Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика цен, тарифов и инфляций




Статистическое изучение конъюнктуры рынка.

Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следу­ющие компоненты:

1) определение и анализ потенциала рынка;

2) анализ пропорциональности развития рынка;

3) анализ колеблемости и цикличности рынка;

4) измерение и анализ эластичности спроса и предложения;

5) исследование рекламы.

Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокуп­ность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.

В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:

где единицы производства или потребления; — показатели мощ­ности единиц (производственной или потребительской); Эх — эластич­ность спроса или предложения; — прочие факторы и элементы потен­циала; п — число единиц потенциала.

Собственно формула расчета потенциала производственного пред­ложения (потенциал товарного предложения) такова:.

Здесь — степень загрузки производственных площадей; степень обеспечения ресурсами; эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию; В — внутреннее производственное потребление; С — часть продукции, которую, по оценкам, могут производить конку­ренты.

Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение меж­ду элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется та­ким образом:

1) балансовым методом;

2) расчетом относительных величин координации и структуры;

3) индексным методом;

4) расчетом коэффициентов эластичности и b-коэффициентов;

5) построением корреляционных моделей.

Колеблемость и цикличность рынка. Методы изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье).

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса и пред­ложения — это их реагирование на изменение социально-экономичес­ких условий рынка.

Показатель относительной эластичности спроса имеет вид:

где х — базовое значение факторного признака; у— базовый показа­тель спроса; ду, дх — частные производные.

Зависимость между х и у может быть установлена методом корреля­ций.

Если:

Э < 1 — товар неэластичен (инфраэластичность);

Э > 1 — товар эластичен или сильно эластичен (ультраэластичность);

Э = 1 — товар слабоэластичен (унитарный спрос). В таком случае сни­жение цены, как правило, не приводит к коммерческому успеху.

 

3.2.1. Понятие «цена». Виды цен на товары и услуги.

3.2.2. Индексы цен.

3.2.3. Инфляция.

 

3.2.1. Понятие «цена». Виды цен на товары и услуги.

Цена – это выражение стоимости товара на денежных единицах определенной валюты, национальной или между народной за количественную единицу товара.

Задача статистики цен:

1) анализ состояния рынка и ценовой конъюнктуры; отслеживание поведения цен

2) изучение цен их динамики и дифференциации по отдельным рынкам и регионам

3) анализ цен фактора уровня жизни и инфляционных процессов

4) анализ цен, с т.з. производителя, потребителя и государства для выявления структуры цен доли в ней налогов пропорциональности развития экономики

5) изучение цен для сопоставлений

6) анализ и оценка факторов, влияющих на уровень колеблемость цен

7) выявление соотношений цен на различные товары

8) совершенствование методологией статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен

Виды цен:

1) розничные цены

2) оптовые цены

3) закупочные цены

4) цены на строительную продукцию

5) цены и тарифы грузовых и пассажирских транспортов

6) цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги

7) цены, обслуживающие внешне – торговый оборот

Существуют свободные цены (рыночные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения) и государственные цены (фиксированные цены, регулируемые, цены и предельные цены).

Уровень цен характеризуется абсолютным, средним и относительным показателями.

Различают инновационный и средний уровень цен. Индивидуальный уровень цен – это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке. Средний уровень цен – это обобщающий показатель уровня цен, определяющий по однородным группам товаров во времени и в пространстве.

Средняя цена за единицу товара – обобщенная характеристика для однородных товарных групп.

Средние цены исчисляются за определенный период времени, по территории.

Средние величины для расчета средней цены за единицу товара и услуги:

- Средняя арифметическая взвешенная ( в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем объеме товаров):

, или,

где p – цена товара,

q – количество товара;

d – удельный вес каждого вида товара в общем объеме товаров

- Средняя хронологическая простая (применяется в том случае, если моменты времени регистрации равноудалены друг от друга):

,

Где n – число месяцев или дней в периоде

- Средняя хронологическая взвешенная применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно:

,

где - средняя цена за период; - число месяцев или дней в периоде

- Средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов используются данные о товарообороте):

,

где pq – товарооборот в денежном выражении

Изучение состава и структуры цен позволяет проанализировать пропорции между элементами цены, выявить долю каждого звена в цепи товародвижения, регулирующую роль государства.

· Удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, скидок, налогов, др.):

Определяется по формуле d =, где x – размер отдельного элемента цены

· Коэффициент соотношения оптовых и розничных цен:

Определяется по формуле, где

ОЦ – оптовые цены,

РЦ – розничные цены

· Коэффициент Гатева: Используется для оценки интенсивности изменения структуры цены за счет отдельных элементов. Определяется по формуле

,

где V, V - относительные показатели структуры цены изучаемых товаров или одного товара в отчетном и базисном периодах.

· Индекс Салаи: Определяется по формуле

Для изучения вариации цен используются традиционные методы анализа, основанные на вычислении показателей вариации

Показатели вариации цен:

· Размах вариации: R = Pмакс – Pмин

 

где Pмакс – максимальная цена; Pмин - минимальная цена

 

· Среднее линейное отклонение цен от средней:

, или

· Среднее квадратическое отклонение:

, или

· Коэффициент вариации цен:

 

Если в результате анализа вариации цен установлен факторный признак, влияющий на уровень цен, то анализ ее вариаций дополняют расчетом коэффициентов эластичности.

Эмпирический коэффициент эластичности: Отражает процентные изменения цены в результате увеличения факторного признака на 1%. Определяется по формуле Э =, где

p – Абсолютные приросты факторного признака и цены;

x, p – базовые значения факторного признака и цены соответственно

Теоретический коэффициент эластичности: Определяется по формуле

Э =,

- темп прироста величины спроса на товар под влиянием повышения цен;

- темп прироста цен

Коэффициент перекрестной эластичности цен: Определяется по формуле

Э =,

,,, - цены товаров i-го и j-го видов соответственно в текущем и базисном периодах.

Показатели уровня цен являются основной для расчета показателей соотношений цен на важнейшие виды продуктов. Динамика показателей соотношения цен позволяется оценить состояние конъюнктуры отдельных товарных рынков.

Коэффициент соотношений: Определяется по формуле

,

где, - цены изучаемого и базового товара.

Цена базового товара выбирается на основе его потребительской роли или гипотезы о его влиянии на цены других товаров.

Среднее линейное отклонение цен на товары: Определяется по формуле

, или

 

где n – число товаров;

, (,) – коэффициенты соотношений цен в текущем и базовом периодах (коэффициенты соотношения цен изучаемого и базового товаров фактические и эталонные)

Региональная вариация цен для каждого товара: Вычисляется по формуле,

Затем эта оценка обобщается по совокупности товаров по формуле

 

 

Колеблемость цен по совокупности товаров в каждом регионе:

 

Далее эта оценка обобщается на все регионы по формуле,

где - доля региона в общем объеме розничного товарооборота.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.