Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора социологической информации, ее обработка и анализ




Главной особенностью любого социологического исследования является использование специфических методов сбора информации, позволяющие вести качественный анализ исследуемых социальных проблем. Существует четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдение, опрос и социальный эксперимент.

Анализ документов. В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы, записи на кино и фотопленке, магнитной ленте. В зависимости от статуса источника выделяют официальные и неофициальные документы.

Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и тому подобное.

Неофициальные документы - многие личные материалы, а также оставленные частными лицами безличные сообщения. Личными документами являются: картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки); характеристики, выданные данному лицу; письма, дневники, мемуары. Безличные документы - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и так далее.

Анализ документов обеспечивает получение надежной социальной информации, часто выступает дополнительным методом съема первичной социологической информации с целью уточнения, обогащения или сравнения результатов наблюдения или опроса, их проверки.

Все многообразие способов анализа документов сводится к двум основным группам: традиционным и формализованным. Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Такой метод применяется повсеместно и состоит в том, что исследователь как бы извлекает из документа необходимые ему сведения для разрешения конкретной проблемы.

В прикладной социологии разработан и активно используется формализованный метод: контент-анализ. Суть его заключается в переводе текстовой информации (признаки, черты, свойства) в количественные показатели, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания. Такая информация поддается статистической обработке, позволяет обобщить множество показателей, содержащихся в различных документах, то есть "перевести" качественное содержание документов в количественное.

Наблюдение в социологии. Важным методом эмпирического исследования является наблюдение, которое дает прямую регистрацию событий либо "со стороны", либо способом активного включения в изучаемые общности и действия (включенное наблюдение), либо путем прямого инициирования социальных действий (стимулирующее наблюдение). При наблюдении со стороны исследователь регистрирует предусмотренные программой явления или события, не вмешиваясь в них. Как включенный наблюдатель, он фиксирует отношение к событиям не только участников деятельности, но и свое собственное.

Характерными чертами социологического наблюдения являются систематичность, планомерность и целенаправленность. Существуют некоторые особенности наблюдения. Первая особенность - связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные явления и процессы, выступая одновременно частицей этого общества, что накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности, а также на понимание процессов и явлений, которые он наблюдает.

Вторая особенность состоит в том, что наблюдатель не может быть лишен эмоциональности восприятия, что является одним из источников возможного искажения данных наблюдения.

Третья особенность заключается в сложности повторного наблюдения, так как социальные процессы находятся в постоянном развитии. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение может дать достоверную информацию.

Основное преимущество наблюдения состоит в том, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать на базе этого обоснованные эмпирические обобщения, вместе с тем, в таких обобщениях труднее устанавливать закономерности явлении, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому социологическое наблюдение целесообразно применять в сочетании с другими методами.

Наиболее распространенным методом социологического исследования является опрос, который используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно освещена в документах и литературе или же наблюдения. Он необходим при изучении состояния и уровня развития общественного мнения и сознания, социально-психологических факторов. С его помощью можно также получать информацию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях и убеждениях людей.

Существуют две основных формы опроса: интервью и анкетный опрос. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. В его основе лежит обычная беседа, но при этом цели заданы "извне" программой социологического исследования. Специфика интервью состоит в том, что полнота и качество полученной информации зависят от степени взаимопонимания, контакта интервьюера с опрашиваемым (респондентом).

При формулировке вопросов и возможных ответов в ходе интервью нужно следовать определенным правилам: 1) вопросы и ответы по возможности формулировать кратко; 2) избегать многозначных слов; 3) не объединять в одном вопросе различные обстоятельства; 4) отдавать предпочтение простым формам изложения.

Второй метод опроса - анкетный. Это наиболее распространенный метод сбора информации и предполагает регистрацию ответов самим опрашиваемым. В основе опроса лежит анкета. Анкета - опросный лист. Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, доступно и однозначно. Серия анкетных вопросов обеспечивает информацию на один исследовательский вопрос.

К перспективным направлениям использования анкетирования и интервьюирования относится их применение в комплексе с другими методами: тестированием, с помощью которого изучаются такие параметры, как уровень интеллекта, профессиональные ориентации, профессиональная пригодность и тому подобное; лингвосоциологическими процедурами, которые предназначаются для анализа политической культуры, информированности; социометрическими процедурами, на базе которых определяется неформальная структура любого социального коллектива, изучаются проблемы лидерства, групповой сплоченности, конфликтных ситуаций и путей их разрешения.

Целенаправленное использование социометрических методов позволяет существенно углубить теоретические выводы о процессах развития и функционирования социальных групп, а на базе полученных данных достичь практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их трудовой и социальной деятельности.

Одним из способов получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролирующих факторов является социальный эксперимент, который предполагает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событии.

Существуют определенные виды экспериментов. Во-первых, по характеру объектов эксперименты делятся на экономические, педагогические, правовые, эстетические и другие. Во-вторых, по специфике задач различают научно-исследовательские и практические эксперименты. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется научная гипотеза, содержащая еще не доказанные сведения. В-третьих, по характеру экспериментальной ситуации, эксперименты делятся на полевые (объект находится в естественных условиях своего функционирования) и лабораторные (объект и ситуация формируются искусственно). В-четверых, по логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

Первичная социологическая информация требует специальных знаний и определенных усилий по ее обработке и анализу. Обработать социологическую информацию - значит представить ее в виде таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих интерпретировать полученные данные, анализировать их и выявлять зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

 

Рекомендуемая литература

1. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. // ред. д.ф.н. ГЗ. Осипова М.: Прогресс, 1972.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания М.: Медиум, 1995.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

4. Вебер М. О буржуазной демократии в России// Социологические исследования. 1992, №3.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии М.: Книжный дом "Университет", 1997.

6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология С-Пб.: "Ольга", 1997.

7. Данілов О. Молодь сьогодні: самоствердження через ринок. – К.: Філософська і соціологічна думка, 1993.

8. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социологические исследования. 1994, №5.

9. Дискуссия о предмете социологии на страницах журнала "Социологические исследования" за 1990-1992 г.г.

10. ДворецкаяТ.В., Махнарылов В.П. Социология труда: учеб, пособ.- К.: Вища шк., 1990.

11. Захарченко М.В., Погорілий 0.І. Історія сощології (від античности до початку XX ст.), - К.: Либідь, 1993.

12. Как провести социологическое исследование. В помощь-идеологическому активу// Под редакц. М.И. Горшкова, Ф.Э. Шереги.- М.: Политиздат, 1990.

13. Капитонов Э.А. Социология XX века: история и технология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

14. Кравченко А.И. Введение в социологию.- М.: Просвещение, 1996.

15. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. -1992, №2-4.

16. На пути создания государственной молодежной политики // Вишняк А.И. и др. – К.: Наукова думка, 1990.

17. Омаров A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления.-М.: Политиздат, 1984.

18. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма.- М.: Наука, 1977.

19. Полторак В.А. Сощолопія. Основи соціологіі праці та упрвління. К.: НМК ВО, 1992.

20. Попова.И.М. Социология: введение в специальность.- К.:Тандем, 1998.

21. Рабочая книга социолога// отв. Ред. Г.В. Осипов – М.: Наука, 1976.

22. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1996.

23. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотрагизм? // Социс, 1995, №3.

24. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994.

25. Социология // Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. – М.: Мысль, 1990.

26. Социология. Основы общей теории // под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект пресс, 1996.

27. Социология: наука об обществе // под общ. Ред. Проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, ИМП Рубикон, 1996.

28. Социология: учебное пособие // под ред. д.ф.н. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995.

29. Социология:учебник // под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.:Маркетинг,2002.

30. Социология молодежи // под ред. проф. В.Г. Лисовского. СПб.: изд-во СПб университета, 1996.

31. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.: Изд-во политической литературы, 1992.

32. Соціологія: курс лекцій // ред. В. П. Пічі. – К.: Заповіт, 1996.

33. Спенсер Т. Грехи законодателей // Социологические исследования. – 1992, №2.

34. Тощенко Ж.Г. Социология – М.: Прометей, 1994.

35. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1994.

36. Цыбульник В.В. Молодежь и общество. – К.: Политиздат Украины, 1990.

37. Щепанський Я. Элементарные понятия социологии. –М.: Прогресс, 1969.

38. Шляпентох В. Социология для всех. – М.: Советская Россия, 1970.

39. Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия // авт. Сост. П. А. Белоусов, О.Н. Козлов, Г.А. Нечаев и др. – М.: Геликон, 1992.

40. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы.- М.: Наука, 1987.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.