КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональная музыка в учебном процессе
Важнейшей задачей совершенствования обучения в высших учебных заведениях является поиск методов и средств, обеспечивающих оптимизацию и эффективность учебного процесса, а также поиск путей снятия утомления, нервного перевозбуждения и повышения уровня работоспособности студентов, занимающихся умственным трудом. Одним из эффективных факторов, повышающих работоспособность человека, является эмоциональное воздействие. Одним из легко доступных является такой эмоциональный фактор, как функциональная музыка. Впервые исследования по применению функциональной музыки в учебном процессе были проведены в Пермском педагогическом институте Н. Трегубовой. Была поставлена задача исследовать биоэлектрические потенциалы головного мозга в процессе восприятия музыки и изучить ее психотерапевтическое воздействие на организм студентов после сдачи экзаменов. Музыкальная программа включала как произведения классической музыки, так и популярную современную музыку. Была разработана шкала с помощью, которой студенты субъективно оценивали степень воздействия звучащей музыки на их эмоциональную сферу и самочувствие. Согласно данным оценочной шкалы, субъективные оценки восприятия музыки, музыкальное воздействие значительно снимает субъективное ощущение усталости, тревоги и неудовлетворенности, способствует повышению настроения, вызывает приятное чувство расслабленности. При этом была установлена следующая форма изменения биоэлектрической активности головного мозга в течение прослушивания музыки. 1. Увеличение общей выраженности альфа-ритма во всех регистрируемых зонах, как при закрытых, так и при открытых глазах, что снижает общий уровень мозговой активности.
2. Восстановление регулярного альфа-ритма. 3. Музыкальное воздействие приводит к переходу процесса активации в пра-вое полушарие, причем наиболее активируемой остается височная область. В процессе восприятия музыки происходит закономерная перестройка биопотенциалов, в результате которой устанавливается определенный ритм работы мозга. Все эти ЭЭГ-феномены наблюдались только в случае, когда музыка давала положительные эмоции. Из этих результатов были сделаны следующие выводы: · в процессе восприятия музыки происходит закономерная перестройка биопотенциалов, снижается общий уровень кортикальной активации, нормализуется регулярность ЭЭГ, что рассматривается, как условие для снятия нервно-эмоционального напряжения у студентов, возникающее в результате экзаменационной сессии; · рекомендуется использовать музыку в качестве опосредованного психотерапевтического средства в процессе обучения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |