Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории времени и пространства в повести

 

День – та узловая точка, через которую в повести проходит вся человеческая жизнь. Временн ы е обозначения в повести приобретают символическое звучание. Срок – это и отмеренное заключённому наказание, и внутренний распорядок тюремной жизни, и синоним человеческой судьбы, и напоминание о самом главном, последнем сроке человеческой жизни.

Символична и одна из производственный сцен на строительстве ТЭЦ: Шухов определяет по солнцу время полдня, однако кавторанг Буйновский поправляет его, упоминая принятый декрет Советской власти о переводе стрелок часов с целью рационального использования светлого времени суток. Насилие над жизнью оказывается всеохватным, вот почему герой задаётся вопросом: «Неуж и солнце ихим декретам подчиняется?»

Хронологические «метки» ставит Солженицын и в упоминании о том, когда были арестованы персонажи (первый бригадирн Шухова Кузёмин – в 1931 году, нынешний бригадир Тюрин – в 1932). Таким образом, отсчёт эпохи тоталитаризма автор ведёт не с 1937 года, а уже с первых лет советской власти.

Важность категории времени в повести отражается в том, что его первая и последняя фразы посвящены именно времени. Само движение стрелки часов – важный фактор движения сюжета.

Место действия также значимо в повести. Пространство лагеря враждебно узникам, особенно опасны открытые участки зоны: каждый заключённый торопится как можно быстрее перебежать участки между помещениями, спешит юркнуть в укрытие барака. В противоположность героям русской литературы, традиционно любящим ширь, даль, ничем не стеснённое пространство, Шухов и его солагерники мечтают о спасительной тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом – со скрытой иронией показывает автор.

Обзор узника ограничен обнесённой проволокой окружностью. Заключённые отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора. Для них нет горизонта, нет неба, нет нормального круга жизни. Но есть пространство памяти, в котором преодолеваются замкнутые окружности и возникают образы деревни, России, мира.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 25.

В.Т. ШАЛАМОВ. «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ»

 

«Колымские рассказы» - первый сборник рассказов Шаламова, в нём отражена жизнь заключённых ГУЛАГа. Сборник создавался с 1954 по 1962 год после возвращения автора с Колымы. «Колымские рассказы» являются художественным осмыслением всего увиденного и пережитого Шаламовым за 13 лет, проведённых им в заключении на Колыме (1938 - 1951 гг.).

Ключевая проблема, поднятая в «Колымских рассказах», - это противостояние личности и тоталитарного государства, которое не щадит человеческих судеб. Шаламов делает акцент на том, в кого превращается человек впоследствии лагерей. Путём физических издевательств, постоянного голода и холода людей превращали в зверей, ничего уже не осознающих вокруг, желающих лишь еды и тепла, отрицающих все человеческие чувства и переживания.

Проблематику своего произведения Шаламов формулировал следующим образом: «Колымские рассказы» - это попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьбы за себя, внутри себя – и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла. Иллюзорность и тяжесть надежды. Возможность опереться на другие силы, чем надежда».

Книга состоит из 33 рассказов, причём рассказы расположены не в хронологическом порядке, но от этого композиция не теряет смыслового назначения. Рассказы у Шаламова расположены в особом порядке, который позволяет увидеть жизнь людей в лагерях, ощутить её.

Рассказ «Сухим пайком» показывает, насколько воля и гнёт государства подавляет личностное начало в человеке, насколько растворяет его душу в злостной государственной машине. Рассказ «Надгробное слово» пропитан невыносимой горечью и безысходностью, а рассказ «Шерри-бренди» показывает, насколько человек выше обстоятельств и что любая жизнь наполнена смыслом и истиной. Рассказ «По снегу» посвящён писательской деятельности, роли писателя в жизни людей и тем сложностям, которые ему приходится пережить.

В «Колымских рассказах» Шаламов утвердил новый жанр, основанием которого стало документальное свидетельство. Он объединил документальность и художественность, показал суровую действительность лагерной жизни, пережитую им самим.

30-е годы – одни из самых трагичных и печальных в истории нашей страны, когда цвет нации, русская интеллигенция превращалась во врагов народа и оказывалась в лагерях ГУЛАГа. Произведение Шаламова – это горькая, страшная правда, «энциклопедия колымской жизни».

При жизни Шаламова в СССР не было напечатано ни одного из его колымских рассказов. Они начали появляться в журналах только в 1988 году, а их первое отдельное издание вышло в 1989 году.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 26.

РАССКАЗЫ М.В. ШУКШИНА «ЧУДИК», «СРЕЗАЛ»,

«МИЛЬ ПАРДОН, МАДАМ!»

 

 

В 1960-е годы, когда появились первые произведения В.М. Шукшина, критика поспешила причислить его к группе писателей-«деревенщиков». Действительно, Шукшин писал о деревне, первый сборник его рассказов так и назывался – «Сельские жители». Однако в рассказах писателя почти не было поэтизации природы, авторских лирических отступлений, любования ладом народной жизни – всего того, что было в произведениях В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина, Е. Носова. Рассказы Шукшина представляли собой вереницу жизненных эпизодов, драматизированных сценок, внешне напоминающих чеховские рассказы с их краткостью и беззлобным смехом.

Персонажи Шукшина – обитатели сельской периферии, незнатные, не выбившиеся «в люди» - словом те, кто соответствовал типу «маленького человека» в литературе XIX века. Однако каждый персонаж Шукшина имеет свою «изюминку», противится усреднению, являет собой особый образ существования или оказывается одержимым той или иной необычной идеей.

Шукшин создал целую галерею запоминающихся персонажей, чудиков, демонстрирующих разные грани русского национального характера. Шукшинский герой, живущий в деревне и занятый привычной, монотонной работой, не может и не хочет раствориться в сельском быту. Ему страстно хочется хоть ненадолго уйти от обыденности, душа его жаждет праздника, а неспокойный разум ищет высшей правды.

Характерная для рассказов Шукшина коллизия – столкновение «городского» и «деревенского» - не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека».

Русский человек в изображении Шукшина – человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять. Шукшинский герой может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!» или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина. Скорее наоборот: им свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию.

Высоким порывам шукшинских героев не дано реализоваться в жизни, и это придаёт ситуациям трагикомическую тональность. Однако ни анекдотические случаи, ни эксцентричное поведение чудиков не мешает писателю разглядеть в них самое главное – народную жажду справедливости, заботу о человеческом достоинстве, тягу к наполненной смыслом жизни. Шукшин так говорил о своих героях: «Чудики не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь».

В произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Автор не идеализирует своих героев и не стремится к нравственному суду над ними. Отношение автора по-чеховски сдержанно.

Рассказы Шукшина отличаются сценографичностью (как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни), тяготеют к форме фрагмента – без начала, без конца, с незавершёнными конструкциями.

 

Яркая сторона индивидуального стиля Шукшина – богатство живой разговорной речи с её разнообразными индивидуальными и социальными оттенками. Герои Шукшина – спорщики, опытные говоруны, владеющие множеством интонаций, умеющие к месту вставить поговорку, пощеголять «учёным» словцом, а то и яростно выругаться. В их языке – конгломерат газетных штампов, просторечных выражений и вкраплений городского жаргона. Язык – главное средство создания характеров Шукшина. Характеры раскрываются прежде всего в диалогах. Авторский текст сведён к минимуму и напоминает театральные ремарки.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 27.

ПОВЕСТЬ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ»

 

 

В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни, а жители переселены. Это переселение оказалось очень болезненным для жителей затопляемых деревень.

Действие повести происходит в 60-х годах XX века в деревне Матёра, расположенной на острове посередине реки Ангары. Матёру должны затопить, а жителей переселить в новый большой посёлок на другом берегу реки.

Конфликт повести – вечный конфликт старого и нового, какой ценой утверждается новое.

Триста лет жила деревня размеренной, обыденной жизнью, сменялись поколения, строились, заваливались и вновь возводились избы. Но наступившая весна должна была быть последней для Матёры, осенью вода поднимется и затопит остров. Земля, на которой веками жили люди, выводится из хозяйственного оборота, уничтожается.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. В основном это старики, которые видят в затоплении деревни измену предкам, похороненным в родной земле. Единственная отдушина в жизни стариков – это ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи, не только с прежним хозяйством, но и друг с другом.

Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не хочет, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся и другие старики. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после уезда в город умирает, а его жена Настасья возвращается в Матёру. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища – одна из самых трагических страниц повести. Возмущённые жители хотели устроить разорителям могил самосуд, скинуть их в Ангару. Но они прибыли по заданию санэпидстанции. Выполнение задания о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще, о ненужной суете, о потере совести. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одёрнуть. Однако самые тяжёлые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретённый жизненный опыт никому, по сути, не нужен. Дарья приходит к выводу, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтоб под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла».

Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь – внук Дарьи, Андрей, соседка Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

 

Понимание неотвратимости утраты родного дама приходит к жителям Матёры во время пожара, когда сгорает изба Петрухи. Каждый понимает, что такая же участь ждёт и его дом, так как перед затоплением все избы будут обязательно сжигать.

Главная мысль повести в том, что благую цель – промышленное развитие края, строительство электростанции – безнравственно достигать ценой предательства прошлого. Причины происходящего, по мнению Дарьи, в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», слишком возомнил о себе, потерял совесть. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - считает Дарья.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тематика и проблематика повести | Символика повести
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.