Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика и проблематика повести

Конфликт повести

 

Герои вовлечены, прежде всего, в конфликт политический. Никто из них, за редким исключением, не был врагом советской власти. Все они представляют собой многоликий народ, испытавший мытарства коллективизации и прошедший войну. Глубинный смысл конфликта – столкновение с историей, в которой человек ищет своё, особое место и всегда оказывается жертвой.

 

 

Тема повести – жизнь лагерной зоны. Однако тематика произведения не сводится только к лагерному быту. Помимо этого в повести содержатся пропущенные через сознание героя детали современной жизни в деревне. В рассказе бригадира Тюрина – свидетельства о последствиях коллективизации в стране. В спорах лагерных интеллигентов – обсуждение некоторых явлений советского искусства (фильма Эйзенштейна «Иоанн Грозный», театральной премьеры Ю. Завадского). Многие подробности советской истории упоминаются в связи с судьбами солагерников Шухова. Таким образом, главной темой повести является тема судьбы Родины.

Основная проблема, которую разрешает автор – что такое Лагерь и как в нём человеку выжить?

Лагерь создан для убийства личности, нацелен на погубление в человеке его внутреннего мира: мысли, совести, памяти.

 

Суть лагерной философии выражена в словах первого бригадира Кузёмина: «Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит». Таким образом, погибает тот, кто падает духом, кто становится рабом больной плоти, кто не в силах укрепить себя изнутри, устоять перед искушением подбирать объедки, перед немощью тела. А вернее всего погибает тот, кто нравственно падает ниже всех, кто губит свою душу, становясь доносчиком.

Источник духовной силы герой находит в полезном труде. Работа становится противостоянием Лагерю.

Еще одна проблема повести – расточительство народных сил. Многие лагерники вырваны из жизни в годы сплошной коллективизации и в годы войны. Все вместе они составляют наш многострадальный народ, который прошёл через суровые испытания истории.

В повести представлена проблема разложения и распада в самом основании Лагеря. «И здесь воруют, и в зоне воруют, и еще раньше на складе воруют. И все те, кто воруют, киркой сами не вкалывают». Эта зараза расползается далеко за колючую проволоку, утверждаясь на воле: в производстве, культуре и других областях жизнедеятельности. В лагерной системе, как в зеркале, отражается политика государства, направленная на лишение самостоятельного мышления и поведения человека. Отсюда проблема превращения «воли» в своего рода «зону». Из вестей от родных Шухов узнаёт, что на воле тоже нет должного порядка, а есть строй, в сущности, мало отличающийся от лагерного. Настоящим делом односельчане не заняты, в колхозе работать некому. Процветают халтурщики – «красители». Нелепо, как в лагере.

 

Идея повести и авторская позиция

 

Идея автора заключена в намерении создать образ лагеря одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь и обыденностью и символом. Главная идея повести - утверждение человеческого духа над лагерным насилием. Авторская позиция выражена в разоблачении политической системы, повинной в «лишних» трагических днях в судьбе русского народа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сюжет повести | Категории времени и пространства в повести
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.