КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поправки и пересмотр Конституции РФ
Юридические особенности Конституции РФ.
1. Конституция РФ является писаной. В Англии и Канаде не единых текстов Конституции, ее заменяют конституционные акты. В Англии – акт о Парламенте 1911 г., Закон 1949 г. об изменении акта о Парламенте 1911 г., акт о Министрах Короны 1937 и 1964 гг., акт о народном представительстве 1969 г., акт о местном самоуправлении 1972 г., др. В Канаде – так называемый Канадский Акт 1982 г., Конституционный акт 1982, 30 актов и «положений», составляющих «приложение» к Конституционному акту 1982 г., и акты, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в любой из вышеназванных актов. 2. Конституция изменяется в жестком порядке. 3. Конституция РФ имеет прямое действие. Заранее невозможно нормативно упорядочить все общественные отношения, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. На этом специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие Конституции означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. 4. Конституция обладает верховенством. Ни один акт, от кого бы он не исходил, не может быть принят, если он противоречит положениям Конституции. Кроме того, законодатель обязан детализировать содержание Конституции в отраслевом законодательстве. В отраслевых актах должно максимально раскрываться содержание любых конституционных норм. 5. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. При столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться нормы Конституции. 6. Особый порядок охраны Конституции. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Учрежден особый специализированный орган конституционного контроля – Конституционный Суд РФ. К его исключительной компетенции относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров. а них при осуществлении своих прав. нно опираься уют.ошения, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсту Порядок и условия внесения в Конституцию поправок и ее пересмотра определяются в главе 9. Применительно к разным конституционным нормам предусмотрено 4 способа их изменения. Первый способ. Положения глав 1, 2 и 9 изменяются в затрудненном порядке. Внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что любая норма этих глав находится в системной связи с другими положениями Конституции. Поэтому даже незначительное изменение норм этих глав предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом. Принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого Конституционного Собрания. Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права законодательной инициативы возбуждать вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 3/5 депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа членов или выносит на всенародное голосование. Соответственно конституционный порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 уточняется в ФКЗ о референдуме и Конституционном Собрании. Второй способ. Поправки к главам 3 – 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения законодательными органами не менее, чем 2/3 субъектов РФ. Для закона о поправках к главам 3 – 8 Конституции РФ предусмотрена процедура принятия ФКЗ, но по форме – это ФЗ. Конституционный Суд полагает, что в отличие от поправок к Конституции РФ ФКЗ по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции и не может изменять ее положений, а также не может стать ее частью. Третий способ. Изменение статьи 65 Конституции РФ применяется в случае: - принятия в состав РФ нового субъекта, - образование в ее составе нового субъекта, - изменение конституционного статуса действующего субъекта РФ. Изменения вносятся в форме ФКЗ на основе ФЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». Способ внесения изменений – официальное опубликование Президентом РФ Конституции в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующего ФКЗ. Все три изложенных способа изменения Конституции относятся к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке. Четвертый способ. В текст статьи 65 Конституции РФ включаются новые наименования субъектов Федерации. Президент РФ издает указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований. Такой вариант изменения Конституции в ней самой не оговорен – он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Изменялись названия: Ингушская Республика – на Республика Ингушетия; Республика Северная Осетия – на Республика Северная Осетия – Алания; Республика Калмыкия – Хальм Тангч – на Республика Калмыкия; Чувашская Республика – Чаваш республики – на Чувашская Республика – Чувашия; Ханты-Мансийский автономный округ – на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |