Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упрощённую систему

ТЕМА 4. ПЕРЕХОД С ОБЩЕГО РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА

Для тех налогоплательщиков, которые вели учет по общепринятой си­стеме налогообложения, а затем перешли на упрощенную систему налогообложения (или, наоборот, — с упрощенной на общепринятую систему налогообложения), налоговым законодательством предусмот­рены некоторые особенности налогового учета в переходный период.

 

 

4.1. Условия перехода на упрощённую систему налогообложения

Для индивидуальных предпри­нимателей условие относительно предельного размера дохода от предпринимательской деятельности для перехода на упрощенную систему налогообложения отсутствует. Это означает, что индивидуальный пред­приниматель при соблюдении других условий вправе перейти на уп­рощенную систему налогообложения вне зависимости от того, какие доходы от предпринимательской деятельности и в каком размере он получает.

Для организаций, прежде всего, условием перехода на упрощенную систему налогоо6ложения является ограничение размера дохода от реализации, определяемого по правилам ст. 249 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения с нового налогового перио­да (календарного года), если размер дохода от реализации, определяе­мого в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышает 11 млн. рублей (без учета НДС и налога с продаж) за девять месяцев года, предше­ствующего году предполагаемого перехода на упрощенную систему налогообложения.[2]

Переход на упрощенную систему налогообложения производится организациями и индивидуальными предпринимателями доброволь­но при соблюдении всех условий, дающих право на ее применение. Для этого им необходимо известить налоговые органы о таком переходе.

Согласно ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные пред­приниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в налоговый орган по месту нахождения орга­низации или месту жительства индивидуального предпринимателя со­ответствующее заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.

В связи с тем, что форма заявления о переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения законодательно не закрепле­на, организация (индивидуальный предприниматель) может составить его в произвольной форме с обязательной подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Единственное требова­ние, установленное для организаций, — сообщить необходимые сведе­ния о своих доходах за девять месяцев текущего года.

В связи с тем, что подаваемое заявление носит уведомительный ха­рактер, налогоплательщику не нужны какие-либо разрешительные дей­ствия со стороны налоговых органов (поскольку это не предусмотрено законом). Вполне достаточно получить на копии заявления отметку налогового органа (инспекции) о том, что оно получено (желательно с указанием даты, свидетельствующей о том, что заявление передано в сроки, установленные законодательством).

Также НК РФ не определяет и порядок подачи заявления в налого­вые органы. В такой ситуации налогоплательщик может передать за­явление лично либо отправить его по почте.

4.2. Порядок налогообложения при переходе на упрощенную систему налогообложения

 

При переходе с общего режима налогообложения на упрощенную сис­тему налогоплательщики должны выполнить ряд правил, которые пре­дусмотрены ст. 346.25 НК РФ.

Поскольку в главе 26.2 НК РФ не идет речи о формировании само­стоятельной налоговой базы переходного периода, можно сделать вы­вод о том, что определенным корректировкам подвергается налоговая база по единому налогу текущего периода. Это означает, что так назы­ваемые «переходные» доходы и расходы должны быть учтены в сово­купности с доходами и расходами текущего периода.

Законодатель не установил особых норм переходного периода для налогоплательщиков, выбравших различные объекты налогообложения (доходы или расходы, уменьшенные на величину расходов). Это означает, что переходные положения справедливы для всех налогоплательщиков, несмотря на их различный подход к выбору объекта налогообложения.

Вероятно, нормы переходного периода большей частью имеют отно­шение к налогоплательщикам-организациям. Это связано с тем, что индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим на­логообложения 2, ведут учет кассовым методом (это прямо установле­но приказом Минфина РФ № 24н и МНС РФ от 21 марта 2001 г. № БГ-3-08/419 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяй­ственных операций для индивидуальных предпринимателей»).

Для организаций, ранее применявших общий режим налогообложе­ния с использованием метода начислений, при переходе на упрощен­ную систему налогообложения п. 1 ст. 346.25 НК РФ предусмотрены некоторые правила, которые следует соблюдать налогоплательщикам.

Правило 1. На дату перехода на упрощенную систему налогообло­жения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полу­ченные в период применения общего режима налогообложения в опла­ту по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на применение упрощенной системы налогообложения.

Исходя из приведенной формулировки закона следует, что речь идет об авансах за товары (работы, услуги), полученных в период примене­ния общего режима налогообложения, реализация которых будет осу­ществлена в период применения упрощенной системы.

Получение аванса налогоплательщиками при использовании мето­да начисления говорит о том, что в этот момент право собственности на товар не перешло от продавца к покупателю (услуга не оказана, работа не выполнена), имущественные права не переданы. Очевидно, что не произошла реализация, и, соответственно, налогоплательщиками не был (и не мог быть) отражен в налоговом учете доход от реализации (п. 3 ст. 271 НК РФ). То же по общему правилу справедливо и для вне­реализационных доходов.

При переходе на упрощенную систему налогообложения законода­тель обязывает налогоплательщиков включить в состав доходов при формировании текущей налоговой базы суммы, которые были получе­ны ими в качестве авансов от покупателей до момента перехода.

Косвенно такое правило подтверждает, что авансы, полученные на­логоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, под поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ, пере­дача имущественных прав), следует учитывать в качестве доходов (хотя самой продажи еще не произошло, и выручка от ее реализации отсутству­ет).

Правило 2. Не включаются в налоговую базу денежные средства, по­лученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения.

Данное правило применяется в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализованных в период применения общего режима налогообложения, оплата за которые будет получена в период применения упрощенной системы.

Как уже упоминалось выше, метод начислений предполагает отра­жение сумм выручки от реализации в составе доходов в момент отгруз­ки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) независи­мо от сроков оплаты этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) за некоторым исключением. Поэтому выручка от реализации по отгру­женным до перехода на упрощенную систему налогообложения товарам (выполненным работам, оказанным услугам, реализованным имуще­ственным правам) уже включена в состав доходов налогоплательщика, соответственно, получение денег (или иного исполнения встречного обязательства) в период применения упрощенной системы налого­обложения не следует учитывать в составе доходов от реализации.

Правило 3. Расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются рас­ходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода при­менения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на применение упрощенной системы налогообложения.

В рассматриваемом случае речь идет о предоплате за поставку това­ров (выполнение работ, оказание услуг), произведенной организацией в период применения общего режима налогообложения, при том что сам расход будет фактически осуществлен в период применения упро­щенной системы налогообложения.

Поскольку метод начислений, применяемый при общей системе на­логообложения, предполагает, что расходы учитываются в составе рас­ходов только после их фактического осуществления, выданные авансы не были учтены в качестве расхода при исчислении налога на прибыль. В то же время в момент их совершения в условиях действия упрощен­ной системы налогообложения выполняются условия, необходимые для признания расходов при исчислении единого налога.

Правило 4. Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до перехода на примене­ние упрощенной системы налогообложения такие расходы были учте­ны при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

Приведенное правило касается расходов, фактически произведен­ных в период применения общего режима налогообложения и опла­ченных организацией после перехода на упрощенную систему нало­гообложения.

Расходы, осуществляемые в период применения общего режима на­логообложения, учитываются для целей налогообложения на дату их совершения (вне зависимости от выплаты денежных средств), т. е. они уже были включены в состав расходов при исчислении налога на при­быль. Поэтому при исчислении единого налога, определяемого при упрощенной системе налогообложения, вторично такие расходы учи­тывать не следует.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сроки представления налоговой декларации | Тема 6. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.