КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генезис средств массовой информации
История радиовещания. Кое что о радиовещании. Радиовещание – одно из первых электронных средств массовой информации, которое не сдает своих лидирующих позиций в медиа структуре и на рубеже веков. Радио по-прежнему популярно и востребовано многомиллионной аудиторией, которая весьма разнообразна и по возрастным, и по профессиональным, и по социально-демографическим и др. признакам. По своей оперативности радиовещание во много раз превосходит печатные средства массовой информации, кроме того, радиовещание обладает большей доступностью, чем, например телевидение. В силу своей природы радио отражает действительность с большей эмоциональной полнотой, нежели печать. Реалии материального мира, общественного бытия слово написанное переносит в сознание человека иллюзорно, опосредованно. Звук, представляющий суть радио, напротив, воспроизводит факты и явления действительности в их непосредственной звуковой характеристике, т.е. в более чувственной конкретной форме. Кроме того, радио не ограничивается словом, умноженным на индивидуальность интонации, а оперирует комплексом возможностей звукового воспроизведения жизни. В истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио с другими каналами массовой информации (телевидение, периодическая печать). На сегодняшний день изменились качественные характеристики радиоэфира: сигнал передается в цифровом формате, появилось вещание через Интернет, выбор радиостанций велик и любая аудитория может получить необходимую информацию, принять участие в обсуждении той или иной проблемы, слышать любимую композицию и т. п.
С 1920 г. в США началось регулярное радиовещание, это коренным образом изменило ситуацию в функционировании средств массовой информации. 2 ноября 1920 г. в Питтсбурге под руководством Гарри Дэвиса начала работу КDKA – первая коммерческая радиостанция в США. Новые формы СМИ активно осваивали как информационную, так и образовательную, религиозную, развлекательную сферы. Радиостанция KDKA помимо блока новостей передавала музыкальные и спортивные передачи, письма слушателей. К началу второй половины XX века специалисты полагали, что телевидение займет лидирующие позиции в споре со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись). Но в то же время стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии, как и отдельных ее элементов, так системы СМИ в целом. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых «телевизионных державах», в частности в Соединенных Штатах Америки. В 1959 году, на пике «телевизионного бума», в США насчитывалось 3879 радиовещательных станций различной мощности. В это же время работало около 900 телестанций. Радио и телестанции, как и любое предприятие должны приносить доход, прибыль связана с передачей рекламы, а количество рекламодателей и суммы прибылей непосредственно зависят от расширения или сужения аудитории. Через несколько лет возникла следующая ситуация: к 1976 году в США работало 8120 радиовещательных станций различной мощности при 1016 телевизионных студиях; соотношение – 1:8 против 1:4 восемнадцать лет назад. В отдельных штатах и городах еще более выразительные показатели свидетельствовали о том, что радио не теряет аудитории и телевидению в своем рекламном воздействии на население не уступает: Нью-Йорк – 344 радиовещательные станции и 42 телевизионные; Пенсильвания – соответственно 344 и 34 и т.п. Приведенная здесь статистика учитывает лишь станции с регулярным и постоянным вещанием в несколько часов. К началу 70-х годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах, главным образом там, где телевидение удовлетворяло интерес публики, пришли к выводу: распространение телепередач не является причиной значительного снижения интереса к радиопрограммам. На рубеже 80-х годов социологи опубликовали результаты исследований, из которых следует, что в некоторых полностью телефицированных районах СССР почти 90% жителей при обращении к тому или иному средству массовой информации предпочитают радио (второе место после газет по популярности). Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся. Первый радиоконцерт Центральная радиотелефонная станция передала 17 сентября 1922 г., тогда как в Англии начало радиовещания относится к ноябрю 1922 г., а в Германии – к концу октября 1923 г. 12 октября 1924 года начались ежедневные передачи московской радиостанции имени А. С. Попова (Сокольническая радиостанция). 23 ноября того же года открылись регулярные радиопрограммы станции имени Коминтерна, в эфире прозвучал первый номер так называемой радиогазеты. Длилась она около часа. При этом в нее входили не только информационно-политические тексты, но и сатирические частушки вперемешку с фельетонами. Первым чтецом радиогазеты называют А. И. Савронского. Считается, что именно он первый сказал: «на радио многое надо делать не так, как на эстраде и в театре. Тут голосом не щегольнешь, жестом не удивишь». Существуют различные аргументы в защиту каждой из указанных дат как времени начала массового радиовещания. Радиовещание в Ленинграде началось 24 декабря 1924 года, вышла в эфир первая радиопрограмма. В те годы на радио появился очень увлеченный человек – В. П. Терпугов, разносторонний профессионал: он был диктором, тонмейстером, акустиком, художественным руководителем, обучавшим дикторов технике речи. Его последователем и одним из организаторов радиовещания Ленинграда был – Ю. Н. Колганов, пропагандист художественного чтения с отчетливо выраженной творческой индивидуальностью актера и чтеца. Впервые на радио появилась новая, ранее не существующая, профессия – диктор. Название профессии произошло от слова «дикция» – манера произношения. К диктору предъявляли вполне очевидный набор требований – приемлемый голос, безукоризненная дикция, богатство интонаций, умение с особой доходчивостью прочитать текст любого содержания, достаточно высокая культура речи и владение такими сугубо специфическими качествами, как умение читать текст без подготовки, приноравливаться к любому партнеру, распределять скорость чтения в зависимости от отведенного для передачи времени. Диктору нужен был «московский говор», тактичная подача собственного отношения к читаемому тексту, к характеру той или иной информации. Особой разновидностью художественного вещания стали литературные программы. В их подготовке принимали участие писатели, которые читали по радио свои новые произведения. Кроме того, радио давало в эфир передачи, посвященные творчеству того или иного писателя, а также обзоры журналов, выходивших в нашей стране. В те годы большую помощь вещанию оказали В. В. Маяковский, A. M. Горький, А. С. Серафимович, М. Е. Кольцов, В.А. Луговской, А. Н. Афиногенов, В. М. Гусев и многие другие. Писатели К. Я. Финн и А. П. Гайдар являлись штатными сотрудниками редакций радио. В 1931–1932 годах одним из руководителей художественного вещания был поэт Арсений Тарковский. Звездами радио, работавшими в области литературного чтения, стали В. И. Качалов, И. В. Ильинский, Д. Н. Журавлев, В. И. Яхонтов, Д. Н. Орлов, О. Н. Абдулов, М. И. Бабанова, А. Г. Коонен. Важнейшая особенность начального периода была в том, что радио, еще сохраняя форму телеграфа, уже стало превращаться в средство массовой информации и пропаганды, в составную часть журналистской службы страны. Характер использования радио, а, следовательно, его сущность в решающей мере определялись социальными, а не техническими факторами. Академик Н. И. Вавилов писал: «Иногда дела у человека складываются так, что радио оказывается источником знаний и впечатлений, которые, если правдивы, – возвышают, делают лучше, богаче... А если оно лжет, то может и покалечить нравственно». В годы войны радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе сыграли важнейшую роль. Они позволяли миллионам людей оперативно получать информацию о положении на фронте. Проводное радиовещание выполняло также немаловажную функцию быстрого оповещения населения о налетах вражеской авиации, о приближающейся опасности. Методы работы и формы литературно-драматического вещания изменились с первых же дней войны. 25 июня 1941 года были объединены музыкальный и литературный отделы, а объем их программ значительно сократился. Но и в эти годы в тематическом плане вещания оставались произведения русской классической литературы. Передачи, сделанные по таким произведениям, воспитывали патриотизм, укрепляли их веру в победу. Ведущим жанром литературно-драматического вещания стала публицистика и документальная проза. После окончания войны активно развивался процесс восстановления всех видов художественного вещания. В программах Центрального и местного радио быстро возрастал удельный вес литературных и музыкальных передач, радиотеатра. В вечерние часы и по воскресным дням было увеличено число концертов, расширен общий объем литературно-драматического вещания. В послевоенные годы отечественное радиовещание вышло на новый уровень, например, увеличился объем вещания для детей, юношества и молодежи. В программах возобновились некоторые передачи и рубрики, появившиеся еще в довоенный период, создавались новые передачи различных форм и жанров, адресованные детской и молодежной радиоаудитории [74]. В программах Всесоюзного радио были передачи и для самых маленьких детей, еще не умеющих писать и читать, детей среднего школьного возраста, и старшеклассников. В декабре 1945 года Центральное радио начало выпускать детский географический радиожурнал «Клуб знаменитых капитанов» в форме пьес, где главные действующие лица – герои любимых детских книг: капитан Немо, Гулливер, Робинзон Крузо, Барон Мюнхгаузен и др. В программе «Почтовый дилижанс» капитаны отвечали на письма юных слушателей. Обе программы были в эфире почти сорок лет. Одной из популярных музыкальных передач для детей была «Музыкальная шкатулка», которая выходила с апреля 1948 года [74]. Детский сектор радиовещания в стране продолжал стремительно развиваться и в 50-е годы появились программы «Взрослым о детях», «Путешествие по любимой Родине», «В стране Литературии», «Радиоуниверситет культуры». Эти программы в интересной форме давали слушателям возможность систематически и последовательно накапливать необходимые знания. В декабре 1963 года родился знаменитый «КОАПП» – Комитет Охраны Авторских Прав Природы, кстати, на основе передачи впоследствии выпускались книги с одноименным названием, которые пользовались огромным спросом. Это были не только «веселые уроки», которые разъясняли, например, сложные правила правописания в русском языке, но и были своеобразной «школой этикета»: рассказывали, как надо вести себя в гостях, в театре, в музее и других общественных местах. «Звучащая хрестоматия» была одной из самых популярных программ для школьников, она состояла из инсценировок литературных произведений, изучаемых в школе или рекомендованных для внеклассного чтения, поскольку выпускающая редакция согласовывала их появление в эфире с учебными планами. В 1972 году вышел в эфир первый выпуск «Радионяни», одной из самых популярных программ в нашей стране. Эта юмористическая, развлекательная программа была интересна как взрослым, так и детям. В передаче принимали участие известные писатели-сатирики и артисты эстрады. В числе ее постоянных ведущих был Николай Литвинов. Таким образом, в государственном вещании обеспечивалась реализация всех функций радио, как средства массовой информации. Например, в сфере вещания для детей, решались вопросы: информационного, культурно-просветительского, воспитательного характера. Особого внимания заслуживают дикторы Всесоюзного радио, которые привносили нечто новое, свое, в казалось бы, строго выверенный, выстроенный эфир страны: О. С. Высоцкая, Н. Л. Гордеев, В. С. Синявский, Е. М. Терновский, Н. Н. Озеров, Н. В. Литвинов и др. Они обладали особой речевой культурой и имели возможность формировать ее в обществе, их речь отличалась мелодичностью, уравновешенностью, правильной постановкой логических и слоговых ударений. 2 января 1929 года начался цикл «Утренняя гимнастика» по радио. Первые радиоуроки вела О. С. Высоцкая, ставшая впоследствии знаменитым диктором радио. В дальнейшем, бессменным ведущим выпусков в течение почти 50 лет был Н. Л. Гордеев, голос которого неотделим от уроков утренней гимнастики по радио. Например, Е. Терновский обладал особой дикторской техникой, умел, сохраняя «левитановские» строгие, и даже, когда это нужно было, менторские тона, опять же в зависимости от содержания текста, незаметно перейти на мягкие, доверительные ноты, пользуясь уникальными тембровыми возможностями своего неповторимого бархатного баритона. И эта многовариантность, «ненавязчивость» в передаче, казалось бы, самой сухой официальной информации и выдвинула его в качестве знакового диктора, звучание голоса которого почти всегда означало – в эфир передается что-то незаурядное, срочное, очень важное. Благодаря звездам радио тех лет, «небожителям», не имеющим права на ошибку, у радиоточек собирались семьями. Оказалось, что спектакли и футбол слушать, не менее интересно, чем смотреть, тем более что не все районы в нашей стране были телефицированны. Болельщики боготворили, например, знаменитых спортивных комментаторов В. С. Синявского и Н. Н. Озерова так же, как и олимпийских чемпионов. В 1952 году В. С. Синявский и Н. Н. Озеров освещали по радио летние Олимпийские Игры из Хельсинки, в 1956 г – из Мельбурна. В 1954 году первый раз наши велосипедисты приняли участие в велогонке Мира. Радиоматериалы с места событий передавал Ю. Гальперин. Впоследствии на центральном радио была сформирована спортивная редакция, которая также имела свои программы в секторе детского вещания [74]. В 1960-х годах остро ощущалась необходимость в создании новых передач, в резком увеличении объема передаваемой информации, и, безусловно, в повышении оперативности. Данные причины и обусловили появление в структуре радиовещания новой программы «Маяк», созданной на основании Постановления ЦК КПСС от 24 июня 1964 года «Об улучшении информации на радио». В Постановлении говорилось: «Радиопрограмма «Маяк» должна содержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях экономической, политической, культурной жизни в СССР и зарубежных странах, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью, создавать путем тщательного отбора и продуманного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событий внутренней и международной жизни. Радиопрограмма «Маяк» должна состоять также из коротких передач симфонической и эстрадной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких рассказов и композиций» [74]. Так была сформулирована концепция принципиально новой радиопрограммы. Новизна «Маяка» проявилась и в его совершенно иной для советских радиопрограмм структуре, скорее более похожей на формат западной FM-станции, в основе которой лежал часовой отрезок вещания, включавший в себя два кратких выпуска новостей: в начале и середине каждого часа. За выпуском новостей следовали музыка или какой-либо другой материал, в основном развлекательного характера. Концепция нового канала отличалась также и своеобразием стиля, эфиру был присущ быстрый и напряженный ритм, который соответствовал современному ритму жизни. Отличительными чертами канала «Маяк» стали краткость информационных и музыкальных передач, лаконизм сообщений, экономичность в использовании речевых средств, он начал свою работу в эфире 1 августа 1964 года. С 1967 года в стране стало развиваться трехпрограммное проводное вещание – теперь у слушателей появился выбор: на 1-й кнопке – 1 программа, на 2-й – «Маяк», на 3-й – комплекс разнообразных программ, литературно-художественных, музыкальных, а так же детских художественно-просветительских передач, спектаклей, обозрений [74]. Радиовещание того времени стремилось стать всеохватывающим и тематически, и адресно. Важнейшей задачей было заполнить все ниши, чтобы соответствовать интеллектуальным и информационным запросам различных по возрасту и социальному статусу аудитории, это, в свою очередь, решало также проблему идеологического контроля. Весь этот механизм, направленный на упрочение государственных устоев, существовавший много лет, из года в год действовал в соответствии с «многолетними традициями радиовещания», что на практике приводило к идеологическим и технологическим штампам. Это находило свое отражение и в сфере речевых практик, поскольку речь дикторов была строго нормативна, отчасти лишена динамики, а в повседневной жизни речевые культуры подвергались различным трансформациям. Создавалось впечатление, что СМИ того периода и общество живут по своим собственным законам, средства массовой информации переставали быть авторитетными для аудитории, прежде всего в идеологическом отношении, и трансляция нормативной речи СМИ к слушателю и зрителю, насыщаясь формализмом. В период перестройки, с середины 1980-х годов, системе СМИ, и в частности радиовещанию нашей страны, потребовались серьезные преобразования, и связанно это было не только с поиском новых жанров и форм, созвучных «новому времени», но прежде всего в связи с переходом многих программ на прямой, то есть открытый эфир. Это была тенденция к открытому, «неподцензурному» общению со слушателем. Постепенное включение реального героя в эфир естественным образом приводило к изменению речевой ситуации в сфере радиовещания, люди заговорили открыто, свободно, вступали в дискуссии, а слушающей аудиторией стала вся страна. Первый радиомост «СССР – США» состоялся в 1986 году. В течение двух часов шел диалог между московскими студентами и студентами Южно-Иллинойского университета. В США эта программа транслировалась на 35 штатов. В эфире «Юности» он звучал в записи 45 минут, и все же в международном эфире это стало уникальным явлением, диалог был «живым», без цензуры и редакторской правки. Две «сверхдержавы» впервые «объединились» благодаря именно радио. И через два года состоялся радиомост «Москва-Вашингтон» (1988). Данную традицию впоследствии продолжило телевидение. В те годы появилась новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи. Многие из перечисленных новшеств получили развитие в дальнейшем как в государственном радиовещании, так и на негосударственных радиостанциях [См.: 57]. Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций «Юность» и «Маяк». С января 1987 года по 3-й программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача радиоканала «Юность» – «Молодежный канал». Редакция решила возродить прямой эфир, что потребовало от журналистов новых навыков работы у микрофона, умения импровизировать, вести диалог с гостями в студии, общаться со слушателем, а так же четкости изложения материала при освещении тех или иных событий. При создании каждого выпуска «Молодежного канала» его авторы и ведущие широко использовали приемы, получившие признание в радиовещании: сочетание документального материала с художественным, использование корреспонденции и телефонных диалогов со слушателями. В передаче звучали краткие и оперативные сообщения о важнейших событиях в стране и за ее пределами, политические, экономические новости [74]. Теперь ведущий эфира формировал программу по собственному выбору и сценарию: давал информацию о погоде, обсуждал социальные проблемы общества, рассказывал о популярных музыкантах и т.п. В это же время появилась программа «Вертикаль», позволявшая подросткам задавать жизненно важные для них вопросы в свободном эфире. В режиме прямого эфира шли и познавательные, и развлекательные, и музыкальные программы, и даже некоторые спектакли. В последнем случае в студию, как правило, приходили писатели – авторы пьес, по которым спектакли разыгрывались, и отвечали на звонки слушателей. В открытости эфира были и свои плюсы, и свои минусы. Качество речи ведущих и журналистов оставляло желать лучшего, так как не всем легко давалась импровизация [74]. Особенно интересен период 90-х годов XX века, так как это «новая эра» в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране кардинальным образом изменили и структуру средств массовой информации, в том числе и электронных: содействовали их демократизации, возникновению многообразных форм собственности. Разрабатывались новые направления вещания, появились новые формы радиожурналистики, а также в связи со вступлением в массовое информационное сообщество, в радиовещании стали использоваться новейшие технологии. Процессы глобализации активно воздействовали на сферу радиовещания, так как сектор государственного вещания находился в состоянии глубоко кризиса в связи с определенными экономическими проблемами, отсутствием финансирования в прежнем объеме. Важным этапом в становлении современного коммерческого, негосударственного вещания стало обращение к опыту западной системы радиовещания. Европейские станции первыми начали осваивать эфирное пространство FM-диапазона нашей страны. Рождались новые радиостанции, созданные «по образу и подобию» популярных станций на Западе, например, первой и самой популярной станцией стала «Европа +», работой которой руководили французские специалисты в сфере коммерческого вещания. Именно с этого периода стал формироваться особый сленг работников радиостанций (основанный на заимствованных из западной радиошколы терминах и понятиях), например: «войсер», «спич», «спот», «плейлист», «джингл» и т. д. На наш взгляд, именно в это время стала формироваться особая речевая культура ведущих музыкального эфира, представляющая собой сложную систему, включающую речевые практики разных слоев населения, с ориентацией на письменную либо книжную речь (поскольку, некоторые ведущие пишут текст для эфира, основываясь на каком либо материале, при этом не «переводя» ее в разговорную), а так же на собственные индивидуальные характеристики ведущего (голос, эрудированность, манера, имидж, знание иностранного языка, подход к организации программ). Ситуация того периода напоминала этап становления радиовещания в 20-х годах прошлого века, когда дикторы были популярными, любимыми, узнаваемыми. Кумирами тех лет были Ксения Стриж, Рита Митрофанова, Макс Любимов, Кирилл Кальян и др.; они изменили радиовещание, задали новые стандарты работы, соответственно, ведущие на других радиостанциях копировали их стиль поведения в эфире. Это так же сыграло важную роль в формировании особой речевой культуры радиоведущих, поскольку в тот период стали закладываться традиции FM – вещания, в его современном понимании. Новые ведущие эфира были «живыми», яркими, интересными для слушателя в сравнении с дикторами государственного вещания, работа которых, в свою очередь, зависела все еще от цензуры, от определенных идеологических принципов и классической дикторской школы. Начало 90-х годов XX века, на наш взгляд, это новый период в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране изменили и структуру средств массовой информации, в том числе и электронных: содействовали их демократизации, возникновению многообразных форм собственности. Разрабатывались новые направления вещания, появились новые формы радиожурналистики, а также в связи со вступлением в массовое информационное сообщество, в радиовещании стали использоваться новейшие технологии. О росте негосударственного вещания к концу 90-х говорят и такие цифры: Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации выдала к 1998 году более 1500 лицензий на право вещания, главным образом частным лицам. В Москве к концу 90-х годов работали более 40 негосударственных радиостанций, из них в УКВ-FM-диапазоне – около 25; в Санкт-Петербурге – около 10; в крупнейших городах России, например в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, – до 4–6 коммерческих радиостанций. В Екатеринбурге помимо программ ГТРК существуют муниципальная станция, 4 местные независимые станции, 5 – транслирующих московские музыкальные коммерческие и информационную «Эхо Москвы». Объем радиовещания увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, об этом свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач. Сложившийся мощный сектор негосударственного вещания представляют независимые, коммерческие, частные и другие радиостанции с объемом вещания от нескольких часов до круглосуточного. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в комплексе независимых средств массовой информации страны. Это обстоятельство можно объяснить рядом причин. Исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в «глубинке» России, поэтому оно может выступить в качестве важнейшего интегрирующего элемента. В данный период активно используются приемы прямого эфира с элементами интерактивного общения с аудиторией, обеспечивающих контакт и обратную связь непосредственно во время радиопрограммы. Слушатели могут высказывать свое мнение, предлагать для обсуждения интересующую их тему. И такие нововведения изменили эфир, ритм вещания постоянно ускоряется.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |