КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура и скульптура
Афинский Акрополь расположен на холме, с трех сторон обрывающемся вниз отвесными склонами. Архитекторы мастерски использовали всю поверхность холма для создания уникального ансамбля. Акрополь был и крепостью, и святилищем, и общественным центром. Здесь хранилась государственная казна, помещались библиотека и пинакотека (хранилище произведений живописи). Вход на Акрополь ведет через Пропилеи – массивные ворота, прерывающие величественными колоннами высокие крепостные стены. Планировка Акрополя на первый взгляд совершенно свободна, но в ней все продумано и выверено, симметричность заменена более сложными принципами равновесия. Справа от Пропилей – небольшой храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), слева – приземистая и гораздо большая по размерам пинакотека. На центральной площади справа — величественный Парфенон, слева – изысканный Эрехтейон. Так обе стороны ансамбля уравновешиваются: Эрехтейон «перекликается» с храмом Ники, а Парфенон – с левым крылом Пропилей. Храм Ники Аптерос стоит на выступе оборонительной стены Акрополя. Афиняне пожелали изобразить ее бескрылой, чтобы она не могла улететь из их города. Храм был обнесен балюстрадой, состоящей из невысоких плит с рельефами сцен жертвоприношений. О мастерстве древнегреческих скульпторов можно судить, например, по сохранившемуся фрагменту рельефа «Ника, развязывающая сандалию». У фигуры Ники утрачена голова, но выразительность скульптуры заключается скорее в изящной непринужденности движений тела, выявленной текучими линиями складок одежды. Совершенство пропорций рождает совершенный образ. Скульптор запечатлел краткий миг движения склонившейся фигуры богини, подчеркнув ту живую естественность и лиризм, которые противостоят величавому покою образов высокой классики и открывают новые горизонты в развитии пластики. Одним из символов культуры античной Греции, подлинным архитектурным шедевром является Парфенон – главный храм Акрополя, посвященный покровительнице города богине Афине Парфенос. Воздвигнут он во второй половине V в. до н.э. из мрамора зодчими Иктином и Калликратом. Великие мастера очень точно рассчитали пропорции и конструкции: прямоугольный храм окружен стройными дорическими колоннами (по восемь на коротких сторонах прямоугольника, по семнадцать на длинных), покоящимися на трех высоких ступенях. Завершает композицию двускатная кровля. Кажется, будто храм «вырос» сам по себе на вершине холма. Такое ощущение возникает благодаря тому, что геометрическая правильность Парфенона сопровождается легкими отклонениями. Например, горизонтальные линии храма имеют некоторую кривизну, волнообразно приподнимаясь к центру. Колонны по углам поставлены теснее, чем в середине, промежутки между ними не равны. Колонны кверху сужаются, но неравномерно, они имеют легкое утолщение посредине, т.е. как бы напрягаются, неся кровлю, подобно тому, как напрягаются мускулы у человека, держащего тяжесть. Глубокие каннелюры, напоминающие складки ниспадающей одежды, придают колоннам стройность. Скульптурное убранство Парфенона и всего Акрополя создавалось под руководством и при участии Фидия, родившегося в Афинах и создавшего здесь свои главные произведения. Оно дает яркое представление о скульптуре периода расцвета классики. Гармония и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты единством композиции, прославляющей красоту и совершенство человеческого тела. Фидий выбрал для них естественные позы. Боги и люди были изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности и общественного самосознания позволял афинянам гордо утверждать в искусстве эстетическое равенство человека и богов. Весь храм окружал рельефный фриз, поражающий своим масштабом и торжественностью. На западном фронтоне изображена сцена спора Посейдона и Афины за обладание греческой областью Аттикой и городом Афинами. Афиняне, как известно, предпочли богиню, даровавшую им оливковые деревья. Оба божества помещены в центре на колесницах со вздыбленными конями. Скульптурная группа фронтона над восточным входом посвящена мифу о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как грандиозное событие: его созерцают божества солнца, ночи и богини судьбы – мойры. Прекрасная группа мойр сравнительно хорошо сохранилась (находятся в Лондоне, в Британском музее). Эти фигуры были решены как круглые статуи, а не рельефы, хотя располагались на плоском фоне фронтона. Непринужденное благородство движений мойр подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика человеческого тела. Все 92 метопы храма были украшены мраморными рельефами, среди которых выделяются изображения битвы лапифов и кентавров. Эти композиции, последовательно развертывающие перед зрителем сцены борьбы, поражают разнообразием движений фигур. Фронтоны, метопы и триглифы, а также скульптуры Парфенона были ярко раскрашены, придавая ему более праздничный вид. Центром ансамбля