Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвфония

Содержание понятия «благозвучие» (эвфония) в теории культуры речи, на наш взгляд, является недостаточно определенным. Прежде всего отметим, что далеко не все авторы выделяют это коммуникативное качество речи, и соответственно в литературе дефиниции данного понятия встречаются довольно редко. Рассмотрим некоторые из них. И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь (1993) благозвучной называют речь, в которой отсутствуют труднопроизносимые сочетания звуков, которая характеризуется чередованием коротких слов с длинными, произносится с «гармонической, плавной» интонацией. В неблагозвучной речи соседствуют слова, содержащие несколько согласных звуков подряд (например, «Вдруг взгрустнулось другу: вскоре снова встретит он врага»), неоправданно повторяются одни и те же или близкие по звучанию звуки, делается много пауз (с.259-260). В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой (2001) дается следующее определение: «Эвфония (греч. euphph;nia из eu - хорошо и phone;ne - звук). Благозвучие речи, достигаемое применением разнообразных фонетических приемов (звуковые повторы, анафора, эпифора, ритмичность речи и т.д.)» (с.611).
Приведенные определения затрагивают различные аспекты речевой коммуникации: 1) аспект речепроизводства (некоторые сочетания звуков трудно произнести), 2) аспект восприятия речи (легче понимать речь с «гармонической, плавной» интонацией; с чередованием коротких слов с длинными). Ритмичность речи и такие приемы, как звуковые повторы, анафора, эпифора и т.д., способствуют привлечению и удержанию внимания слушателя в процессе коммуникации.

Благозвучие речи должно оцениваться в перцептивном аспекте с учетом характера ее воздействия на слушателя. Для этого есть все основания, поскольку существует множество свидетельств того, что на уровне обыденного сознания такая оценка осуществляется постоянно. Приведем несколько примеров. В научно-популярной литературе по деловому общению, ораторскому искусству, имиджелогии, менеджменту приводятся различные рекомендации по совершенствованию качеств устной речи. Авторы основываются при этом на данных психологических исследований, социологических опросов и т.д.

В частности, В. Сергеечева отмечает, что голоса, характеризующиеся неприятным тембром, создают барьеры общения, вызывают отрицательные эмоции. В качестве примера она приводит тот факт, что американские телезрители, посмотрев чуть более первой сотни серий «Санта-Барбары», потребовали убрать актрису, исполнявшую роль Мэри (первой подруги Мейсона), лишь из-за ее слишком низкого голоса. В книге приводятся данные, полученные американским фонетистом Джеффри Джакоби, согласно которым слушателям неприятны следующие характеристики голоса и речи: скулящие, жалобные, ворчливые (44%); высокие, визгливые (16%); громкие и резкие (12%); бормочущие (11%); «плоские», монотонные (4%);сильный акцент (2%).

В. Сергеечева отмечает также, что телезрителям неприятны свистящие, жужжащие, причмокивающие или интимно шепчущие женские голоса в рекламных роликах, что вынуждает телезрителей переключаться на другую программу. Кроме того, по мнению автора, барьер отрицательных эмоций может возникнуть на почве одной лишь тональности речи. По данным Института голоса (США), гнусавость, т.е. произнесение слов «в нос», раздражает до 70% слушателей: они признались, что стремились свернуть и неоправданно быстро завершить деловую беседу, не в силах воспринимать подобные звуки. Монотонность речи вызывает у слушателей утомление, рассеянное отвлечение внимания. Слишком замедленная речь, а также застревание на отдельных словах, заикание раздражают слушателей.
Ж. Данкел и Э. Парнхэм утверждают, что слушатели положительно реагируют на богатый, глубокий, хорошо поставленный и динамичный голос, который несет в себе убеждение и заслуживает доверия. Л. Браун, анализируя причины успеха некоторых телекомментаторов, утверждает, что некоторые из них остаются фаворитами на долгие годы благодаря мелодичному, низкому, спокойному голосу, лишенному раздражающих нот. По ее мнению, просто привлекательные внешне телеобозреватели довольно быстро уходят с экрана. Остаются обладатели красивых, аристократических голосов.

Проанализировав приведенные примеры, можно сделать вывод о том, что основными факторами, определяющими благозвучие звучащей речи, являются:

1) тембральная окраска («богатый, глубокий, хорошо поставленный, динамичный и т.п. голос» в противопоставлении «резкому, свистящему, жужжащему, интимно шепчущему гнусавому и т.д. голосу») - фонационные характеристики;
2) мелодические характеристики:
а) высота базового тона (высокий - низкий голос),
б) мелодический контур фраз (монотонная – «мелодичная» речь);
3) динамические характеристики (громкий - тихий голос);
4) темпоральные характеристики (медленная - быстрая речь, «динамичный голос»);
5) манера произнесения (бормотание, причмокивание, заикание, «застревание», т.е. паузы хезитации, акцент);
6) тональность речи (спокойный, «лишенный раздражающих нот» голос - скулящий, жалобный, ворчливый, визгливый).

Первые четыре фактора (фонационные, мелодические, динамические и темпоральные характеристики) представляют собой основные акустические параметры речевого сигнала - спектральную картину, частоту основного тона, интенсивность и длительность, соотносимые с основными компонентами интонации. В литературе накоплено большое количество сведений о влиянии этих параметров на перцептивную оценку речи. Особую, эвфоническую функцию интонации выделяет в своих работах С.В. Кодзасов (Кодзасов, Кривнова,2001). Манера произнесения относится к сфере дикции, понимаемой нами широко как совокупность трех показателей: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манера произнесения. Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире - о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии. К этому аспекту сферы дикции относится также и иноязычный акцент. Степень отчетливости артикуляции связана с интенсивностью движений артикуляционных органов. Чем более энергичны эти движения, тем артикуляция отчетливее. В тесной связи с этим показателем находится понятиe «стиль произношения». Мы различаем три стиля произношения: полный, нейтральный и разговорный (Гойхман, Надеина, 1997: 19-20). Манера произнесения включает в себя присущий человеку темп речи, индивидуальное продление или редукцию слогов, т.е. специфическую ритмическую структуру слова, особый мелодический рисунок фраз и т.д. Сюда же относятся различные недостатки речи («эканье», чмоканье, шумные вдохи и выдохи и др.; см. Ганиев, 1990). Перечисленные недостатки речи затрагивают также такое качество речи, как чистота, поскольку различного рода вставные элементы можно расценивать как паразитические.
Тональность, или тон, речи мы понимаем как модальность речи, определяемую эмоциональным состоянием говорящего и/или его прагматическими установками. Эта характеристика имеет отношение не только к устной, но и к письменной речи. В письменной речи тональность определяется выбором слов, имеющих различную стилистическую окраску, а также синтаксической структурой высказывания. Основными средствами звучащей речи, определяющими тональность высказывания (независимо от лексико-грамматических средств), являются: тембр звучания, мелодика, громкость и акцентуация. Модальность может соответствовать либо не соответствовать ситуации общения, и тогда говорят о нарушении этических или социокультурных норм. Поэтому хотя эмпирические данные свидетельствуют о том, что тональность влияет на благозвучие речи, нам представляется, что она более тесно связана с другим ее качеством – коммуникативной целесообразностью.

Таким образом, содержание понятия «благозвучие речи» на самом деле гораздо более обширно, чем это обычно предполагается. Критерием благозвучия речи должен являться характер ее воздействия на слушателя. Для достижения благозвучия используется весь комплекс просодических средств речи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативная функция | Принцип разговорности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.