Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная музыка в учебном процессе

Важнейшей задачей совершенствования обучения в высших учебных заведениях является по­иск методов и средств, обеспечивающих оптимизацию и эффективность учеб­ного процесса, а также поиск путей снятия утомления, нервного перевозбуждения и повышения уровня работоспособности студентов, занимающихся ум­ственным трудом. Одним из эффективных факторов, повышающих работоспособность человека, является эмоциональное воздействие. Одним из легко доступных является такой эмоциональный фактор, как функциональная музыка.

Впервые исследования по применению функциональной музыки в учебном процессе были проведены в Пермском педагогическом институте Н. Трегубовой. Была поставлена задача исследовать биоэлектрические потен­циалы головного мозга в процессе восприятия музыки и изучить ее психоте­рапевтическое воздействие на организм студентов после сдачи экзаменов.

Музыкальная программа включала как произведения классической му­зыки, так и популярную современную музыку. Была разработана шкала с по­мощью, которой студенты субъективно оценивали степень воздействия зву­чащей музыки на их эмоциональную сферу и самочувствие. Согласно данным оценочной шкалы, субъективные оценки восприятия музыки, музыкальное воздействие значительно снимает субъективное ощущение усталости, тревоги и неудовлетворенности, способствует повышению настроения, вызывает при­ятное чувство расслабленности. При этом была установлена следующая форма изменения биоэлектрической активности головного мозга в течение прослу­шивания музыки.

1. Увеличение общей выраженности альфа-ритма во всех регистрируе­мых зонах, как при закрытых, так и при открытых глазах, что снижает общий уровень мозговой активности.

2. Восстановление регулярного альфа-ритма.

3. Музыкальное воздействие приводит к переходу процесса активации в пра-вое полушарие, причем наиболее активируемой остается височная область.

В процессе восприятия музыки происходит закономерная перестройка биопотенциалов, в результате которой устанавливается определенный ритм работы мозга. Все эти ЭЭГ-феномены наблюдались только в случае, когда му­зыка давала положительные эмоции. Из этих результатов были сделаны сле­дующие выводы:

· в процессе восприятия музыки происходит закономерная перестройка биопотенциалов, снижается общий уровень кортикальной активации, норма­лизуется регулярность ЭЭГ, что рассматривается, как условие для снятия нервно-эмоционального напряжения у студентов, возникающее в результате экзаменационной сессии;

· рекомендуется использовать музыку в качестве опосредованного психотерапевтического средства в процессе обучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние функциональной музыки на спортивные результаты | Возрастная периодизация и музыкотерапия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.