Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема поэта и поэзии. Тема ХХ века и разрыва эпох

ПОЭЗИЯ Б.Л. ПАСТЕРНАКА

Политическая тема

Тема любви

Тема ХХ века и разрыва эпох

Тема Петербурга и Ленинграда

Тема России

Тема революции

Тема истории и цивилизации

Тема поэта и поэзии

 

Миссия поэта – в сохранении исторической преемственности.

«Стихи о русской поэзии»

«Ариост»

«Батюшков»

 

 

История и цивилизация – единый бесконечный процесс. Вершиной и средоточием цивилизации Мандельштам считает вечный город Рим. Он – среда обитания, место и смысл существования человека. Рим – один из центральных символов в поэзии Мандельштама. Его черты имеют и Петербург-Петрополь, и Феодосия, и Москва. Он - особое состояние души. Тема Рима, его дворцов, площадей занимает большое место в сборниках «Камень» и «Tristia».

«Рим»

«Поговорим о Риме – дивный град!»

«Европа»

«Природа – тот же Рим и отразилась в нём»

 

 

К Октябрьской революции Мандельштам отнёсся неоднозначно, в его стихотворениях и роковые предчувствия, и мужественное приятие изменений жизни, и щемящая тоска по уходящему времени и золотому веку.

«Когда октябрьский нам готовил временщик»

«Сумерки свободы»

«Кассандре»

 

Мандельштам показывает уходящий державный мир, погибающий Петербург, конец петербургского периода русской истории.

«В белом раю лежит богатырь»

«Посох мой, моя свобода»

 

 

Мандельштам изображает гибель Петербурга-Петрополя как гибель европейской цивилизации от войн и революционных потрясений.

«Мне холодно. Прозрачная весна»

«На страшной высоте блуждающий огонь!»

«Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»)

«Петербургские строфы»

 

 

В лирике Мандельштама звучат мотивы смены веков, смены времён, мотивы разорванного времени и неприятие атмосферы всей жизни общества.

«Век»

«1 января 1924»

«За гремучую доблесть грядущих веков»

«Нашедший подкову»

«Век мой, зверь мой, кто сумеет»

«Я с веком поднимал болезненные веки»

 

 

Любовная лирика Мандельштама светла и целомудренная, она лишена трагической тяжести. Влюблённость – почти постоянное чувство поэта, но трактуется оно широко: как влюблённость в жизнь. Любовь для Мандельштама – всё равно, что поэзия.

Стихи к Марине Цветаевой:

«В разноголосице девического хора»

«На розвальнях, уложенных соломой»

Стихи к Ольге Ваксель:

«Жизнь упала как зарница»

«Из табора улицы тёмной»

Стихи к Марине Петровых:

«Мастерица виноватых взоров»

«Твоим узким плечам под бичами краснеть»

Стихи к Наталье Штемпель:

«Стихи к Н. Штемпель» (воронежский цикл)

 

 

Мандельштам ставит проблему художника и власти, противопоставления тоталитаризму.

«Мы живём, под собою не чуя страны» (антисталинские стихи)

 

 

ЛЕКЦИЯ № 17.

 

 

Б.Л. Пастернак писал: «Что значит понимать поэзию? Это значит понимать жизнь. Иначе – ложная глубина». Пастернак считал, что настоящее искусство всегда реалистично. Оно является составной частью жизни, оно вбирает в себя жизнь, чтобы выявить её смысл и лежащие в её основании Истину и Добро.

Пастернак был убеждён в независимости искусства, что явно входило в противоречие с политикой партии в области литературы. Поэт не хотел вступать в конфликт со своей эпохой, он хотел лишь найти своё место в ней. Пастернак считал, что у поэта должна быть внутренняя свобода.

Пастернак воспринимал поэзию как нить, связующую сегодняшний день с вечностью. Пастернак находил поэзию всюду. Он говорил, что поэзия «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли».

«Определение поэзии»

«Во всём мне хочется дойти до самой сути»

«Быть знаменитым некрасиво»

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторической преемственности | Проза А. А. Платонова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.