Акрополя была 8-метровая статуя Афины, отлитая Фидием из бронзы. Блеск ее копья, отражавшего солнечные лучи, был виден издалека и служил первым приветственным сигналом кораблям, приближавшимся к порту. Ежегодно в честь Афины устраивались празднества (Малые Панафинеи), а раз в четыре года проводилась пышная церемония с торжественным шествием к храму (Великие Панафинеи), где богине преподносилось новое облачение. В эти дни многолюдная процессия медленно поднималась по высокой лестнице и проходила через Пропилеи. Четыре боковых прохода служили для пеших афинян, а по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели животных для жертвоприношений. Миновав Пропилеи, процессия выходила на большую площадь и, продолжая движение вдоль длинной стены Парфенона, сквозь его колоннаду видела такую же процессию на рельефе. Создателям фриза удалось передать величие и красоту народного шествия, избежав монотонности. Волнообразный ритм движения пронизывает композицию, на которой изображены юноши-всадники, прекрасные девушки в длинных одеждах, группа участников процессии с жертвенными животными. Апофеозом праздничного шествия было вступление в алтарь Афины через восточный вход Парфенона. Открывалась дверь, и в полумраке храма солнечный свет озарял 12-метровую статую богини, украшенную слоновой костью и золотом, работы Фидия. В одной руке она держала скульптуру Ники, другой опиралась на щит. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она покровительствует искусствам и ремеслам. Ее прекрасный облик покорял уверенностью и мудростью. В конце V в. до н.э. был построен Эрехтейон – второй по значению храм Акрополя, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Афин Эрехтею. В его формах нашли выражение настроения и идеи общества времен Пелопонесской войны. Мир не казался теперь простым и ясным, усложнились и художественные образы. Эрехтейон сильно отличается от Парфенона. Он сложен и асимметричен. У этого храма три различных фасада: четкие очертания ионических колонн то вырисовываются на фоне неба, то как бы сливаются со стеной, то превращаются в кариатид. Рядом с Парфеноном довольно крупный Эрехтейон кажется небольшим. Богатая орнаментальная отделка и особенно статуи кариатид придают ему изящество. Не менее знаменитым ваятелем, чем Фидий, был его младший современник Поликлет. Он прославился изображением атлетов в спокойных позах, однако не лишенных легкого движения. Замечательна своим пластическим совершенством статуя Дорифора (сер. V в. до н.э.) – юноши, победившего в метании копья. В отличие от архаических застывших фигур статуя Поликлета — совершенное воплощение естественного движения. Дорифор изображен спокойно стоящим, его правая нога выдвинута вперед, а левая отставлена, отсюда и возникает ощущение движения. Фигура построена на основе точного математического расчета, все части тела согласованы друг с другом. Еще наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперед либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу, так как стремление к устойчивости и равновесию заставляет части тела принимать перекрестные положения. В статуе Дорифора в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал телу легкий изгиб. Это вызвало изменение в положении плеч и бедер, сообщило жизненность и убедительность всей фигуре. Ее равновесие достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру – приподнятое левое плечо. Несмотря на искажение моделировки тела Дорифора в римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре. Будто не рука скульптора, а сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощенных в благородную бронзу. Копии «Дорифора» ставились в гимнасиях и на палестрах – стадионах, где древние греки проводили много времени. Статуя служила образцом для юношей. Может быть, на этом основании греки называли эту работу Поликлета каноном, считая, что она в полной мере отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал систему идеальных пропорций и законов. В частности, он считал, что пропорции головы и фигуры должны выражаться отношением 1:7. «Дорифор» по гармоническим пропорциям, ритму, движениям, чертам лица – произведение, типичное для высокой классики. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям той эпохи, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Дорифор – прекрасный совершенный человек, а не обожествленный, застывший в своем величии герой. Поликлет избегает всего индивидуального как в фигуре, так и в лице Дорифора. Оно спокойно – это лицо человека, сдержанного в радости и стойкого в беде, способного мужественно вынести любое испытание. В конце жизни Поликлета в его статуях появился лиризм. Скульптура «Диадумен» изображает юношу, завязывающего вокруг головы победную ленту. Ритм его движений легкий, стремительный. Юноша полностью сосредоточен на своем занятии и погружен в раздумье. Поликлет создал свою школу в греческом искусстве. Ему стремились подражать многие скульпторы. Лисипп, великий скульптор IV в. до н.э., называл Поликлета своим учителем. К концу V в. до н.э. в искусстве высокой классики произошли значительные изменения – монументальную героику начали вытеснять черты утонченного лиризма. Эти тенденции нашли выражение в мраморных рельефах балюстрады храма Ники Аптерос на Акрополе. Скульптор Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передать теплоту живого тела. Он создал образы богов, героев и обычных юношей и девушек, иногда веселых и шаловливых, иногда задумчивых. Наиболее яркая черта творчества Праксителя – умение сочетать глубокий внутренний мир своих героев с физическим совершенством. Самыми выдающимися произведениями скульптора считаются «Отдыхающий Гермес с младенцем» и прекрасная «Афродита Книдская», породившая впоследствии много копий и подражаний. Художественная манера Скопаса, старшего современника Праксителя, настолько ярка и своеобразна, что его творения безошибочно узнаются среди других скульптур. Изваянные им фигуры в порыве почти утрачивают равновесие. «Менада» Скопаса захвачена стихией пляски, напрягающей все тело, выгибающей торс, запрокидывающей голову. Для развития реалистического искусства очень важно, что, в отличие от других скульптур IV в. до н.э., эта статуя была рассчитана на обозрение со всех сторон. Каждый ракурс вносил новые черты в созданный художником образ: тело то уподобляется натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали и др. Jleoxap – крупнейший представитель идеализирующего направления. Самая прославленная его работа – бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Эта скульптура передает величие, спокойствие и холодную торжественность бога гармонии и искусств. Изящно перекинутый через плечо плащ не скрывает обнаженного тела. Волосы уложены в сложную пышную прическу. В фигуре и поступи Аполлона сочетаются сила и грация, энергия и легкость; шагая по земле, он словно парит над ней. Причем движение повелителя муз, по выражению русского искусствоведа Б.Р. Виппера, «не сосредотачивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны». Эта скульптура свидетельствует о виртуозном мастерстве Леохара. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и создал его вполне реалистический портрет с приподнятыми бровями и низким лбом, рассеченным глубокими морщинами. Игра светотени придает лицу разные выражения: то безмятежное, то проникнутое предчувствием трагедии. Скульптору удалось передать характер Александра – его беспокойный дух, огромную одаренность. Лисипп, разносторонний и очень талантливый мастер, любил изображать героев мифов. Благодаря римской копии мы можем познакомиться со статуей «Отдыхающий Геракл» – герой стоит, опираясь на палицу и отведя за спину правую руку, голова повернута влево. Статую необходимо обозреть со всех сторон, чтобы получить полное представление о содержании образа, каждый взгляд на фигуру вносит новый оттенок в ее понимание. «Отдыхающий Геракл» несет на себе печать усталости, тягот жизни и трагической опустошенности. Характерный пример творчества Лисиппа – статуя Апоксиомена – юноши, счищающего скребком песок, налипший во время состязаний (греки на спортивных площадках натирали тело маслом). Этого юношу уже не спутаешь с юным богом или героем: хотя он физически совершенен, лицо его прозаично, лишено обаяния. Это просто смертный человек. От идеализированного образа человека Лисипп пришел к постижению разнообразия человеческих характеров, к передаче особенностей возраста и психологических переживаний. Галикарнасский мавзолей. После смерти правителя Карнии Мавзола (IV в. до н.э.) его вдова воздвигла ему в Галикарнасе (современная Турция) пышную усыпальницу в виде огромного архитектурного сооружения, получившего название «мавзолей». В древности эта усыпальница считалась одной из самых замечательных по величине, богатству и красоте украшений (разрушена в Средние века землетрясением). На огромном цоколе высотой 24 м, составляющем первый этаж, где помещалась погребальная камера, возвышался заупокойный храм, украшенный 36 ионическими колоннами. Перекрытие храма представляло собой чудо инженерного искусства древности – пирамидальное возвышение в 24 ступени, увенчанное скульптурной колесницей с четверкой коней. Над украшением памятника трудились лучшие греческие скульпторы, в том числе Скопас и тогда еще молодой Леохар. Каждый скульптор украшал одну сторону здания. Там были статуи богов, Мавзола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и три рельефные фриза. На одном из фризов было изображено состязание колесниц, на другом – кентавромахия (борьба греков с кентаврами), на третьем – амазономахия (битва греков с амазонками). Последний фриз сохранился лучше других. Сражение в самом разгаре. Противники охвачены пафосом битвы. Трудно сказать, кто будет победителем. Особенностью композиции фриза было свободное размещение фигур на фоне, когда-то окрашенном в синий цвет.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |