КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционно-правовой статус личности в России
Понятие и основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание Конституции РФ. К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: - сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов, - приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; - учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них 137 статей, разбитых на 9 глав. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из 9 частей.
Часть вторая Конституционный строй можно рассматривать как: 1) систему общественных отношений, регулируемых непосредственно Конституцией; 2) организацию публичной власти обществе, включающих систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в Конституции. Основы конституционного строя – система закрепляемых в Конституции РФ фундаментальных принципов устройства публичной власти и общества.
По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются: -1- Личные права и свободы (гражданские) – ст. 19 – 28 – направлены на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов бытия и возможности активно защищать собственные интересы. К ним относят: - право на жизнь, - личная свобода и неприкосновенность, - право на личную и семейную тайну, - право на защиту чести, доброго имени, - право на неприкосновенность жилища, - право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, - право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, - право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно, - свобода совести и вероисповедания и др. -2- Политически е (публичные) – ст. 29 – 33 – обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в серу политической жизни общества путем отправления функций народовластия, участия в деятельности государства, политической системе, в форме самоуправленческой активности. К ним относят: - право выборов и референдума, - право нормотворческих инициатив, - право на местное самоуправление, - свобода мысли, - свобода слова, - право на информацию, - свобода массовой информации, - право на объединение, включая право на создание профсоюзов, - право собираться мирно, без оружия, - право проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия, пикетирования, - право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей, - доступ к государственной службе, - на участие в отправлении правосудия, - право на личные и коллективные обращения, - право на защиту Отечества. -3- Социально-экономические – ст. 34 – 42 – призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких. Это: - право на труд, - право на отдых, - на пенсионное обеспечение и др. -4- Духовно-культурные – ст. 43, 44 – нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. Это: - право на пользование родным языком, - право на свободный выбор и распространение религиозных убеждений, - на образование, - свобода литературного и художественного творчества, преподавания, - на участие в культурной жизни, - на пользование учреждениями культуры, - доступ к культурным ценностям. Конституция РФ устанавливает следующие обязанности граждан: - обязанность человека и гражданина при осуществлении свои прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), - обязанность родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), - обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43), - обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), - платить законно установленные налоги (ст. 57), - охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), - защита Отечества (ч. 1 ст. 59), - соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).
3. Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в «принадлежности» индивидов своему государству. Устойчивость выражается в бессрочности гражданства и его неизменности. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав и обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на гражданина в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой – он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы он не проживал. Нормы института гражданства содержатся в: - Конституции РФ (ст. 6, 61 – 63), - ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. №62-ФЗ, - Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. УП РФ от 14.11.2002 г. №1325², и др. Гражданство РФ конкретизируется в ряде особых принципов: 1) единство гражданства РФ – прежний закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданством гражданство республик в составе РФ, что вытекало из характеристики республики как государства (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособленно от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает. Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решение о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо должно пониматься как единственное в стране. 2) Допущение двойного гражданства – закон о гражданстве гласит: «Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ». Т.е. по общему правилу двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения. Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что РФ разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать, когда приобретение второго (третьего и т.п.) гражданства не предусмотрено законом. Допущение двойного гражданства означает, что РФ признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранного государства. Однако РФ не признает подобных последствий, если второе гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет прекращения у него гражданства РФ. Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. 3) Принцип экстерриториальности гражданства – сохранение гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за пределами РФ. 4) Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ – недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству - недопустимость высылки гражданина РФ за пределы РФ 5) Поощрение сокращения безгражданства 6) Равенство прав и свобод граждан, независимо от оснований приобретения гражданства.
Основания приобретения гражданства РФ 1. Приобретение гражданства по рождению (филиация). Гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Дата приобретения гражданства – дата рождения. «Право почвы» - означает, что все дети, родившиеся на территории государства, становятся его гражданами независимо от гражданства родителей. «Право крови» исходит из того, что дети граждан конкретной страны становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане основным является право крови; в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе – право почвы. Согласно Венской конвенции о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов. 2. Прием в гражданство (натурализация). Осуществляется в разрешительном порядке: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. С заявлением о приеме в гражданство вправе обращаться лица, достигшие 18 лет, дееспособные, проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно (за пределы страны не более чем на 3 месяца в течение 1 года). Срок в 5 лет непрерывного проживания сокращается до 1 года, если: а) у лица есть высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для РФ; б) предоставление лицу политического убежища; в) признание лица беженцем. Заявитель: - обязуется соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство; - имеет законный источник средств к существованию (подтверждается справкой о доходах, налоговой декларацией, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, справкой органа соц. Обеспечения о получении пособия, подтверждением получения алиментов, справкой о наличии вклада в кредитной организации с указанием номера счета); - обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства; - владеет русским языком (на уровне, достаточном для письменного и устного общения в условиях языковой среды; подтверждается документом гос. образца о получении образования (не ниже основного общего), выданного образовательным учреждением: до 1 сентября 1991 г. – на территории государств бывшего СССР, после – на территории РФ; другие документы - сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, документ (иностранного учреждения) об образовании, имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа. От предоставления документов освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины – 60 лет, недееспособные и инвалиды 1 группы). Заявитель лично подписывает следующий текст: «В случае принятия меня в гражданство РФ обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ» Требования 5 летнего ценза оседлости не обязательны для: - граждан бывших государств СССР, проходящих не менее 3-х лет военную службу по контракту в ВС РФ, - лиц, имеющих особые заслуги перед РФ (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности). Заявления о приеме в гражданство подаются в письменном виде на имя Президента РФ в органы миграционной службы по месту жительства лица или в дипломатические представительства (консульские учреждения) страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Органы проверяют факты и документы и направляют последние и собственные заключения в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия проводит собственные проверки и готовит указ Президента о приеме в гражданство или об отказе в приеме. Срок рассмотрения заявлений и принятия по ним решений – до 1 года. Гражданство РФ считается приобретенным с момента вступления в силу Указа Президента РФ. В упрощенном порядке (без срока проживания) прием в гражданство предусмотрен для: - дееспособные совершеннолетние лица, имеющие хотя бы одного родителя – гражданина РФ; - лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств; - граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.; - иностранные граждане и ЛБГ, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР либо состоящие в браке с гражданином РФ не менее 3 лет или имеющие дееспособных совершеннолетних детей – граждан РФ. Упрощенный прием производится в уведомительном порядке органами миграционной службы внутри страны, дип. И консульскими учреждениями – за рубежом. 3. Восстановление в гражданстве (ренатурализация, повторное укоренение). Это предоставление гражданства РФ лицам, ранее им обладавшим. Производится также как и прием в гражданство в общем порядке, за исключением требования о сроке непрерывного проживания – он сокращен до 3-х лет. 4. Оптация. Два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. С помощью оптации производится массовое взаимное Переселение своих граждан. Другой случай – дать возможность жителям территории, изменившей свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государством продолжает существовать) или приобретением нового, к которому отошла территория их проживания. Осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. Лица чешской словацкой национальностей и члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия в СССР. 5. Иные основания (к ним относят: следование гражданству родителей гражданства детей, гражданству опекунов, попечителей – гражданства недееспособных). Отклонение заявлений о приеме в гражданство: - выступления лица за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, - выдворения лица за пределы страны в течение 5 лет до дня обращения с заявлением, - использования подложных документов или сообщения о себе ложных сведений, - наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, - преследования лица в уголовном порядке за преступления, - осуждения лица и отбытия им наказания в виде лишения свободы.
Прекращение гражданства РФ. 1. Оптация. 2. Выход из гражданства – добровольная экспатриация. Осуществляется по добровольному волеизъявлению гражданина – подача заявления на имя Президента РФ. Выход не допускается, если лицо: а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, б) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения 3. Отмена решения о приеме в гражданство. Реализуется, если будет установлено, что решение принималось на основании подложных документов, представленных заявителем. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |