Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация

Лекция 5. Социальные организации

 

План

 

1. Социальная организация.

1.1.Определение и характерные черты.

1.2.Концептуальная схема социальной организации А.И. Пригожина.

1.3.Аспекты изучения социальной организации.

2. Характеристика социальной организации.

2.1.Типология социальных организаций.

2.2.Бюрократия как тип социальных организаций.

2.3.Трудовой коллектив.

3. Организационная культура.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы [Текст] / В.И. Бакштановский. // Социс. – 2005. – № 8.

2. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст]. - 3-е издание. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Экономика, 2004 – 528 с.

3. Доблаев, В. Я. Организационное поведение [Текст]. / В.Я. Доблаев. – М.: ЭКМОС, 2002.

4. Захаров, Н. Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника [Текст] / Н.Л. Захаров. // Социс. – 2004. – № 3.

5. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учеб. / А.И. Кравченко. – М.: Велби, 2004– С.380-390.

6. Комаров, С. В. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению [Текст] / С.В. Комаров, С. И.Кордон. // Социс. – 2000. – № 1.

7. Менеджмент: Конспект лекций в схемах [Текст]. – М., 2003.

8. Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы [Текст] / Н.Н. Могутнова. // Социс. – 2005. – № 4.

9. Пригожин, А. И. Социальная организация [Текст]. / А.И. Пригожин. – М, 1980.

10. Социология: Курс лекций [Текст] / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Владос, 1995 – С.130-142.

11. Управление персоналом организации [Текст]: Учеб. / Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е издание. – М.: Инфра-М, 2004. – С.34-47, 528-538.

12. Филонович, С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике [Текст] / С.Р. Филонович. // Социс. – 2005. – №4. – С.55.

Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующее общие цели и действующее на основе определенных правил и процедур.

Социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек – это «человек организации». Организация требует от него ориентации на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь, личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации. Социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий функционирования социальных организаций.

Многие социологи называют социальные организации сложными институтами. Государство представляет собой социальную организацию.

1.1. Определение и характерные черты социальной организации.

А.И. Пригожин дает следующее определение: организацией может называться «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения» очерченных функций, т.е. организация выступает как социальный институт с известным статусом[10].

По мнению А.И. Пригожина, для социальной организации характерны следующие черты:

1) она обладает целевой природой, это средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради цели, достигаемой не в одиночку;

2) это сложная взаимосвязанная система социальных позиций и ролей. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворять свои потребности в пределах социального статуса, социальных ролей, которые ему предписаны, социальных норм и ценностей, принятых в данной социальной организации.

3) Социальная организация строится по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Иерархичность построения организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

4) Управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации.

5) Социальная организация представляет собой целостную социальную систему (целое больше его частей, особый кооперативный эффект)[11].

 

1.2. Концептуальная схема социальной организации А.И. Пригожина

Организации являются целевыми социальными системами («организация есть целевая общность»), а также иерархическими и управляемыми общностями.

Признаки организации: наличие цели, иерархия, управление.

Далее представим концептуальную схему социальной организации по А.И. Пригожину [12]

Таблица 3

Концептуальная схема социальной организации А.И. Пригожина

Свойства   Признаки Общественный инструмент Человеческая общность Безличная структура
Цели Цели-задания Цели-ориентации Цели системы
Иерархия Централизация Личная зависимость Власть
Управление Целенаправленное управляющее воздействие Самоорганизация Организационный порядок

 

Остановимся на характеристике цели организации, используя подходы менеджмента[13].

 

Цели классифицируют по следующим основаниям:

· период установления: стратегические (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), тактические, оперативные;

· содержание: экономические, социальные, организационные, политические, научные;

· сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные;

· среда: внутренние, внешние;

· приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

· измеримость: количественные, качественные;

· иерархия: цели организации, структурных подразделений;

· стадия жизненного цикла: проектирование и создание организации либо товара, рост, зрелость, завершение.

 

1.3. Аспекты изучения социальной организации:

1) техническая: оборудование, планировка помещений, здания и т.д.;

2) социотехническая: система рабочих мест;

3) формальная: административно закрепленная система связей и норм, связывающая действие каждого с целым;

4) экономическая: отношение вклада – вознаграждение между индивидом и организацией;

5) внеформальная: «совокупность неформализированных служебных связей и норм, возникающих как дополнение или альтернатива формальной организации».

6) Социально-психологическая: отношение лидерства, престижа в процессе межличностного общения;

7) Групповая: стратификация коллектива на различного типа общности, в том числе и малые группы[14].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь общества и государства | Характеристика социальной организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.