Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 7 страница




Своеобразной формой человеческой деятельности выступает процесс удовлетворения потребности - потребительская деятельность. Она осуществляется в трех основных видах:

Материальное потребление как уничтожение, использование различных материальных вещей по их назначению (например, пищи, одежды, оборудования, приборов т.д.)

Духовное потребление связано с использованием вещей, но здесь в отличие от материального потребления используется не телесность, материальность вещей, а их духовное содержание (например, чтение книги, прослушивание диска, просмотр живописных полотен, спектакля и т.д.)

Потребление услуг-это использование деятельности других людей самой по себе (например, использование деятельности сиделки по уходу за больным) либо в качестве средства по доставке материальных или духовных благ (например, торговля продовольственными и промышленными товарами, экскурсионное обслуживание и т.д.)

Удовлетворение потребности не уничтожает потребность. Оно переводит ее в иную форму существования – в состояние той или иной удовлетворенности. И напротив, неудовлетворенная потребность вызывает состояние неудовлетворенности, которое побуждает индивида к новой деятельности, к поиску иных возможностей, условий, путей, форм, средств удовлетворения имеющейся потребности. В случае безрезультатности этих поисков и соответственно невозможности удовлетворения потребности возможны следующие типы деятельности индивида, по-разному влияющие на потребности.

Во-первых, замещение потребностей – это означает, что индивид вместо одной потребности, удовлетворение которой затруднено или невозможно, удовлетворяет другую, родственную или схожую с первой. Например, невозможность из-за недостатка денег удовлетворить потребность в автомобиле – иномарке индивид замещает покупкой отечественного автомобиля “Лада “. Механизм замещения потребностей срабатывает тогда, когда либо потребность не является сильной, либо индивид по своим психосоциальным качествам предрасположен к замещению. Такими качествами могут быть: невысокое социальное положение индивида, отсутствие у индивида притязаний на более высокое социальное положение, отсутствие тщеславия, честолюбия, скромность, отсутствие комплексов неполноценности и желания кому-то доказывать, что индивид лучше, чем о нем думают окружающие и т.п.

Во-вторых, откладывание потребностей, то есть отсрочка их удовлетворения до того времени, когда у индивида появятся реальные возможности удовлетворить эти потребности. Например, индивид, имеющий потребность в иностранном автомобиле, не покупает “Ладу“, а продолжает копить деньги на иномарку. Такая деятельность может быть обусловлена как соответствующими психосоциальными качествами индивида, так и внешними обстоятельствами (например, ожидаемым в ближайшее время повышением зарплаты, давлением семьи, предполагаемым повышением по службе и т.п.)

В-третьих, отказ от потребностей. Такая деятельность возможна по отношению не ко всякой потребности. От физиологических потребностей (в питье, одежде, обуви, жилище и других) невозможно отказаться, ибо их удовлетворение выступает необходимым условием существования человека как живого существа. Есть и некоторые социальные потребности, которые индивид тоже не может отбросить, если он хочет остаться нормальным членом общества. (Например, потребность в элементарном воспитании и минимальном образовании, потребность в использовании определенной бытовой техники, одежды, форм досуговой деятельности, принятых в социальной группе, в которую входит индивид и ценности которой он разделяет. Вместе с тем существует у каждого индивида и много потребностей, от которых он может отказаться без ущерба для своего как биологического, так и социального бытия.

Взаимодействие индивидуальной деятельности и потребностей имеет сложный и неоднозначный характер. Он выражается не только в сложном и противоречивом влиянии деятельности на потребности: их актуализации, удовлетворении в той или иной мере, неудовлетворении с последующим замещением, отсрочкой удовлетворения либо отказом от них. Потребности тоже отказывают существенное и разнообразное влияние на деятельность: они порождают ее, определяют характер и формы осуществления (каждая потребность требует своей специфической деятельности), выступают постоянным двигателем деятельности, переходя из потенциального состояния в актуальное и обратно.

Взаимодействие индивидуальной деятельности и потребностей, в отличие от взаимодействия производства и потребностей на уровне общества, имеет незакономерный, случайный по преимуществу характер. Закономерности общественной жизни (в том числе и взаимодействия производства и потребления) представляют собой обобщение деятельности индивида и малых социальных групп (в том числе ее взаимодействие с потребностями). В процессе этого обобщения происходит отбрасывание, отвлечение от всего случайного, субъективного, единичного и в закономерность входит необходимое, объективное, общее. Поэтому взаимодействие индивидуальной деятельности с потребностями индивида имеет столь разнообразный, яркий, неоднозначный характер.

Взаимодействие потребностей и деятельности индивида обеспечивает поддержание, восстановление, воспроизведение жизненных сил человека. В жизненные силы каждого человека включаются его физические, физиологические, психические и социальные качества. Жизненные силы – это совокупность определенных качеств человека, которые позволяют ему осуществлять соответствующую деятельность. Разная степень развития этих качеств выражаются следующими понятиями: задатки-наименьшая степень развитости, способности – средняя степень развитости, таланты – высшая степень, а гениальность – наивысшая степень. По происхождению качества, необходимые индивиду для осуществления той или иной деятельности, имеют природный, биологический характер. Однако в процессе жизни индивида они при наличии соответствующих социальных условий получают свое развитие, завершающее формирование и реализацию. Если соответствующих социальных условий в жизни индивида нет, то эти качества остаются в потенциальном состоянии, не получают развития и реализации либо реализуются, не достигнув высшего развития (талант зарывают в землю).

Развитие и реализация жизненных сил индивида зависит не только от социальных уровней его жизни, но и от его личностных качеств: силы воли, работоспособности, целеустремленности и т.п. Причем высокие личностные качества позволяют индивиду и при скромных задатках достичь больших результатов в жизнедеятельности. И, напротив, при низких личностных качествах индивида, имея богатые задатки, так и не реализуют их и не добиваются в жизни заметных успехов.

 

6.3. Закон возвышения потребностей

 

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, т.е. такого взаимодействия общественного производства и потребления, которое обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан. ”Этот закон возвышения потребностей,- отмечал В.И.Ленин, - с полной силой сказался в истории Европы – сравнить, например, французского пролетария конца XVIII и конца XIX в. или английского рабочего 1840-х годов и современного. Этот же закон проявляет свое действие и в России: быстрое развитие товарного хозяйства и капитализма в пореформенную эпоху вызывало и повышение уровня потребностей крестьянства…”(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.1 – С. 101-102).

Действительно, история Европы в еще большей перспективе, чем XVIII – XX веков, нагляднее демонстрирует действие данного закона. С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счет совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой основных классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них – это проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Марксистско-ленинское решение этой проблемы, насаждаемое всеми средствами пропаганды в социалистических странах, обусловлено идеологической ориентацией на построение коммунистического общества. В соответствии с этим возвышение потребностей понималось как не столько “ расширение или интеллектуализация потребностей, использование для их удовлетворения все более совершенных в техническом отношении предметов потребления, сколько… процесс совершенствования структуры потребностей личности, ее поступательное всестороннее развитие, знаменующее высокий уровень социализации, коммунистической сознательности и убежденности” (Марченко Т.А. Потребности как социальное явление. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 115).

Марксистское сведение сущности человека к его социализации и подчинение ей закона возвышения потребностей несостоятельно. Это убедительно показал опыт существования в XX веке социалистических обществ, в которых все воспитание подрастающего поколения ориентировалось на социализацию личности, то есть на подчинение ее существующим общественным порядкам, на превращение человека в простой винтик большой общественной машины.

В условиях существования антагонистических классов выдвижение социализации в понимании человека на первый план было оправданным и необходимым. Это способствовало сплочению угнетенных классов и слоев общества в борьбе за улучшение своей жизни и соответственно за прогрессивное развитие общества. Теперь же, когда исчез антагонизм классов и общество достигло высокой сплоченности, успешное развитие его зависит от индивидуальности, то есть от развития индивидуальных способностей и талантов каждого человека, от максимальной творческой отдачи от каждого индивида.

Таким образом, сущность закона возвышения потребностей заключается в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития. Ибо он может быть ниже, как, например, в Советском союзе или современной России, в которых из-за неэффективности власти и ее равнодушия к нуждам народа всегда отставал и сейчас отстает от технико-технологического и культурного развития общества.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, т.е. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т.д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. Если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определенная связь. Если индивид не может даже на минимально необходимом уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: “Голодное брюхо к ученью глухо”. Однако и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (например, сочинять стихи или писать романы). Если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (например, графоманством). Поэтому желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в этом случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Далее встает важный вопрос: почему и когда у индивида возникает желание развивать свои духовные потребности?

Отвечая на него, надо признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, т.е. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в той или иной мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т.д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всего ориентируются на то, как принято в той или иной социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. Если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, например, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Например, если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. Если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это – третий, высший уровень. Поэтому закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.


Лекция 7. Классификация потребностей

7.1. Биологические и социальные потребности.

7.2. Материальные и духовные потребности.

 

7.1. Биологические и социальные потребности

 

Проблема классификации огромного многообразия человеческих потребностей не находит пока однозначного решения. Разные классификации потребностей предлагаются экономистами, психологами, социологами, культурологами и другими специалистами. Однако они носят узкоспециальный характер и не могут дать представление о всей совокупности потребностей, присущих человеку. Поэтому в отличие от них требуется обобщающая классификация, которая может быть разработана только с позиций философии. Вместе с тем и философские классификации потребностей могут быть разной степени обобщения (более общими и менее общими). Кроме того, возможны и разные аспекты философского исследования потребностей: базовый или основывающийся на нем, формальный и содержательный, необходимый и случайный, первичный и вторичный, материальный и духовный и др. Философская классификация потребностей должна учитывать и различия между социальными субъектами (индивидом, малой и большой социальной группой, обществом и человечеством).

Наконец, важным вопросом в разработке классификации потребностей является вопрос об основаниях. Иначе говоря, что должно быть взято в качестве критерия для выделения разного рода потребностей? Например, Н.М.Бережной берет за исходную посылку своей классификации виды бытия человека: биологическое, социальное и духовное (см.: Бережной Н.М. Человек и его потребности. – М., 2000.- С.90). Если выделение биологического и социального бытия осуществлено в одном аспекте, то духовное бытие выпадает из него, ибо оно стоит в противоречивом отношении к материальному бытию и поэтому они представляют другой аспект. Кроме того, эти аспекты характеризуются разной степенью обобщения человеческого бытия: более общими являются биологическое и социальное, а менее общими – материальное и духовное, которые в отношении человека можно считать конкретизируют предыдущий аспект бытия.

Поскольку потребности выступают фундаментальным побудителем человеческой деятельности, который не только запускает ее, актуализирует, но и задает цель, влияя тем самым на ее характер, поскольку деятельность самым непосредственным образом выражает специфику потребности. Деятельность является и основательной характеристикой человеческого бытия. Без деятельности нет человеческого бытия. Специфика человеческого бытия определяется характером той деятельности, которую осуществляет человек. Поэтому в основу классификации потребностей следует положить не бытие, а деятельность человека. От ее дифференциации зависит и многообразие видов потребностей. От степени ее обобщения зависит и уровень человеческих потребностей. Причем обобщение деятельности возможно как по субъектам (от индивида через различные социальные группы до человечества), так и по содержанию (например, работа на заводе, фабрике, фирме, в торговле и т.п. обобщается понятием экономической деятельности, предназначенной для удовлетворения экономических потребностей; в свою очередь экономические потребности, политические, бытовые и т.п. обобщаются в понятии материальных потребностей).

Особое место в классификации человеческих потребностей занимают потребности индивида (которые были рассмотрены выше). Они являются основой, на которой складываются потребности малых и больших социальных групп, обществ и человечества. В то же время они выступают в качестве базовых потребностей, которые порождают все человеческие потребности. Например, потребность в самоутверждении индивида порождает его определенную деятельность в избранной профессии, т.е. такую деятельность, которая обеспечит ему либо служебный рост, либо признание окружающих, либо возможность выделиться из своего окружения и т.п.

Классификация потребностей должна представлять переход от наиболее общих к менее общим и далее к конкретным потребностям, которые обусловлены конкретно-историческими условиями человеческого бытия.

Наиболее общими являются, пожалуй, биологические и социальные потребности, ибо они как связывают человека с природой, так и выделяют из нее, давая, таким образом, наиболее общую характеристику человека в отличие от всех других живых существ.

Человеческая деятельность включает в себя в снятом виде биологическую активность, унаследованную человеком от его животных предков. Эта жизнедеятельность человека направлена на удовлетворение его биологических потребностей. К биологическим потребностям следует отнести те, которые необходимы для нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, деторождения (воспроизводства человеческого рода), физического развития, поддержания здоровья, общения с природой.

Биологические потребности человека существенно отличаются от аналогичных потребностей высокоразвитых животных. Главное различие заключается в том, что человекам они осознаются, а животными – нет. Человеческие биологические потребности есть результат не простого переноса их от животных к человеку в процессе антропосоциогенеза (происхождения человека и общества), а существенного преобразования животных потребностей в человеческие. Это преобразование качественно изменило потребности. В отличие от животных нужд биологические потребности человека приобрели способность к развитию по мере их удовлетворения. Удовлетворив потребность на одном уровне, человек обнаруживает, что потребность выросла и требует своего удовлетворения уже на более высоком уровне. В этом выражается творческая сущность человека на биологическом уровне его существования.

Противоположностью биологических потребностей человека выступают социальные. Под социальными потребностями понимаются все те потребности, удовлетворение которых обеспечивает существование человека как общественного существа.

В зависимости от основных видов человеческой деятельности, выделяемых в литературе (см..: Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1974; Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. – Саратов, 1974), можно отметить пять основных видов социальных потребностей человека: преобразовательные, познавательные, ценностно-ориентационные, коммуникативные (потребности общения) и художественные потребности. Данные потребности в совокупности и определяют человека как социальное существо, как личность, а общество как самодостаточное образование.

Выделение Н.М.Бережным в качестве основных социальных потребностей потребности для других, для себя и вместе с другими (см.: Бережной Н.М. Человек и его потребности. – М., 2000. – С. 98 – 100), представляется сомнительным, ибо в нем происходит противопоставление индивида другим социальным субъектам. Между тем все объединения людей, выступающие субъектами социальной деятельности, основываются на индивидах. Это отражается и в потребностях. Но не так, как изображает Н.М.Бережной, а так, что базовые потребности индивида (физиологические, потребности в самосохранении, в общении, в самоутверждении и в самореализации) лежат в основе социальных потребностей человека. Исходя из базовых потребностей, индивид реализует все социальные потребности в составе каких бы групп, объединений людей он ни выступал. В любом своем социальном проявлении индивид реализует ту или иную одну, а то и несколько базовых потребностей, т.е. говоря словами Н.М.Бережного, индивид в одно и то же время действует и для себя, и для других, и вместе с другими. Такое, так сказать, многосубъектное значение имеют все социальные потребности человека.

Пять основных видов социальных потребностей человека дают наиболее обобщенную характеристику социальных потребностей, раскрывают главные направления социальных проявлений человека. Каждый из основных видов выражает свое специфическое направление реализации человека как социального существа.

1) Преобразовательные потребности связаны со всеми видами человеческой деятельности, которые ведут к изменению существующего, к созданию новых вещей или идей, отношений или процессов. Преобразовательные потребности конкретизируются в зависимости от объекта, на который они направлены (природу, общество, человека; материальный или идеальный и т.д.); в зависимости от этапа в процессе существования потребностей (производственного или потребительского) и других факторов. Конкретные формы преобразовательных потребностей могут быть самыми разнообразными.

2) Познавательные потребности побуждают человека к различным формам познавательной деятельности: обыденному (повседневному) познанию и теоретическому (специальному); научному и вненаучному; естественнонаучному, техническому и гуманитарному; продуктивному (открытие принципиально нового знания) и репродуктивному (учеба) и т.д.

3) Ценностно-ориентационные потребности выражают стремление человека к определению социальной значимости вещей, явлений, процессов, т.е. выработку установок, ценностей, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций каждым социальным субъектом. Социальную значимость человек определяет в процессе оценки вещей, явлений, процессов по отношению к своим разнообразным потребностям и интересам. Поэтому ценности имеют субъективный характер, ибо зависят от воли и желания человека (социальных субъектов), но сама потребность в оценке всех вещей, явлений, процессов, с которыми сталкивается человек имеет объективный характер. Подобно животным, которые определяют для себя биологическую вредность или полезность внешних предметов и явлений, человек осуществляет сознательную оценку и вырабатывает в процессе жизнедеятельности ценности и ценностные ориентации. И эта оценка ему объективно необходима для правильной ориентации в окружающем мире и успешного приспособления к нему.

4) Потребность в общении является базовой индивидуальной потребностью. Вместе с тем она составляет и важную, специфическую форму социального взаимодействия. Жизнь индивида невозможна без общения его с другими людьми, но в не меньшей степени и общество для осуществления своей жизнедеятельности нуждается в общении социальных субьектов (индивидов, малых и больших социальных групп, исторических общностей и этнических групп, народов). Любой вид общественной деятельности предполагает общение между разными социальными группами. Например, материально-производственная деятельность предполагает общение между рабочими и инженерно-техническими работниками, руководителями и исполнителями, производителями и продавцами и т.д.; познавательно-образовательная деятельность означает общение студентов и преподавателей, администраций вузов и финансовых органов и т.д.; политическая деятельность требует общения избирателей и выборных органов, законодательных органов и т.д. Потребность в общении социальных субъектов является необходимой для нормального функционирования общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.