Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радиовещание в работе по социальному управлению выполняет следующие функции

Интегративная функция. Деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, следовательно, и государственный строй, поддерживать в обществе определенную систему ценностей, уровень культуры, воспитывать личность. Радио обладает огромным интеграционным потенциалом, уже сам факт регулярного и одновременного прослушивания той или иной программы разными людьми свидетельствует об их определенной общности, одинаковых интересах, таким образом, и создается аудитория определенной радиостанции. Радиовещательная компания должна сознательно работать на ее расширение и укрепление. Вектор вещания формируется через определение общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общегородских и т. п.) ценностей, вкусов, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие негативным для общества тенденциям.

Интегративная функция радио может быть реализована такими разделами вещания, как публицистика, программами о спорте, искусстве, и развле- кательными передачами. Она тесно связана с другими функциями (в некоторой степени совпадая с информационной), культурно-просветительской, организаторской, образовательной и т.д. Главным качеством для журналиста, ведущего радиоэфира, реализующего интегративную функцию, является умение сочетать в подходе к материалу и потребности общества и отдельного слушателя. В недалеком прошлом, в некоторых районах страны радио было единственным доступным средством массовой информации и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества.

Коммуникативная функция – важнейшая функция радиовещания.Радио осуществляет речевое опосредованное общение в социуме, и это необходимо слушателю. В жизненном опыте человека, на сегодняшний день, большое значение имеет не столько собственный опыт, сколько «опыт других», опосредованный, приобретенный, например, из средств массовой информации. Этот тип общения имеет свои позитивные и негативные стороны, это зависит от вещательной политики радиостанции, мировоззрения, идеологических предпочтений, профессионального мастерства ведущих, журналистов и репортеров.

Функция общения приобретает особенно большое значение в период «разорванных связей», дезинтеграции общества. Миллионам соотечественников, оказавшимся вдали от этнической родины, необходима достоверная информация о положении дел в их стране.

Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир. Радио дает своеобразный эталон, формирует образец общения с учетом уровня собеседников (известные люди, авторитетные специалисты), масштабом обсуждения проблем, манерой ведения разговора, реакцией на собеседника, а так же качеством звучащей речи. Но в современном эфире присутствуют примеры другого порядка – дисфункциональные. Сама личность ведущего и установки редакции зачастую не соответствуют правилам грамотного, культурного эфирного диалога. Время от времени радиоведущие заимствуют тон, стиль, лексику общения люмпенизированных, и даже криминальных персон. Отсутствие профессиональной подготовки самым негативным способом сказывается на качестве эфира. Это присуще многим радиоведущим коммерческих радиостанций, ориентированным на «молодую» аудиторию. Черты подобного стиля общения, проявляются и у дикторов государственных радиоканалов. Радио имеет ту аудиторию, которую само и воспитывает.

Воспитательная функция радио. Воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано с природой самого воспитания – сложного и многостороннего процесса. В течении многих лет радиовещание вносило свой вклад в воспитание личности, в соответствии с государственным строем, системой власти и идеологии. При предыдущем государственном строе существовала система ценностей, которая была основой процесса воспитания. В связи с социальными, политическими и экономическими переменами в государстве перед воспитательным процессом в целом, возникли сложные вопросы. Проблемы в области воспитания аудитории проявляются, например, в рекламе и пропаганде поведения, образа жизни, нравственных принципов, которые иногда противоречат общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и взглядам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.). В частности, сейчас из сетки вещания радиостанций практически исчезли образовательные и познавательные программы для детей, подростков.

Культурно-просветительские функции. Решая различные культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе одновременно несколько функций. В современном массовом вещании можно выделить следующие аспекты эстетической функции.

Во–первых – это лучшие образцы радиожурналистики с эстетической точки зрения (если они соответствуют высоким критериям и специфике радиовещания, как средства массовой информации и инструмента культуры). Можно отметить следующие характеристики: яркую и образную речь, интересные диалоги, отражающие различные позиции, грамотно простроенные в звуке (сочетание слова, шумов, музыки), смонтированные репортажи, программы, позволяющие аудитории представить картину происходящего в своем воображении (эффект присутствия). Благодаря этому арсеналу выразительных средств, радиожурналист, ведущий дает слушателю представление, и тем самым вызывает эмоциональную оценку события.

Радио с момента своего появления транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющий с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинений создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетически-технологическую ценность.

Радио вырабатывало в течение многих десятилетий свои самобытные образцы аудиокультуры и достигло в этом успеха. Трудно найти какой-либо жанр литературы, театра, который не имел бы интересного аналога в радиовещании. Например: понятие и жанр «сериал» или «мыльная опера», появились именно на радио, и уже позже этот жанр был адаптирован, для нового средства массовой информации – телевидения. Таким образом, радио в многолетней и многожанровой практике своего развития доказало, что оно не только ретранслятор различных видов творчества, но и независимая и равноправная с другими область культуры. На сегодняшний день, можно выделить следующие негативные моменты: снижается требовательность к ключевым характеристикам радиопроизведений (обеднение устной речи, использование ненормативной лексики, иноязычных заимствований, специальных терминов, в основном непонятных для массового слушателя). Тем не менее, все эти негативные явления носят временный характер, так как непосредственно зависят от социально-экономических условий работы радио.

Таким образом, радиовещание – эффективное средство получения информации, знаний и приобщения к достижениям мировой культуры для массовой аудитории. Функция просвещениябыла необходима для страны с огромной территорией, слабыми коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения. Функция просвещения призвана удовлетворять познавательные потребности и интересы аудитории, изменяясь в соответствии с развитием общества.

Функция развлечения (рекреативная) естественна для радио, и удовлетворяет естественное стремление человека к отдыху, интеллектуальным играм и развлечениям. Формируя свою аудиторию, та или иная коммерческая радиостанция, включает в сетку вещания выпуски новостей, программы познавательного характера, рекламу, все же основывается именно на развлекательной функции. Развлекательность должна присутствовать в программах, на сегодняшний день существует проблема при подборе того или иного художественного материала в уровне и во вкусе. Прежде всего, развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя особого внимания. Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение. Функция развлечения при создании и функционировании станций, работающих в УКВ - FM диапазоне, является доминирующей.

Стандартизация эфира, достаточно стремительно развивающаяся система порождения новых штампов и клише в работе радиожурналистов, ведущих, в свою же очередь, формирует стандартные и легко предугадываемые потребности радиоаудитории — различных возрастных и социальных слоев и нравственных устремлений.

По мнению многих ученых, изучающих средства массовой информации, в конце XX-го столетия возникла новая радиожурналистика: изменились ее функции и структура и наполнение программ, приемы, методы работы в эфире, спо­собы общения с аудиторией. Изменилась и сама аудитория, будучи инертной, при предыдущем идео­логическом строе, слушатели стали более активно воздействовать на содер­жание и форму радиопрограмм.

Благодаря своим преимуществам над телевидением для своих слушателей оно превратилось в друга, приятеля, который ненавязчиво расскажет между делом о мировых новостях, поставит любимую песню, просто поговорит «за жизнь». Так же и общение слушателя с радиостанцией строится на доверительности; оно так же официально как письмо в газету, и не требует специальной подготовки как, например, телевизионное выступление. Нередко слушатель становится основным ведущим на радиостанции – на Западе существует такой популярный формат talk-radio, строящийся на «звонках, сообщениях слушателей». О положительности такого опыта говорит то, что многие популярные развлекательные каналы взяли его на вооружение, именно в радио варианте – в виде звонка в студию. Эта форма ни к чему не обязывает, не требует четкого оформления мысли, с точки зрения теории речевой коммуникации – это полностью императивное общение, построенное не на сообщении информации, как провокативное в прессе, а на передаче эмоции. Традиционные приветы или поздравления на радио – это сообщения, которые не несут в себе никакой особой смысловой нагрузки, какой-либо серьезной информации. Говоря о специфике восприятия радиослушателем, важно отметить, что речь – процесс многофункциональный, и подходить к его изучению можно с разных точек зрения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационные функции | Коммуникативная функция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.