КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Формы бухгалтерского учёта и отчётности
В настоящем издании уже не раз указывалось, что одной из основных проблем, которые существуют сегодня в бухгалтерском учете, является то, что его рассматривают только как инструмент для исчисления налоговых обязательств организации. Однако хотелось бы еще раз подчеркнуть, что более 400 лет бухгалтерский учет развивался исключительно как способ получения информации о деятельности организации. Именно так он рассматривается в промышленно развитых странах и до сих пор. Исчисление налоговых обязательств – лишь одна из задач бухгалтерского учета, причем зачастую не первоочередная. Попробуйте определить приоритеты между тем, что важнее для организации обеспечить: · сохранность принадлежащего ей имущества; · эффективность управления теми ресурсами, которые у нее имеются; · прибыльность от осуществляемой деятельности; · правильность уплаты налогов. Скорее всего, каждый определит приоритеты по-своему, однако есть предположение, что правильность уплаты налогов практически ни у кого не окажется на первом месте, хотя бы потому, что любая коммерческая организация создается для получения прибыли. Формы бухгалтерской отчетности, как отражение финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяют ответить на вопрос, как сработала организация за прошедший период времени. Они отражают информацию о прибыльности организации (отчет о прибылях и убытках) и имеющихся у нее ресурсах (бухгалтерский баланс). Как уже отмечалось, Министерство финансов РФ приказом № 67н утвердило рекомендованные формы бухгалтерской отчетности. К сожалению, данный факт практически всегда игнорируется большинством бухгалтеров. Однако именно разработка собственных форм бухгалтерской отчетности является первым шагом на пути к эффективному управлению организацией. Многие могут задать вопрос: зачем вообще поднимать данную проблему, если любая бухгалтерская программа позволяет формировать бухгалтерскую отчетность по типовым формам? Дей детально, компьютерные программы позволяют составить отчетность. Но этой отчетностью руководители организации в своей деятельности практически не пользуются. Грамотный бухгалтерский отчет не только должен содержать всю необходимую информацию, но и не должен содержать ненужных показателей, перегружав полььзователя бесполезными данными. Специфика же деятельности субъектов малого бизнеса такова, что в типовых формах отчетности, как правило, оказывается заполненной не более половины из всей совокупности показателей. Поэтому неудивительно, что руководителю организации затруднительно и неинтересно читать бухгалтерские отчеты. Поэтому любая бухгалтерская программа, если не адаптирована к потребностям конкретной организации, является ни чем иным, как еще одним инструментом для исчисления налогов. Далее рассмотрим формы бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров. Перечень форм бухгалтерского учета различается у разных авторов. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета: · мемориально-ордерную форму; · единую журнально-ордерную форму, утвержденную письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63; · журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденную письмом Министерства финансов СССР От 6 июня 1960 г, № 176; · упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, утвержденную Приказом № 64н; · простую форму, утвержденную приказом №64н (прил. · книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему; налогообложения (далее – Книга учета доходов и расходов), утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606; · системы регистров на основе используемых программных продуктов («1С», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер» и т.д.). Вторая – пятая формы рекомендованы для применения на малых предприятиях приказом № 64н. Последняя форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Отметим, что Книгу учета доходов и расходов мы отнесли к формам бухгалтерского учета, хотя в ст. 346.2 «Налоговый учет» гл. 26.2 НК РФ указывается, что на основании указанной Книги ведется налоговый учет, а не бухгалтерский. Полностью разделяя эту точку зрения, напоминаем, что налоговый учет есть н что иное, как бухгалтерский учет для целей налогообложения. То, что исчисление налоговых обязательств является задачей бухгалтерского учета, лишний раз подтверждает данную точку зрения. Отдельные авторы выделяют так называемую автоматизированную форму бухгалтерского учета. Данная точка зрения основана на том, что форма бухгалтерского учета представляет собой алгоритм сбора информации. Однако не менее важным аспектом формы учета являются сами регистры как способ отражения информации. Бухгалтерский учет призван формировать информацию для пользователей, поэтому его форма определяется именно системой регистров, а не алгоритмом их формирования. Алгоритм является как бы приложением к форме. Поэтому, любая автоматизированная форма бухгалтерского учета будет относиться к одной из вышеуказанных форм в зависимости от применяемых в ней регистров. Рассмотрим теперь более подробно указанные формы бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета Данная форма была указана скорее для общего развития, чем для практического применения. Следует признать, что в условиях повсеместной компьютеризации и повышенных требований к эффективности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях она является устаревшей, очень трудоемкой и почти не находит применения на практике. Возможно, по этим причинам она не вошла в Список форм бухгалтерского учета, рекомендованный приказом № 64н. Единая журнально-ордерная форма и Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций При применении указанных форм необходимо учитывать письмо Министерства финансов РФ от 24 июля 1992 г. №59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей. Применение данных форм бухгалтерского учета в полной мере возможно в условиях малых предприятий и широко используется в программных продуктах. Однако данные формы являются все-таки достаточно сложными, поэтому их применение оправдано не на всех малых предприятиях. Данные формы счетоводства основаны на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, Обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности. Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий. В Журнально-ордерной форме счетоводства применяются как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных кроме указанных регистров могут применяться специальные разработочные таблицы. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордера. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операции по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения кассовые операции и операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по кредиту так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах. Во избежание дублирования записи в журналах-ордерах в которых отражаются кредитовые обороты в корреспонденции с дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета», производятся, как правило, по данным соответствующих ведомостей итогами за месяц. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета К сожалению, многие беды отечественных бухгалтеров малых предприятий вызваны тем, что они недостаточно хорошо знают вышеуказанный приказ №64н, который предоставляет субъектам малого бизнеса столь широкие возможности по организации и ведению бухгалтерского учета, что им может позавидовать любая крупная организация. Данная форма бухгалтерского учета предполагает его ведение в следующих ведомостях: № В-1 по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений; № В-2 по учету производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям; № В-3 по учету затрат на производство; № В-4 по учету денежных средств и фондов; № В-5 по учету расчетов и прочих операций; № В-6 (оплата) по учету реализации, если в учетной политике закреплен метод реализации «по оплате»; № В-6 (отгрузка) по учету расчетов и прочих операций, если в учетной политике закреплен метод реализации «по отгрузке»; № В-7 по учёту расчетов с поставщиками; № В-8 по учету оплаты труда; № В-9 (шахматная). Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, проставляются шифры и т. д. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится по форме № В-9, на основании которой составляется оборотно-сальдовая ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса. Простая форма Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (далее – Книга учета фактов хозяйственной деятельности) по форме № К-1. Наряду с ней для учета расчетов по оплате труда с работниками малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна бы достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц, или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В последнем случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати организации. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения Данную Книгу могут применять только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ. В отличие от всех предыдущих форм бухгалтерского учета данная Книга не предполагает отражение хозяйственных операций методом двойной записи. Более того, она даже не рассчитана на отражение всех операций, имевших место в организации. В частности, при выборе в качестве объекта налогообложения доходов расходы в Книге учета доходов и расходов не отражаются. Системы регистров на основе используемых программных продуктов Разработчики программных продуктов предлагают своим пользователям, как правило, целый набор регистров бухгалтерского учета, который они могут использовать в своей деятельности. При этом зачастую указанные регистры могут быть либо позаимствованы из различных форм бухгалтерского учета, либо созданы разработчиками программного обеспечения. В этой ситуации бухгалтер организации может самостоятельно определить систему учетных регистров, которая будет использоваться в организации, разумеется, в рамках тех возможностей, которые предоставлены программным комплексом. При этом следует иметь в виду, что система регистров должна охватывать весь спектр бухгалтерских операций, имеющих место в организации. Весь исторический процесс развития форм счетоводства был направлен на повышение эффективности ручной обработки бухгалтерской информации. И надо признать, что в итоге этого развития были достигнуты значительные результаты. Однако в настоящее время в связи с широким распространением компьютерной техники и автоматизацией обработки бухгалтерской информации наблюдается значительное снижение уровня знаний бухгалтеров о формах учета. В результате стали синонимами не только слова «бухгалтер» и «компьютер», но и «бухгалтер» и «бухгалтерская программа». На вопрос бухгалтеру: «Как вы ведете учет?» – отвечают: «В бухгалтерской программе ("1С, "БЭСТ", "Инфо-бухгалтер" и др.)». При этом спрашивающий остается вполне удовлетворен таким ответом. Но именно для малых предприятий важен вопрос не о том, как ведется учет, а о том, почему он ведется в бухгалтерской программе. Эффективность работы бухгалтера зависит не от использован компьютера или бухгалтерской программы, а от той формы бухгалтерского учета, которая будет применяться в данной организации. Как показывает практика, счетные ошибки в результате ручной обработки информации не идут ни в какое сравнение с ошибками, возникшими в результате неправильного отражения операции в бухгалтерском учете или учете для целей налогообложения. Ручная обработка данных позволяет бухгалтеру «чувствовать цифры, в то время как автоматизированная скрывает весь процесс обработки информации — от ввода данных до вывода отчетных форм, что усложняет восприятие финансово-хозяйственной деятельности организации. Для малых предприятий, возможно, больше подошли бы не компьютерные программы, а грамотно разработанные регистры бухгалтерского учета, занесенные в файлы Ехсе1. Рациональная система бухгалтерского учета должна эффективно решать поставленные перед ним задачи, которые можно свеет к четырем основным: · обеспечение сохранности имущества; · обеспечение эффективного управления ресурсами; · исчисление финансового результата деятельности; · исчисление налоговых обязательств. Спецификой деятельности организаций малого бизнеса является то, что решение одной или нескольких из вышеуказанных зада не требуется. Важно понимать, что эффективное решение одной и названных задач может препятствовать эффективному решению другой. Так, в погоне за достоверностью исчисленного финансового результата можно набрать слишком много бухгалтерского персонала либо перегрузить его, переключив тем самым внимание с решения иных задач. В результате может существенно пострадать эффективность управления ресурсами, так как слишком много сил и ресурсов будет затрачено на исчисление прибыли (убытка) организации. Эффективное решение бухгалтерских задач строится на разумном компромиссе между ними. При этом каждая задача оказывает сильное влияние на всю систему бухгалтерского учета организации.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ РАСЧЕТОВ В РАМКАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Особенности организации налогового учета зависят в первую очередь от применяемого хозяйствующим субъектом режима налогообложения. Субъекты малого бизнеса могут уплачивать налоги по следующим налоговым режимам: · система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД); · упрощенная система налогообложения (УСН); · упрощенная система налогообложения наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; · обычная система налогообложения (ОСН); · обычная система налогообложения наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; Каждый из них оказывает свое, весьма отличающееся от других влияние на организацию бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта. Рассмотрим влияние каждого из них.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |