Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ России




ПОЭЗИЯ А.А. БЛОКА

 

1. «Стихи о Прекрасной Даме»

 

Большое влияние на поэзию А.А. Блока оказал философ и поэт Владимир Соловьёв. Основной идеей Соловьёва была идея существования Души мира, Вечной Женственности, источника чистой бессмертной красоты, призванной спасти человечество от всех зол. Эта идея трансформируется у Блока в образ Прекрасной Дамы.

Лирический герой является рыцарем, готовым служить Прекрасной Даме, жадно страждущим грядущего преображения жизни.

В «Стихах о Прекрасной Даме» даётся романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир реальный и мир идеальный.

В цикле стихов о Прекрасной Даме у Блока сложная система символов, цветовая символика.

Рыцарь, стремящийся к Прекрасной Даме, - символ поиска жизненного пути, постижения Бога, порыв к идеалу.

Белый цвет – душевная красота, чистота, невинность образа Прекрасной Дамы, её божественное происхождение.

Красный цвет – Божественная любовь, тепло, которое лирический герой надеется получить от своей Прекрасной Дамы.

Заря, звезда, солнце – всё это синонимы Прекрасной Дамы.

К важнейшим символам принадлежит образ размыкания кругов, он обозначает порыв к Ней.

Ветер – знак Её приближения.

Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее сильна.

Зима, ночь – разлука и торжество злого начала.

Синие, лиловые миры или одежды символизируют крушение идеала и веры в возможность встречи с Прекрасной Дамой.

Болото – символ обыденной жизни.

Жёлтый цвет символизирует пошлость повседневности.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо»

«Мы встречались с тобой на закате»

«Вхожу я в тёмные храмы»

«Прозрачные, неведомые тени»

 

 

«… Моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал А.А. Блок.

Тема России – главная тема в поэзии Блока. Блок не отделял судьбу России от своей судьбы, он был неразрывно связан с нею. В теме Родины переплетается всё – и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к «лживой жизни», и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в «новый век».

Образ Родины у блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции.

Блок создаёт таинственный, непредсказуемый, но прекрасный образ России, он сравнивает её со спящей красавицей, околдованной злым колдуном, волшебником.

Но Россия – не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», повседневная и неприкрашенная, страна социальных контрастов и противоречий.

Россия Блока – это простор и воля, кипучая и свободная стихия, краса её «разбойная», суть её – порыв к мятежу, к бунту.

Поэт отходит от традиционного образа России-матери – в его стихах предстаёт совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты. Любовь к Родине сравнивается с любовью к женщине.

Россия – это неразрывная связь прошлого и настоящего и бесконечное стремление к будущему, это гоголевский образ необгонимой тройки.

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»

«Осенняя воля»

«Русь»

«Осенний день»

«Новая Америка»

«Коршун»

«Россия»

«На поле Куликовом»

«На железной дороге»

 

 


ЛЕКЦИЯ № 8.

ПОЭЗИА А.А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ». СИМВОЛИЗМ ПОЭМЫ

 

Поэма «Двенадцать» была написана в январе 1918 года после Октябрьской революции. Отношение Блока к революции было неоднозначно. Она пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было дать объективную историческую оценку происходящим событиям. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать». Блок воспринимал революцию, прежде всего, как борьбу нового мира со старым.

Большую роль в поэме «Двенадцать» играет символика. Смысловая нагрузка символов в поэме велика; это позволяет более живо представить революционный Петроград, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды.

Символизм поэмы начинается с её названия – «Двенадцать».

Двенадцать – ключевое слово поэмы, с ним связано множество ассоциаций. Двенадцать часов – полночь, двенадцатый месяц – конец года. Возникает впечатление о «пограничном» числе. Конец старого дня, года и начало нового – это всегда преодоление некого рубежа, шаг в неизвестное будущее. У Блока таким рубежом стало падение старого мира. Двенадцать красноармейцев ассоциируются с двенадцатью апостолами, хотя, вернее всего, их можно назвать антиапостолами – уголовниками, убийцами, с винтовками вместо креста, готовыми стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа.

Одним из главных символов революции является ветер, снежный вихрь, который сносит всё старое на своём пути и несёт новую жизнь.

Еще один яркий образ поэмы – мировой пожар – символ вселенской революции. И этот пожар обещают раздуть двенадцать красноармейцев.

Этим двенадцати апостолам революционной идеи поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди.

О событиях Октябрьской революции спустя несколько лет Блок писал: «Мир… был расколот прежде всего пополам: старая половина таяла, новая вступала в историю с варварской дикостью, с гениальной яростью». Подобный раскол мы находим в поэме.

Образы старухи, барыни в каракуле, попа, буржуя являются символами старого, отжившего мира. Старуха далека от революции, от её политических дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»). Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за дальнейшую жизнь.

Старый мир в поэме представлен также как безродный, голодный пёс, который плетётся по пятам за двенадцатью красноармейцами. Они прогоняют его, а он не отстаёт. Не так просто избавиться от наследия прошлого, надо пройти трудный путь, кровавый.

Двенадцать красноармейцев – олицетворение новой жизни. Однако и новая жизнь не идеальна. Облик и повадки красноармейцев отпугивают, их речь изобилует руганью, мысли и побуждения низменны. Блок показывает двойственность их поступков. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с «шелудивым псом», а с другой, их руки омыты кровью. Бессмысленное убийство Катьки – еще одно подтверждение полной душевной опустошённости. «Эка тьма!» - говорит один из них. Тьма – это тоже символ, символ тьмы безверия, свободы без креста.

В поэме «Двенадцать» не только образная символика, но и цветовая.

Расколотый надвое мир – это противопоставление чёрного и белого. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему.

Чёрный вечер, чёрное небо и «чёрная злоба в груди» символизирую жестокость, ненависть. Души двенадцати черны, пусты и холодны.

А белый снег – это символ новой жизни, очищения. Белый снег падает с чёрного неба, из чёрных туч. Это символ того, что новая жизнь придёт из самых «чёрных» глубин. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного.

Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой – символ кровавого настоящего.

Цвета ассоциируются с образом времени: чёрное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Наиболее сложный символ поэмы «В белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос».

Образ Христа – это вера Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Это и идея принятия Христом очередного греха, идея прощения и надежды, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Поэтому Иисус идёт впереди двенадцати красноармейцев.

Сложная система символов в поэме позволяет показать и историю греха с последующей расплатой, и убийство с раскаянием и забвением, и идею гибели и поругания старого мира, и надежду на то, что впереди будет нечто лучшее. Истинный смысл революции, по мнению Блока, заключается в становлении нового человека и переходе от хаоса к гармонии.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 9.

ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX ВЕКА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.