Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности бюджета как звена финансовой системы




Вопрос 21. Социально- экономическая сущность бюджета.

I. Социально-экономическая сущность бюджета

Бюджет – одно из звеньев государственных и муниципальных финансов; роспись доходов и расходов государства.

Бюджетный кодекс (БК) дает определения бюджета. Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.

Бюджет является атрибутом государства, финансовой основой его деятельности.

С социально-экономической точки зрения:

Бюджет – система денежных отношений, складывающихся между органами госвласти и МСУ с одной стороны и физ. и юр. лицами с другой по поводу распределения части стоимости общественного продукта и НД в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (или его административно-территориального образования - АТО) для удовлетворения экономических, политических, общественных и социальных потребностей.

Бюджетные отношения многообразны, т.к. обеспечивают распределение средств между территориями, отраслями, отдельными слоями населения, отдельными экономическими субъектами.

В бюджете централизуются часть доходов физ. и юр. лиц; средства финансируются на покрытие затрат по предоставлению общественных услуг, обороноспособности, социально-культурной сферы, обеспечение внутреннего правопорядка, фундаментальной науки,СМИ, экологии и др.

Материальная т.з.:

Бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Бюджет – централизованный денежный фонд государства.

1. Является формой пераспределительных отношений, связанных с обособлением части НД в руках государства и используемой на удовлетворение потребностей общества.

2. С помощью бюджета путем перераспредления НД выравнивается неравномерное развитие территорий государства (путем предоставления финансовой помощи), формируется структура экономики (путем финансирования, датирования и инвестирования отдельных отраслей), обеспечивается содержание слоев населения, не участвующих в общественном производстве.

3. Пропорции бюджетного распределения определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и законами развития государства в конкретный период.

Методы финансового перераспределения НД (от них зависит формирование бюджета)

1. Налогообложение, организация налоговой системы

2. Финансирование НХ, социально-культурной сферы

3. Использование госсобственности в общественном производстве и получение от этого дохода

4. Образование и использование денежных накоплений

5. Образование и использование страховых и резервных фондов

Функционирование бюджета происходит посредством существования 2-х форм: доходов и расходов, которые выражают этапы перерапределения ВОП и НД (с т.з. денежного фонда).

С правовой (юридической) т.з.

Бюджет – нормативно-правовой акт, имеющий статус закона (для РФ и ее субъектов) или решения (для МО), содержащий права и обязанности участников бюджетных отношений.

Отличительная особенность бюджета государства от бюджетов разного др. вида, рода: рассмотрение и принятие в представительных органах власти.

Бюджет – финансовый план страны (АТО) на конкретный финансовый год.

С позиции правособтвенности

Бюджет, а также имущество, незакрепленное за госпредприятиями, формируют госказну; местный бюджет – местную казну.

Собственником бюджета является территория и люди, проживающие на ней (либо РФ, либо субъект РФ, либо муниц. Образование), а не орган власти. Орган власти (МСУ) осуществляет в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью на благо территории (государства). По Конституции каждый орган власти имеет право (обязанность) иметь свой бюджет.

Многообразие органов власти и МСУ, в распоряжении которых находятся бюджеты, определяет разные по названию и содержанию финансовые планы, причем их названия зависят от названий территорий, а содержание от полномочий и функций конкретного органа власти.

Количество органов власти (МСУ) = Количество бюджетов, но видов бюджетов меньше.

Пр. 21 республика = 21 республиканских бюджетов, но вид один – республиканский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.