Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы контроля и самоконтроля




Методы стимулирования познавательных интересов.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Мотив- это внутреннее побуждение лица к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребностей.

От силы и структуры мотивации зависит как учебная активность учащихся, так и их успеваемость.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется положительной эмоцией по отношению к деятельности, наличием познавательной стороны этих эмоций, непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Эмоциональные переживания в процессе познавательной деятельности вызываются приемами удивления (необычность факта, парадоксальность опыта, масштабность цифр). Также большое значение имеют художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.

Игровой метод также используется для возбуждения интереса к учению. В практике сложились разнообразные подходы к применению познавательных игр: ролевая игра с познавательным сюжетом; игры – путешествия; игры – электровикторины, с помощью которых изучаются различные сферы жизнедеятельности человека, природы, общества; компьютерные моделирующие игры. Технология игры предполагает определение цели, сюжета (сценария), четкое распределение ролей между участниками, владение учебным материалом, наличие средств стимулирования, поощрения результатов игровой деятельности.

Методы стимулирования дога и ответственности. Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на ряд других мотивов, среди которых значительными являются мотивы долга и ответственности в процессе обучения. Данные мотивы позволяют учащимся преодолевать затруднения, испытывать радость и удовлетворенность процесса познания.

Мотивы долга и ответственности формируется следующими методами: разъяснение значимости учения; предъявление учителем требований; приучение школьников к выполнению учебной работы, поручений; поощрение и порицание в учении.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В связи с этим выделяют: метод устного контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос); метод письменного контроля (контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, тесты); метод лабораторного контроля; метод машинного контроля.

Метод самоконтроля - самостоятельное наблюдение за результатами учебной деятельности, самостоятельное нахождение ошибок, неточностей и их исправление. Осуществляется на основе самопроверки ЗУН с учетом уровня подготовленности ученика и мерами его ответственности.

Методы контроля и самоконтроля позволяют установить соответствие между результатами учебного познания и намеченными целями, а также протеканием данного процесса.

Требования: индивидуальный характер контроля в сочетании с групповым; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающих реализацию всех его функций; всесторонность контроля, предполагающая проверку и оценку достижений учащихся по предмету (предметам) в соответствие государственному образовательному стандарту; объективность контроля, исключающая преднамеренные субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного предмета, его разделов, а также индивидуальные качества учащихся (важны методика осуществления контроля, педагогический такт); единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в рамках класса.

Средства обучения – это материальные и идеальные объекты, являющиеся предметной поддержкой дидактического процесса, источником информации и инструментом освоения учебного ма­териала.

Познавательная нагрузка и функции наглядных средств обучения:

1. отражают многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира;

2. организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности;

3. оказывают влияние на развитие сенсорной сферы мышления, воображения;

4. стимулируют познавательную и творческую активность;

5. помогают конкретизировать абстрактные понятия или, наоборот, их обобщенное восприятие;

6. повышают эффективность дидактического процесса.

Классификация средств обучения.

1. Материальные и идеальные средства обучения.

Материальные - учебники, учебные пособия, ди­дактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, мо­дели, средства наглядности, технические средства обучения, лаборатор­ное оборудование.

Идеальные - общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы.,

2. Наглядные и технические средства обучения.

Наглядные средства обучения:

- средства предметной наглядности (реальные или натуральные объекты: гербарии, минералы, чучела животных)

- средства изобразительной наглядности (образная наглядность- слово, дидактические материалы; объемная наглядность – макеты, модели; плоскостная наглядность – картины, иллюстрации, репродукции, рисунки; символическая наглядность - схемы, чертежи, карты и прочие символы).

. Технические средства обучения:

- визуальные (диафильмы, фото, слайды);

- звуковые (аудио-: магнитофонные и лазерные записи, грамзаписи, радиопередачи);

- аудиовизуальные (кинофильмы, видеофильмы, телепередачи);

- комбинированные (универсальные: компьютеры, лингафонные классы, замкнутые учебные телевизионные системы)

Компьютер – основное средство обучения среди всех технических средств. В зависимости от программы ПК реализует различные цели и функции:

- информационная;

-познавательная;

- развивающая;

- контрольно-диагностическая.

«+» позволяет оптимизировать педагогический процесс.

«-» максимальная индивидуализация, медицинские ухудшения, психологическая зависимость.

Требования к использованию технических средств: знание устройства и техники безопасности в обращении с техническими средствами; соотнесение возможностей технических средств с дидактическими целями и задачами; определение временных рамок эксплуатации технических средств в структуре учебного занятия; определение заданий по организации учебной деятельности учащихся в работе с техническими средствами.

Условия выбора методов и средств обучения. Иерархия факторов, влияющих на выбор методов обучения:

- цель обучения;

- реализация принципов и закономерностей обучения;

- объем требований и содержания;

- сложность учебного материала;

- уровень подготовленности учащихся;

- активность, интерес;

- возраст;

- учебные умения и навыки;

- время обучения;

- тип и структура урока;

- взаимоотношение между учителем и учащимися;

- уровень подготовки учителя.

 

17. Формы организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная система обучения Я.А.Коменского. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.