Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка стоимости деловой репутации публичных компаний




Рубля

В рамках затратного подхода при оценке изобретения используют метод стоимости создания, либо метод выигрыша в себестоимости.

Метод стоимости создания применяется в тех случаях, когда другие методы не применимы. Метод стоимости создания используется в следующей последовательности:

· Определение полной стоимости замещения или полной стоимости восстановления изобретения

· Определение величины коэффициента морального старения: k1=1-

Тд – срок действия охранного действия по состоянию на расчетный год

Т – номинальный срок охранного документа

· Определяется остаточная стоимость актива с учетом технико-экономической значимости и коэффициента морального старения

Сос = З*k1* k2

k2 – коэффициент технико-экономической значимости

З – сумма всех затрат, которые определили на первом этапе

 

Сумма всех затрат (З) может быть рассчитана по формуле: З=Срох

Ср – стоимость разработки объекта

Сох – затраты на правовую охрану объекта.

 

Стоимость разработки изобретения (Ср) можно определить по формуле:

Ср = (Знирр)*

Знир – затраты на проведение научно-исследовательских работ, связанных с созданием объекта

Зр – затраты на разработку конструкторско-технологической, проектной документации

Р – рентабельность

 

Затраты на проведение НИР определяются по формуле: Знир12+З3+З456др

З1 – затраты на предварительную проработку проблемы. Они составляют 10-15% от общей суммы затрат на НИР

З2 – затраты на теоретические исследования, они составляют 20-25% от общей сумма затрат на НИР

З3 – затраты на проведение экспериментов (40-60%). Самая дорогостоящая составляющая

З4 – затраты на услуги сторонних организаций (10-15%)

З5 – затраты на составление и утверждение отчета (5-10%)

З6 – затраты на проведение испытаний (10-15%)

Здр – другие затраты.

 

Затраты на разработку конструкторско-технологической документации определяются по формуле: Зр = З12345678др

З1 – затраты на выполнение эскизного проекта (10-25% от суммарных затрат на составление конструкторско-технологической документации)

З2 – затраты на выполнение технического проекта (15-30%)

З3 – затраты на выполнение рабочего проекта (25-40%)

З4 – затраты на выполнение расчетов (5-10%)

З5 – затраты на проведение испытаний (5-10%)

З6 – затраты на услуги сторонних организаций (10-15%)

З7 – затраты на проведение авторского надзора и курирования (5-10%)

З8 – затраты на дизайн (25-50%)

Здр – другие затраты.

 

18.10.2011

 

Метод выигрыша в себестоимости: данный метод применяется только в тех случаях, когда речь идет о двух близких по своим технико-экономическим показателям видов продукции или о двух схожих способах производства одной и той же продукции. Полученные величины прибыли приводятся к расчетному году. При этом расчет стоимости оцениваемого объекта выглядит так: ΔПр=Пр2 – Пр1, где Пр2 – прибыль, получаемая с использованием изобретения

Пр1 – прибыль, получаемая без использования изобретения.

Пр =

Цi – цена единицы продукции в i-ом году

Сi – себестоимость продукции

Vi – объем производства продукции

d- коэффициент дисконтирования.

 

Метод выигрыша в себестоимости не применим к новым видам продукции.

 

Оценка промышленного образца

Оценка промышленного образца целесообразна в рамках затратного и доходного подхода. В рамках доходного подхода обычно используют метод определения стоимости промышленного образца по прибыли. При этом учитывают следующие ограничения:

· Цена промышленного образца приравнивается к стоимости лицензии на его использование

· Норма прибыли в той отрасли, в которой производится оценка промышленного образца, стабильна на протяжении всего прогнозируемого периода

· Срок действия охранного документа 15 лет (патент – 10 лет, и продление патента – еще 5 лет)

· В интервале прогноза оценщик может достаточно точно определить величину чистого валового дохода, которую определяют как произведение эффективного валового дохода и нормы прибыли:

Спо = Сл=Д*.

Д – доля чистого дохода по используемому промышленному образцу

Д=k1*k2*k3

k1 – коэффициент оригинальности промышленного образца

k2 – коэффициент сложности дизайнерской задачи

k3 – коэффициент объема выпуска.

СЧДi – скорректированный чистый доход в i–ом году.

СЧД = эффективный валовый доход*Нi

Эффективный валовый доход =Vi *Цi

Нi – норма прибыли в i-ом году

d – коэффициент дисконтирования.

 

Коэффициенты k1*k2*k3 определяются по разработочным таблицам:

 

k1 – коэффициент оригинальности промышленного образца

Степень оригинальности Значение коэффициента
Промышленный образец имеет аналог, по отношению к которому используется только термин «применения» 0,25
ПО имеет близкий аналог, по отношению к которому используется новая совокупность художественно-конструктивных средств 0,3
ПО имеет прототип, совпадающий по большему числу существенных признаков 0,4
ПО имеет прототип, совпадающий по половине существенных признаков 0,5
ПО имеет прототип, совпадающий по меньшему числу существенных признаков 0,6
ПО не имеет прототипа 0,8

 

k2 – коэффициент сложности дизайнерской задачи

Степень сложности решаемой задачи Значение коэффициента
ПО имеет внешний вид одной простой детали 0,2
ПО – сложная или сборная деталь неосновного узла 0,3
ПО – один основной или несколько неосновных узлов 0,4
ПО состоит из нескольких основных узлов 0,5
ПО – это простая машина, прибор, станок, аппарат или сооружение 0,7
ПО – сложная машина, прибор, станок, аппарат, сооружение 0,9
ПО – это поточная линия 1,1
ПО – это принципиально новый объект техники 1,25

 

k3 – коэффициент объема выпуска

Объем выпуска Значение коэффициента
Опытный образец 0,2
Установочная партия менее 10 шт 0,3
Серия (10 шт) 0,4
Средняя серия (до 100 шт) 0,6
Крупная серия (до 1000 шт) 0,8
Массовое производство  

 

Пример: необходимо определить долю чистого дохода, приходящуюся на ПО, если ПО – это прибор для диагностики раковых заболеваний. ПО не имеет прототипа, является сложным прибором и изготовлен в опытном варианте. Норма прибыли Н=10%. Планируемый срок использования – 10 лет. Ставка дисконтирования – 8,5%. Первый год – необходим для освоения промышленного образца, во второй год планируется продиагностировать 500 пациентов, в третий год – 600 пациентов, с четвертого по шестой год – 1000 пациентов ежегодно, седьмой, восьмой и девятый год – по 800 пациентов, десятый год – 500 пациентов. Цена услуги по диагностике: 1, 2 год – 500 рублей, 3 год – 800 руб, с 4 по 8 год – 1000 руб, 9,10 год –800 руб. Найти стоимость промышленного образца.

Д=k1*k2*k3 = 0,8*0,9*0,2 = 0,144

В рамках затратного подхода при оценке промышленного образца используют метод восстановительной стоимости.

Допущения:

1. Время на разработку промышленного образца, как правило превышает 1,5 года. В связи с этим необходимо учитывать временные факторы:

Ø Коэффициент инфляции

Ø Коэффициент морального износа

Ø Коэффициент дисконтирования затрат.

2. Оцениваемый промышленный образец не будет конкурировать на рынке с похожими промышленными образцами западных фирм.

Стоимость промышленного образца затратным подходом может быть определена по формуле:

Спо = Зснзиниз = Зс*1,24(k4+k5+k6)ин*(1-)

Зс – суммарные затраты, приведенные к моменту оценки (затраты на создание и охрану объекта)

Кнз – коэффициент научной значимости

Кнз=1,24(k4+k5+k6)

К4 – коэффициент отличий ПО

Существенные отличия ПО Значение коэффициента
Основным отличием ПО являются функции ПО-аналога 0,5
Основным отличием является пластическое или цвето-фактурное решение композиционных элементов изделия 0,7
Основное отличие в новом расположении композиционных элементов изделия  
Основное отличие в новой форме композиционных элементов 1,5
Основное отличие в наличии новых основных композиционных элементов  
Отсутствие прототипа 2,5

 

К5 – коэффициент сложности художественно-конструкторского решения

Сложность художественно-конструкторского решения Значение коэффициента
ПО – это отдельные детали, узлы изделия или графически-нанесенные объекты 0,2
ПО – это простой набор 0,4
ПО – композиционные и пластические решения несущих конструкций, корпуса или органов управления 0,5
ПО - это объемно-пространственная структура и формы отдельных узлов изделия 0,8
ПО в целом новое изделие  
ПО - это комплект изделий для организации объемно-пространственной предметной среды 1,2
ПО - это изделие или комплекты особой сложности 1,3

 

К6 – коэффициент вариантности художественно-конструкторского решения

Число вариантов Значение коэффициента
ПО изготовлен в одном варианте 0,6
ПО изготовлен в 2-3 вариантах 0,7
ПО изготовлен в более 3 вариантах 0,8

 

Кин – коэффициент, учитывающий инфляцию

Киз – коэффициент морального износа

Киз = 1-

Тф – фактический срок действия охранного документа

Тн – нормативный срок охранного документа

 

Оценка полезной модели

Оценка стоимости полезной модели осуществляется в рамках затратного и доходного подхода. В рамках доходного подхода стоимость полезной модели определяют по прибыли. При этом учитывают следующие ограничения:

o Цена полезной модели приравнивается к стоимости лицензии на ее использование

o Норма прибыли стабильна на протяжении всего срока использования полезной модели

o Срок действия охранного документа максимум 13 лет (10 лет патент и 3 года продление)

o В интервале прогнозирования (максимум 13 лет)оценщик достаточно точно может определить величину чистого валового дохода

Спм = Сл=Д*.

Д – доля прибыли, приходящаяся на полезную модель

ЭВДi – эффективный валовый доход i-го года

ЭВДi =Объем *Цена

Нi – норма прибыли i-го года.

d- коэффициент дисконтирования

 

В рамках затратного подхода используют метод восстановления стоимости. При этом учитывают, что затраты на заработную плату сотрудников должны быть сопоставимы с аналогичными расходами развитых стран.

Спм = Зснзиниз = Зс*1,43(k4+k5+k6)ин*(1-)

Зс суммарные затраты за весь период (по рыночным ценам)

Кнз – коэффициент научной значимости полезной модели

Кнз=1,43(k4+k5+k6)

Коэффициент 4,5 и 6 аналогично коэффициентам расчета стоимости ПО.

Кин – коэффициент инфляции

Киз – коэффициент морального износа

Киз = 1-

 

26.10.2011 г.

 

Оценка ноу-хау

 

Ноу-хау – это информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет увеличить эффективность бизнеса и является важным аспектом его стоимости. 80% рынка ноу-хау занимает Россия.

Проблема с ноу-хау заключается в том, что его нельзя зарегистрировать. Регистрация предполагает разглашение сути нововведения, что противоречит самому понятию ноу-хау.

В соответствии с законодательством с 1 января 2008 года в главе 75 ГК РФ вводится понятие «секрета производства» (заменяет ранее используемое понятие ноу-хау) – это сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых правообладателем введен режим коммерческой тайны.

В соответствии со статьей 1466 ГК РФ обладателю секрета производства принадлежит исключительное право как на его использование, так и на его передачу. Статья 1468 ГК РФ вводит понятие договора об отчуждении исключительных прав: правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право третьей стороне в полном объеме, при этом передающая сторона обязуется сохранять коммерческую тайну и получающая сторона обязуется сохранять коммерческую тайну до прекращения действия исключительного права.

Еще одним способом использования ноу-хау является лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства. При этом передающая сторона передает право использования соответствующего секрета в установленных пределах. Получающая сторона обязана сохранять коммерческую тайну до окончания срок лицензионного договора. Другими словами это беспатентная лицензия.

 

Основные отличия договора на передачу ноу-хау от других договоров состоят в следующем:

Ø Большой риск раскрытия секрета производства до заключения договора

Ø Утечка информации о ноу-хау от получателя третьим лицам

Ø Необратимый характер передачи

Ø Временной фактор – неопределенность периода сохранения коммерческой тайны.

На сегодняшний день на рынке лицензионных договоров на передачу ноу-хау более 80% приходится на долю договоров по отчуждению исключительных прав на ноу-хау. Причем в настоящее время нет официально утвержденных на федеральном уровне методик расчета цены лицензионного договора при отчуждении прав на ноу-хау. Но межрегиональный научный фонд «Промышленная собственность» совместно с Роспатентом разработал методику оценки ноу-хау. На основании данной методики разработаны рекомендации для оценщиков. Цена ноу-хау рассматривается как потенциальная капитализированная стоимость права на использование ноу-хау.

 

Ноу-хау оцениваются в следующих случаях:

ü При перераспределении долей участия соучредителей акционерных обществ при включении их в стоимость ноу-хау

ü При переоценке уставного фонда с учетом стоимости ноу-хау для привлечения новых пайщиков путем выпуска новых акций

ü При расчете стоимости лицензионных договоров на отчуждение ноу-хау и на использование ноу-хау

ü При расчете стоимости оконченных НИР с использованием ноу-хау

ü При определении ставок страховых взносов по объектам, содержащим ноу-хау

ü При оценке ущерба по решению суда.

 

Объект ноу-хау обычно оценивается доходным подходом.

Основными критериями оценки ноу-хау являются:

Срок использования. В международной практике срок договора на отчуждение ноу-хау колеблется от 2 до 12 лет, при этом рекомендуются следующие сроки:

· 5-7 лет, если освоение объекта не требует длительных сроков и значительных капиталовложений

· 7-9 лет, если на освоение объекта необходимо от 1,5 до 2 лет и требуются значительные капиталовложения

· Более 9 лет, если срок освоения более 2 лет и значительные капиталовложения

Объем производства. Его необходимо оценить до передачи прав на использование или отчуждения ноу-хау. Оценка возможного объема производства с учетом максимальной возможности получателя прав, с учетом конкуренции на рынке и с учетом мощностей конкурентов (могут ли они нарастить свое производство)

Цена продукции, выпускаемой по лицензии на использование или отчуждение ноу-хау. Цена прогнозируется исходя из цен на аналогичные продукции на мировом рынке

Ставка роялти. При определении ставки роялти анализируют:

§ Экономический эффект от ноу-хау

§ Срок старения передаваемой информации

§ Обязательства, принимаемые лицензиаром

§ Вид продукции, в котором используются производственные секреты

§ Тенденция налогообложения

§ Коммерческий и страновой риск (для России – 150%)

При расчете ставки роялти она может быть понижена, по сравнению с патентной лицензией, на: - 20-40%, если для освоения объекта нужны дополнительные капиталовложения

- 40-60%, если объект, использующий ноу-хау, известен на рынке, но интересен покупателю

- 70-80%, если передается не весь пакет документации, а только конструкторская часть.

 

Оценка авторских прав

Авторское право – форма охраны и защиты интеллектуальной собственности, в целом оно составляет совокупность правовых норм гражданского законодательства, связанных с созданием и использованием произведений науки,искусства, литературы и других интеллектуальных произведений.

Авторское право возникает с момента создания автором интеллектуального произведения и закрепляется ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с этим законом объектами авторского права являются:

v Литературные произведения

v Драматические и музыкально-драматические произведения

v Хореографические произведения, в том числе пантомима

v Музыкальные произведения с текстом и без

v Аудиовизуальные произведения (кинофильмы, телефильмы, видеофильмы и другие кино-теле произведения)

v Произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна

v Графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства

v Произведения декоративно-прикладного искусства

v Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства

v Фотографические произведения

v Географические карты, планы, эскизы

v Программы для ЭВМ

v Базы данных.

 

В качестве основных задач авторского права можно выделить:

1) Авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, искусства, литературы

2) Создание условий для использования созданных произведений науки, литературы, искусства.

 

Авторские права делятся на 2 большие группы:

1. Личные неимущественные права – на всегда сохраняются за автором и ни при каких обстоятельствах не могут быть переданы

2. Имущественные права:

o Авторское право, которое возможно передать по наследству или передать во временное использование по лицензионному договору (тиражирование произведения)

o Авторское право, которое не нуждается в регистрации, но не смотря на это, может быть зарегистрирована в российском авторском обществе (это необходимо для доказательства авторства при судебных разбирательствах).

 

Оценка объектов авторских прав производится в следующих случаях:

Ú При определении цены при сделках купли-продажи

Ú При установлении авторского вознаграждения при передаче прав на использование произведения

Ú При определении ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием его интеллектуальной собственности.

 

Подходы и методы при оценке авторского права такие же, как и методы и оценки для других объектов интеллектуальной собственности, но имеют некую специфику:

§ Сложно определить срок правовой охраны

§ Сложность определения затрат, связанных с созданием объекта и доходов от его использования.

 

Для большинства объектов авторского права наиболее эффективным являются методы доходного подхода, однако, такие объекты как программы для ЭВМ и базы данных, чаще всего оцениваются в рамках затратного подхода.

 

Расчет стоимости программ ЭВМ осуществляется в следующих случаях:

Ø При отчуждении исключительных авторских прав по лицензионному договору на использование

Ø При создании служебной программы для внутреннего использования

Ø При реализации договора присоединения (оберточная лицензия – особенность в том, что условия договора размещают на упаковке программ).

 

Свободный рынок, как правило, насыщен программными продуктами, поэтому в ходе оценки рекомендуется известные аналоги с известными результатами оценки. Для оценки аналогов анализируют следующие факторы:

o Функциональность программы

o Универсальность программы

o Скорость работы с суб-программами

o Быстрый моральный износ.

 

Для производителя программного продукта верхний предел стоимости зависит от прироста прибыли или экономии в затратах пользователя программного продукта, а также от цен на самостоятельную разработку продукта и размер ущерба от интеллектуального пиратства.

Оценка программных продуктов, создаваемых для собственных нужд производится по следующей формуле: Сап=

Сап – стоимость авторского права при создании продукта для собственного использования

З – стоимость затрат на создание программного продукта, затраты состоят из затрат на разработку и охрану авторского права

К1 – коэффициент наращивания банковских процентов по вкладам и кредитам. Он применяется для суммирования ежегодных перечислений за расчетный период или приведения разновременных затрат по банковским перечислениям к расчетному году

Кин – коэффициент инфляции.

 

Расчет стоимости программного продукта с целью определения дохода правообладателя определяется следующим образом: Сап =

Пр – чистая прибыль, полученная экономическими агентами в результате использования программного продукта

d - коэффициент дисконтирования

i- год использования.

 

Расчет стоимости программного продукта может производиться в других целях коммерческого использования и определяется по формуле: Сап=З+

З – затраты, которые связаны с создание и охраной объекта.

 

 

1.11.2011г.

Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. «Цена интеллектуальной собственности»

 

Оценка ущерба при нарушении прав правообладателя

 

В соответствии с ГК РФ ответственность за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации возникает при их использовании способом, не предусмотренным лицензионным договором, или по окончании действия указанного договора. Ответственность за незаконное использовании объектов интеллектуальной собственности предусмотрена следующими статьями:

· статья 1248 «Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав»

· статья 1250 «Защита интеллектуальных прав»

· статья 1252 «Защита исключительных прав»

· статья 1253 «Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав».

 

В соответствии с ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения убытка. Под убытком понимается ущерб двух видов:

o реальный ущерб – расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права

o упущенная выгода – недополученные доходы, которые правообладатель получил бы при обычных условиях гражданского оборота.

 

Существует целый ряд особенностей оценки ущерба от нарушений прав правообладателя:

ü в РФ отсутствует законодательно утвержденная методика расчета убытков от незаконного использования объектов интеллектуальной собственности

ü убытки рассчитываются в соответствии с ГК РФ, в котором под этим термином понимается ущерб, понесенный владельцем, при нарушении его прав

ü компенсация учитывает судебные издержки, недополученные правообладателем лицензионным платежом и доход, полученный нарушителем, однако методики для расчета дохода, получаемого нарушителем, не существует

ü при составлении отчета об оценке ущерба условия и ограничения оценки должны опираться на экономическую логику и четко следовать положениям действующего законодательства в области оценки интеллектуальной собственности

ü расчет убытков принципиально отличается от оценки самого объекта интеллектуальной собственности.

 

При оценке убытков необходимо учесть:

Ø доля рынка ограничена, правообладатель и нарушитель работают в одном сегменте рынка

Ø правообладатель недополучает лицензионные платежи за использование его интеллектуальной собственности.

 

Оценку убытков от незаконного использования объектов интеллектуальной собственности производят в следующих случаях:

1. Если правообладатель оспаривает свои права в судебном порядке

2. Если нарушитель оспаривает размер компенсации правообладателю

3. Если необходима оценка в ходе разрешения споров в судебном порядке, связанная с нарушением прав правообладателем.

 

В международной практике выделяют 3 метода расчета экономического ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной собственности:

Метод стоимости до и после нарушения (доходный подход)

Если бы не нарушение (сравнительный)

Метод фактических издержек или упущенных возможностей (затратный).

 

В РФ первый метод не используется, так как не принимается судами, как доказательная база. Сложность применения второго метода определяют 2 фактора:

- сложность определения даты окончания нарушения прав

- сложность определения такого параметра, как отсутствие остаточного эффекта от события.

В третьем методе некорректно учитывать в качестве показателей ущерба прошлые затраты, как времени, так и средств, на разработку и продвижение объекта интеллектуальной собственности. Однако, третий метод – метод фактических издержек чаще всего используется в РФ.

 

При расчете ущерба, в соответствии с методикой, разработанной в РФ, оценщик определяет:

1) Необходимые расходы правообладателя на работы, услуги и материалы, необходимые для восстановления нарушенного права

2) Недополученные доходы в связи с нарушением прав, которые правообладатель получил бы при обычных условиях гражданского оборота.

 

В целях обеспечения государственных гарантий по защите прав интеллектуальной собственности государство, в соответствии со статьями 1360 – 1368 ГК РФ, осуществляет принудительную коммерциализацию интеллектуальной собственности в форме лицензирования, которое получило название принудительного лицензирования. Принудительное лицензирование осуществляется на основании судебных решений. Принудительное лицензирование может осуществляться также по решению суда в том случае, если полезная модель, промышленный образец, либо изобретение не используются правообладателем в течение 3 лет для полезной модели и промышленного образца и 4 лет для изобретения.

 

Особенностями принудительного лицензирования являются:

v Законодательно установленный вид лицензии (неисключительная лицензия – продается не одному покупателю, а нескольким)

v Размеры лицензионных платежей устанавливаются по решению суда, но не ниже цены лицензии, определяемой при сравнимых обстоятельствах

v Лицензионное соглашение заключается сроком на период, в течение которого происходило нарушение

v Ставка роялти значительно выше, чем при добровольном лицензировании.

 

Ставки роялти при добровольном и принудительном лицензировании

Предмет лицензии Ставка роялти в % при принудительном лицензировании Ставка роялти в % при добровольном лицензировании
Общая механика 5-10 3-7
Передовая техника 10-15 4-7
Химия 15-45 2-4
Фармацевтика 15-45 2-5

 

Размер ущерба при принудительном лицензировании можно рассчитать по следующей формуле:

Сущ=З +*Кин*(1+k)i

З – затраты на восстановление нарушенных прав – услуги оценщика, юриста, информирование пользователя услуг через СМИ

Т – срок нарушения прав правообладателя

Vi – объем производства контрафактной продукции в i-ом году

Цi – цена контрафактной продукции в i-ом году

Ri – ставка роялти в i-ом году

k – коэффициент приведения (ставка доходности по альтернативным вложениям капитала, обычно принимаемая за 10% годовых)

 

Расчет размера убытка правообладателя, причиненного производством контрафактной продукции (дохода нарушителя) определяется по формуле: ПР =*)

ПРвнеш – чистая прибыль от реализации контрафактной продукции на внешнем рынке

ПРвнутр - чистая прибыль от реализации контрафактной продукции на внутреннем рынке

К1 – коэффициент наращивания банковских ставок по кредитам и займам

Кин – коэффициент инфляции

ПРвнеш = ПРвнутр = V*ПРдоп

ПРдоп = Ц-С

Если нарушитель ранее не производил контрафактный продукт, то прибыль от реализации контрафактного продукта, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, определяется как произведение объема реализации на цену реализации.

 

Если исходные данные для расчета причиненного убытка отсутствуют, то дополнительные денежные поступления от реализации контрафактной продукции определяются как разница между всеми видами дохода, полученными до и после использования прав на объект интеллектуальной собственности.

 

9.11.2011

Оценка деловой репутации

 

Деловая репутация занимает до 90% в стоимости компании.

Впервые понятие «деловая репутация» появилось в 15 веке в Англии. Изначально деловая репутация ассоциировалась с преимуществами территориального расположения организации (лавки, магазина). Оценка деловой репутации осуществлялась исходя из лояльности окружающего населения. В дальнейшем эта категория наполнялась дополнительными преимуществами и уже в 19 веке деловая репутация входила в состав активов предприятия.

В общем понимании деловая репутация – это совокупность рассматриваемых как единое целое нематериальных факторов, которые позволяют данной фирме иметь определенное конкурентное преимущество и благодаря этому генерировать дополнительный доход.

 

Единой трактовки понятия деловая репутация не существует. Чаще всего деловую репутацию рассматривают как инструмент отражения в отчетности организации разницы между ценой продажи компании и балансовой стоимости ее активов.

 

За рубежом деловую репутацию называют goodwill, но эти понятия во многом разнятся.

 

ГК РФ определяет деловую репутацию, как неимущественное право, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности.

 

Деловая репутация характеризуется рядом специфических особенностей:

Ø Не имеет материальной субстанции

Ø Является одним из наиболее показательных критериев оценки работы топ-менеджеров (характеризует приращение стоимости фирмы)

Ø Абсолютно уникальна

Ø Не отчуждаема от фирмы

Ø Не может непосредственно использоваться в производственно-коммерческой деятельности

Ø Неочевидна в плане идентификации расходов на формирование данного ресурса

Ø Объективно оценивается лишь при определенных обстоятельствах

Ø Исключительно вариабельно в оценке по сравнению с другими активами

Ø Является одним из ключевых показателей в оценке инвестиционной привлекательности фирмы.

 

Деловая репутация введена в хозяйственный оборот в РФ сравнительно недавно, в связи с чем:

1. Отсутствует понимание сущности данного актива у большинства руководителей предприятия

2. Накоплен недостаточный опыт в оценке данного актива

3. Недостаточно квалифицированных специалистов для оценки данного актива.

 

Деловая репутация, являясь комплексной характеристикой фирмы, включает два основных компонента:

o Внутрифирменную деловую репутацию (внутренний компонент) – отражает наработанный потенциал организации и отношение с контрагентами. Наработанный потенциал характеризуется: эффективностью технологической культуры и связями компании

o Внефирменную деловую репутацию (внешний компонент) – включает в себя фактор надежды, ожидания и перспективности в отношении фирмы. Если первый компонент достаточно постоянен оценке, он нарабатывается годами и не исчезает за короткое время, то второй компонент исключительно вариабелен, именно он сильнее всего влияет на рыночную стоимость компании.

 

Деловая репутация, являясь частью рыночной стоимости компании в определенной мере складывается из целостной оценки различными контрагентами. Понятие деловая репутация включает 2 составляющие:

Информационную (описательную), которую формируют контрагенты и их восприятие компании

Оценочную – оценка конкретных аспектов деятельности компании.

 

Классификация деловой репутации:

v По стоимости:

§ Положительная – когда рыночная стоимость компании превышает балансовую стоимость ее чистых активов

§ Отрицательная - когда рыночная стоимость компании ниже балансовой стоимости ее чистых активов

v По способу возникновения:

§ Приобретенная деловая репутация – при приобретении фирмы, либо при ее поглощении, слиянии

§ Внутренне созданная – в балансе не показывается

§ Комбинированная – возникает в процессе развития приобретенной компании

v По способу учета:

§ Деловая репутация является активом и капитализируется

§ Деловая репутация является расходом и списывается на текущие расходы

§ Является фактором, уменьшающим капитал собственников и списывается за счет резервов

v По времени оценки:

§ В случае купли-продажи

§ В случае слияния или поглощения

§ Для принятия управленческих решений

§ При составлении финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО

§ При оценке ущерба, нанесенного деловой репутации.

 

Все используемые на сегодняшний день методы оценки деловой репутации можно разделить на:

Ø Косвенные – определяют стоимость деловой репутации в соответствии с экономическим смыслом, т.е. как разницу рыночной стоимости компании на дату оценки и стоимости ее чистых активов на дату оценки. Все косвенные методы используют следующую схему:

· Определяется стоимость компании как действующего предприятия

· Определяется стоимость скорректированных чистых активов предприятия, в том числе идентифицируемых НМА

· Рассчитывается разница, которая и есть стоимость деловой репутации

Ø Прямые – определяют стоимость деловой репутации, как непосредственного объекта оценки. Эти методы более важны для оценки деловой репутации.

 

При оценке деловой репутации выделяют также качественный и количественный подходы. При качественном подходе к оценке деловой репутации используется экспертный метод и метод социологических опросов.

Конкретную стоимость деловой репутации возможно определить количественным подходом, в рамках которого чаще всего используют метод избыточной прибыли, либо оценку деловой репутации на основе показателя объема реализации продукции.

 

Метод избыточных прибылей основывается на определении репутации, как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала не брендовый товар. В соответствии с этой методикой, расчет производится в 2 этапа:

1) Выявляются избыточные доходы, которые предположительно генерирует деловая репутация

2) Полученный результат умножается на определенный коэффициент, который учитывает узнаваемость организации и рассчитывается экспертным путем с учетом таких категорий, как лидерство, стабильность, возможность выхода на внешний рынок.

Недостаток: необходима методика для расчета коэффициента.

 

При расчете стоимости деловой репутации методом избыточных ресурсов (разновидность предыдущего метода) учитывается эффект от использования собственных и привлеченных средств. Данный метод представляет собой модификацию метода избыточной прибыли.

ДР (деловая репутация) = ()*Д

ПР – чистая прибыль

R – рентабельность совокупных активов

А – стоимость совокупных активов

Д – доля собственных средств в структуре пассивов предприятия.

 

Оценка деловой репутации на основе показателя объема реализации продукции определяется по следующей формуле: ДР=

– среднегодовая величина чистой прибыли оцениваемой компании

Среднегодовой объем выручки оцениваемой компании

R – среднеотраслевой коэффициент рентабельности продукции

a-коэффициент капитализации избыточной прибыли.

Слабые стороны методов, используемых в оценке деловой репутации:

Метод Недостатки
Метод избыточной прибыли Часто встречаются ошибки, вызванные неверным определением чистого дохода и коэффициента капитализации
Метод избыточных ресурсов Использует допущение, что полученная прибыль обеспечивается только чистыми скорректированными активами, а избыточные ресурсы формируются только за счет собственных средств
Оценка деловой репутации на основе показателя объема реализации продукции Предполагается формирование показателей чистой прибыли на основе показателя валовой выручки и проявления совокупности индивидуальных нематериальных преимуществ на стадии распределения производственного продукта
Модели оцени деловой репутации на основе показателя рыночной капитализации Данный метод применим только в организационно-правовой форме в виде ОАО, причем если над активами не установлен контроль со стороны одного или нескольких акционеров
Рейтинговая оценка (экспертная) Данные методы основываются на утверждении, что деловая репутация – это образ компании, который не поддается количественному определению, поэтому возможно зафиксировать лишь изменение деловой репутации
Метод социологических опросов

 

В соответствии с МСФО деловая репутация – это превышение покупной стоимости над справедливой стоимостью в день проведения сделки. При этом справедливая рыночная стоимость – это цена, в основе которой лежит текущая рыночная стоимость, определяемая соотношением спроса и предложения, по которым покупатель и продавец заключают сделку (IAS22). В IAS38 указывается, что деловая репутация признается активом только в случае проведения сделки, внутренне созданная репутация не может быть признана активом.

 

Существующие на данный момент методы определения стоимости деловой репутации не являются универсальными. Пока еще нет методы, который учитывал бы в стоимости деловой репутации такие элементы, как квалификация сотрудников, репутация топ-менеджеров, выгодное экономическое расположение и другие аналогичные факторы.

 

 

При оценке публичных компаний, т.е. компаний, акции которых допущены к обращению на фондовом рынке, под стоимостью компании нередко понимают ее капитализацию, рассчитанную как произведение рыночной стоимости акций на количество акций, находящихся в обращении. Однако такое понятие характеризует лишь статичное состояние компании. Для определения и выявления динамической составляющей стоимости компании необходимо рассмотреть изменение капитализации в течение прогнозного периода (3-5 лет). Возможность применения такого метода оценки капитализации напрямую связано со стратегией развития компании. При этом возможны следующие ситуации:

Ú Капитализация компании не меняется

Ú Капитализация компании растет по линейному тренду с определенной величиной прироста

Ú Капитализация имеет разнонаправленное движение, которое связано с макроэкономическими и микроэкономическими параметрами отраслевого рынка.

 

При оценке функционирующего бизнеса и в частности публичных компаний наиболее эффективно использовать доходный подход. В связи с этим стоимость компании можно определить как сумму деловой репутации компании и скорректированной стоимости ее чистых активов. Стоимость деловой репутации публичной компании с учетом стратегии развития компании можно определить следующими формулами:

ДР=

ДР=CQ*() - A

ДР=

А – скорректированная стоимость материальных и НМА в рамках затратного подхода

CQ – среднегодовая капитализации компании

I – коэффициент капитализации

g – темп прироста капитализации компании.

 

Если по результатам расчетов капитализации компании не меняется, то стоимость деловой репутации определяется по первой формуле. Если капитализации компании растет по линейному тренду и величина прироста = g, то деловую репутацию можно определить по второй формуле. Если капитализация имеет разнонаправленное движение, то необходимо определить прогнозный период, в течение которого компания выйдет на устойчивый уровень рентабельности и деловая репутация определяется по третьей формуле.

 

 

4.12.2012

Оценка человеческого капитала

Является

1 кач-во который человек привносит в свою работу (ум, энергия, надежность)

2способность человека учится (одаренность творческий характер, смекалка)

3побуждение человека делиться информацией и знаниями(командный дух, ориентация на общие цели)

При оценке человеческого капитала используются 3 подхода.

Однако наиболее реальные данные могут быть получены в результате 2х подходов

1 Затратный подход – основан на суммировании совокупности затрат (расходов) на образование, проф подготовку спец-ов и других затрат общества, относимые к инвестициям человеческого капитала. Ст-ть чел капитала определяется результатом накопленным чистых инвестиций в развитии человека как будущего работника на всех стадиях жизненного цикла. Затратный подход чаще всего используют:

1метод чистых активов и2 метод прямых затрат

 

2 Доходный подход – предполагает оценку получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень. Применение доходного подхода к оценке чал капитала, предполагает использование капитализации дохода получаемого от использования данного вида капитала. В рамках доходного подхода используют:

1метод управления добавленной стоимости

2метод избыточной прибыли

3 Сравнительный подход – основан на парных сравнениях качеств сотрудника, с сотрудниками предприятий аналогами.

 

Человеческий капитал компании во много определяется знаниями и проф навыками сотрудников. Для оценки знаний на основе Затратного подхода пожжет быть использован метод Восстановления ст-ти, в соответствии с которым стоимость знаний можно определить по формуле: СТз= суммаЗ +суммаУ-суммаИ:

1сумма индексированных финн затрат на полученные ранее знания

2сумма индексированных усилий (затрат сил и времени на изучение образовательной прогпаммы)

3сумарный накопленный износ накопленных ранее знаний

Кроме метода восстановления используется Метод Замещения стоимости:

СТз= сума Зi(1+g)i(1+Кинф)i +PV

Зi- финансовые затраты итого периода на получение знаний

g- ожидаемый темп роста стоимости образований

К- коэф-т инфляции за рассматриваемый период

PV- приведенная ст-ть усилий по получению образования

Ст-ть знаний сотрудника можно оценить методом накопления знаний. В рамках данного метода при оценке знаний оценивается объем накопленных сотрудником знаний с учетом поправок на вид знаний,их устаревании и забывании: Стз=сумма ai Ti

T- суммарные накопленные знания итого вида

a- Коэ-т учитывающий поправки

Ст0ть компетенции сотрудника: СТк= IQminIQ xPз

Рз- ст-ть накопленных знаний из предыдущей формулы.

IQ- уровень интеллекта конкретного сотрудника IQmin (85%)

Оценка человеческого капитала конкретных сотрудниках ив банках для этих целей предложена комплексная оценка сотрудников. Д= П*к+Р*с

к- квалифик сотрудника

П- проф компит-я сотрудника

с- сложность выполняемой работы

Р- ст-ть оплаты труде

П= сумма ai*xi

А- кол-я мера признаков в баллах

Х- удельная значимость в общей оценке.

Для определения а малого есть спец табличка

ai Оценка проф компетенции работника (таблица)

Направление деятельности компетентность в балах

1развитие бизнеса 1,5

2вклад в увеличение доход компании 2

3вклад в развитие в отношение с заказчиками 1,5

4вклад в координацию деят-ти подразделений 2

5вклад в успешное выполнение линейных функций 3

И развитие развитие эмоц-го капитала

 

xi- удельная значимость каждого направления в общей оценкеопределяется по след шкале:

1при среднем уровне проявления 1

2ниже среднего уровня 0,75

3выше среднего уровня 1,25

 

К – квалификация сотрудника может быть опредлена по следующей формуле

К= Об(уровень образ) + СТ (стаж работы)N(сумма мах возможных значений первых 2х показателей)

ОБ- оценивается в 1 балл, если сотрудник имеет среднее спец образование; 2 балла- если сотрудник имеет высшее спец и неоконченное выш. Спец образование.

Стаж определяется по спец разработанной таблице:

Оценка стажа работника Стаж работы по спец-ти

Сред спец об-е Высш образ(неоконч)

1)0,25 до 9 лет до 9 лет

2)0,5 до 9-29 лет от 9-13 лет

3)0,75 свыше 29 от 13-25

4)1 свыше 29 от 25-29

 

Р-

С- сложность работы определяется так же по таблицам:

Оценка сложности выполняемых работ

Виды выпол-х работ Коэф-т учитывающий сложность работ

1началник отдела подразделения 1

Фелиала фирмы

2глав спец-т 0,89

3страш спец-т 0,8

4ведущ-й спец-т 0,68

5спец-т 0,5

6не квалиф-й персонал 0,25

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.376 сек.