КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможности детей
Отрядные выступления СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОЦ Номер как идея Творчество – важный вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия. Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду. Основная задача при подготовке творческого номера является его педагогическая направленность. В этом случаи происходит работа в двух направлениях. Кого и чему учить. В этом случи кого является зритель, а чему ребенок который в процессе обучения учится развивать свои таланты и умнее слышать и слушать руководителя. Выступление отряда на сцене надо готовить как минимум на открытие смены, и как правило ещё раза 2 или даже 3. В первый раз эта задача обычно вызывает у некоторых ужас. На самом деле ничего страшного в этом нет. Отрядное выступление — это классное общее дело, которое отнимает кучу сил и нервов во время подготовки и приносит бурю положительных эмоций после удачного выступления. С детьми младшего возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели, не ругайте детей если они плохо играют, старайтесь больше хвалить. Привыкайте что вам многое надо делать самим: и репетировать и играть с ними и шить костюмы (дети тут плохие помощники). Танцы на сцене с ними лучше ставить не в синхронный форме, а в произвольной, сначала довести до их восприятия ассоциации связанные с танцем, тогда всё получится куда лучше, чем если заставлять их разучивать движения и сотни раз репетировать. Когда работаешь на ассоциациях - три- пять раз прогнал сюжет и готово! Возможности детей среднего возраста не очень богатые. Некоторые, особенно девочки, могут придумать и поставить сценку, но это будет что-то типа «Анюта! Что, барышня, я тута». Мальчики любят красоваться на сцене, но чтоб придумать и поставить что-то, у них как правило, не хватает организованности. Так что пускать на самотек подготовку выступления нельзя (в отличие от старшего возраста, где иногда можно). Во время подготовки выступления на открытие вы сможете определить планку отряда: увидеть, на что способны ваши дети. Если они участвуют в сценке охотно, играют непринуждённо, сами придумывают какие-то шутки или репризы, то считайте, что вам повезло: можете устраивать отрядный КВН, и прочие творческие игры. Старшие отряды - благодатная среда в плане постановок, при вашем чутком руководстве они могут создать театральный шедевр, и сами сошьют к нему костюмы. Как режиссировать. Это реально только для средних и старших детей. Желательно, чтоб все идеи исходили от детей. Даже если всё придумает вожатый, у детей должно остаться ощущение, что это они всё придумали. Общая схема такова: 1) Собираем весь отряд, кидаем идеи. Вы осуществляете селекцию идей. Хвалить нужно все предложения, но по-разному, направляя детей в нужное русло. Если от детей не исходит никакого конструктива, у вас должен быть свой вариант, который можно ненавязчиво предложить детям. Рюхи не должны выглядеть как обязаловка. Надо детей заинтересовать, внушить нужность этого, вызвать спортивный интерес (выступить лучше всех). Не всегда надо режиссировать всем отрядом. Только на самый общий рюх, где кидаются основные идеи нужно собрать весь отряд (чтоб все, по крайней мере, были в курсе). Далее, чем более подробные вещи придумываются, тем меньше нужно народу. Бывает, что есть какая-то активная группка детей, которые очень хотят сделать что-то своё. Можно дать им отдельное поручение: пусть они придумают стих, или песню, или рекламную паузу. Что бы они ни сделали, их, конечно, надо похвалить, и ввернуть куда-нибудь их творение. 2) Расписываем. В процессе рюха у вас получается некий полуфабрикат, набор идей, которые нужно превратить в сценарий. Если вы попытаетесь делать это вместе со всем отрядом, ничего корме бардака не получится. Это можно делать с небольшой группкой детей. Но чаще всего, расписывают вожатые, сидя в вожатской, в тихий час или после отбоя. Внимание! Это касается именно среднего возраста! На старшем лучше, чтоб сценарий расписывали дети, ибо это им по силам. В процессе написания сценария не забудьте выписать, какой реквизит надо сделать, какие костюмы и какие потребуются фонограммы. Деланье несложного реквизита можно поручить детям, фонограммы придётся самому нарезать на компьютере. Нет, можно и с магнитофоном выступать, или только с гитарой. Но имейте в виду, музыкальное сопровождение делает выступление ярче. В лагере может быть костюмерная. Постарайтесь прийти туда раньше других отрядов, а то вам останется только пропахшая плесенью рухлядь и кокошники. Впрочем, возможно, там ничего другого вообще нет. Так что придётся всё делать из подручных материалов. Но не игнорируйте костюмы. Они придают выступлению гораздо более товарный вид. У каждого героя (если он не играет обычного мальчика Васю) должен быть хоть какой-нибудь элемент костюма. 3) Основы сценического номера Каждый сценический номер, независимо от того, в каком жанре он сделан: танец, миниатюра, имитация – имеет свою определенную схему — событийный ряд. Исходное событие – завязка, то, с чего все начинается. Основное, центральное событие – кульминация – наивысшая точка развития сюжета. Центральное событие открывает конфликт (возможно внутренний) – это столкновение двух противоборствующих сторон. Формула конфликта – с одной стороны желание главного героя, а с другой стороны понимание им того, что для его воплощения необходимо изменить условия среды. Иначе говоря, несоответствие условий (возможностей) и потребностей. Конфликт обязательно должен разрешиться. 4) Главное финальное событие — развязка – разрешение конфликта. Как ставить и репетировать. Даже если дети сами придумали сценку, они вряд ли сумеют её хорошо поставить, поэтому вожатый должен обязательно руководить постановкой. Объясните детям простые правила поведения на сцене: Не толпиться на сцене. Каждый должен знать своё место. Не поворачиваться спиной к залу (кроме тех случаев, когда специально надопоказать спину). Не загораживать друг друга. Говорить чётко и громко, в зал. Должна быть предельная чёткость во всём. Дети, как правило, не способны на импровизацию, и, забыв слова, теряются. Бывают, впрочем, и способные дети — давайте им главные роли. Долго и старательно учить слова дети не будут. Поэтому слов должно быть немного: по две-три фразы. Но вариант «чистого ГЗК», когда все слова говорит вожатый в микрофон, а дети, как немые, только ходят по сцене, для среднего возраста не приемлем. Давайте оставим это малышам. Важно правильно распределить время репетиций, чтоб дети не уставали. Трудно выдержать репетицию больше 40 минут, или даже получаса. Лучше сделать несколько небольших репетиций. Имейте в виду, что много репетировать тоже плохо: сценка надоест, и, в результате, будет сыграна хуже. Если вам удалось два раза прогнать сценку целиком без существенных огрехов, считайте, что все в порядке. Стремитесь задействовать в представлении как можно больше детей. Будет труднее репетировать, но ведь в конечном счёте всё делается ради того, чтоб подарить детям радость выступления на сцене. Даже если роль небольшая, всё равно есть причастность к действу. Можно, например, вывести весь отряд на сцену для финальной песни или кричалки. Каким должно быть выступление. Конечно, оно может быть любым. Но есть некоторые проверенные рекомендации. Взрывное начало. В начале должно быть что-то яркое. Хорошо смотрится какой-то необычный выход на сцену (например, всем прорваться через бумажную стену). Или хотя бы обозначьте начало музыкой. Если после объявления вашего выступления на сцену выйдет один человек и начнёт что-то там бубнить, зал вообще не поймёт, что выступление уже началось. Яркая концовка не менее важна, потому что она запомнится. Опять же, надо чтоб все поняли, что сценка закончилась, и пора аплодировать. Выступление должно быть ярким и незатянутым. Ведь судьи тоже дети, а они не любят НУДНЫХ НОМЕРОВ ГДЕ ИДЕЯ ПОНЯТНА ТОЛЬКО РУКОВОДИТЕЛЮ. Во время выступления. Перед выступлением создать хорошее настроение, подбодрить. Во время выступления кто-то из вожатых должен быть за кулисами, чтоб вовремя выпихнуть на сцену зазевавшегося актёра, подсказать слова или движения. Я как-то видел, как во время танца вожатая села перед сценой и показывала руками движения, чтоб дети не сбились. С одной стороны не очень правильно, потому что все видят, но с другой стороны главное чтоб дети выступили хорошо, а самое главное — чтоб они сами остались довольны. Поэтому после выступления всех обязательно похвалить. Даже если номер не удался. Тут особенно ценно хорошее мнение других вожатых, как незаинтересованных лиц. Основы и логика организации смены в оздоровительном летнем лагере. Каждый период имеет свои особенности. В каждом периоде по-своему строится деятельность вожатого и детей. Познакомимся с этим более подробно. Организационный период - это первые 2-3 дня. Именно в этот период закладываются основные педагогические требования, происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, с лагерем