то это макросоциология, а микросоциология - это анализ малых групп и межличностных отношений, которые характеризует ближайшее социальное окружение человека.

Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие больших соци­альных групп.

Большие социальные группы — это ус­тойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях. Большие группы вклю­чают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, соци­альные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т.д. В силу их много­численности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности со­циально-значимых признаков. Как отмечалось ранее, малая социаль­ная группа может быть как первичной, так и вторичной, большая соци­альная группа может быть только вторичной.

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующих в масштабах страны (государства) или их объединений. К ним можно отнести классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения, демографические объединения. Принадлежность индивидов к данной совокупности определяется на основе совокупности социально значимых признаков: классовая принадлежность, содержание и характер крупномасштабной социальной деятельности, демографические показатели, принадлежность к религиозным концессиям. Члены этих групп в силу их многочисленности могут быть разделены во времени и в пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом, но, тем не менее, в силу ряда объединяющих факторов, они составляют именно групповую общность.

Социальные группы средних масштабов представляют собой сравнительно устойчивые общности. Люди, работающие на одном предприятии, являющиеся членами каких-либо общественных организаций или проживающие на одной достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области). Первый вид можно назвать производственно-организованными группами, _второй - территориальными. Отличительной чертой первого вида социальных групп среднего масштаба является наличие той или иной программы, плана совместных действий, в осуществлений которой включены все члены группы. В такой группе состав индивидов, структура и содержание несовместной деятельности, особенности организации и межличностные отношения определяются целями, во имя которых такие группы создаются и функционируют. В такой группе четко обозначена система управления, способы принятия и осуществления решений и санкций. В отличие от этого второй вид групп - территориальные - являются спонтанными группами, объединяющими людей только по признаку их места жительства.

В социологии существует множество классификаций социаль­ных групп по различным классификационным критериям. В зависи­мости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первич­ные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого ин­дивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоцио­нальной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы яв­ляются:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость чле­нов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценнос­тей норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в груп­пу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосред­ственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социаль­ных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д. Через первичную группу осуществляется перво­начальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведе­ния, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредст­вом ее участвует в жизни всего общества.

Вторичная социальная группа — социальная общность, со­циальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа все­гда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без со­мнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тес­ных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Что­бы разобраться в различиях между первичной и вторичной социаль­ной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Приме­ром первичной группы является так называемая «дворовая коман­да». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут уча­ствовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение вы­соких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мас­теров», профессиональные объединения спортсменов (в данном слу­чае футболистов), объединенных в команду для получения опреде­ленных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.

Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются неболь­шие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты меж­ду которыми носят эмоциональный и более частный характер). Ос­новным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.).

Первичные группы являются разновидностью малых социаль­ных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по со­ставу социальная общность, члены которой объединены общей де­ятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность ма­лой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максималь­ная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков чело­век. Однако социологи установили, что оптимальным, с точки зрения закономерностей функционирования малой социальной группы, является состав 5-7 человек.

 

Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой, группы является принадлежность к социальным группам. Видовым, непосредственный устойчивый контакт, то есть общение, малую группу называют еще первичной или контактной группой.

Признаки малых групп:

- Ограниченное число членов группы (от 2 до 20). Если группа превышает
критическую массу, то она распадается на подгруппы, клики или фракции. Наиболее оптимальное число членов малой группы 5-7 человек.

- Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на
индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

- Внутренняя структура включает систему неформальных ролей и статусов,
механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.

- Чем меньше размер группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие, чем
больше группа, тем чаще отношения теряют личностных характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы.

- Размер группы зависит то характера деятельности группы.

- Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение своих личных интересов и запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненных потребностей человека. Взаимодействие в группе будет тогда устойчивым, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в ней людей. Если какой-то член группы перестает вносить вклад в удовлетворение потребностей других, то он исключается их круга общения и наоборот, чем значительнее вклад в успех группы, тем сильнее он стимулирует других поступать также.

- Группа предоставляет каждому члену максимум допустимых преимуществ, поскольку представляет собой объединение равнополезных индивидов, каждый из которых получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Американский социолог Р.Мертон расширяет количество специфических признаков малой социальной группы. По его мнению, малой социальной группой является совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом Р.Мертон выделяет в малой социальной группе три основ­ные черты: взаимодействие, членство и единство.

Референтность - система межличностных отношений в группе определяется этим понятием. На основе этого понятия складывается понятие референтной группы. Референтная группа служит для индивидов своеобразным стандартом системам оценки себя и других с точки зрения тех или иных коллективных норм и ценностных ориентации.

По выполняемым функциям выделяют нормативные и срав­нительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Срав­нительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оцени­вать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная.

По факту членства различают группы присутствия и идеаль­ные группы. Группа присутствия — это референтная группа, чле­ном которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентиру­ется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъек­тивных отношениях с другими людьми, но в состав которой он не вхо­дит. Идеальная референтная группа может быть как реально суще­ству-ющей в социальной среде, так и вымышленной, Воображаемая референтная группа — это существующие в созна­нии индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жизненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных эталонов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации «имиджи» — стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.

По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды:

1. диффузная группа, члены такой группы вступают в межличностные
отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (приятельская компания).

2. ассоциация, члены такой группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (охотники, рыболовы, нумизматы).

3. корпорация, члены такой группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются частно - групповыми интересами (жители одного двора).

4. коллектив, члены такой группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются единством личных и общих интересов (производственная бригада, студенческая группа).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.