Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проза А. А. Платонова

Тема человека в мире

Тема природы

 

Природа для Пастернака была высшей мерой проявления жизни. Смысл человеческого существования поэт видит в слиянии с природой, в приобщении к вечному круговороту жизни.

Обращение к природе позволяет понять и объяснить события, происходящие в мире и в человеческой судьбе.

«Февраль. Достать чернил и плакать»

«Весна»

«После дождя»

 

 

Место человека в мире – важнейшая тема в творчестве Пастернака. Мир и человек в восприятии поэта предстают как одно целое.

Поэзия Пастернака – это не стихи о мире, а сам мир, живущий по законам поэзии.

«Гамлет»

«Зимняя ночь»

 

 


ЛЕКЦИЯ № 18.

 

Многие произведения А.А. Платонова увидели свет лишь спустя 40 лет после его смерти. Платонов – один из своеобразных писателей ХХ века, его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя.

Мировоззрение писателя эволюционировало на протяжении творческого пути от веры в возможность кардинального переустройства общества к ироничному изображению будущего, в котором нет места настоящему счастью и радости.

Важное место в творчестве Платонова занимает образ странника, отправившегося в путь за счастьем. Поиски истины, счастья, смысла всеобщего существования являются сквозным сюжетом произведений Платонова.

Для раннего творчества Платонова характерна вера в революцию и науку, пафос технического переустройства мира. Будучи инженером-практиком Платонов передал своим героям привязанность к технике, к машине, к механизмам (рассказы «Маркун», «Потомки солнца», «Рассказ о многих интересных вещах», повесть «Эфирный тракт»). В ранних произведениях Платонова формируется идея об активном творческом переустройстве вселенной. Но очень скоро оптимизм в его творчестве сменится на сомнение в состоятельности глобальных технических проектов. И утопические проекты города «победившего социализма» (роман «Чевенгур») или общепролетарского дома (повесть «Котлован») будут осмыслены в трагическом ключе. Грандиозный план переустройства вселенной понимается теперь писателем как утопический.

Повесть «Котлован» затрагивает две сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х годов – индустриализацию и коллективизацию. События повести связаны с реализацией грандиозного плана социалистического строительства, с возведением единого общепролетарского дома, «куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и «ликвидации кулачества как класса». Котлован символизирует не просто будущий фундамент «общепролетарского дома», это новая концепция устройства всего мира.

Сюжет повести «Котлован» составляют следующие события. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят ликвидацию кулачества до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.

Смерть Насти очень символична. Трагический финал становится логическим завершением всего хода событий: умирает то, ради чего задумывалось само строительство нового. И это грандиозное строительство становится миражом, призванным заменить реальность.

В «Котловане» Платонов обращается к гротеску, изображает много событий, совершенно не связанных друг с другом, отдельные сцены вообще могут показаться немотивированными. Автор использует монтаж совершенно разнородных эпизодов: активист обучает деревенских женщин политической грамоте, медведь-молотобоец показывает Чмклину и Вощеву деревенских кулаков, лошади самостоятельно заготавливают себе солому и т.д.

В повести «Котлован» Платонов приходит к выводу, что революция, которая должна была бы дать людям душу, свободу, счастье, обернулась кошмаром, картины коллективизации показывают уничтожение и опустошение души.

В произведениях Платонова нет положительных и отрицательных героев, они все земные люди, несущие добро и зло, нет ненависти, презрения. Писатель верит в человечность каждого. Всё это рождает философскую убеждённость автора – любое насилие бессмысленно, потому что отзовётся новым насилием, и это разрушит самую возвышенную, прекрасную и благородную цель.

Особенностью творческой манеры Платонова становится ирония, которая переходит в сатиру. Платонов продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в области гротеска, использует приёмы сочетания несочетаемого.

Язык произведений Платонова – это подчинение языку эпохи, это стиль штампов и лозунгов. Он передаёт речь увлечённых и полуграмотных ораторов. Причём речь повествователя не отделяется от речи персонажей, все они говорят одинаково. Речь Платонова и его героев – это скрытая ирония. Автор нарочно нарушает лексическую и синтаксическую сочетаемость, коверкает фразы, чтобы показать нелепость происходящего.

Последний этап творчества Платонова связан с деятельностью фронтового корреспондента газеты «Красная звезда». Главные темы этого периода – жизнь и смерть на войне. За время войны Платонов написал и несколько рассказов о любви («Афродита», «Семья Иванова»).

 

 


ЛЕКЦИЯ № 19.

РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема поэта и поэзии. Тема ХХ века и разрыва эпох | Система образов в романе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.