Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беспокойный ребенок

 

Одним из распространенных видов нарушений развития является по­вышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружа­ющие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут прояв­ляться в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состо­яние, при котором болез­ненно повышенная двига­тельная активность являет­ся главным признаком, стержнем синдрома, кото­рый нарушает социальную адаптацию ребенка. Это со­стояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперки­нетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганически­ми поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно стра­дает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмо­ционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: «сначала сделает, а потом подумает». Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не мо­жет спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие кон­центрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотичес­кий характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее оче­видной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведе­нии ребенка:

• Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно си­деть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в ки­стях и стопах.

• Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного не­завершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;

• Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение по­ликлиники, экскурсии и т.д.).

• На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;

• Имеет плохой аппетит;

Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, ка­рандаши, книги, и т.д.)

• Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агресси­вен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в те­чение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза «синдром дефицита внимания» яв­ляется прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место при­надлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специ­ально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисцип­линированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не резуль­тативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и се­страми, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоян­ных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Воспитывая такого ребенка, желательно избегать двух крайнос­тей: чрезмерной жалости и вседоз­воленности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышен­ных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жест­костью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что суще­ствующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправле­нию, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может воз­никнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями. Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут ис­пользовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: «Да» и «нет» не говорите», «Тише едешь...», «Съедобное - несъедобное», «Холодно - горячо», различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться «позитивной модели» воспитания, т.е.:

• Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчер­кивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в соб­ственных силах.

• Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

• Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.

• Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магази­нах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждаю­щее воздействие. Оберегайте его от утомления.

• Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.

• Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя». Напрасно не угрожайте.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок вре­мени, чтобы он мог его завершить.

• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентра­ции внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации занятий с гиперактивными детьми в домашних ус­ловиях или в детском саду особенно важен принцип соответствия учеб­ной нагрузки реальным возможностям ребенка. Обязательно нужно учи­тывать его познавательные способности и нарушенние концентрации вни­мания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, вклю­чающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Во время занятий используйте следующие рекомендации:

• По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.

• Ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может спо­собствовать, в частности, оптимальный выбор места за столиком с плотно придвинутым устойчивым стульчиком.

• Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к взрослому в случаях затруднения.

• Занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распо­рядку.

• Научите маленького разбышаку пользоваться специальным дневни­ком или календарем, в котором вы сможете особыми знаками («сол­нышко улыбается» или «сердится», «тучка плачет» и др.) отмечать со­бытия дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.

• Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы за каждой из частей, внося необходимые коррективы.

• Во время занятия предусматривайте возможности для двигательной «разрядки».

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позво­ляя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендуемые игрушки | Тревожные дети
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.