Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое общение

ОБЩЕНИЕ. КОНФЛИКТ. ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА.

Техника общение может быть описано несколькими правилами, соблюдение которых позволяет вожатому осуществлять свое взаимодействие с ребятами наиболее плодотворно, реализуя принцип на равных, все это способствует раскрытию творческих и индивидуальных особенностей детей. (Щуркова Н.Е.)

Первое правило — формирование чувства Мы. Оно достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе совместной деятельности.

В этом смысле показателен тюремный эксперимент американского психолога Ф.Зимбардо. Чтобы проверить, как влияют на личность ее социальные роли, ученый организовал своеобразную игру в тюрьму. Ребята, добровольно согласившиеся участвовать в эксперименте, были по жребию разделены на заключенных и тюремщиков и стали выполнять эти роли в оборудованной на факультете тюрьме. Вначале все было откровенно условно.

Но уже на второй день молодые люди начали играть всерьез. Заключенные предприняли попытку бунта, после чего тюремщики применили силу. Это разобщило первых и сплотило вторых. Заключенные почувствовали себя одинокими, униженными и подавленными, а некоторые тюремщики стали не только наслаждаться своей властью, но и злоупотреблять ею.

На шестые сутки эксперимент был прекращен....

Второе правило — обязательное установление личностного контакта с детьми.

Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него, и устанавливаем визуальный контакт.

Третье правило — демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т. д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.).

Четвертое правило — показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения прекрасно обоснована А. С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и далекой. Например, разговаривая с детьми в орг.период, вожатый предлагает совершить подъем на воздушном шаре; в середине смены отправиться на несколько дней в поход в лес, а в конце смены отправиться на прогулку на теплоходе и т.д. Но для того, чтобы планы осуществились, нужно много работать: во-первых, помогать друг другу, во-вторых стать лучшим отрядом, заняв первые места в общелагерных делах и соревнованиях.

Пятое правило — постоянное проявление интереса к детям. Для этого нужно уметь слушать и при этом слышать то, что говорят дети, задавать вопросы и дорожить их мнением, сопереживать и говорить комплименты, не обделяя своим вниманием никого из ребят.

Шестое правило — оказание и просьба помощи. В воспитательном плане это имеет сильное влияние, т. к. ребенок включается в созидательную деятельность, вожатому же необходимо инструментировать ее так, чтобы у ребенка все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Для этого во всякой деятельности нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения: через авансирование; через подчеркивание индивидуальной исключительности; через снятие страха; через оказание скрытой помощи; через мобилизацию активности; через усиление мотивации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дети с повышенной активностью | Конфликт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.