Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление финансами в России




Под государственными финансами понимаются отношения по распределению части национального дохода в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.

Понятие финансовой системы. Государственные финансовые органы.

Функции:

Þобеспечение материальных условий существования государства

Þперераспределение национального дохода (общественные блага, корректировка рыночного распределения);

Þрегулирование экономического развития.

Финансовая система - совокупность финансовых звеньев, позволяющих формировать и использовать образуемые денежные фонды.

Финансовая система включает в себя:

1. Бюджеты различных уровней /Федеральный субъектов федерации местный/

2. Государственные финансовые органы.

       
 
   
Департаментналоговой полиции
 


Налоговые органы

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Основные задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

Þразработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

Þсоставление проекта и исполнение федерального бюджета;

Þобеспечение устойчивости государственных финансов

Þцелевое финансирование общегосударственных потребностей;

Þразработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных

Þкредитных ресурсов и об источниках их погашения;

Þсовершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

Þосуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Функции Министерства финансов Российской Федерации

Þучаствует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных финансовых централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, участвует в подготовке предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов;

Þ организует работу по составлению проекта федерального бюджета; составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации консолидированный бюджет Российской Федерации;

Þ обеспечивает в установленном порядке исполнение федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов; осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации за истекший год и представляет их в Правительство Российской Федерации;

Þ разрабатывает с участием Государственной налоговой службы Российской Федерации, Департамента налоговой полиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы,

Þ разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ; осуществляет совместно с Центральным банком Российской Федерации обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации;

Þ разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг;

Þ разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов,

 

Главными задачами органов казначейства являются:

Þорганизация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

Þрегулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Þосуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

Органы казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах выполняют следующие функции:

Þосуществляют бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета Российской Федерации, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Þобеспечивают в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и целевое использование внебюджетных (федеральных) средств;

 

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачи Счетной палаты:

Þорганизация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Þопределение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

Þоценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Þконтроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

 

Государственная налоговая служба Российской Федерации:

Главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством

Центральный аппарат налоговой службы:

Þанализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

Þучаствует в установленном порядке совместно с Минэкономики и Минфином РФ в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

Þразрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;

Þв случаях непосредственного осуществления контроля за плательщиками налогов и других платежей в бюджет выполняет в отношении этих плательщиков те же функции, что и налоговые инспекции по городам без районного деления и районам в городах;

Þорганизует работу государственных налоговых инспекций.

 

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

 

Общее управление финансами осуществляет высший законодательный орган власти – Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) в составе двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Конкретными разработками в области финансового законодательства, рассмотрением и утверждением федерального бюджета занимается Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы – утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйственное законодательство – создают нормативную основу функционирования всей системы финансов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти функционирует специальный контрольный орган – Счётная палата РФ. Председатель Счётной палаты назначается Государственной Думой на шесть лет. Счётная палата осуществляет контроль за федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счётная палата независима от Правительства РФ и подотчётна Федеральному Собранию РФ.

Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом России – в форме указов. Работа над бюджетом на следующий год открывается анализом президентского послания, в котором даются основные стратегические ориентиры развития страны.

Правительство издаёт постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создаётся нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов РФ. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ № 273, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 06.03.1998 г.

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях усиления координации деятельности с Министерством по налогам и сборам РФ и Государственным таможенным комитетом РФ их руководители входят в состав коллегии Министерства финансов Российской Федерации. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министру финансов РФ. Департаменты специализируются на конкретных направлениях макроэкономической деятельности. Их сейчас 17, выступающих в качестве специализированных структурных подразделений Министерства финансов:

· налоговой политики;

· межбюджетных отношений;

· оборонного комплекса и правоохранительных органов;

· макроэкономической политики и банковской деятельности;

· управления государственным внутренним долгом;

· управления государственным внешним долгом;

· международных финансовых организаций;

· отраслевого финансирования и др.

По нашему мнению, к деятельности Министерства финансов в целом и отдельных департаментов сегодня можно предъявить немало претензий. Критика налоговой политики частично дана выше и ещё будет подниматься в настоящем учебном пособии. Уязвимым звеном финансовой системы России являются межбюджетные отношения. Чрезмерная централизация доходов бюджета затрудняет финансирование социально-экономических программ, закреплённых за региональными и местными бюджетами. Макроэкономическая политика отмечена частым изменением курса, слишком большим доверием к западной экономической мысли. Специфика собственного исторического и экономического развития учитывается мало. Дефолт 1998 г. привёл к банкротству многих коммерческих банков. Система мер, предупреждающих банкротство, не была разработана. В текущий момент банки не справляются с задачей преобразования сбережений в инвестиции. Не обеспечивалось долго страхование вкладов. Долгосрочный кредит, в котором так нуждается российская экономика, развивается очень медленно. Он по-прежнему обременителен для заёмщиков.

Важные функции закреплены за Министерством государственного имущества РФ. Оно призвано, эффективно управляя государственным имуществом, обеспечивать значительную часть доходов бюджета. В действительности программа приватизации 90-х годов проведена в жизнь с сильными отклонениями от запланированной акции, обещавшей право собственности всему народу. Не был выполнен план поступлений средств в бюджет от приватизации. Роль Министерства государственного имущества РФ сохраняется большой и на перспективу. Осуществляя программу приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализация части национального богатства на открытых аукционах является дополнительным источником поступления средств в бюджет.

Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности вместе с Банком России не справились с задачей сохранения цивилизованных взаимоотношений между сберегательной системой и гражданами. Вклады граждан, первых помощников государства, по существу, были конфискованы при проведении программы шоковой терапии в 1992 г. Индексация вкладов проводится недопустимо медленно.

Ответственные задачи стоят перед Центральным банком РФ по поддержанию «кровеносной системы» финансов – коммерческих банков. Требуется помощь в устранении взаимных неплатежей, повышении заинтересованности коммерческих банков в развитии долгосрочного кредита, в том числе натурального, инвестиционного. Обновление основного капитала не имеет альтернативы. Без него страна лишена перспективы. За годы кризиса износ основных фондов по отраслям стал недопустимым, достигая по активной части основных фондов 50 и более процентов.

Федеральная комиссия по ценным бумагам при Министерстве финансов РФ регулирует значительную часть средств финансового рынка, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует переливу капитала в наиболее эффективные секторы экономики и тем самым пополнению доходной базы бюджета.

Финансовая система России призвана сыграть видную роль в повышении эффективности общественного производства, а на этой основе и жизненных стандартов россиян.

Тема 2. Центральные банки. Центральный банк РФ (Банк России)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.