Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символика повести

 

В повести много образов-символов.

Бурный ледоход на Ангаре (в начале повести) – символ цикличности природы и жизни (так было каждый год), которая будет прервана для острова Матёра.

Образ бегущей воды (вода связывает остров Матёру с остальным миром) – символ времени («И как не, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревни»).

Символично, что из оставляемой Матёры жители переезжают в построенный не по-людски посёлок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а на камнях и глине, где построен посёлок, расти ничего не будет; в новых домах посёлка в погребах стоит вода, картошку хранить негде.

Символом приближающегося затопления становится дождь, который всё чаще сменяет описание солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матёры: «Остановят Ангару – время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдётся на части. Уйдёт под воду Матёра – всё так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Старую жизнь символизирует в повести фантастический персонаж – Хозяин острова, дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с нею, а также царский листвень (старая лиственница) – символ мощи природы, дерево, которое пожогщики-санитары так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Символичен образ Дома. Он изображён одухотворённым, живым. Его, как покойника перед похоронами, убирает перед сожжением Дарья.

Главный символ повести – в названии. Матёра – это и название деревни, и острова, и образ матери-земли, женского материнского начала, и мифологическое название родины. Матёра – модель всей земли. С уходом Матёры разрушается гармония человеческих взаимоотношений, происходит разрыв человека и природы.

 


ЛЕКЦИЯ № 28.

ПЬЕСА А.В. ВАМПИЛОВА «ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ»

 

 

«Провинциальные анекдоты» - это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом».

«Провинциальные анекдоты» основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои, попадая в странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе «Двадцать минут с ангелом» (1962), действие которой разворачивается в провинциальной гостинице «Тайга», происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 году Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью.

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как новую ступень в творчестве драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике.

 

 


ЛЕКЦИЯ № 29.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(с декабря 1991 года)

 

 

В декабре 1991 года Б.Н. Ельцин подписывает Беловежское соглашение, по которому 3 республики (Россия, Украина, Белоруссия) выходят из состава СССР. Вскоре СССР распадается. Начался новый, постсоветский период развития российского общества и культуры. В литературу пришла свобода, произошло воссоединение метрополии и эмиграции, обогащение культуры ранее запрещёнными произведениями. Однако свобода была получена в придачу к экономическому развалу и социальной незащищённости.

В конце ХХ века влияние литературы на жизнь общества уменьшилось, у литературы появилось множество конкурентов – СМИ, телевидение, Интернет. Современная литература получила свободу, но лишилась государственной финансовой поддержки. Рынок осложнил положение литературы, но в то же время и повысил требования к уровню произведений.

В условиях свободы слова и печати в литературе утверждается постмодерн. Об этом свидетельствует множественность литературных направлений и течений (реализм, модернизм, постреализм, постмодернизм, постпостмодернизм, романтизм), смешение жанров и форм. Социалистический реализм угасает и трансформируется в национал-коммунистическую ветвь искусства.

Для современной литературы характерно сосуществование нескольких литературных поколений:

§ писатели и поэты, пришедшие в литературу в годы оттепели;

§ поколение восьмидесятников - Ю. Буйда, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Сорокин и др.;

§ поколение Z (1990-х) – В. Пелевин, Д. Галковский, А. Гостева, Е. Гришковец, В. Павлова и др.;

§ поколение Next (XXI век) – С. Сакин, П. Тетерский, И. Денежкина, Д. Осокин, В. Сигарев и др.

Целый ряд писателей-эмигрантов советской эпохи вернулись на родину – А. Солженицын, А. Зиновьев, Ю. Мамлеев, Э. Лимонов, Ю. Кублановкий и др. Возникла и четвёртая волна эмиграции, еще совершенно не изученная. Она была вызвана не гонениями и политическими преследованиями, а результатом свободного выбора свободных людей (В. Друк, М. Шишкин, Я. Могутин и др.).

Вместе с тем в наши дни прогнозируется конец книжной культуры. Появляются новые формы издания: аудиокниги, оцифрованные тексты. Отмечено появление сетературы (сетевой литературы). Черты сетевого текста – гипертекстуальность, динамизм, мультикультурализм. Современная литература выходит за свои привычные границы, соединяется с техникой, обретает новые качества и возможности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Категории времени и пространства в повести | Современная русская драматургия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.