Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годовой отчет организации

Состав годовой бухгалтерской отчетности организа­ций регламентируется Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и включает следующие обязательные фор­мы:

Ø бухгалтерский баланс;

Ø отчет о прибылях и убытках;

Ø отчет об изменении капитала;

Ø отчет о движении денежных средств;

Ø приложение к бухгалтерскому балансу;

Ø отчет о целевом использовании полученных средств;

Ø специализированные формы отчетности, устанав­ливаемые соответствующими органами управления (министерствами, ведомствами) по согласованию с Мини­стерством финансов;

Ø пояснительную записку и аудиторское заключе­ние о достоверности бухгалтерской отчетности (если ор­ганизация по законодательству подлежит обязательному аудиту).

Формы бухгалтерской отчетности организаций, пра­вила составления и инструкции по их заполнению разра­батываются и утверждаются Министерством финансов.

Формы бухгалтерской отчетности банков, финансо­вых, страховых организаций разрабатывают соответ­ствующие ведомства по согласованию с Министерством финансов.

Основной формой бухгалтерской отчетности являет­ся баланс, в котором показатели акти­ва и пассива представлены на начало и конец отчетного периода по статьям. Статьи баланса в активе и пассиве объединены в пять разделов. Каждой статье (строке) ба­ланса присвоен свой код для облегчения ее нахождения и использования в расчетах.

Актив баланса включает 2 раздела:

I. Внеоборотные активы.

П. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из 3 разделов:

III. Капитал и резервы.

IV. Долгосрочные обязательства.

V. Краткосрочные обязательства.

Внеоборотные активы используются организациями в своей деятельности более одного года. Основными статья­ми данного раздела являются основные средства и немате­риальные активы, вложения во внеоборотные активы.

В разделе «Оборотные активы» отражаются средства, используемые в хозяйственном обороте до одного года. К ним относятся запасы товарно-материальных ценно­стей, готовой продукции и товаров, затраты незавершен­ного производства, денежные средства, финансовые вло­жения и дебиторская задолженность.

В пассиве баланса находят отражение источники иму­щества организаций. В третьем разделе показываются капитал и резервы: уставный фонд (капитал), резервный и добавочный фонды, чистая прибыль (убыток) отчетно­го года, нераспределенная прибыль, целевое финансиро­вание, доходы будущих периодов. В четвертом разделе отражены долгосрочные кредиты, займы и прочие обяза­тельства. В пятом - представлены краткосрочные обяза­тельства организации: кредиты и займы, кредиторская задолженность. Большую часть данного раздела занима­ют данные о кредиторской задолженности другим юри­дическим и физическим лицам.

Отчет о прибылях и убытках содержит показатели финансовых результатов по видам деятельности орга­низаций, операционных и внереализационных доходов и расходов, данные по налогам и сборам из прибыли, а также информацию о чистой прибыли.

Отчет об изменении капитала содержит данные о на­личии и движении фондов, резервов, чистой прибыли и ее распределении.

Отчет о движении денежных средств представляет данные о движении денежных потоков по каналам их поступления и расходования.

Приложение к бухгалтерскому балансу объединя­ет показатели, характеризующие состав и движение основных средств, нематериальных активов, незавер­шенных вложений во внеоборотные активы, доходных вложений в активы, финансовых вложений, заемных источников, а также состояние расчетов по дебитор­ской и кредиторской задолженности, полученным кредитам и займам.

Отчетным годом организации является период с 1 ян­варя по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций отчетным годом является период с момента их государственной регистрации по 31 декабря текущего года.

Ликвидируемые или реорганизованные организации должны представлять отчетность за период с начала года до момента ликвидации или реорганизации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководи­телем и главным бухгалтером организации или лицами, на которых возложена ответственность за состояние уче­та и отчетности организации.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена без подчисток и помарок.

Организации должны составлять бухгалтерскую от­четность за месяц, квартал и год нарастающим итогом. Месячная и квартальная отчетность являются промежу­точными. Организации представляют квартальную от­четность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

К представляемой бухгалтерской отчетности прила­гается сопроводительное письмо организации, где указы­вается ее состав.

Государственное регулирование бухгалтерского уче­та и отчетности осуществляется в соответствии с Зако­ном «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативно-правовыми актами. Оно обеспечивает при­менение единых принципов учета и оценки имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности, осу­ществляемых различными организациями.

Пояснительная записка является одной из составных частей годовой отчетности организации. В ней отражает­ся информация, не нашедшая отражения в формах от­четности и дополняющая ее.

Структура пояснительной записки является произ­вольной, но вместе с тем должна раскрывать необходи­мые аспекты текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Ее содержание может быть представлено следующими направлениями:

1. Общие принципы организации производства (дея­тельности) и управления.

2. Характеристика состояния имущества и произ­водственных запасов.

3. Раскрытие информации об осуществлении приро­доохранных мероприятий.

4. Состояние расчетной дисциплины, характеристи­ка дебиторской и кредиторской задолженности.

5. Рентабельность и оценка финансового состояния организации и ее деловой активности.

6. Характеристика источников формирования иму­щества.

7. Инвестиционная деятельность. Характеристика и структура.

8. Изменения в учетной политике.

Раскрывая общие принципы организации произ­водства (деятельности) и управления, следует изложить общие сведения об организации, ее местонахождении, форме собственности, органах управления. В поясни­тельной записке приводится характеристика всех видов деятельности, раскрывается организация учетной рабо­ты, штат и кадровый состав учетных работников, систе­ма повышения их квалификации.

Характеристика состояния имущества и произ­водственных запасов включает основные показатели о наличии и движении основных средств, нематериальных активов и материалов (для торговых организаций - то­варов). Приводится их структура, указывается степень износа и отличительные особенности амортизации по основным средствам и нематериальным активам, а так­же доля уже амортизированных, но функционирующих объектов. Производственные (товарные) запасы класси­фицируются по видам, указывается норматив запаса и оборачиваемость, наличие излишних и неликвидных ценностей. Приводятся данные инвентаризации незавер­шенного производства.

Информация о природоохранных мероприятиях рас­крывает состав затрат и источники их осуществления.

Состояние расчетной дисциплины раскрывается характеристикой дебиторов и кредиторов. Указывается наличие просроченной дебиторской задолженности, ха­рактер исковой и претензионной работы. Приводится перечень кредиторов, указываются мероприятия по по­гашению кредиторской задолженности. Дается оценка движения денежной наличности.

Рентабельность организации означает эффектив­ность ее функционирования, степень доходности и оку­паемости затрат. Приводятся показатели рентабельности организации в целом и отдельных видов ее деятельности. Следует раскрыть эффективность использования имуще­ства, трудовых и материальных ресурсов на основе ана­лиза фондоотдачи, фондоемкости, фондообеспеченности, производительности труда. Приводятся коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и деловой актив­ности.

Формирование имущества организации может осу­ществляться за счет собственных и привлеченных источ­ников. В пояснительной записке приводится их краткая характеристика.

Инвестиционная деятельность характеризуется осуществлением капитальных и финансовых вложений. Приводятся данные по долгосрочным и краткосрочным финансовым вложениям и указывается степень их до­ходности. Указываются направления вложений во вне­оборотные активы: строительство, приобретение, ре­конструкция. Отмечается доля хозяйственного способа строительства. Представляется информация о создании и приобретении нематериальных активов и о доходных вложениях в материальные ценности.

Порядок составления, представления и утверждения годовой отчетности.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности предпри­ятия представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность:

o собственникам (участникам, учредителям) согласно уставу (положению) предприятия;

o органам государственной налоговой инспекции по месту своей регистрации;

o другим государственным органам, на которые в соответствии с законодатель­ством республики возложена проверка отдельных сторон деятельности пред­приятия и для которых предусмотрено получение соответствующей отчетнос­ти;

o другим лицам в случаях, предусмотренных законодательством республики или договорами предприятия.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позже I апреля, следующего за отчетным периодом, если иное не предусмотрено законодательством республики. Время представления отчетности определя­ется по дате почтового отправления или фактической передачи адресату.

Составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предшествует ряд подготовительных работ:

проверяется полнота оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах. В частности, устанавливается:

ü все ли первичные и сводные документы поступили из цехов, со складов, отделов, от подотчетных лиц;

ü правильно ли списаны на издержки производства (обращения) расходы будущих периодов, а на прибыль — соответствующая часть доходов будущих периодов, доходов от сдачи имуще­ства в аренду, доходов и дивидендов по акциям, облигациям, сберегательным сертификатам и т.п.);

ü произведено ли начисление предусмотренных коллек­тивным договором премий, вознаграждений, поощрений и прочих выплат из фонда заработной платы; полностью ли начислены все предусмотренные учетной политикой резервы предстоящих расходов и платежей, другие резе­рвы, а также фонды специального назначения;

ü списаны ли с баланса непри­годные к эксплуатации вследствие износа объекты основных средств, мало­ценных предметов, а также испорченное сырье, материалы, готовые изделия; полностью ли начислены амортизация основных средств, износ нематериаль­ных активов и МБП, задолженность по арендной плате, лизингу и другим операциям;

• в установленные руководителем предприятия сроки проводится полная инвен­таризация всех статей баланса и отражаются в учете ее результаты;

• по постановлениям правительства переоцениваются основные средства, товар­но-материальные ценности и другие активы, результаты переоценки отража­ются в учете;

выверяется сальдо по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками, что оформляется соответствующими ак­тами;

вносятся исправления в учетные данные по результатам проверки налоговых органов, вышестоящих и аудиторских организаций. Допущенные в учете иска­жения и ошибки исправляются в соответствии с Порядком внесения исправ­лений в бухгалтерский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок. Исправления в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки допущены.

• переносятся в соответствующие журналы-ордера и ведомости аналитического учета (данные листков-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

• производится реформация баланса;

• подсчитываются обороты и конечные сальдо по журналам-ордерам, производится взаимная сверка данных журналов и ведомостей;

• переносятся в Главную книгу данные журналов-ордеров;

• определяются конечные остатки по синтетическим счетам в Главной книге и по их данным составляется сальдовая ведомость на 1 января;

• сверяются данные синтетического и аналитического учета по счетам, выявля­ются и устраняются допущенные в учете ошибки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды отчетности | Методика составления консолидированной отчетности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.