и его администрацией. Это очень сложный, насыщенный, эмоциональный промежуток времени в жизни отряда и от того, как будет организована работа в нем, зависит, в первую очередь, от вас. Организационный период начинается с момента регистрации и заканчивается (традиционно) праздником открытия лагерной смены. Нужно многое успеть: познакомить детей друг с другом, с собой, с лагерем, оформить отрядный уголок, отрядную газету- презентацию, подготовить выступление на концерт-открытие, решить организационные вопросы, связанные с получением канцелярских товаров, белья и пр. Кроме того, следует помнить о том, что в этот период вожатому необходимо добиться выполнения своих педагогических требований, иначе в дальнейшем у вас могут возникнуть проблемы. Не случайно в среде «бывалых педагогов» говорят: «Как пройдет оргпериод, так и пройдет вся смена». По крайней мере, если в первые дни ваши ребята не привыкнут к выполнению режимных моментов (вовремя выбегать на зарядку, укладываться на «тихий час», готовиться к отбою и т.д.), не ждите, что к середине смены они исправятся и начнут все это делать. Это проверено многократно и не советую проверять вам это на вашем отряде. Организационный период - это сложный эмоциональный период. От лагеря дети ждут чего-то нового, неизвестного. У них много вопросов: какой у меня будет вожатый, найду ли я новых друзей, понравится ли мне лагерь и т.д. Кроме того, многие из детей переходят к новому режиму дня и, даже рациону питания. Для некоторых из них оргпериод - переход из одной жизни в другую. И если для кого-то все проходит безболезненно, то для отдельных ребят это весьма тревожный и мучительный период, который может закончиться "потоком слез и просьбами к родителям о том, что «здесь все плохо» и «Милая мамочка, забери меня отсюда!» Из вышесказанного следует сделать вывод: основная задача оргпериода: адаптация детей к новым условиям жизни. Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству; - приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям "единые педагогические требования"; - создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус; - сделать детей "управляемыми", для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать "звенья", "звездочки", "экипажи", "команды"; - дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой; - сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего совместно с детьми составить план-сетку смены. Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно. В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Самое скучное, что вы можете сделать – это построить детей парами и путешествовать со словами: «Посмотрите направо столовая, на- лево медпункт». Можете положиться на старожилов лагеря и доверить им это «чрезвычайно важное дело». Можете организовать «Школу юного разведчика». Методика проведения такова: отряд делится на две группы. Каждой группе сообщается о том, что разведцентру срочно требуется секретная информация, на сбор которой дается строго ограниченное время. Каждая разведгруппа получает пакет с вопросами типа: 1. Какого цвета скамейки возле медпункта? 2. Сколько окон в здании столовой? 3. Как зовут дочку (сына) библиотекаря? 4. Какая порода собак нравится физруку? Но ни в коем случае не должно быть таких: "Где находится медпункт? ", " Какой глубины бассейн в лагере? " и т.д. Затем проведите с ними первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД. Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И, конечно же, работы должно хватить для всех. После ужина проведите с ребятами "Огонек знакомств". О нем - отдельно. Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну, наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным. Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть они с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу. Для ребенка в оргпериод важно: - Познакомиться с отрядом; - Ориентироваться в лагере; - Чувствовать себя комфортно; - Почувствовать себя нужным; - Узнать план смены; - Ориентироваться в режимных моментах. Для педагога важно: - Запомнить имена всех детей; - Выявить лидеров; - Выявить интересы детей; - Сплочение коллектива; - Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда; - Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований); - Выстроить работу с напарником. Рекомендуем провести в оргпериод: - Игры на знакомство; - Игры на выявление лидеров; - Игры на сплочение; - Игры на преодоление коммуникативных барьеров; - Оформительские мастер-классы. В каждом периоде смены есть пики кризиса. В оргпериоде это кри зис адаптации (первые два дня, для некоторых ребят процессы, связанные с адаптацией к новым условиям и новым видам деятельности, протекают очень трудно), кризис усталости (по окончании оргпериода. Дети устали и эмоционально и физически, именно поэтому последующие дни рекомендуется посвятить спокойному детскому творчеству. Не планируйте грандиозных шоу и мероприятий!) Основной период - самый длительный период в жизни лагеря. В этот период вожатому предстоит решить следующие задачи: - формирование временного детского коллектива; - создание психологического климата в отряде; - выполнение программы смены; - досуг, оздоровление ребят. Период делового сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде. В этот период вожатый выступает как консультант-инструктор. Постарайтесь не брать на себя всю долю ответственности, как в организационный период. Задачи педагога: 1. Забота друг о друге. 2. Реализация личности ребенка через общественные отношения. 3. Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам. 4. Налаживаются основы самоуправления. 5. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности. 6. Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все. 7. Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят). Основной период имеет некоторые особенности. Это, во-первых – период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существующие в отряде разобщения. Задачи вожатого: 1. Укрепить единство в отряде. 2. Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности. 3. Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой, личностно и общественно значимой, подчеркивающей единство отряда. А, во вторых - период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего м еста в общем творческом процессе. Задачи вожатого: 1. Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению. 2. Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности. Для ребенка важно: - Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. - Бодро пересечь «экватор смены». - Участие в межотрядных и дружинных делах. - Реализация собственных идей. - Самореализоваться как личность. - Чему-то научиться. - Отдохнуть. - Дышать свежим воздухом. - Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. - Проявление своей самостоятельности. - Возможность проявить себя лидером. Для педагога важно: - Мотивация детей на активное участие в смене. - Дать возможность каждому ребенку реализоваться. - Сплоченный отряд. - Не переутомлять детей. - Обсуждение проведенных дел с детьми. - Анализ прожитого дня. - Заложить основы самоуправления. - Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. - Больше времени на природе. Отрядные дела: - работа по творческим группам; - привлечение детей к различным видам деятельности; - стимулирование и мотивация; - участие в дружинных делах; - участие детей в Советах лагеря; - подготовка к дружинным делам; - дела детских творческих групп; - спортивные игры; - межотрядные игры; - тренинги, групповое взаимодействие («Кораблекрушение», «Яйца» и др.); - ролевые игры на сплочение; - творческие игры (КАМ, КМС, «Солнечный денек», «Шоу без комплексов», «Кинофестиваль», «Крестики-нолики» и др.); - интеллектуальные игры («Интеллектуальное казино», «Интеллектуальный ринг» и др.); - игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, «Экологическая тропа», КТМ, разные этапы туристических соревнований и др.); - творческое дежурство; - огоньки: тематические, проблемные, конфликтные; - тематические дни (День Ангела Хранителя, День Дурака, День Самоуправления, День Любви и др.). В основном периоде также есть пик трудности. Он может возникнуть примерно в середине смены. Это - «пик привыкания». Ребята привыкли ко всему: к вожатому, к товарищам, играм, режиму дня и т.д., они устали от однообразия и в это время становятся частыми конфликты. Конфликты могут возникнуть между мальчиками и девочками, между отрядами и пр. Зачатки этого могут лежать еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Именно для этих целей вы можете организовать мероприятия, направленные на межотрядное взаимодействие, а еще лучше сменить привычную обстановку и уйти в поход. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо: 1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения. 2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде. 3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех. 4. Способствовать успеху деятельности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |