КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная функция
Однако главная функция речи – коммуникативная, общения между людьми. «Речевое общение, как правило, не бывает самодовлеющим. Оно часть более сложной деятельности общения, средство внеречевой задачи, средство воздействия, средство организации деятельности людей». Человек реализуется как социальное существо через речь. В поведении человека речь играет определяющую роль. Речь – это «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Речевое общение — это обмен информацией (текстами), в таком обмене действуют, по крайней мере, двое — передающий и воспринимающий. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом». Говорящий человек передает слушающему, информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых — кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто «как сказано» превращается во «что сказано», существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи. «Говорение», речь связано и с другим понятием – «слушание», восприятие. Слушание — смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В системе механизмов слушания можно выделить три компонента: восприятие, сличение-узнавание, понимание. Восприятие теснейшим образом связано с механизмом слуховой памяти. Именно от способности удерживать в памяти услышанные отрезки речи зависит процесс понимания текста, возможность его логической переработки. Исследования свойств памяти показывают, что мы забываем большую часть того, что слышим, сразу же, но что-то все же остается. Это «что-то» зависит от того, насколько информация интересна, нова и полезна, какое эмоциональное воздействие она оказывает и т. п. Запомнить чужое высказывание легче, если оно подается в память блоками, образами-схемами. Такими смысловыми частями — объединением однотипных предложений, в совокупности изображающих (передающих) какой-то фрагмент действительности, — являются типы речи. Кроме того, в процессе восприятия устной речи функционируют механизмы внутреннего проговаривания. Это попытки имитации, подражания внешней форме речи. Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Мы согласны с позицией и классификацией Г. Н. Ивановой-Лукьяновой, что звучащие тексты разных функциональных типов речи: различаются не только своей функционально-стилевой принадлежностью и жанровым разнообразием, а так же рядом других признаков, таких как: спонтанность, устность, степенью подготовленности, способом озвучивания и др. Все эти признаки существенно влияют на ритмико-интонационные характеристики текста. Г. Н. Иванова-Лукьянова предлагает разграничить понятия «устный», «спонтанный», «неподготовленный», «разговорный» применительно к звучащему тексту. Звучащий текст – любой текст, прочитанный или произнесенный вслух, в противоположность незвучащему (печатному, написанному, представленному в письменном виде). Устный текст – текст, принадлежащей к устной форме речи (фольклор, устная публичная речь, разговорная речь), в противоположность письменному тексту, т. е. принадлежащему к письменной форме речи. Письменный текст может быть озвучен, но и при этом он сохраняет свойства письменного текста, поэтому термин звучащий может быть применен как к устному, так и к письменному тексту. Разговорный текст – имеющий отношение к особой функциональной сфере – разговорной речи, в противоположность неразговорному, т. е. относящемуся к книжным функциональным типам речи. Неспонтанный характер таких текстов объясняется тем, что они хорошо подготовлены, возможно, заранее написаны, отредактированы, отрепетированы — в зависимости от опыта журналиста, но произнесены свободно, как бы «рождаясь» в момент речи. Вторую группу текстов составляют спонтанные тексты, неподготовленные, создаваемые в момент речи и поэтому не имеющие в своей основе отработанной формы. Группа спонтанных текстов тоже неоднородна: она подразделяется на две разновидности, одну из которых составляют разговорные, другую — неразговорные тексты. Разговорные тексты представляют собой такие спонтанные тексты, приметами которых являются неподготовленность, неофициальность и непосредственность общения. Все три признака являются обязательными для разговорной речи, так как отсутствие хотя бы одного из них переводит речь из разговорной в неразговорную. Радиоведущему в своей работе приходится совмещать как разговорную речь, при общении со слушателем в прямом эфире, то есть беседа протекает спонтанно, ведущий задает тему разговора и по ходу импровизирует, так и разговорный текст, когда он озвучивает определенный материал, подготовленный для программы, а также использовать письменный текст, как озвучивание какой-либо информации или рекламы. Одно из требований культуры звучащей речи — благозвучие (эвфония). Неверная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция препятствуют восприятию материала на слух, отвлекают внимание слушателя от содержания высказывания. При выступлении по телевидению и радио необходимо избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, использования неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при объединении слов. Речь должна быть легко произносимой, четкой, соответственно, звуки должны быть верно подобраны в речевом потоке. «Стыковка» многих согласных или столкновение гласных создает неблагозвучную речь. Примером могут служить фразы: «сталкивались ли с ней», «пробовали ли вы», «я знал ее и ее июльские планы» и т.п. Интонация — темп речи, паузы, тембр, тон речи, мелодика, логическое ударение и словоударение — воспринимается слушателем как выражение внутреннего состояния, настроения и искренности (или неискренности) говорящего. Само звучание речи должно вызывать определенную реакцию у аудитории. Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не дает эмоционально-конкретного освещения смыслу, речь считается бездейственной.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |