КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Определение финансов. Государственные
Курс лекций для дистанционного обучения Лапинскас А.А. Анализ показателей ликвидности
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ финансовые институты 1. Понятие финансов и финансовой системы. Финансы государства в историческом развитии
Финансы (франц. financee – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. В докапиталистических системах хозяйства большая часть потребностей государства удовлетворялась путём установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Так, в Римской империи, в период наибольшего её развития, основу доходов государства составляли натуральные подати. Денежное хозяйство было там вполне развито, собственно, только в армии. В Древнерусском государстве в период раннего феодализма (9 – 12 в. в.) одним из основных источников доходов казны была дань с населения. Средства казны расходовались на содержание великокняжеского двора, органов управления, княжеской дружины, ведение войн. В период феодальной раздробленности (13 – 14 в. в.) кроме дани широкое распространение получили мыты, взимавшиеся на границах земель отдельных феодалов и при проездах через заставы, мосты. Источником доходов были также пошлины: судебные, торговые, с соляных варниц, серебряного литья и др. В период татаро-монгольского ига к бремени различных повинностей податного населения прибавилась дань в пользу Золотой Орды. С развитием товарно-денежных отношений всё большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы. Монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением её от собственности монарха в 16 веке во Франции возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. В нашей стране для развития товарно-денежных отношений большое значение имела проведённая в 1535 г. унификация денежной системы, в результате которой рубль стал единой счётной единицей Русского государства. Во второй половине 16 в. многие налоги и повинности Русского государства стали взиматься в денежной форме. Названия налогов указывали на их связь с многочисленными войнами, ведение которых финансировалось государством: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные – на изготовление пороха, полоняничные – на выкуп соотечественников из плена. В первой четверти 18 в. затраты на ведение войн и создание морского флота в нашей стране составляли около 75% всех расходов. Для их покрытия был введён ряд новых налогов, развитие получила сдача на откуп оброчных сборов, казённых монополий на вино и др. Большие доходы казне давала чеканка неполноценной монеты. В конце правления Петра I, в 1724 г., подворное обложение было заменено подушной податью, которая взималась со всего мужского населения. Разорительные войны – наши спутники на протяжении столетий – создавали большие проблемы для государственного бюджета. Для покрытия дефицита бюджета в 1769 г. впервые были выпущены ассигнации. Эмиссия бумажных денег стала с этого времени излюбленным наркотическим средством государства, позволяющим переложить бремя инфляционного налога на граждан. Итак, в ходе исторического развития в обществе с закономерностью возникает специфическая часть денежных отношений в связи с функционированием государства как высшего органа управления. Эти отношения, формирующие денежные фонды, необходимые для функционирования общегосударственного управления, обозначаются в экономической науке термином «государственные (публичные) финансы». Велика их роль в наше время. Это воспроизводство благ коллективного пользования (медицинских, образовательных услуг и др.), поддержание обороноспособности страны, обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, оказание помощи малоимущим гражданам, проведение активной демографической политики. К стыду мировой цивилизации она на протяжении многих сотен лет оказалась не способной обуздать агрессоров. Значительная часть государственных доходов направляется на гонку вооружений. Но и в этих условиях государство со своими доходами, аккумулируемыми в бюджете, обеспечивает функционирование социально ориентированной экономики. Государственные финансы позволяют претендовать всем гражданам страны на достойный образ жизни. Пока это не так, но такова цель и высшее предназначение публичных финансов. Вновь подчеркнём: финансы – это не всякие денежные отношения, а те из них, которые связаны с образованием денежных фондов и их использованием. Современная сложная система денежного хозяйства состоит из различных звеньев, выполняющих конкретную роль в экономике. Большинство звеньев в экономике рыночного типа функционирует на основе самообеспечения доходами. Поэтому кроме государственных (публичных) финансов существуют региональные и местные финансы, отраслевые финансы, финансы фирм и домохозяйств. Ныне национальные границы оказываются узкими для развития эффективных финансовых отношений. Поэтому обязательной частью финансов стали международные финансы (см. рис. 3.1).
– Госбюджет – Операции Центрального – Финансы предприятий и – Операции с векселями и – Международные банка РФ и других госу- организаций производст- залоговыми документами финансовые – Налоги дарственных банков венной сферы организации
– Госкредит – Операции коммерческих – Финансы предприятий и – Операции с акциями – Международные банков организаций непроизвод- кредитные – Внебюджетные фонды ственной сферы организации – Эмиссия денег – Финансы прочих субъектов –Операции с драгметаллами – Инвестиционные –Финансы государствен- воспроизводственного и драгкамнями операции ных предприятий – Негосударственная процесса страховая система – Биржевые операции с – Валютные – Государственное товарными массами операции имущественное и личное – Негосударственные страхование пенсионные фонды – Операции с недвижимостью
– Инвестиционные фонды, ломбарды
Финансы (в широком смысле), включая государственные финансы и финансы других звеньев, имеют в своём составе также кредитную систему и вторичный финансовый рынок. Финансы и кредит как экономические категории тесно взаимосвязаны. Роль кредита в воспроизводственном процессе значительна, как и финансов. Кредит – это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами. Кредит – это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета. В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то они становятся важнейшим ссудным источником для банков. В процессе финансирования и кредитования имеются и различия. Кредит характеризуется обязательной платностью и возвратностью, в то время как финансирование может носить дотационный (безвозмездный) характер. В этом случае получатель бюджетных средств сам ими распоряжается и расходует деньги по собственному усмотрению. В то же время и финансы и кредит не выходят за рамки денежных отношений. Последние используются на всех стадиях воспроизводственного процесса: производства, обмена, распределения, потребления. Роль финансов особенно велика на стадии распределения, на которой задействованы не только принципы распределения по труду или по капиталу, но и по условиям социальной справедливости. Из совокупного общественного продукта (СОП), идущего на потребление, в первую очередь выделяется доля, предназначенная для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта доля обеспечивает сохранение объёма производства и его структуры в динамике. Оставшаяся часть СОП распределяется между владельцем средств производства и работниками, занятыми по найму. Каждый участник воспроизводственного процесса включён в распределение вновь созданной стоимости – излишка СОП над стоимостью потреблённых средств производства. Вновь созданная стоимость, чаще называемая национальным доходом или чистой продукцией, включает практически все известные доходы. Каждый участник воспроизводственного процесса делит свою часть доходов на фонд потребления и фонд накопления. Но ещё до этой стадии в распределительный процесс вмешивается государство, изымая из индивидуальных и коллективных доходов свою долю, используя такие экономические инструменты, как налоги, займы, страховые платежи. Приоритет интересов государства обеспечивается как обязательностью налогов, так и очерёдностью распределения доходов. Получив выручку от реализации продукции (валовой доход), субъекты хозяйствования в первую очередь обязаны заплатить НДС и акцизы. Прибыль – чистый доход фирмы – также имеет строгий порядок распределения: сначала в бюджет вносится налог на прибыль, а банкам – процент на капитал, и лишь затем прибыль распределяется по плану на собственные нужды налогоплательщика. В теории финансов не прекращаются споры о сравнительной эффективности государственного участия в воспроизводственном процессе. Вопрос важен по следующей причине: чем выше доля общественных фондов потребления, тем ниже доля личных фондов потребления. Ниже при изучении финансовой политики государства вопрос рассмотрим особо. Распределительные отношения регулируются не только с помощью финансов, но и с помощью цен. Наделение цен распределительной функцией было типично для советского периода развития. Например, цены на товары для детей, продовольственные товары массового спроса сознательно конструировались на доступном уровне и не содержали значительных накоплений в пользу изготовителей. С другой стороны, цены на предметы роскоши, алкоголь, табачные изделия завышались против стоимости, а реализуемый сверхдоход в виде налога с оборота использовался как источник поддержки отраслей и предприятий, занятых производством выше названных социально важных товаров. В советское время вся продукция сельского хозяйства, по существу, недооценивалась. Через «ножницы цен», а не только через бюджет, промышленность становилась объектом приоритетного финансирования. Сельское хозяйство дискриминировалось. Данный опыт не принадлежит к лучшим достижениям советского периода. Было бы, однако, ошибочным считать, что рыночная экономика вовсе не использует перераспределение национального дохода с помощью цен. Она использует его, причём в крупных размерах, на межотраслевом уровне. Приведём пример. Сохраняемая бесплатность медицинских и образовательных услуг по довольно широкому их спектру, конечно, не есть истинная бесплатность. Бесплатных благ нет. Если услуги не оплатили граждане, их оплатило государство за счёт бюджетных средств. Видимая бесплатность ряда услуг имеет очевидные преимущества для граждан, но сопровождается удорожанием товаров и услуг реального сектора экономики. Цены сознательно деформируются ради проведения государством политики социальной защиты граждан. Из этого примера следует, что ценовая и финансовая политика государства тесно взаимосвязаны. Современные финансы представляют собой развитую систему, состоящую из двух укрупнённых подсистем: 1. государственных и муниципальных финансов; 2. финансов хозяйствующих объектов. Государственные и муниципальные финансы, в свою очередь, включают: · бюджетную систему (федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты); · целевые внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования); · государственный кредит. Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности – относительно самостоятельное звено финансов государства. На этом уровне формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам и ставкам налогообложения формирует доходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, домохозяйств, бизнеса. Взаимоотношения звеньев финансовой системы отражают важнейшие функции финансов. В их числе распределительная функция. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников национального производства. В их числе зарплата рабочих и служащих материального производства, которая персонифицируется, и доходы предприятий сферы материального производства как неделимых трудовых коллективов. Однако основные (первичные) доходы ещё не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан, занятых охраной правопорядка, представляющих социальную инфраструктуру: здравоохранение, дошкольное воспитание детей, среднее и высшее образование, культуру и искусство, фундаментальную науку и др. Предметом особой заботы должно оставаться поддержание обороноспособности страны. Необходимо поэтому дальнейшее распределение или, что точнее, перераспределение национального дохода. В ходе перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Первичные и вторичные доходы формируют конечные пропорции использования произведённого национального дохода. Они должны быть оптимальны в экономическом смысле, стимулируя рост квалификации работников, и социально справедливыми, не допускающими принижения социальной инфраструктуры, её финансирования по остаточному принципу. Таким образом, распределительная функция финансов смыкается со стимулирующей функцией. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП состоит в развитии производительных сил, создании конкурентной рыночной среды, укреплении государства, повышении качества жизни. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в достижении высокой эффективности производства. Для стимулирования повышения эффективности производства, усиления или сдерживания макроэкономической конъюнктуры государство часто использует средства фискальной (налоговой и бюджетной) политики. Финансы выполняют также контрольную функцию. Поступление средств в бюджеты различных уровней, финансирование в пользу получателей бюджетных средств, исполнение бюджетов контролируется. Принимаются все меры к тому, чтобы налогоплательщики были законопослушными. Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая функция пока в России развита слабо.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |