КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология радио. История, становление, развитие
Типология радио существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В России пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание. Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ee пределами. Внедрение высоких информационных технологий открывает широкие возможности для совершенствования качества вешания, для экспериментов в области создания новых программ и яркого звукового дизайна. Полностью перешли на цифровое вещание не только крупные коммерческие станции, но и государственные: «Радио России» и «Маяк». Однако здесь возникает серьезный разрыв между оснащенными новейшей технологией станциями и каналами, работающими на старом аналоговом оборудовании. Во всем мире новостной формат становится все более популярным. Мировой опыт показывает — эпоха музыкального вешания заканчивается, поскольку слушатель fm пресыщен. Радионовости станут максимально востребованными. Действительно, в последнее время расширяется сфера информационного вещания. В государственном секторе ломимо традиционного «Маяка» успешно работает «Маяк-24». На информационном поле коммерческого сектора также есть новые игроки. Прежде всего, это «Русское радио-2», позиционирующее себя как информационно-разговорную станцию (переход на этот формат будет осуществляться постепенно) и претендующее на конкуренцию с признанным лидером информационного вещания станцией Эхо Москвы», Другой пример — это переформатирование радиостанции «Тройка» в информационное радио. Известно, что формат «news-talk» окупается долго (не менее трех лет), и позволить себе такие серьезные проекты могут лишь крупные холдинги, такие как РМГ. Причины таких серьезных новаций кроются в дефиците и однообразии информации на телевидении и в преобладании развлекательных новостей (infotaintment) в коммерческом радиоэфире (за исключением «Эха Москвы»). Серьезной, четко артикулированной и подчас опасной тенденцией стало переформатирование радиостанций. Так случилось с интересным экспериментом известного радиожурналиста С. Корзуна на радиостанции «Новости on-line», которая задумывалась как своеобразное дайджест-радио. Основой вещания являлись модули для создания любого типа программ — от чисто музыкальной до чисто информационной. В будущем формирование программы могло проводиться самим потребителем, например, для индивидуального мобильного телефона. Кстати, на Западе такого рода станции уже существуют. Однако в марте 2003 г. этот один из самых уникальных проектов в отечественном информационном вещании Система отечественного радиовещания, сложившаяся за последние годы, не остается неподвижной. Российский рынок активно меняется. Сегодня в Москве радио слушают 75% населения, это на 15% больше, чем в 1994 г. Причем увеличение аудитории идет за счет эфирного радиовещания. Доля проводного вещания сократилась в столице и в целом по стране вдвое. Рост аудитории связан и с ростом числа автомобилей. Радио слушают с помощью переносного приемника почти 35% аудитории, стационарного — 24%, в автомобиле — 23%, трехпрограммной радиоточкой пользуется 21%, Сформировался традиционный прайм-тайм: 7.00—10.00, 12.00-16.30,18-00—19.30. Мужчины сегодня слушают от 2 до 5 станций в течение дня, женщины, как правило, 2 станции. Мониторинг, проводившийся компанией ROMIR-monitoring среди более чем 1500 респондентов от 18 лет и старше в 76 городских и сельских населенных пунктах, показал, что предпочтения радиослушателей выглядят следующим образом: музыкальные передачи и программы — 31%, новости — 18%. Спорт — 12%, политика внутренняя и внешняя — 11%, экономика России — 9%, радиоспектакли — 8%. В 1997-2003 гг. многие московские станции и FM-станцни других городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. Это «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы» и др., санкт-петербургские «Северная столица», «Балтика», канал «Мелодия», радиостанция «Голос России» (иновещание). Вещание в Интернете — важное явление, ибо компьютер — рабочее место современного специалиста, и радиостанции, вещающие в глобальной сети, не просто расширяют свою аудиторию, но и дают радиослушателю возможность получать необходимую оперативную информацию в течение рабочего дня. В начале 2000 г. радио через Интернет слушали уже 63% пользователей мультимедийных компьютеров. Итак, развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе СМИ страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегративную функцию. Социологические исследования показывают, что 94,8% жителей областных центров России слушают радио. Примем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания, Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке, в офисе. Большинство (33,7%) опрошенных радиослушателей слушают УКВ-РМ-диапазон, 25,3% предпочитают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России. Если вслушаться и вдуматься в передачи радио, можно понять, что свобода СМИ в большей степени реализуется в радиовещании. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, эфирный спектр, который может быть использован под вещание радиостанций, при всей своей ограниченности компетенцией МСЭ и национальных правительств, достаточно широк. Это и FM, и средние волны, и УКВ. Они рассчитаны на разные аудитории и регионы. Во-вторых, стоимость радиооборудования по сравнению с телевидением или газетой относительно невелика. В-третьих, штаты требуются небольшие, они могут ограничиваться даже одним человеком: в Чикаго знаменитый американский писатель и публицист Стаде Теркел один управляется с радиостанцией. Вместе с тем при относительно небольших затратах радио может быть достаточно эффективным и даже окупаться: для него открываются самые разнообразные ниши от общенациональных до городских и поселковых. Радио отличается особенностями, которые позволяют ему активно действовать в разных условиях и на разных направлениях. Музыка делает его идеальным средством развлечения, а звучащее слово определяет содержательность текста. Выразительное средство радио — это слово, насыщенное содержанием. Оно и является инструментом радиожурналиста. Это самое словесное, самое вербальное средство массовой информации, поэтому радио обладает огромным образовательным, воспитательным потенциалом, стимулируя мысль и помогая думать. Наконец, радио является самым доходчивым средством массовой информации. Оно воспринимается на слух, и в этом отношении меньше всего препятствий, кроме глухоты, к его восприятию. Очень важно и нужно, конечно, найти новые подходы, идеи и начать вешание на новой основе, учитывая особую роль радио в современном мире. Дело в том, что познание эпохи может идти как бы через два главных органа общения с миром: через глаза — чтение через уши — слушание. И две эти культуры получения информации сложились очень рано — в период, когда появились первые сформировавшиеся школы ее распространения. Две демократии рабовладельческого мира, Рим и Афины, представляли эти направления: Рим — «школу глаза», где вывешивали деревянные таблички с новостями — прообраз современных газет; Греция — «школу уха», в которой все проблемы обсуждались на собраниях граждан, а главным было ораторское искусство. И вот «культура уха», существующая уже несколько тысячелетий, получила новое развитие, новый стимул в радиовещании. А современные технологии позволяют существенно расширить диапазон доступа радио к слушателям. Это делает его особенно эффективным и важным средством массовой информации. Массовая коммуникация, как мы уже отмечали, сегодня наиболее представлена радиовещанием, которое получило новые стимулы благодаря развитию спутниковой связи и Интернета, став сегодня практически вездесущим. С помощью Интернета можно слушать радио в самых разных и далеких странах, а развитие спутниковой связи и цифрового формата вещания позволяет очень эффективно создавать радиостанции в самых разных уголках мира. Сегодня сигнал к слушателям доставляется через космос, часто даже, когда речь идет о местном вещании. В Подмосковье есть радиостанции, которые передают сигнал через спутник связи. И это очень важное, интересное завоевание информационной аудио-культуры. К началу нового тысячелетия политические, экономические, социальные, иные преобразования в стране привели к глубоким сдвигам во всей системе СМИ, появлению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вешания, форм журналистики, к внедрению новых технологий, связанных со вступлением в информационное общество. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их создание вызвало качественно новую ситуацию в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—8 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и формирование рынка электронных масс-медиа. Прежде всего, следует проанализировать состояние государственного радиовещания, претерпевшего за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы — создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всероссийскую государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вешанием по «первой кнопке» проводного вещании, на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ. В феврале 2004 г, ГТРК Культура» подучила FM-частоту. В стране появился полноценный радиоканал, полностью посвященный культурной тематике. Такие радиостанции есть во всех развитых странах. Отрадно, что и отечественное радиовещание приближается к этим образцам. На канале, конечно, будут общеполитические к экономические новости. «... Остальные новости будут посвящены анонсированию культурных событий, в программах канала будет много музыкальных передач, — рассказывает генеральный директор канала С. В. Давыдов. — Форматная музыка радиостанции — популярная классическая музыка, джаз, этническая музыка. Наконец в эфире будут звучать спектакли радиотеатра, литературные чтения, ток-шоу с обсуждением острых проблем в культурном процессе, лучшие образцы просветительских, образовательных и художественных программ».
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |