Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач – основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации. Для малых предпри­ятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Следовательно, процедуре первичной постановки или реформи­рования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации по­зволяет:

· обеспечить сохранность имущества;

· обеспечить эффективность управления ресурсами;

· исчислить финансовый результат деятельности;

· определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой орга­низации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией.

Процессу первичной постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета на предприятии должен предшествовать ана­лиз потребностей в выполнении указанных задач. Средние и круп­ные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее уч­редителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В неболь­шой организации, которая работает по договорам поручения в ка­честве поверенного, может отсутствовать необходимость в опреде­лении эффективности управления ресурсами. Организация, осуще­ствляющая разовые операции, может не нуждаться в исчислении финансового результата деятельности, так как он будет равен разнице между поступлением и расходованием денежных средств. На­конец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый на­лог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налого­вых обязательств, так как они рассчитываются на основе небухгал­терских данных.

Руководитель вместе с главным бухгалтером организации дол­жен определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач.

Остановимся подробнее на их содержании.

Обеспечение сохранности имущества

Здесь важно отметить, что более 300 лет теория бухгалтерского учета разрабатывалась юристами, поэтому именно в решении дан­ной задачи бухгалтерский учет преуспел больше всего. Обеспече­ние сохранности имущества непосредственно связано с материаль­ной ответственностью сотрудников организации. Взаимоотноше­ния работодателя и работника по поводу материальной ответствен­ности регулируются разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Не рассматривая подробно данный вопрос, отметим только основные моменты, которые необходимо знать:

· Материальная ответственность может быть полной или огра­ниченной, индивидуальной или коллективной (ст. 241, 242, 244ТКРФ).

· Материальная ответственность в полном размере может воз­лагаться лишь на основании норм ТК РФ или иных феде­ральных законов (ст. 242 ТК РФ).

· Перечень работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной индивидуальной материаль­ной ответственности, установлен постановлением Министер­ства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

· Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная материальная ответственность, установлен по­становлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

· Если ответственность за совершение каких-либо действий или сохранность материальных ценностей не делегирована никому из сотрудников, то она лежит на руководителе орга­низации.

· Для обеспечения сохранности имущества необходимо, чтобы поступление, движение и выбытие материальных ценностей происходили только через уполномоченных материально ответственных лиц.

· Прием и передача материальных ценностей должны обязательно быть документально подтверждены подписями материально ответственных лиц.

 

Обеспечение эффективного управления ресурсами

Данная задача в большей степени, чем остальные, требует индивидуального подхода для ее решения. Поначалу может показаться, что она аналогична предыдущей, однако это не так. Действительно, обеспечение сохранности имущества является необходимым условием для эффективного управления ресурсами, но не наоборот. Например, на складе могут находиться залежалые запасы, при этом задача сохранности имущества будет выполнена, а эффективности управления ресурсами – нет. Так как данная задача очень многогранна, предлагаем остановиться только на эффективности использования материальных ресурсов, так как они являются объектами бухгалтерского учета.

В настоящее время получает широкое распространение так на­зываемый АВС-подход, суть которого заключается в том, что все материальные ресурсы, которые потребляются организацией в сво­ей деятельности, можно разделить на три группы:

· дорогостоящие (запасы группы А);

· средние (запасы группы В);

· малоценные (запасы группы С).

Аналогичное деление можно произвести и для товарных запа­сов торговых организаций. При этом практика показывает, что за­пасы группы А немногочисленны по наименованиям, но составля­ют 20 – 60% стоимости продукции (товарооборота). Запасов груп­пы В по наименованиям гораздо больше, чем запасов группы А, и составляют они где-то 40 – 60% стоимости продукции (товарообо­рота); наконец, запасы группы С наиболее многочисленны по на­именованиям, но составляют не более 20% стоимости продукции (товарооборота).

Очень часто бухгалтер мечтает о том, чтобы учесть все «до по­следнего винтика». Хотя можно встретить и руководителей, кото­рые готовы потратить значительные средства только для того, что­бы знать, что никто из сотрудников не прибрал для домашнего пользования пару листов бумаги. Здесь уместно вспомнить одно из правил бухгалтерского учета: затраты на получение информа­ции не должны превышать возможный экономический эффект от управленческих решений, принимаемых на ее основе. Соотнося вышеуказанное деление материальных ценностей с этим правилам, становится очевидным, что для каждой группы необходимо разра­ботать свой метод учета. Возможно, он будет единым для всех ре­сурсов, однако важно понимать, что не каждый способ бухгалтер­ского учета, используемый для материальных ценностей группы А, может подходить для группы С, и наоборот.

 

 

Исчисление финансового результата деятельности

Как это ни покажется странным, но многие руководители не знают, что бухгалтерский учет призван служить интересам руко­водителя. Вера в то, что учет нужен только для исчисления нало­говых обязательств, столь сильна, что для управленческих нужд организации выдумывают свои доморощенные способы учета. При этом руководители стремятся максимально удалиться от бухгалтерского учета. В итоге это приводит к возникновению двойного учета, который является самым низкоэффективным способом получения информации о деятельности организации, особенно на малых предприятиях. Организуя учет таким образом, руково­дитель, как правило, считает, что он выполнил сразу две важные задачи:

· организовал получение информации о деятельности органи­зации и ее финансовых результатах;

· дал возможность бухгалтеру манипулировать расходами с це­лью минимизации налоговых платежей, разделив бухгалтер­ский и управленческий учет.

Рассмотрим подробнее, решены ли на самом деле указанные задачи.

Каждый руководитель имеет право получать ту информацию о деятельности организации, которую он желает. В его власти разработать свои собственные принципы определения результатов дея­тельности организации. Можно изобретать и свой «велосипед». Но было бы ошибкой думать, что каждый бизнесмен-руководитель может изобрести что-то лучшее, чем сделано до него специалиста­ми и проверено жизнью на протяжении пяти веков. За это время многочисленными теоретиками и практиками разработаны такие способы учета определения финансовых результатов организации, которые соответствуют сегодняшним условиям и позволяют полу­чать полные и достоверные данные.

Воспринимая бухгалтерский учет только как инструмент для исчисления налоговых обязательств, руководители организаций оценивают работу бухгалтерского аппарата исключительно обрат­но пропорционально сумме налоговых платежей, т. е. чем меньше организация заплатила налогов, тем лучше сработала ее бухгалтерия. Однако если бухгалтер существует только для расчета налогов, то чем его зарплата отличается по существу от самого налого­вого платежа? В этой ситуации его заработную плату необходимо исключить из фонда оплаты труда организации и включить в статью налогов как расходы по получению информации о налоговых платежах.

Все это говорится для того, чтобы мы все одинаково понимали, что бухгалтерский учет ведется для получения информации о дея­тельности организации, ее финансовых результатах, обладает бога­тым инструментарием по сбору, обработке и хранению данных о финансово-хозяйственной деятельности, пригодных для управлен­ческих нужд. Если учет в организации поставлен так, что эти зада­чи не выполняются, то зарплата бухгалтера становится дополни­тельным налоговым платежом.

Определение налоговых обязательств

Данную задачу комментировать излишне. Еще раз отметим, что бухгалтерский учет как наука существует более 500 лет. В свою очередь, налоговому законодательству чуть более 100 лет, т. е. бух­галтерский учет существовал задолго до появления налогового зако­нодательства. Поэтому здесь будет уместно вспомнить В.В.Мая­ковского: «...если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?».

Из всего сказанного следует, что перед тем как разрабатывать систему бухгалтерского учета организации, необходимо:

· определить перечень задач, которые должен выполнять бух­галтерский учет в данной организации;

· определить приоритеты между задачами;

· выбрать эффективные способы решения поставленных задач.

Как известно, перечень способов ведения бухгалтерского учета организации закрепляется в ее учетной политике, поэтому далее необхо­димо рассмотреть основные элементы учетной политики малого предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства | Тема 2. Рабчий план счетов малых предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.