КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы контроля и самоконтроля
Методы стимулирования познавательных интересов. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Мотив- это внутреннее побуждение лица к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребностей. От силы и структуры мотивации зависит как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется положительной эмоцией по отношению к деятельности, наличием познавательной стороны этих эмоций, непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Эмоциональные переживания в процессе познавательной деятельности вызываются приемами удивления (необычность факта, парадоксальность опыта, масштабность цифр). Также большое значение имеют художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Игровой метод также используется для возбуждения интереса к учению. В практике сложились разнообразные подходы к применению познавательных игр: ролевая игра с познавательным сюжетом; игры – путешествия; игры – электровикторины, с помощью которых изучаются различные сферы жизнедеятельности человека, природы, общества; компьютерные моделирующие игры. Технология игры предполагает определение цели, сюжета (сценария), четкое распределение ролей между участниками, владение учебным материалом, наличие средств стимулирования, поощрения результатов игровой деятельности. Методы стимулирования дога и ответственности. Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на ряд других мотивов, среди которых значительными являются мотивы долга и ответственности в процессе обучения. Данные мотивы позволяют учащимся преодолевать затруднения, испытывать радость и удовлетворенность процесса познания. Мотивы долга и ответственности формируется следующими методами: разъяснение значимости учения; предъявление учителем требований; приучение школьников к выполнению учебной работы, поручений; поощрение и порицание в учении. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В связи с этим выделяют: метод устного контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос); метод письменного контроля (контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, тесты); метод лабораторного контроля; метод машинного контроля. Метод самоконтроля - самостоятельное наблюдение за результатами учебной деятельности, самостоятельное нахождение ошибок, неточностей и их исправление. Осуществляется на основе самопроверки ЗУН с учетом уровня подготовленности ученика и мерами его ответственности. Методы контроля и самоконтроля позволяют установить соответствие между результатами учебного познания и намеченными целями, а также протеканием данного процесса. Требования: индивидуальный характер контроля в сочетании с групповым; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающих реализацию всех его функций; всесторонность контроля, предполагающая проверку и оценку достижений учащихся по предмету (предметам) в соответствие государственному образовательному стандарту; объективность контроля, исключающая преднамеренные субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы; дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного предмета, его разделов, а также индивидуальные качества учащихся (важны методика осуществления контроля, педагогический такт); единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в рамках класса. Средства обучения – это материальные и идеальные объекты, являющиеся предметной поддержкой дидактического процесса, источником информации и инструментом освоения учебного материала. Познавательная нагрузка и функции наглядных средств обучения: 1. отражают многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; 2. организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности; 3. оказывают влияние на развитие сенсорной сферы мышления, воображения; 4. стимулируют познавательную и творческую активность; 5. помогают конкретизировать абстрактные понятия или, наоборот, их обобщенное восприятие; 6. повышают эффективность дидактического процесса. Классификация средств обучения. 1. Материальные и идеальные средства обучения. Материальные - учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование. Идеальные - общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы., 2. Наглядные и технические средства обучения. Наглядные средства обучения: - средства предметной наглядности (реальные или натуральные объекты: гербарии, минералы, чучела животных) - средства изобразительной наглядности (образная наглядность- слово, дидактические материалы; объемная наглядность – макеты, модели; плоскостная наглядность – картины, иллюстрации, репродукции, рисунки; символическая наглядность - схемы, чертежи, карты и прочие символы). . Технические средства обучения: - визуальные (диафильмы, фото, слайды); - звуковые (аудио-: магнитофонные и лазерные записи, грамзаписи, радиопередачи); - аудиовизуальные (кинофильмы, видеофильмы, телепередачи); - комбинированные (универсальные: компьютеры, лингафонные классы, замкнутые учебные телевизионные системы) Компьютер – основное средство обучения среди всех технических средств. В зависимости от программы ПК реализует различные цели и функции: - информационная; -познавательная; - развивающая; - контрольно-диагностическая. «+» позволяет оптимизировать педагогический процесс. «-» максимальная индивидуализация, медицинские ухудшения, психологическая зависимость. Требования к использованию технических средств: знание устройства и техники безопасности в обращении с техническими средствами; соотнесение возможностей технических средств с дидактическими целями и задачами; определение временных рамок эксплуатации технических средств в структуре учебного занятия; определение заданий по организации учебной деятельности учащихся в работе с техническими средствами. Условия выбора методов и средств обучения. Иерархия факторов, влияющих на выбор методов обучения: - цель обучения; - реализация принципов и закономерностей обучения; - объем требований и содержания; - сложность учебного материала; - уровень подготовленности учащихся; - активность, интерес; - возраст; - учебные умения и навыки; - время обучения; - тип и структура урока; - взаимоотношение между учителем и учащимися; - уровень подготовки учителя.
17. Формы организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная система обучения Я.А.Коменского. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |