Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Учет основных средств




Регистры бухгалтерского учета

После отражения хозяйственной операции первичных учетных документов данные составленных учетных документов систематизируются по экономическому содержанию и регистрируются в специальной таблицах. Эти таблицы – учетные регистры могут быть классифицированы по различным признакам:

1. По внешнему виду: бухгалтерские книги, карточки или свободные листы;

2. По характеру записи: хронологические, систематические, комбинированные;

3. По объему содержания операции: синтетические и аналитические;

4. По строению регистров: односторонние, двусторонние, многосторонние, линейные и шахматные.

 

Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве и реализации продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев; способная приносить организации экономические выгоды (доход); при этом организацией не предполагается последующая перепродажа данных объектов.

С определением понятия тесно связана проблема срока полезного использования объектов, принятых на учет в организации (на предприятии). Срок полезного использования — это период, в течение которого объекты основных средств должны приносить доход организации или служить для выполнения целей ее деятельности. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования исчисляется исходя из количества продукции или иного натурального показателя (объема работ, ожидаемого к получению в результате использования данной группы или отдельного объекта).

Для достижения единообразия в построении учета и отчетности по основным средствам и возможности обобщения данных об их наличии и движении в масштабе отраслей экономики Российской Федерации в целом используется Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), введенный с 1 января 1996 г. Объектами классификации в ОКОФ служат основные фонды (средства), т. е. активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.

К основным средствам относятся: земельные участки, объекты природопользования, здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий скот, многолетние насаждения и прочие виды основных средств,

Здания (кроме жилых) — архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, хранения материальных ценностей, социально-культурного обслуживания населения. К ним относятся: производственные корпуса цехов, мастерских, складов, лабораторий, гаражей, депо, клубов и др., передвижные домики производственного (мастерские, АТС и т. п.) и непроизводственного назначения, а также коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; специализированные здания для осуществления конкретных видов деятельности, в которых фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно с возведением здания, входят в состав здания по данной группе.

Сооружения — инженерно-строительные объекты, назначением которых является выполнение тех или иных технических функций в процессе производства без изменения предмета труда или для осуществления различных непроизводственных функций. К ним относятся нефтяные скважины, плотины, мосты, законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации (линии электропередач, теплоцентрали, трубопроводы, кабельные линии связи и др.).

Машины и оборудование — устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. В зависимости от основного назначения они подразделяются на энергетические (силовые) и рабочие.

К энергетическим (силовым) относятся: машины-генераторы, машины-двигатели, предназначенные для производства тепловой и электрической энергии и для превращения энергии любого вида в механическую (паровые котлы, паровые машины, турбины, атомные реакторы, различные двигатели и др.).

К рабочим машинам и оборудованию относятся: машины, аппараты, оборудование, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предметы труда в целях получения готового продукта и для перемещения предметов труда в ходе производства. В эту группу также включаются все виды технологического оборудования (автоматические машины и оборудование), а также оборудование транспортное, строительное, торговое, складское, сельскохозяйственное, санитарно-гигиеническое, водоснабжения и канализации и другие виды.

Измерительные и регулирующие приборы и устройства предназначены для измерения объема, веса, длины, т. е. средства измерения производственных процессов и управления (регулирования).

Вычислительная техника — все виды вычислительной и оргтехники, а также оборудование систем связи, коммуникационные системы для передачи информации любого вида, средства визуального и акустического отображения информации, средства хранения информации и др.

Транспортные средства предназначены для перемещения людей и грузов. К ним относится подвижной состав всех видов транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного). Следует отметить, что автомобили и прицепы, железнодорожные вагоны, имеющие специализированное назначение (передвижные мастерские, электростанции, вагоны-лаборатории, передвижные кухни, душевые и т. п.), не являются транспортными средствами, а учитываются как здания либо как соответствующее оборудование.

Инвентарь производственный и хозяйственный — средства труда, предназначенные для облегчения производственных процессов (рабочие столы, прилавки, торговые шкафы и т. п.), для хранения жидких и сыпучих материалов (чаны, бочки, баки и т. п.), а также предметы конторского и хозяйственного обзаведения, не используемые в производственном процессе (спортивный инвентарь, предметы противопожарного назначения (кроме насосов и механических лестниц, относящихся к машинам и оборудованию)), т. е. объектами классификации могут быть только предметы, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся частью какого-либо другого объекта.

Скот рабочий — лошади, волы, верблюды и др.

Насаждения многолетние — все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста, породы, включая индивидуальные ограждения каждого насаждения.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. При этом капитальные вложения в многолетние насаждения и улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

В состав основных средств включаются земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и т. п.), находящиеся в собственности организации.

Детальная и четкая классификация основных средств является важнейшей предпосылкой автоматизации их учета.

В п. 3 ст. 258 НК РФ определена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, в зависимости от сроков их полезного использования. Эта классификация может применяться для целей бухгалтерского учета и включает десять групп: первая — от 1 года до 2 лет включительно; вторая — свыше 2 лет до 3 лет включительно; третья — свыше 3 лет до 5 лет включительно; четвертая — свыше 5 лет до 7 лет включительно; пятая — свыше 7 лет до 10 лет включительно; шестая — свыше 10 лет до 15 лет включительно; седьмая — свыше 15 лет до 20 лет включительно; восьмая — свыше 20 лет до 25 лет включительно; девятая — свыше 25 лет до 30 лет включительно; десятая — свыше 30 лет.

Для характеристики использования основные средства группируются по ряду признаков.

В зависимости от отношения к уставной деятельности организации основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства связаны с осуществлением уставной деятельности и предназначены для технического оснащения и нормального функционирования производства с целью получения продукции или оказания услуг как производственного, так и личного потребления. К ним относятся: производственные здания, сооружения, машины и оборудование и др. Непроизводственные основные средства не связаны с осуществлением уставной деятельности, но числятся на балансе организации и предназначены для непроизводственных целей (здания клубов, общежитий, гостиниц, домов культуры и т. п.).

По степени использования в хозяйственной деятельности организации основные средства подразделяются на объекты, находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, а по принадлежности — на собственные, арендованные и объекты в оперативном управлении или хозяйственном ведении. При этом перевод основных средств на консервацию, в запас, на дооборудование, реконструкцию относится к компетенции руководителя организации.

Оценка основных средств. Особенность функционирования основных средств, связанная с длительным участием и сохранением в процессе производства натурально-веществен ной формы с одновременным изменением стоимости, обусловливает необходимость использования двух оценок основных средств — полной первоначальной стоимости и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, согласно п. 7 ПБУ 6/01, включает сумму фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, доставку и доведение до состояния пригодности к использованию за вычетом НДС и других возмещаемых налогов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ).

К фактическим затратам могут быть отнесены:

суммы, уплачиваемые поставщикам (продавцам) в соответствии с договором;

суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ по договору строительного подряда или иным договорам;

суммы, уплачиваемые за информационно-консультационные услуги организациям, связанным с приобретением основных средств;

государственные пошлины, регистрационные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением права собственности на объекты основных средств;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; другие затраты, связанные с процессами приобретения, сооружения и изготовления объектов основных средств, а также затраты по доведению объектов до состояния пригодности к использованию.

В фактические затраты на приобретение основных средств не включаются общехозяйственные и иные подобные расходы, если они непосредственно не связаны с приобретением объектов.

Первоначальная стоимость основных средств, изготовленных самой организацией, определяется по сумме затрат на производство этих объектов.

Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется в сумме денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случаях безвозмездного получения или дарения объектов их первоначальной стоимостью является текущая рыночная стоимость, которая сложилась на дату оприходования этих объектов основных средств и отражена в актах приемки-передачи. Под этой стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи данного актива. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к учету в организации, допускается только в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции и частичной ликвидации, проведения переоценки соответствующих объектов.

Оценка объектов, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия к учету этих объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или договора аренды.

Остаточная стоимость основных средств представляет разницу между первоначальной их стоимостью и суммой начисленной на них амортизации.

Длительность участия объектов основных средств в производственном процессе при изменяющихся уровнях цен на материалы, заработной платы вызывает необходимость использования третьего вида оценки — восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость — это оценка основных средств в возможных затратах их приобретения на данный момент. При этом полная восстановительная стоимость представляет собой стоимость создания (приобретения) новых видов основных средств, аналогичных имеющимся в организации, достаточная восстановительная стоимость — это полная восстановительная стоимость за вычетом начисленной амортизации. В соответствии с ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету основных средств под текущей (восстановительной) стоимостью понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае замены объекта.

Исчисление восстановительной стоимости основных средств связано с их переоценкой по состоянию на определенную дату. Целью переоценки в современных условиях является создание экономически обоснованной базы, обеспечивающей структурную перестройку экономики путем создания дополнительных инвестиционных ресурсов на обновление основных средств. Механизм реализации целей переоценки связан с использованием двух методов — прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам либо с применением коэффициентов пересчета, разрабатываемых Госкомстатом РФ, к балансовой стоимости основных средств. Для определения источников информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) необходимо исходить из положений НК РФ (ст. 40 п. 11). При этом источниками информации о биржевых котировках могут быть признаны:

официальная информация о биржевых котировках на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже либо на международных биржах;

котировки Минфина по государственным пенным бумагам и обязательствам;

информация государственных органов по статистике, органов ценообразования и иных уполномоченных органов;

информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

информация экспертов-оценщиков.

Организация имеет право осуществлять переоценку основных средств не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) с отнесением разницы на счет добавочного капитала, если иное не установлено законодательством РФ.

Задачи учета основных средств. Экономическую информацию о наличии, движении, сохранности и финансовых результатах хозяйственных операций с основными средствами организации получают из данных бухгалтерского учета, которые необходимы для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами. В этой связи учет должен обеспечить:

правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах синтетического и аналитического учета наличия и движения основных средств;

контроль за сохранностью основных средств, в том числе находящихся на консервации и в запасе;

контроль за правильностью учета амортизации с применением избранного способа начисления в течение срока полезного использования основных средств;

контроль за правильностью отражения результатов продаж и прочего выбытия основных средств, включая передачу их в аренду;

контроль за соблюдением сметы и полным отражением в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных средств;

контроль за правильностью формирования и списания затрат на техническое обновление и реконструкцию объектов основных средств за счет соответствующих источников финансирования;

контроль за своевременностью и полнотой отражения в учетных регистрах операций, связанных с ежегодными вложениями в коренное улучшение земель, многолетние насаждения, в арендованные основные средства;

контроль за объективным отражением в учете результатов инвентаризации балансовых и забалансовых объектов основных средств;

контроль за правильностью осуществления переоценки основных средств с исчислением восстановительной стоимости;

контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов по операциям с основными средствами и отражением их в учете;

обеспечение объективной информации для заполнения форм квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Аналитический и синтетический учет наличия и движения основных средств

Учет основных средств в организациях и на предприятиях ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого классификатора в разрезе инвентарных объектов.

Инвентарный объект как единица учета основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные номера имеют кодовое обозначение. При этом для каждой номенклатурной группы основных средств отводится серия порядковых номеров, чтобы по коду можно было определить принадлежность объекта к той или иной классификационной группе. Инвентарный номер объекта сохраняется за ним в течение всего периода его эксплуатации в данной организации. Он проставляется на всех первичных документах, оформляющих наличие и движение объекта. При выбытии объекта его номер считается ликвидированным и вновь поступившему объекту не присваивается в течение пяти лет. По арендованным объектам учет может осуществляться по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Для первичного учета основных средств используются следующие унифицированные формы.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. № ОС-1), применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов: поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже, передаче и др.

При оформлении приемки объекта акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом (накладной) с отражением в инвентарной карточке учета основных средств. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый — с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику.

Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. № ОС-1а).

Акт о приеме-передаче группы объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. № ОС-16).

Накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств (ф. № ОС-2).

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, выполнившего работы по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах; первый — остается в организации; второй — передается производителю работ. Оформленные акты сдаются в бухгалтерию, а в технический паспорт объекта вносятся необходимые изменения в раздел характеристики объекта. Акт, подписанный главным бухгалтером, утверждается руководителем организации.

Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных).

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта. Затраты по списанию и стоимость оставшихся материальных ценностей отражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания.

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. № ОС-6) применяется для пообъектного учета всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта (достройка, дооборудование и т. п.) может быть открыта новая карточка, а старая сохраняется как справочный документ.

Акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС-14) составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, в ее состав включается представитель монтажной организации (при проведении монтажных работ подрядным способом).

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15) выписывается в двух экземплярах для передающей и принимающей сторон.

Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16) подписывается представителями заказчика, подрядчика и организации — изготовителя оборудования.

Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на все коммерческие организации (кроме кредитных и бюджетных).

В течение отчетного месяца инвентарные карточки по всем поступившим, выбывшим и перемещенным внутри организации объектам хранятся в особой ячейке картотеки, а по основным средствам, находящимся в запасе (резерве) или на консервации, карточки в картотеке бухгалтерии отделяются специальным разделителем. По данным инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств в разрезе видов (групп) основных средств.

Синтетический учет поступления и выбытия основных средств

Для учета основных средств действующим Планом счетов предусмотрен ряд синтетических счетов.

Счет 01 «Основные средства» предназначен для учета наличия и движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается на этом счете в соответствующей доле.

Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется для отражения накопленной амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации на правах собственности и сданных в аренду, включая финансовую аренду.

Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования, а также о затратах по формированию основного стада, рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, которые учитываются в составе средств в обороте). К счету могут быть открыты субсчета: 1 «Приобретение земельных участков»; 2 «Приобретение объектов природопользования»; 3 «Строительство объектов основных средств»; 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 8 «Выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ» и др.

Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных или причитающихся к оплате организацией суммах налога по приобретенным ценностям. К этому счету могут быть открыты субсчета; 1 «НДС при приобретении основных средств»; 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» и др.

Счет 80 «Уставный капитал» применяется для обобщения информации о состоянии и движении уставного (складочного) капитала организации. Увеличение и уменьшение уставного капитала, в том числе за счет имущества, относящегося к основным средствам, осуществляется после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

Счет 83 «Добавочный капитал» предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации, на нем отражается прирост стоимости внеоборотных активов по результатам переоценки, а также сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества за счет продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Счет 90 «Продажи» используется для обобщения информации о доходах и расходах» организации и выявления финансового результата за отчетный период. К нему могут быть открыты несколько субсчетов.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. На этом счете находят отражение поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств; поступления в связи с безвозмездным получением активов, а также расходы по продаже, выбытию, предоставлению за плату во временное владение и пользование, расходы на консервацию объектов основных средств и др. К нему открываются субсчета: 1 «Прочие доходы»; 2 «Прочие расходы»; 3 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Предназначен для обобщения информации о доходах, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Синтетический учет поступления основных средств. Здания и сооружения, строительство которых завершено, приобретенное оборудование, не требующее монтажа, завершенные работы по достройке, дооборудованию и реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, зачисляются в основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующим субсчетам в сумме фактически произведенных затрат, включая затраты на доставку. При этом для отражения поступления каждого объекта основных средств используется утвержденный руководителем акт о приеме-передаче типовой формы (№ ОС-1), на основе которого составляются инвентарная карточка объекта и иные документы, подтверждающие их государственную регистрацию. В установленных законодательством случаях для приема зданий и сооружений используется акт ф. № ОС-1а, а общим актом может оформляться только одновременное поступление однотипных объектов с одинаковой стоимостью (кроме зданий и сооружений) (ф. № ОО16).

Для учета НДС при осуществлении вложений во внеоборотные активы используется счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств», на котором учитываются суммы налога, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению основных средств, включая отдельные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования. На сумму налога по приобретенным объектам дебетуется счет 19, субсчет 1 и кредитуются счета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»),

Пример. Учет поступления основных средств

ЗАО «Альфа» приобрело по договорным ценам у разных организаций отечественное оборудование, не требующее монтажа. Стоимость оборудования составляет 200 000 руб. Затраты на доставку, погрузку, разгрузку составили 30 000 руб. НДС по приобретенному оборудованию — 36 000 и по указанным затратам — 5400 руб. Бухгалтерские записи составляются следующим образом. На стоимость оборудования — 200 000 руб.:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные акгивы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»

К-т сч. 60 «Расчегы с разными поставщиками».

На сумму НДС по приобретенному оборудованию — 36 000 руб.:

Д-т сч. 19 «НДС», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»

К-т сч. 60 «Расчеты с разными поставщиками».

На стоимость доставки, погрузки, разгрузки — 30 000 руб.:

Д-т сч. 08 «Вложения в необоротные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»

К-тсч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму НДС - 5400 руб.:

Д-т сч. 19 «НДС», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На стоимость оборудования, принятого к учету, — 230 000 руб.:

Д-тсч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств».

Поступление основных средств может быть связано с их получением в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации. Первоначальной стоимостью таких объектов является их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При учреждении акционерного общества (товарищества и т. п.) поступление объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал оформляется бухгалтерской записью:

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

К-т сч. 80 «Уставный капитал».

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации поступление такого имущества в денежной форме отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», по соответствующему субсчету

К-т сч, 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный капитал, отражается по дебету-счета основных средств и кредиту счета вложений во внеоборотные активы.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» при поступлении объекта по договору дарения или в иных случаях безвозмездного поступления основных средств (от других организаций, физических лиц, в качестве субсидии правительственного органа) первоначальной стоимостью признается рыночная стоимость на дату оприходования на основе типовых документов приемки-передачи.

Во всех случаях безвозмездного получения и дарения основных средств затраты по их доставке учитываются организациями-получателями как вложения во внеоборотные активы и относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта. На величину этой стоимости в течение срока полезного использования объекта формируется финансовый результат в качестве прочих доходов.

При оприходовании такого имущества на счетах производятся следующие записи.

На стоимость безвозмездно полученного имущества по текущим рыночным ценам:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

На стоимость оприходования безвозмездно поступивших объектов основных средств:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

По мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам:

Д-т сч. 20 «Основное производство» и пр.

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Например, если стоимость объекта составляет 200 000 руб., годовая норма амортизации — 12%, то ежемесячные зачисления на кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» составляют 2000 руб.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших по договорам, в которых предусмотрена их оплата неденежными средствами, отражается по дебету счета основных средств и кредиту счета вложений во внеоборотные активы.

Следует отметить, что сделка между коммерческими организациями по операциям дарения (приемки-передачи) основных средств противоречит положению ГК РФ (ч. 2, ст. 575 п. 4) о запрещении дарения в отношениях между коммерческими организациями, а потому безвозмездное получение основных средств возможно только от некоммерческих организаций и физических лиц.

Приобретение и использование основных средств, принадлежащих нескольким собственникам на правах долевого участия, отражаются в бухгалтерском учете в порядке долевой собственности участников на основе соответствующего соглашения между сторонами. При невозможности распределения долей собственности между участниками законодательным путем эти основные средства принимаются на учет в равных долях.

Учет объектов долевой собственности ведется каждым участником на счете 01 «Основные средствам в соответствии с вкладом участника. При этом участники могут увеличить свою долю за счет так называемых отделимых улучшений общего имущества либо могут продать, передать в залог свою долю собственности. Расходы по содержанию общего имущества и уплате налогов за это имущество несут все участники долевой собственности пропорционально их долям. Соответственно, продукция и доходы от использования общего имущества распределяются по долям участия собственников.

Операции по учету долевой собственности можно проиллюстрировать на примере долевого участия в строительстве объекта основных средств. Приведем бухгалтерские записи, которые при этом составляются.

На сумму перечисления вклада участников на строительство объекта:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

На сумму оприходования долей участников капвложений в строительство объекта;

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На стоимость объекта основных средств в размере доли участия каждого собственника в строительстве после ввода объекта в эксплуатацию:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При формировании уставного фонда унитарного предприятия стоимость основных средств, закрепленных за ним органами государственного или местного самоуправления, отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»

К-т сч. 80 «Уставный капитал».

После принятия этих объектов на учет:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями».

Для учета расчетов унитарного предприятия с учредителями — государственными или муниципальными органами также используется счет 75 “Расчеты с учредителями”

Объекты основных средств, полученные организацией в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственных или муниципальных органов, отражаются при их принятии к учету бухгалтерской записью:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

По мере амортизации объекта производится бухгалтерская запись по увеличению прочих доходов организации:

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

К-тсч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Синтетический учет выбытия основных средств. Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По дебету отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Причины выбытия основных средств могут быть сгруппированы следующим образом:

продажа объектов юридическим или физическим лицам;

передача по договорам дарения объектов другим организациям и лицам в соответствии с законодательством;

ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций или в паевой фонд;

передача дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

списание в случаях физического или морального износа;

списание объектов, сданных в аренду с правом выкупа, на момент перехода собственности на них к арендатору;

недостача или порча, выявленные при инвентаризации;

другие причины.

Для определения непригодности основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документации на списание таких объектов в организациях создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость, а также представители инспекций, на которых возложена функция надзора за отдельными видами объектов. Комиссия осуществляет следующие функции:

осматривает ликвидируемые объекты с использованием технической документации (поэтажных планов, техпаспорта объекта и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;

определяет невозможность восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;

устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, реконструкция, износ и т. п.);

выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии объекта из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их по текущей рыночной стоимости;

осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов с определением их веса, годных узлов и сдачей их на склад;

составляет акты на списание объектов типовой формы.

При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих организаций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списанию объектов программе реконструкции и делает в акте на списание ссылку на конкретный пункт программы.

В актах на списание обязательно приводятся данные о датах изготовления или постройки; ввода в эксплуатацию; сроке полезного использования; первоначальной стоимости; сумме амортизации, начисленной на момент выбытия; количестве проведенных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате стихийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на списание утверждает руководитель организации, после чего осуществляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации, но не менее пяти лет.

После разборки (демонтажа) и оценки отдельных узлов (деталей), материалов, которые могут быть использованы в организации или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материалы», по субсчетам 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по текущей рыночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальнейшему использованию приходуются как вторичное сырье и отражаются в дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Ликвидация отдельных частей объекта, имеющих разный срок полезного использования, отражается в учете как ликвидация самостоятельного инвентарного объекта и оформляется в общем порядке. При этом детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, обязательно сдаются в государственный фонд, а содержащие цветные металлы — организациям по сбору вторсырья.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», величина поступлений от продажи основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты), доходы от участия в уставных капиталах других организаций в виде вкладов объектов основных средств (когда это не является предметом деятельности организации) рассматриваются как прочие доходы. Расходы, связанные с выбытием основных средств, учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» как прочие расходы. Такие расходы могут предварительно отражаться на счетах затрат, в частности на дебете счета вспомогательных производств. По кредиту этого счета показывается выручка от продажи имущества, учитываемого в составе основных средств, а также стоимости оприходованных материалов от разборки (демонтажа) объектов. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по счету вспомогательных производств позволяет получить финансовый результат, связанный с выбытием основных средств. Доходы и расходы от списания объектов основных средств в бухгалтерском учете отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они подлежат зачислению на счет 99 «Прибыли и убытки» как операционные доходы и расходы.

Выбытие объектов вследствие продажи или передачи сторонним организациям оформляется актами приема-передачи основных средств (ф. № ОС-1), приема-передачи зданий (ф. № ОС-1а), группы объектов (ф. № ОС-16), на основе которого бухгалтерия производит записи в инвентарных карточках (ф. № ОС-б) и прилагает их к акту. Об изъятии карточки делается отметка в инвентарной книге (списке) по местонахождению объекта. Выбытие объектов вследствие их полного или частичного списания оформляется актом на списание (ф.№ОС-4).

Пример. Учет выбытия объекта основных средств вследствие полной амортизации

Ликвидировано вследствие полной амортизации здание гаража на территории организации. Первоначальная стоимость — 7000 руб., сумма начисленной амортизации — 6200 руб. Разборка произведена силами рабочих самой организации, и расходы составили 400 руб., стоимость непригодных к дальнейшему использованию материалов после демонтажа здания по рыночным ценам вторичного сырья — 300 руб. На счетах будут произведены следующие бухгалтерские записи. На первоначальную стоимость выбывшего объекта — 7000 руб.:

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К-т сч.01 «Основные средства».

На сумму начисленной амортизации на момент ликвидации — 6200 руб.:

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

На сумму расходов по разборке и вывозу строительного мусора силами самой организации — 400 руб.:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-тсч. 23 «Вспомогательные производства», субсчет 2 «Прочие расходы».

Списывается остаточная стоимость ликвидированного объекта основных средств - 7000 - 6200 = 800 руб.:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Стоимость материалов, полученных от сноса здания гаража и непригодных к использованию, по рыночным ценам вторичного сырья на дату оприходования — 300 руб.:

Д-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы-, субсчет 1 «Прочие доходы».

Списание сальдо (убыток) по счету 91 «Прочие доходы и расходы» — 900 руб.:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

Списывается на финансовый результат сальдо по счету 91 «Прочие доходы и расходы» — 900 руб.:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Списание основных средств в связи с их недостачей или порчей по вине материально ответственных лиц или по неустановленным причинам регулируется в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и ПБУ 6/01.

Все выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:

излишек имущества приходуется на счета учета финансовых результатов с зачислением его суммы на кредит счета 9.1 «Прочие доходы и расходы»;

недостача относится на виновных лиц, а если они не установлены или судом отказано во взыскании с них убытков, то на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Последовательность записей на счетах бухгалтерского учета при списании недостающих основных средств по вине материально ответственных лиц рассмотрим на примере.

Пример. Учет при списании недостающих основных средств по вине материально ответственных лиц

При проведении инвентаризации была обнаружена пропажа компьютера, который был передан материально ответственному лицу по разовой доверенности для ремонта. Первоначальная стоимость компьютера — 12 000 руб., сумма накопленной амортизации на момент пропажи — 6000 руб. Претензии признаны материально ответственным лицом. Производятся на счетах бухгалтерского учета следующие записи. На остаточную стоимость объекта, выбывшего вследствие недостачи — 6000 руб.:

Д-Т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

На сумму недостачи, отнесенную на материально ответственное лицо, — 6000 руб.:

Д-Т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

На сумму возмещения недостачи внесено наличными деньгами в кассу предприятия — 4000 руб.:

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

На сумму разницы между стоимостью недостающего компьютера и суммой, внесенной наличными деньгами, — 2000 руб.:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-тсч. 98 «Доходы будущих периодов».

При рассрочке платежа на один год на сумму ежемесячных удержаний из заработной платы виновника — 167 руб.:

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

По мере ежемесячного взыскания платежей — 167 руб.:

Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

В случаях, предусмотренных законодательством, взыскание недостающих или похищенных объектов основных средств с виновников производится по рыночным ценам, превышающим балансовую стоимость. Разница между рыночной стоимостью недостающего имущества, подлежащая взысканию с виновных лиц, и его балансовой стоимостью списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей». При этом на счетах производятся следующие бухгалтерские записи:

На сумму недостачи по балансовой стоимости:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

На сумму разницы между рыночной и балансовой стоимостью, подлежащей взысканию с виновных лиц:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч, 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

По мере взыскания с виновных суммы ущерба разница отражается:

Д-т сч, 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

В ситуациях, когда виновные лица не установлены или во взыскании отказано судом, убытки от невозмещенной недостачи (порчи) объектов списываются на финансовые результаты организации, т. е. дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выбытие основных средств, связанное с их продажей, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах организации и выявления финансового результата за отчетный период.

По дебету его показывается остаточная стоимость объектов, по которым начисляется амортизация, и расходы на продажу по кредиту — поступления от продажи.

При осуществлении продажи основных средств производятся следующие бухгалтерские записи.

На остаточную стоимость проданных объектов:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

На сумму расходов по продаже объектов:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

На сумму выручки от продажи объекта:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

На сумму финансового результата от продажи (доход):

Д-тсч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки», субсчет 9 «Прибыли и убытки от продажи».

Выбытие объектов основных средств, передаваемых в счет вклада в уставный капитал или паевой фонд по остаточной стоимости, отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» и кредиту счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». На сумму задолженности по вкладу в размере величины остаточной стоимости объекта дебетируется счет 58 «Финансовые вложения» и кредитуется счет 75, субсчет 1.

Налогообложение прибыли от продажи основных средств регулируется НК РФ.

Суммы НДС, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей (заказчиков) за проданные объекты основных средств, отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчет по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Суммы НДС по основным средствам, используемым при изготовлении продукции (выполнении работ), освобожденной от налога, учитываются вместе с затратами по их приобретению и списываются на дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а при использовании на непроизводственные нужды — на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».

Учет вложений во внеоборотные активы

Под вложениями во внеоборотные активы, в частности в основные средства, понимаются затраты на их создание, увеличение размеров, связанные с капитальным строительством новых объектов, реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий, а также с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей).

Организация строительства объектов и учет затрат по каждому объекту (по их видам) осуществляются застройщиком (инвестором). В роли застройщиков может выступать дирекция строящихся или действующих предприятий, ведущих капитальное строительство. При этом расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств финансирования капитального строительства и включаются в инвентарную стоимость вводимых объектов.

Застройщик может осуществлять долгосрочное инвестирование подрядным или хозяйственным способом.

При хозяйственном способе строительно-монтажные работы выполняются самим застройщиком, при подрядном — специализированной строительно-монтажной организацией, выступающей в роли подрядчика. Застройщик в этом случае является заказчиком, который заключает договор с подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ, а при выполнении работ «под ключ» — обеспечивает также разработку технической документации.

Учет вложений во внеоборотные активы ведется заказчиком по фактическим затратам на строительство и приобретение объектов основных средств. Отдельно ведется учет по договорной стоимости выполненных работ.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на калькуляционном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», предназначенном для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут приняты к учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования, нематериальных активов и др. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета.

1. «Приобретение земельных участков» — для учета затрат по при обретению организацией земельных участков.

2. «Приобретение объектов природопользования» — для учета за трат по приобретению организацией объектов природопользования.

3. «Строительство объектов основных средств» — для учета затрат по возведению зданий, сооружений, монтажу оборудования, по передаче оборудования в монтаж и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство независимо от способа выполнения работ (подрядного или хозяйственного).

4. «Приобретение отдельных объектов основных средств» — для учета затрат по приобретению оборудования, машин, инструмента и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

5. «Приобретение нематериальных активов».

6. «Перевод молодняка животных в основное стадо» — для учета за трат по выращиванию молодняка рабочего и продуктивного скота, переводимого в основное стадо.

7. «Приобретение взрослых животных» —для учета стоимости взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.

8. «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

Аналитический учет затрат по возведению и приобретению объектов основных средств ведется по каждому строящемуся, реконструируемому или приобретаемому объекту. При этом затраты группируются по их технологической структуре в соответствии со сметной документацией следующим образом; на строительные работы и реконструкцию; буровые работы; работы по монтажу оборудования; на приобретение оборудования, сданного в монтаж; на приобретение оборудования, не требующего монтажа, а также инструмента и инвентаря в соответствии со сметами на капитальное строительство; на приобретение оборудования, требующего монтажа, на проектно-изыскательские работы; на прочие затраты по вложениям во внеоборотные активы.

Учет затрат на строительно-монтажные работы ведется в зависимости от способа выполнения работ — подрядного или хозяйственного. При подрядном способе строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются на счетах заказчика по договорной стоимости в соответствии с принятыми к оплате счетами подрядчиков. Учет этих затрат ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

Стоимость принятых строительно-монтажных работ оформляется справками о законченных технологических этапах и комплексах работ и актами приемки выполненных и сданных заказчику работ (ф. № ОС-1), составляемых приемочной комиссией.

На стоимость принятых работ по акцептованным счетам подрядных организаций дебетуется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если заказчиком выявлено завышение стоимости строительных или монтажных работ по сравнению с договорной стоимостью, то на сумму завышения уменьшается задолженность подрядчику по принятым к оплате подрядчиком суммам.

В соответствии с действующим порядком (НК РФ, часть вторая) суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком (заказчиком) при капстроительстве объектов производственного назначения подрядным способом, подлежат вычету у заказчика после окончания работ по объекту и постановке на учет по акту приемки. При этом сумма НДС отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ввод в эксплуатацию законченного объекта отражается обычной записью по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств». На величину вычета из сумм НДС по выполненным подрядчиком работам сумм налога по приобретенным им стройматериалам запись производится по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборами и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

При строительстве объекта непроизводственного назначения суммы НДС, уплаченные поставщиком за приобретенные материальные ценности, а также подрядным организациям за выполненные строительно-монтажные работы, к вычету не принимаются, а включаются в затраты на строительство.

При хозяйственном способе фактические затраты по мере их осуществления также относятся на дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» с кредита счетов 10 «Материалы», субсчета 8 «Строительные материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других на основе первичных документов (нарядов, накладных, лимитно-заборных карт и т. п.). При этом к строительным материалам, кроме кирпича, цемента, краски, металлоизделий и других, относятся строительные конструкции и детали (например, железобетонные, металлические, деревянные, а также блоки, сборные элементы, отопительное, санитарно-техническое и вентиляционное оборудование и т. д.).

Работы по возведению хозяйственным способом временных (титульных) зданий и сооружений, относящихся к основным средствам, отражаются застройщиком в сумме фактических затрат по строительству по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

Кроме строительно-монтажных работ застройщики в соответствии с заключенными договорами на строительство осуществляют затраты, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию оборудования для строящегося объекта. Расходы по приобретению оборудования включают стоимость его по счетам поставщиков, транспортные расходы по доставке на объект, а также заготовительно-складские расходы, включая суммы комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим и внешнеэкономическим организациям; стоимость услуг товарных бирж; суммы таможенных пошлин и др.

При этом учет затрат по приобретению оборудования, требующего монтажа, осуществляется застройщиком на счете 07 «Оборудование к установке». Этот счет ведется организациями-застройщиками для отражения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, включая оборудование для мастерских, опытных установок, лабораторий, которое требует монтажа и предназначено для установки в строящихся и реконструируемых объектах.

К такому оборудованию относится также оборудование, которое вводится в эксплуатацию только после сборки и прикрепления к фундаменту или опорам, межэтажным перекрытиям и другим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплексы запасных частей этого оборудования, контрольно-измерительная аппаратура и иные приборы, предназначенные для монтажа. Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости приобретения, включающей стоимость его по ценам приобретения и расходы по доставке со склада организации. Следует отметить, что поступление оборудования к установке может быть отражено либо непосредственно на счете 07 «Оборудование к установке», либо с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Основанием для отражения в учете расходов по монтажу оборудования является акт приемки-передачи оборудования в монтаж (ф.№ОС-15).

Расходы по доставке оборудования, которое требует монтажа, до предобъектного склада и заготовительно-складские расходы также учитываются предварительно на счете 07 «Оборудование к установке». Эти расходы представляют сумму отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от его стоимости по счетам поставщиков. Указанные отклонения включатся в состав затрат по строительству конкретного объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудования с учетом отклонений, относящихся к стоимости остатка оборудования на конец отчетного периода.

Приобретение оборудования к установке за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а при передаче учредителями такого оборудования в счет вклада в уставный капитал организации — по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается с кредита счета 07 «Оборудование к установке» на дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» только после начала работ по его установке на постоянном месте эксплуатации. При этом подрядчик принимает завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, на забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость оборудования или его частей, сданных в монтаж, подрядчик снимает с забалансового учета, т. е. списывает со счета 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

При приобретении оборудования, требующего монтажа, и передаче его специализированной монтажной организации (подрядчику) оформляются следующие бухгалтерские записи.

На стоимость приобретенного оборудования:

Д-т сч. 07 «Оборудование к установке»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На сумму НДС по приобретенному оборудованию:

Д-тсч. 19«Налог на добавленную стоимость», субсчет 1 «НДС




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.316 сек.