КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация – строение, взаимосвязь составляющих описываемого, составляющая процесса управления. 8 страница
Прежде всего, это освоение культуры, обеспечивающее целенаправленное, адекватное, в т.ч. профессиональное, взаимодействие между индивидуумами. Организационно позиционирующей административное и социальное положение индивидуума становится стадия получения и закрепления им формального и неформального статуса (лидерства). Наконец, высшим уровнем самоорганизации индивидуума становится искусство как достижение наибольшего эффекта и гармонии в самовыражении и самореализации его творческого потенциала. (Это особенно актуально в управлении производством). В жизненном цикле индивидуума налицо перманентность осуществления самоорганизации, что определяет её место и роль в общей системе организации и управления. Постановка и решение этой задачи приводит к необходимости структуризации мотивации как внутреннего побуждения индивидуума к активности. Уровень самоорганизации индивидуума во многом определяется его способностью накапливать и использовать собственный и заимствованный опыт, применяя самый разнообразный инструментарий разработки, принятия и реализации типовых (по аналогии) и инновационных (творческих, прогрессивных) решений. Решение, представляющее универсальную форму выражения интеллектуально-прикладной самоорганизации и наполненное достаточно разнообразным содержанием, объединяет индивидуумов в группы в зависимости от цели, объекта, средств и условий разработки и применения. При этом решение, как уже отмечалось, является основным инструментом целенаправленного воздействия субъекта на объект, т.е. управления. Причем в большинстве случаев как субъект, так и объект управления могут состоять из нескольких участников, что обусловливает необходимость в формировании и использовании самоорганизации групп индивидуумов, т.е. групповой самоорганизации.
Контрольные вопросы к §8.3.
1. Самоорганизация индивидуума; понятие и стадии развития на основе перманентности. 2. Роль индивидуума как субъекта организации в разработке, принятии и реализации решения.
8.4. Групповая самоорганизация
Становление социальных организаций, закрепление и развитие конкретных форм их реализации в социуме, разделение, специализация и кооперация совместного труда обусловили формирование широкого спектра устойчивых групп индивидуумов. Их возникновение, становление и развитие чаще всего является целью и содержанием управления. (Как уже отмечалось, на нижнем уровне иерархии формируются первичные трудовые коллективы, на основе которых создаются цехи, бригады и другие структурные подразделения предприятия). Однако эффективность управления во многом зависит от механизма самоорганизации группы (первичных трудовых коллективов). Все это определяет место и роль механизма групповой самоорганизации как стратегического ресурса и решающего условия функционирования развития любой социальной организации. Механизм групповой самоорганизации можно представить следующим образом (рис.3).
Рисунок 3. Основы механизма групповой самоорганизации
Наиболее обоснованным подходом к исследованию корпоративной самоорганизации, является выделение формальной и неформальной организации в любой группе. При этом первая выражает содержание и результаты управления (процессов специализации, разделения и кооперации), а вторая – состояние и развитие самоорганизации (как проявление характера межличностных и межгрупповых взаимоотношений). В любой группе индивидуумов неформальная организация наиболее полно выражает сущность и содержание потенциала самоорганизации, возможности его мобилизации и использования в процессе целенаправленного функционирования и развития. Конкретные проявления ресурсов и условий самоорганизации в неформальной организации группы принимают преемственно развивающиеся выражения, в которых последовательно выделяются: · общность миссии и целей участников; · необходимое разнообразие состава группы; · комплексность подготовки и сработанность команды; · авторитетность формальных и неформальных лидеров; · уровень самовыражения и реализации личности в группе; · позиционирование, признание и оценка места и роли каждого; · удовлетворение от совместного участия в работе команды; · позиционирование группы в общей организации. Отмеченные свойства самоорганизации в совокупности обусловливают синергетический эффект, и проявляются в конъюгированности, ингрессивности, эмерджентности, эгрессивности, корреляционности. Всё это проявление позитивной направленности развития неформальных отношений в группе для обеспечения соответствия формальным отношениям в организации. Однако, наряду с позитивной направленностью, в неформальной группе могут развиваться и негативные межличностные отношения (как проявление антипатий друг к другу, сильных позиций негативного неформального лидера), так сказать, по горизонтали. Негативная направленность неформальных отношений может проявляться и по вертикали; причинами её часто становятся недостатки в ресурсном обеспечении, нормировании и оплате труда, уровня хозяйствования и др. В целом негативные неформальные отношения устанавливаются стихийно, вразрез с формальными отношениями и целями организации. Возникают конфликтные ситуации, характер и частота которых предопределяют морально-психологический климат в организации. В реальном взаимодействии в группе эффект самоорганизации проявляется в процессах: · формирования морально-психологического климата; · выдвижения и избрания статусных персоналий; · наставничества и поддержки молодых специалистов; · саморегулирования в разрешении межличностных конфликтов; · формирования коллегиальных и коллективных мнений. Самые разнообразные свойства самоорганизации, их использование или преодоление обусловливают необходимость построения и развития соответствующих механизмов. Так, механизм экономического стимулирования реализует разнообразные методы и формы материального вознаграждения, которые активизируют действия индивидуума и группы (рис.4)
2.2
2.1
Рисунок 4. Механизм экономического стимулирования
Конфигурация организации представленного механизма выделяет индивидуальный и социальный уровни построения модели экономического стимулирования, тесно взаимосвязанные между собой и отражающие архитектонику, содержание и последовательность взаимодействия его методов, процедур, рычагов. Это – целенаправленный универсальный инструментарий экономического стимулирования, направленного на сочетание личных интересов с интересами корпоративными (групповыми). На индивидуальном уровне конфигурации выстраиваются агрегаты первичных инструментов. Это отражает первичное восприятие и применение данного механизма как способа материального обеспечения физического существования работника. На социальном уровне в первую очередь выделяется комплексный ресурс – оценка производительности и качества труда, первоначально определяющая общественный статус индивидуума. Его применение традиционно ориентируется на уровень заработной платы и других причитающихся работнику средств, формирующих в свою очередь условия достижения социальной стабильности. Комплексное использование потенциала этого рычага обеспечивает устойчивую ориентацию индивидуума на сохранение, совершенствование и развитие сложившейся системы экономического стимулирования, определяющую формирование атмосферы доверия и партнерства в организации. В практическом понимании система материального вознаграждения должна выполнять тройную стимулирующую функцию: увеличение объемов производства и реализации продукции, улучшение её качества и снижение затрат на единицу продукции. Тем самым автоматически уравновешиваются экономические возможности предприятия и потребности его работников. В противном случае рано или поздно проявится «самопроедание» и усугубление экономической ситуации (т.е. уменьшение возможностей для удовлетворения потребностей). Вместе с другими составляющими материальное стимулирование определяет механизм стабильного социально-экономического развития, обеспечивающий формирование индивидуального, корпоративного и общественного экономического потенциала организации.
Контрольные вопросы к §8.4.
1. Групповая самоорганизация как проявление взаимосвязи формальных и неформальных отношений внутри группы и между группами. 2. Свойства и процессы, в которых проявится эффект самоорганизации. 3. Модель механизма экономического стимулирования по активизации действий индивидуума и группы.
Литература: [1] – гл.4.3.
9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
9.1 Инструментарий как основа целенаправленного воздействия на организацию
Вся организационная деятельность обеспечивается тем или иным набором конкретных средств целенаправленного воздействия, представленным таким понятием, как «инструментарий». Инструментарий (орудие труда) – упорядоченная совокупность, комплекс средств целенаправленного воздействия и методов их применения. Инструментарий исследования является единственной основой для разработки и осуществления целенаправленного воздействия на смешанную организацию. Отсюда правило – адекватное исследование необходимо обеспечивает эффективное воздействие. Необходимой основой разработки и осуществления любого воздействия становится адекватный ему инструментарий анализа и оценки выделяемых и исследуемых качеств организации, определяемый субъективно-объектной организацией. При этом: · субъект представляет и проигрывает наиболее вероятностные сценарии развития ситуации; · а объектный подход непосредственно формирует необходимые основы построения и применения инструментария моделирования организации. В реальной жизни, даже когда специально не акцентируется внимание на применении такого инструментария, в представлениях интеллектуальной организации собственного сознания индивидуум все равно так или иначе «прокручивает» предстоящие действия и их возможные последствия, что само по себе уже является моделированием. В силу этого моделирование выступает в качестве одного из основополагающих агрегатов современного представления универсального инструментария организации. Их состав, содержание, конфигурация взаимодействия и использования определяются целями, объектами и условиями применения, формой интеграции отдельных исследований в процесс организационных изменений и развития организации. Следует заметить, что в инструментарии организации как в зеркале отражаются разнообразные методы управленческих воздействий (административные, экономические, социально-психологические). От того, каково их соотношение в практической работе руководителя, определяется стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный). Безусловно, в чистом виде ни один метод не используется, как и не формируется какой-то один стиль управления. И те и другие используются совместно; вопрос лишь в том, чему отдается предпочтение. По этой причине в ходе практического применения инструментария организации при разработке и реализации конкретного воздействия возникают противоречия непосредственно при распределении полномочий и обеспечении координации между участниками этого процесса. В связи с этим возникает проблема разрешения иерархических противоречий организации в сфере формирования и развития отношений управления. Отсюда актуальным становится вопрос о теоретическом соотношении и практическом применении понятий организации и координации.
Контрольные вопросы к §9.1. 1. Инструментарий организации, его трактовка, понятие и значение для целенаправленного воздействия. 2. Природа противоречий в процессе применения инструментария при разработке и реализации управленческих воздействий.
9.2. Организация и координация при построении комплексного инструментария исследования и воздействия
В ходе обоснования, построения и использования комплексного инструментария исследования и воздействия соотношение организации и координации становится одним из ключевых положений. Концептуально это можно представить на следующей модели (рис.1)
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |