Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9. Финансовая система




Регулирующая функция.

Воспроизводственная функция.

Контрольная функция.

Одной из основных функций финансов является контрольная функция – она заключается в контроле за уровнем доходов, исполнением финансового законодательства и соблюдением финансовой дисциплины. К нарушителям применяются финансовые санкции.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

А. Общегосударственный контроль (вневедомственный) – осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Б. Ведомственный контроль - проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Эти отделы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных п/п.

В. Внутрихозяйственный контроль – проводится финансовыми службами самих п/п. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности п/п, а также его структурных подразделений.

Г. Независимый контроль - осуществляется независимыми аудиторскими фирмами.

Если контрольную функцию не осуществлять на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорит о необходимости координации в реализации указанных функций.

Она включает в себя:

А) обеспечение сбалансированности всех видов ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала;

Б) предполагает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;

В) обеспечивает непрерывность кругооборота капитала

Два способа вовлечения финансовых ресурсов в производственный процесс:

Авансирование (на формирование оборотного капитала) – денежные средства, идущие на приобретение сырья, материалов, оплаты труда, …, возвращаются на производство в течение одного кругооборота в виде выручки от реализации продукции;

Инвестирование (на формирование основного капитала, инвестиционные цели капитального характера) – денежные средства, выбывают из кругооборота и возвращаются на предприятие по частям путем их включения в состав затрат. Имеется срок окупаемости инвестиций (период, за который вложенный капитал вернется в денежную форму).

Посредством финансов (финансовых рычагов, финансового законодательства) государство вмешивается в воспроизводственный процесс, стимулируя его или сдерживая. Происходит это путем выработки финансовой политики. Важно знание функций финансов для государства.

 

Как у любой финансовой категории, у финансов есть своя структура.

Совокупность однородных по формам и методам организации финансовых отношений называются финансовый институт (государственный кредит, отношения бюджета).

Совокупность финансовых институтов – финансовая система.

Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:

1.- государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;

2.- банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;

3.- подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.

Основные принципы выделения сфер и звеньев в финансовой системе:

1. у любой сферы есть своя финансовая база (первичных доходов);

2. назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение конкретных целей хозяйствующих субъектов (цель – производство и реализация товаров, работ, услуг с целью извлечения прибыли), населения (удовлетворение личных потребностей) и государства (выполнение государственных функций и удовлетворение общественных потребностей);

3. взаимодействие и единство всех звеньев определяются единым источником первичных доходов – ВОП и НД (ВВП), финансовая политика государства.

Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов 1.- общегосударственные финансы;

2.- территориальные финансы;

3.- финансы хозяйствующих субъектов;

4.- финансы граждан.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.

Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников.

Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено факторами:

источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;

объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

 

Вопрос 10. Содержание финансовой политики. Цели и ресурсы финансовой политики.

Финансовая политика – это совокупность разрабатываемых государством мер по мобилизации финансовых ресурсов и наиболее эффективному их использованию.

Состав финансовой политики:

1.- Финансовая тактика – это краткосрочный курс финансовой политики сроком до 1 года. Финансовая тактика должна поддерживать вторую составляющую финансовой политики – финансовую тактику. Например: закон о бюджете на соответствующий год.

2. - финансовая стратегия – это долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (до 5, 10 и т.д. лет). Пример документа: реформа межбюджетных отношений: 1998-2001 года – концепция реформирования МБО, 2001-2005 года – программа развития бюджетного федерализма. Финансовая стратегия предполагает изменения в финансовом механизме

Цели финансовой политики:

достижение экономического роста, т.е. роста ВВП;

рост благосостояния населения;

повышения объема финансовых ресурсов и эффективности их использования.

Ресурсы финансовой политики:

производительные силы общества:

-) люди в трудоспособном возрасте;

-) основные производственные фонды;

-) природные ресурсы.

2) величина собственного финансового капитала на территории;

3) степень развития финансовой инфраструктуры (банки, другие финансовые учреждения, биржи …).

Основные формы вмешательства государства в экономику:

Выработка законодательной базы – защита участников экономических отношений, «правила игры». Защита прав собственности.

Перераспределении доходов – рынок не обеспечивает социальную справедливость и равенство. В обществе есть люди, неспособные к труду (дети, пенсионеры, инвалиды).

Пути реализации:

-) установление минимального размера оплаты труда;

-) государственный контроль за ценами на определенные товары, работы и услуги;

-) обязательные платежи товаропроизводителей и собственников (налоги) …

3) Защита конкуренции – выработка антимонопольного законодательства;

4) Финансирование и производство общественных благ и услуг (социально-культурная сфера);

5) Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Например: регулирование безработицы, уровня инфляции, объема производства …

Инструменты вмешательства государства:

Прямые – напрямую воздействуют на объем производства, увеличивая или сокращая его (использование государственных ресурсов.)

К ним относятся:

1.- законодательство;

2. – государственный сектор экономики (госпредприятия);

3. – создание рабочих мест

4.- государственные расходы;

5.- создание новых рабочих мест.

Косвенные – при которых производство либо падает, либо растет. К ним относятся:

1.- эмиссия денег;

2.- налоги, налоговые льготы, отсрочки по налогам, таможенные платежи.

3.- процентные ставки по кредитам;

4.- тарифы и цены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.