Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 6 страница




Теория базовых потребностей индивида, по Маслоу, не накладывает никаких (кроме моральных) ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения. Это хорошо согласуется с отсутствием принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития общества. Не ставит она каких-либо препятствий и на пути развития индивида. Свободный индивид способен при его желании к бесконечному саморазвитию, самосовершенствованию. В этом плане теория потребностей Маслоу выглядит даже слишком оптимистичной. Ибо человек в реальной жизни не только занимается саморазвитием, но и делает частенько то, что ведет его к разрушению, деградации. Человек впадает в заблуждения, творит зло, совершает преступления. Как объяснить это с помощью теории потребностей Маслоу?

А.Г. Маслоу не отрицает: да, зло играло и продолжает играть существенную роль в человеческой жизни и историческом развитии общества. Но он отказывается принимать зло в качестве базовой характеристики индивида. Считая сущность человека в целом доброй, американский психолог склонен рассматривать садизм, жестокость, злобу и т.п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, эмоций, способностей. Дурные поступки людей в сущности своей реактивны, а не инстинктивны – таково глубокое убеждение Маслоу.

Думается, что Маслоу в этом вопросе односторонне подходит к человеку и его потребностям. Также односторонним (хотя и несколько отличным от Маслоу) является подход и отечественного философа П.К. Гречко, который пишет: «Злое начало становится со временем таким же внутренним формированием (привычной реакцией, предрасположенностью) человека, как и доброе. Зло, видимо, следует квалифицировать как обобщенную форму интериоризации (перехода извне внутрь – В.Ч.) каких-то издержек в социализации человека, напряжений и антагонизмов в его общественном бытии. Вторичность же этой структуры в рамках человеческой природы указывает на небеспочвенность тысячелетней гуманистической мечты человечества о справедливом и свободном устройстве общественной жизни» (Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М.: Изд-во УДН, 1991. – С. 175).

Односторонность позиции и Маслоу, и Гречко состоит в том, что потребность индивида они рассматривают как качественно однородное – положительное в этическом плане явление. Отрицательные же этические характеристики считают чем-то случайным, внешним исключительным для потребностей по их сути. Думается, что это не так. На самом деле потребности индивида как побудители его деятельности могут быть наполнены разным по качеству содержанием.

Поскольку индивид не может существовать в одиночестве, он всегда входит в те или иные малые и большие социальные группы, общество в целом. И эти всевозможные группы выступают по отношению к индивиду не просто внешними факторами, а в разной степени противоположностями. Более того, отношения между индивидом и разными противоположностями развиваются и в какой – то момент превращаются в противоречия. Эти противоречия в самом общем виде могут быть определены, как противоречие между индивидуализацией и социализацией. Индивидуализация воплощает индивидуальное своеобразие, самобытность каждого человека, а социализация – специфику конкретно-исторического существования общества, усвоенную индивидом. Специфика общества существует и как внешний по отношению к индивиду фактор, и как некоторая часть его, которая перешла в процессе воспитания и образования индивида в его внутренний мир. И уже во внутреннем мире индивида, в его потребностях и интересах образует противоречие с его индивидуальностью. Поэтому внутренний мир индивида (и в том числе его потребности и интересы) глубоко противоречив. Каждый элемент его, каждая потребность индивида может иметь разное качественное содержание. Например, потребность в общении может иметь самую разную направленность: дружелюбную и агрессивную; бескорыстно добрую и небескорыстно добрую; агрессивность, направленную на врагов общества (герой) и агрессивность, направленную на своих (хулиган) и т.д.

Разрешение разных противоречий внутреннего мира индивида, разных его потребностей может осуществляться по-разному. Одни разрешаются стабильно в пользу выработанной ценностной ориентации (например, потребность в одежде удовлетворяется в связи с ценностной ориентацией на один какой-то избранный раз и навсегда стиль – часто на стиль, господствовавший во времена молодости индивида). Другие разрешаются в связи с конкретно-исторической ситуацией (например, после падения господства КПСС в российском обществе у многих появилась потребность в религиозном мировоззрении, которое усиленно поддерживается новой властью). Третьи противоречия разрешаются в зависимости от обстоятельств складывающихся в данный момент для индивида, его понимания этих обстоятельств, его сиюминутного настроения и т.д. Поэтому одни и те же потребности индивида могут быть наполнены разным содержанием в разное время и удовлетворять их индивид может по-разному. Иначе говоря, качество содержания потребностей может быть различным.

Все это свидетельствует о внутренней противоречивости потребностей индивида, о возможности разного разрешения этих противоречий и поэтому о возможном многообразии качественного содержания потребностей индивида. Отсюда и подход к потребностям индивида не может быть односторонним. Он должен учитывать обе противоположности, присутствующие в каждой потребности индивида, противоречивости отношений между ними и возможность разного разрешения этих противоречий.

Человечество по мере своего развития стремится к такому разрешению внутренних противоречий в потребностях индивида, которое способствует наилучшему развитию прежде всего общества. Однако современный уровень развития передового человечества таков, что успешное развитие общества невозможно уже без наиболее полной реализации индивидуальности каждого человека. Поэтому и разрешение противоречий внутреннего мира современного индивида должно быть ориентировано, прежде всего, на развитие и реализацию его индивидуальности.

Базовые потребности индивида, систематизированные Маслоу, имеют значение не только как характеристика современного уровня развития человека, но и как ориентир на будущее. Причем этот ориентир бесконечен. «В самом деле, - справедливо замечает П.К. Гречко, - разве можно будет, когда–нибудь сказать: все, хватит – материальных благ, социальной защищенности, уважения, самоутверждения и т.д. Допустима поэтому градация. В отношении потребностей нужды или недостатка, как их обозначил А.Г. Маслоу, можно, видимо, говорить о каком-то минимуме. Хотя бы по аналогии с прожиточным минимумом – статистическим, но вполне реальным индексом нашей жизни. Применительно же к потребностям роста такого минимума просто нет – он исключается логикой совершенствования человека. Процесс самосовершенствования воодушевляется всегда максимумом, а не минимумом» (Человек как философская проблема: Восток – Запад. – М., 1991. – С.176).

Перед каждым индивидом базовые потребности выступают в виде задач, ждущих своего решения, или возможностей, требующих своей реализации. Таким образом, базовые потребности индивида составляют не только основные направления его развития, но и критерии (измерители) уровня его развития. Более того, базовые потребности индивида могут быть и должны быть критериями развития и общественной жизни. Чтобы обосновать этот важный тезис, необходимо рассмотреть природу групповых и общественных потребностей, их взаимодействие с индивидуальными потребностями.

 

5.2. Общественные потребности

 

Научные исследования в XX веке сложно-динамических систем (элементарных частиц, биологических образований, общественных явлений) позволяют утверждать, что общество – это не всякая и не простая совокупность составляющих его индивидов. Конечно, общество складывается из индивидов и не может существовать без них. Однако не всякие объединения индивидов образуют общество.

Первичными объединениями индивидов выступают малые социальные группы. Они имеют общие потребности, интересы, цели. Например, футбольная команда. В круг забот футболистов входит только забивание голов противникам и ничего более. То есть они не озабочены ни производством продуктов питания, ни строительством стадионов, ни оказанием медицинской помощи при травмах, ни многим другим, чем озабочено общество. И поэтому любая малая социальная группа – это еще не общество.

В отличие от малой социальной группы общество – это такое объединение людей, которое обладает самодостаточностью, т.е. способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия для совместного существования. Общество – это не просто совокупность образующих его индивидов, а самодостаточная система. И как система оно обладает такими качествами, какими не обладают составляющие его индивиды в отдельности. Системные качества представляют собой не просто сумму однородных качеств, а их обобщение и преобразование. Качества индивидов, которые объединены в общественную систему, обобщаются в том плане, что при вовлечении их в общество происходит извлечение из них общего и отбрасывание единичного, индивидуального. И это общее множества индивидуальных качеств при объединении подчиняется целям и задачам самодостаточного существования системного целого. Вследствие этого обобщенные индивидуальные качества превращаются в новые – общественные качества.

Этот механизм действует и в процессе превращения индивидуальных потребностей и интересов в общественные. Однако превращение это происходит не сразу, а через потребности и интересы малых социальных групп. Последние выступают в виде своеобразного переходного звена между потребностями индивида и общества.

Обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе приводит, во-первых, к качественному изменению их содержания. Возьмем, к примеру, индивидуальную потребность в самоутверждении. Малая социальная группа тоже проявляет в определенной мере самоутверждение, осуществляя конкурентную борьбу с малыми аналогичными социальными группами. Но это самоутверждение существенным образом отличается от самоутверждения индивида в этой же малой социальной группе. Самоутверждение индивидов в группе может осуществляться за счет улучшения их работы, повышения производительности труда, роста качества производимой продукции, что способствует улучшению работы группы и соответственно ее самоутверждению. Но может и за счет борьбы между индивидами (подсиживания, сколачивания враждующих группировок внутри группы, склок и т.п.), которая ухудшает работу группы в целом и поэтому не способствует самоутверждению ее в конкуренции с другими группами. Таким образом, даже одна и та же потребность, присущая индивиду и малой социальной группе имеет разное содержание, разное удовлетворение и разные последствия.

Во-вторых, обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе порождает принципиально новые потребности, отсутствующие у индивидов. И это закономерно, ибо само назначение, ради которого создается и функционирует малая социальная группа, определяется обществом либо самостоятельно для удовлетворения только общественных потребностей, либо совместно с индивидами для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Примером первой группы может служить коллектив горно-обогатительной фабрики по производству окатышей для металлургического предприятия, примером второй-бригада скорой медицинской помощи. В любом случае малая социальная группа является общественной формой вовлечения индивида в общественную жизнь с целью удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Малая социальная группа является вместе с тем и переходной формой от индивида к обществу и обратно. Отсюда потребности малой социальной группы представляют собой некое единство индивидуальных и общественных потребностей, их можно сказать, превращенную форму. Ибо в основной малой социальной группе индивид, как правило, не удовлетворяет свои потребности, а зарабатывает деньги, которые выступают универсальным средством удовлетворения если не всех, то многих потребностей индивида. В то же время и общественная потребность, реализуемая в деятельности малой социальной группы, не совсем принадлежит обществу, ибо несет на себе печать специфических особенностей данной группы. Исключение же этих особенностей малых социальных групп достигается за счет их обобщения и выражения в деятельности больших социальных групп. Например, специфические особенности коллективов предприятий промышленности исчезают только в деятельности совокупных работников промышленности: рабочих, инженеров, управленцев (менеджеров). Только в деятельности больших социальных групп потребности общества находят свое окончательное оформление и реализацию. Эта деятельность осуществляется, естественно, посредством деятельности индивидов в малых социальных группах. Но она существенно отличается от деятельности тех же индивидов, удовлетворяющих свои собственные потребности. Хотя довольно часто происходит совпадение индивидуальных и общественных потребностей, когда индивиду нравится его деятельность в малой социальной группе и соответственно она удовлетворяет его ту или иную потребность.

Потребности общества чрезвычайно многообразны. Для их удовлетворения складываются соответствующие сферы, которые представляют собой либо часть общественной жизни, либо ее сторону, аспект. Первые имеют определенную пространственно-временную локализацию. Например, экономическая сфера, политическая, бытовая, медицинская, спортивно-физкультурная, образовательная и т.д. Вторые присущи всему обществу, представляя тот или иной срез общественной жизни. Например, нравственная сфера, эстетическая, правовая, социальная и т.д.

Каждая из сфер общества складывается и существует для удовлетворения определенного вида общественных потребностей. В соответствии с этим выделяются следующие общественные потребности:

1) экономические – потребности производства материальных благ, их распространения и потребления;

2) социальные – потребности в нормализации отношений между разными социальными группами;

3) политические – потребности осуществления власти и управления в обществе;

4) правовые – потребности регулирования отношений между людьми нормами права, которые обеспечены силой государства;

5) бытовые – потребности индивидов, необходимые для производства человека и деятельности людей в нерабочее время;

6) спортивно-физкультурные – потребности физического развития и совершенствования человека;

7) медицинские – потребности сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения заболеваний;

8) образовательные – потребности в организации, обеспечении и осуществлении процесса усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;

9) научные – потребность познания природы, общества и человека, их взаимодействия;

10) духовные – потребность в создании, распространении и потреблении духовных благ: литературных, музыкальных, театральных, моральных, философских, религиозных и других;

11) социально-культурные – потребности в создании, распространении и потреблении материально-духовных благ, ценностей, услуг (ресторанных, гостиничных, экскурсионных, туристических, развлекательных, народно-промысловых и т.п.).

Общественные потребности реализуются в деятельности разных больших и малых социальных групп, индивидов, которые имеют свои специфические потребности, интересы и представления в отношении одних и тех же благ, ценностей, услуг. Это порождает противоречивость их деятельности по осуществлению общественных потребностей. Поэтому общественные потребности всегда внутренне противоречивы. В наибольшей степени состояние противоречивости, степень ее обостренности и характер разрешения зависят от больших социальных групп, уровня их зрелости (правильно или неправильно они понимают свои интересы, научным или религиозным мировоззрением они обладают, эгоистически или альтруистически они относятся к другим социальным группам и т.д.) и характера отношений между ними (антагонистичны они или нет, противоречивы или компромиссны). Среди больших социальных групп ведущую роль в определении направления и характера удовлетворения общественных потребностей играют основные политические группы общества (в истории человечества – это господствующие и угнетенные, сейчас – номенклатура или властвующая элита и народ).


Лекция 6. Деятельность и потребности человека

 

6.1. Взаимодействие потребностей и производства.

6.2. Индивидуальная деятельность и потребности.

6.3. Закон возвышения потребностей.

 

6.1. Взаимодействие потребностей и производства

Маркс и Энгельс впервые в истории общественной мысли выработали материалистический взгляд на общество, в соответствии с которым они приняли за главное, первичное в обществе материальное производство. Это позволило на общественном уровне раскрыть связь между производством, распределением, обменом и потреблением.

Потребности, как утверждал Маркс, - не внешняя цель производства, а его внутреннее свойство. Нельзя понимать потребности и как какие-то произвольные стремления индивидов. Потребности образуют определенную систему, и характер ее задается конкретно-историческим уровнем развития производства. “Производство, - писал Маркс, - создает потребление: 1) производя для него материал, 2) определяя способ потребления, 3) возбуждая в потребителе потребность, предметом которой является создаваемый продукт” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч.1. – С. 29)

Связь потребностей и производства характеризуется, с одной стороны, объективной обусловленностью потребностей состоянием производства, наличием предметов потребления и формами, способами самого потребления. С другой стороны, потребности выполняют функцию целеполагания по отношению к производству. Маркс отмечал, что “потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель. Она создает предметы производства в их еще субъективной форме. Без потребности нет производства” (Там же. С. 28).

Потребность как внутренний момент производства может выступить в самых различных формах: замысла творца (создать уникальную вещь, удовлетворить свое самолюбие, перестроить производство и т.д.), стремление победить в конкурентной борьбе, протеста против устоявшихся порядков в производстве, поиска нового или следования традициям и т.д.

Маркс показал, что, хотя потребности и выступают в качестве момента производства, но их удовлетворение не является единственной целью производства. Получение прибавочной стоимости (прибыли на вложенный в производство капитал) является второй важнейшей целью капиталистического производства. Отсюда всякая общественная потребность внутренне противоречива, ибо она существует как результат борьбы интересов разных классов (буржуа и пролетариев) и разных групп внутри этих классов.

Таким образом, Маркс доказал, что та или иная организация производства зависит от уже существующих в обществе потребностей, но развитие этих потребностей обусловлено в свою очередь конкретно-историческим развитием производства. Закон зависимости развития потребления от производства открыт Марксом на основе исследования антагонистических обществ, раздираемых непримиримой борьбой основных классов. И потому он, по справедливому замечанию В.Е.Кемерова, ”помогает понять, почему одни социальные группы в классово антагонистическом обществе развиваются главным образом как потребители накопленных обществом материальных и духовных ценностей, а другие – как их производители, почему одни люди, ”приспособлены” к физическому действию и существованию, а другие оказываются как бы предуготовлены к духовной деятельности. Этот закон вскрыл “неестественность”, то есть социально-экономическую природу того факта, что для одних личностей естественным и необходимым является удовлетворение потребностей, обеспечивающих лишь их физическое существование, а для других столь же естественным – удовлетворение потребностей в высших ценностях человеческой культуры и общественного богатства “ (Кемеров В.Е. Проблема личности; методология исследования и жизненный смысл.- М., 1977. – С.142)

Преодоление антагонистических противоречий в общественных потребностях Маркс и Энгельс связывали с ликвидацией частной и установлением общественной собственности на средства производства, с построением социалистического, а затем и коммунистического способа производства.

Исторический опыт человечества в ХХ веке подтвердил мысль Маркса о связи потребностей с производством, о их зависимости от конкретно- исторического уровня развития производства, о противоречивости, вытекающей из противоречивости самого производства. Однако Маркс и Энгельс преувеличили эту противоречивость, полагая, что антагонизм отношений между пролетариатом и буржуазией будет усиливаться и закономерно должен привести к социалистической революции. В России так и произошло. Вместе с тем результат социалистических преобразований в Советском Союзе оказался совсем не тем, который прогнозировался в марксизме. Противоречивость общественных потребностей сохранилась, только вместо буржуазии в противоречие с рабочим классом вступил новый класс – номенклатура. И разрешилось это противоречие в общественных потребностях прежде всего в пользу номенклатуры.

В то же время в развитых капиталистических странах мира антагонизм отношений между рабочим классом и буржуазией не обострялся в течение ХХ века, а все более смягчался и перешел в неантагонистическое противоречие, а затем и в отношения сотрудничества, партнерства. Об этом свидетельствует то, что трудящиеся развитых капиталистических стран утратили всякую революционность и не помышляют теперь о коммунистическом обществе. Внутренние противоречия общественных потребностей разрешаются при этом в пользу не того или иного класса, а каждого индивида.

Таким образом, классовый подход Маркса к общественным потребностям к концу ХХ века устарел, изжил себя и не соответствует современной действительности. Это означает, что двойственная роль потребностей в производстве сохраняется. То есть, с одной стороны, общественные потребности выступают внутренним моментом производства (его побудителем, движущей силой, целью производства и т.д.), с другой же стороны, целью производства остается и получение прибыли. Однако производство ориентируется в настоящее время не на общество и тем более не на те или иные большие социальные группы, а прежде всего на индивидов, на удовлетворение и развитие их потребностей. И уже через индивидуальные потребности производство восходит к общественным потребностям. Эта перемена ориентаций современного производства связана с тем, что уровень и качество жизни населения (и соответственно каждого индивида) в развитом обществе настолько возросли, что обслуживание производством индивидуального потребления приносит гораздо большие прибыли, чем обслуживание общественных потребностей. Более того, современное производство уже не просто обслуживает имеющиеся у индивида потребности, а активно создает с помощью рекламы и средств массовой информации новые потребности, производя зачастую такие предметы, которые предназначены для удовлетворения еще не существующих потребностей. Огромную роль при этом играет научно-технический прогресс, который выступает относительно самостоятельной силой развития человека и его потребностей.

Необходимость воспроизводства постоянно развивающегося человека (а через него и общества) лежит в основе современного производства и является его самым фундаментальным двигателем. Благодаря этой необходимости возникает общественное отношение между потребительной стоимостью, общественными потребностями (как обобщением множества индивидуальных потребностей), которые подлежат удовлетворению определенной массой полезных предметов, с одной стороны, и трудом, который должен быть затрачен на производство этих предметов – с другой. Способность вещи удовлетворять какую-либо потребность делает вещь потребительной стоимостью.

Потребительная стоимость и закон ее движения выражают не технологический способ придания продукту нужных для потребления свойств, а социальное отношение между людьми, вступающими в общественное взаимодействие в качестве производителей и потребителей. Труд и потребительная стоимость продукта – это общественное противоречие, а не технико-технологическое. Обе стороны его представляет человек, но с одной стороны, как производитель продукта, а с другой – как потребитель с определенным уровнем развития его потребностей. “Закон потребительной стоимости, - по определению В.Я.Ельмеева, - это закон воспроизводства человека. Потребление, составляя необходимое звено механизма действия данного закона, предполагает воспроизводство человека не только как предпосылки и творческого начала производства, но и как его конечный результат. Как потребительная деятельность, так и снятая ею трудовая деятельность человека превращаются в состояние его индивидуального и общественного бытия” (Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. – М., 1988 – С. 102 – 103).

Предлагаемая В.Я.Ельмеевым теория потребительной стоимости позволяет выразить функционирование труда как деятельности по созданию потребительной стоимости. Вместе с тем она отражает и общественное отношение потребительной стоимости, которое является специфической формой реализации производственных отношений современного общества массового потребления. В центре этого общественного производства находится воспроизводство постоянно развивающегося человека и отношения между людьми по поводу собственного воспроизводства. Правда, связывать эти отношения с отношениями общественной собственности (т.е. социалистического типа), как делает В.Я.Ельмеев (см. там же – С.104) неправомерно. Ибо это обусловлено не характером собственности на средства производства, а уровнем технико-технологического и гуманистического развития общества, которое строится не на классовом, а на индивидуалистическом подходе к человеку.

Производство и потребление составляют противоречивое единство процесса общественного воспроизводства. Характер, уровни развития и формы разрешения данного противоречия зависят от уровня развития производительных сил и характера производственных отношений. И это очевидно. Чем выше технико-технологический уровень развития производительных сил и чем демократичнее и гуманнее производственные отношения в обществе, тем более развиты не только производство, но и общественное потребление. В демократическом и гуманистическом обществе общественное потребление ориентировано на каждого индивида, а не на тот или иной класс (группу, элиту). Общественное потребление в таком обществе выступает следствием индивидуального потребления. Индивидуальное потребление, будучи реализацией продуктов питания, одежды, обуви, жилья, знаний, духовных ценностей, выступает конечной целью общественного производства. В то же время оно является воспроизводством индивида не только как биологического, но и как социального существа.

Взаимодействие потребностей и производства характеризуется следующими двумя моментами. С одной стороны, производство обусловлено существующим в обществе конкретно-историческим уровнем потребления (как индивидуального, так и общественного). С другой стороны, производство определяет способы и формы потребления и соответственно формы воспроизводства индивида и общества.

В тех или иных конкретно-исторических условиях на первый план может выходить то одна, то другая сторона в зависимости от того, какая из них получает в данный исторический момент опережающее развитие. Например, реализация плана большевиков по электрификации всей страны (ГОЭЛРО) опередила индивидуальное потребление, поскольку у большинства населения (особенно сельского) потребность в электричестве еще не сформировалась. И напротив, сейчас реальное электроснабжение страны отстает не только от индивидуального, но и от общественного потребления, это негативно сказывается не только на уровне жизни граждан, но и на общественном производстве.

Производство является основополагающей формой общественной жизнедеятельности. Оно есть обобщение деятельности множества индивидов. Поэтому воздействие производства и потребления конкретизируется во взаимодействии индивидуальной деятельности и потребностей.

 

6.2. Индивидуальная деятельность и потребности

 

Потребности выступают источником деятельности индивида. Ни природная, ни общественная среда не дают индивиду в готовом виде продукт для удовлетворения потребности. Поэтому он вынужден действовать. Потребность не только побуждает индивида к деятельности, но и постоянно и многообразно оказывает воздействие на нее. В свою очередь деятельность влияет на функционирование и развитие потребностей.

Потребность связана, прежде всего, с внутренней, психической деятельностью индивида, которая формирует потребность. Она включает фиксацию, необходимости индивиду тех или иных явлений (материальных или духовных, вещественных или процессуальных и т.д.), отражение внешних условий существования индивида, сопоставление их с имеющейся доминантой, оценку условий и старой доминанты и т.д. Далее внутренняя, психическая деятельность индивида переходит во внешнюю, физическую деятельность, которая в той или иной мере имеет социальный характер.

Деятельность индивида с самого начала своего существования (в виде внутренней деятельности) переходит от абстрактных форм к конкретным. Это связано с тем, что уже на психическом уровне потребность конкретизируется в интересе, т.е. происходит осмысление необходимого, оценка имеющихся возможностей, выбор из них наиболее реальных, планирование конкретных действий и т.д. Интерес при этом не уничтожает потребность. Он ведет ее к конкретной деятельности по пути детальной мотивации, всестороннему определению путей, средств, форм достижения необходимого результата. А результат деятельности приносит в той или иной форме продукт, удовлетворяющий потребность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.