Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 13 страница

В то же время в условиях массового потребления проявляет себя культ материального потребления, т.е. в жизни человека потребление выходит на первое место. И он начинает жить, чтобы потреблять, а не наоборот – потреблять, чтобы жить. Таким образом, утрачивается главная ценностная ориентация человеческого существования – реализация человеческой сущности, индивидуальности.

При этом потребление приобретает престижный характер. Потребляемым вещам приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по службе, удачи в интимной жизни и т.п. Даже духовные ценности зачастую имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве символов социального престижа, социального статуса. Такое потребление называется потребительством.

Потребительство является определенным образом мышления, образом жизни. Для него характерно превращение потребностей низшего уровня и прежде всего материальных в самоцель, в нечто вроде смысла жизни. В основе потребительства лежит стремление индивида самоутвердиться, проявить себя исключительно в сфере потребления, вписаться в ту или иную систему престижного потребления.

Вследствие этого потребительство ведет не к развитию личности, не к выражению ее индивидуальности, самобытности, а к усреднению, нивелированию и соответственно обезличиванию, т.е. к утрате личностью ее индивидуальности. Создаваемые высоким уровнем массового потребления основы для духовного развития индивида потребительством не реализуются. В итоге индивид в условиях потребительства не может проявить и реализовать свою уникальность, свою индивидуальность. В этом главный недостаток и проблема потребительства.

Вместе с тем на основе этих замечаний не следует впадать в другую крайность потребления, в противоположность потребительству – в аскетизм. В обыденном сознании бытует поговорка: заевшийся кот мышей не ловит. В соответствии с нею некоторые люди полагают, что для высокого творчества в любой области индивид должен стимулироваться некоторым недопотреблением. С этой крайностью, как и с потребительством, нельзя согласиться. Хроническое недопотребление делает человека несвободным, унижает его и приближает к положению животного, которое только и озабочено тем, чтобы прокормиться. Несвободный человек в принципе не может реализовать себя в полной мере, поскольку его творчество выступает не целью, а лишь средством улучшения его материального положения.

Поэтому крайности потребительства и аскетизма есть отклонения от нормального потребления, которое обеспечивает достойный человеческого существования образ и уровень жизни, создает самые благоприятные условия для развития личности, ее наиболее полной самореализации.

Утверждение в обществе крайностей потребления (потребительства или аскетизма) всегда имеет определенные социальные причины. Аскетизм утверждается в таком обществе, где власть не в состоянии обеспечить народу нормальное удовлетворение материальных потребностей. Например, в средневековом обществе аскетизм проповедовался церковью и широко насаждался среди крестьянства и других малоимущих слоев западноевропейского общества, в то время как феодалы, духовенство и другие обеспеченные слои вели далеко не аскетический образ жизни. Компенсацией аскетизма в земной жизни церковь объявляла райскую жизнь в загробном царстве.

Аналогичным образом в социалистических странах аскетизм, нужда и лишения народа объявлялись пропагандой как временные трудности на пути построения коммунистического общества. А в светлом коммунистическом будущем все будет прекрасно и каждый человек будет получать все блага по потребностям, т.е. сможет удовлетворять свои потребности в полной мере. Под эти пропагандистские заверения господствующий класс – номенклатура – уже в социалистическом настоящем обеспечивал себе максимально возможное удовлетворение своих материальных потребностей.

Потребительство тоже имеет свои социальные причины. Они связаны со стремлением каждого предпринимателя разрекламировать свой товар с целью получения максимальной прибыли. В свою очередь наиболее эффективная реклама связана с включением того или иного товара в категорию престижного потребления. Это создает в обществе постоянную возможность превращения нормального потребления в потребительство. И далее уже от характера власти в обществе зависит превращение или не превращение данной возможности в действительность. Власть может либо не препятствовать осуществлению этой возможности, либо создавать различные препятствия для потребительства, всячески пропагандировать в обществе нормальное, здоровое потребление. Иначе говоря, от характера власти зависит в обществе создание условий для развития у граждан не только материальных, но и духовных потребностей, для расцвета духовной культуры, для развития и реализации индивидуальности каждого человека. Если власть выражает интересы не народа, а одного господствующего класса или властвующей элиты, то она по природе своей не способна решить такие задачи. Потому она их и не ставит, и потворствует насаждению потребительства. Если же власть выражает интересы народа, большинства граждан, то она, заботясь об улучшении материального благополучия всех граждан, стремится к созданию условий и самых разнообразных возможностей для их духовного развития, проявления их индивидуальности, для самореализации каждого гражданина.

Та или иная ориентация в потреблении (потребительство или аскетизм, или нормальное потребление) зависит не только от технико-технологического, экономического, политического уровней развития общества, всей системы социальных условий жизни индивида, но и от него самого (его образования, воспитания, воли, стремлений, ценностных ориентаций, желаний и т.д.). В конечном счете индивид может по разному относиться к социальным условиям своей жизни и к самому себе. В зависимости от этих отношений каждый индивид определяет, выстраивает свой жизненный путь и оказывает влияние на свою судьбу.

Отношение между индивидом и обществом по поводу индивидуальных потребностей (их состояния, меры и направлений развития и т.д.) по своей сути имеет противоречивый характер. И это противоречие приобретает конкретно-историческое содержание, зависящее, как от общества, так и от самого индивида.

 

13.2. Общественное воспитание потребностей

Любое общество не может не оказывать того или иного воздействия на развитие человека и его потребностей. Власть осуществляет наиболее мощное и последовательное влияние на потребности индивидов, малых и больших социальных групп. Возможности оппозиционных власти сил оказывать то или иное воздействие на потребности людей значительно меньше. Власть формирует определенную систему воспитания и образования подрастающего поколения с самого раннего возраста, задает ей ту или иную направленность и постоянно контролирует ее. Через эту систему и осуществляется общественное воспитание потребностей.

От характера политической власти в обществе зависят формы и степень государственного вмешательства в процесс воспитания потребностей граждан, цели его и направленность.

В недемократическом, тоталитарном обществе (как, например, Советский Союз или фашистская Германия) власть берет всю систему воспитания подрастающего поколения по свой контроль, делая узловые элементы ее государственными. Поскольку главной целью существования любого недемократического общества объявляется какая-то авантюрно-утопическая идея (например, построения коммунизма или тысячелетнего рейха, завоевание мирового господства, борьба против иноверцев и т.п.), постольку ей подчиняется процесс воспитания подрастающего поколения. Человек в этом процессе низводится до винтика огромной социальной машины, т.е. ценится в нем не уникальность и самобытность, не его индивидуальность, а усредненность и обезличенность. При этом развитие потребностей намеренно сдерживается, ибо власть направляет общественные интересы на попытки реализовать свои авантюры. Власть выдвигает лозунги типа «Пушки вместо масла», «Затянем потуже пояса ради светлого будущего», «Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы» и т.п. Нерациональное использование общественных ресурсов из-за господства в обществе авантюрно-утопических идей ведет к тому, что потребности населения удовлетворяются гораздо ниже того уровня, который может обеспечить имеющееся развитие науки, техники и технологии.

В этих условиях система воспитания и образования объявляет чуждыми и вредными малейшие стремления людей поднять уровень своего материального потребления. Так, в 50-х годах в Советском Союзе публично шельмовали, называя «стилягами», тех молодых людей, которые выделялись в одежде из основной серой массы просторными, широкоплечими пиджаками, яркими галстуками, брюками «дудочками» и туфлями на толстой каучуковой подошве.

И напротив, в любом подлинно демократическом обществе власть не подминает под себя систему воспитания и образования подрастающего поколения. Она широко допускает в этой системе частную инициативу, сводя государственный контроль к минимуму. Это в свою очередь создает благоприятные условия для развития индивидуальности каждого человека и соответственно его потребностей. В демократическом обществе развитие материальных потребностей человека идет в соответствии с развитием техники и технологии, производительных сил общества и его материальной жизни в целом. Каждое новое достижение в области науки, техники и технологии так или иначе сказывается на развитии материальных потребностей людей либо на улучшении условий удовлетворения духовных потребностей. Ориентация демократического общества на развитие и все более полное удовлетворение потребностей каждого индивида закономерно обусловливает высокий уровень прикладных научных исследований и научно-исследовательских разработок по использованию на практике результатов фундаментальных научных исследований.

В то же время в недемократическом обществе эта сторона научных исследований, служащая развитию потребностей человека, всегда недооценивается. И сводится на практике лишь к разработке новейших вооружений, ибо это обеспечивает сохранение власти господствующего класса. Экономическое развитие любого тоталитарного общества закономерно приводит к несбалансированности спроса и предложения, к постоянному дефициту товаров, удовлетворяющих потребности населения, к значительному объему неудовлетворенного спроса. Например, в Советском Союзе в 80-е годы он определялся, по оценкам специалистов, в 16-18 млрд. рублей в год (см.: Аргументы и факты. 1987, №24.-С.5).

Естественно, что если в обществе недооцениваются индивидуальные потребности и на первый план выдвигаются интересы властвующей группы, то это находит прямое выражение в системе воспитания и образования подрастающего поколения. Поэтому закономерным является то, что в тоталитарном советском обществе система воспитания подрастающего поколения основывалась на принципе коллективизма. Разработчик этого принципа А.С.Макаренко был классиком советской педагогики.

Суть коллективистического воспитания потребностей заключается в стремлении максимально приспособить человека к существующей общественной системе, превратить его в послушный винтик этой системы. Результатом многолетнего социалистического коллективистического воспитания людей было превращение всего народа в покорное, терпеливое стадо, которым диктатор, а затем тоталитарная власть пользовались в качестве орудия своих бесчеловеческих экспериментов (индустриализация, коллективизация, массовый террор под лозунгом борьбы с «врагами народа», насильственное переселение народов и т.д.) и военных авантюр (оккупация Молдавии. Западной Украины, Западной Белоруссии и Польши, война с Финляндией, война в Афганистане и др.). Потребности такого народа власть удовлетворяла, разумеется, по минимуму, а развитие их осуществляла по «остаточному принципу», т.е. настолько, насколько позволяли средства, остающиеся у власти от финансирования военно-промышленного комплекса, от удовлетворения потребностей (от внутренних до международных) господствующего класса – номенклатуры.

Глубокое исследование форм организации обществ на основе принципа коллективизма (социалистического и фашистского) дано в работе: Ивин А.А. Введение в философию истории.- М.:Владос, 1997. Историческое развитие человечества идет таким образом, что после длительного господства коллективистского сознания и коллективистской организации общества в эпоху средневековья передовая мысль Европы впадает в противоположную – эгоцентрическую крайность, характерную для первых гуманистов эпохи Возрождения. Но как только вопрос о новой организации общественной жизни был переведен в практическую плоскость, идеологи эпохи Просвещения отошли от эгоцентризма как крайнего эгоизма и стали обосновывать идеи «разумного эгоизма». Дальнейшее развитие этих идей привело в XIX веке к теоретическому обоснованию принципа индивидуализма, а в ХХ веке и к практическому внедрению его в жизнь наиболее развитых стран мира.

В настоящее время жизнь демократических стран мира строится на основе принципа индивидуализма, который воплощается в «здравом смысле», т.е. в стремлении власти к наиболее полному удовлетворению потребностей каждого гражданина, к постоянному улучшению жизни каждого индивида, к созданию условий для всемерного развития потребностей, для проявления каждым человеком его индивидуальности. Отсюда и система воспитания подрастающего поколения основывается на индивидуальном подходе к каждому человеку и ориентируется на такое развитие потребностей, которое связано с реализацией индивидом заложенных в нем от рождения задатков, способностей, талантов.

 

 

13.3. Саморазвитие индивида и его потребностей

 

Общество, создавая определенные условия для выработки у граждан тех или иных потребностей, оказывает большое влияние на каждого человека и его потребности. Особенно сильно сказывается это влияние в детстве, отрочестве и юности. Однако по мере обретения зрелости каждым человеком общественное воспитание потребностей снижается, на первый план выходит самовоспитание, саморазвитие индивида и его потребностей.

Здесь решающую роль начинают играть ценностные ориентации индивида, которые выработаны у него к моменту зрелости, уровень его образования и культуры в целом, понимание самого себя, своих склонностей, способностей и отношение к ним. Иначе говоря, ведущую роль приобретает внутренний мир индивида, его субъективность. Конечно, индивид не отбрасывает объективные условия своей жизни, он вынужден считаться с ними. Но это вовсе не значит, что он безропотно принимает их. Решающая роль субъективности индивида в отношении его к собственным потребностям означает, что исходя из внутреннего мира, учитывая внешние природные и общественные условия своего существования, индивид оценивает их и вырабатывает определенное отношение (которое может быть самым различным) к ним, к своим потребностям и направлению их развития.

Процесс саморазвития индивида и его потребностей возможен лишь на основе сформировавшейся личности – это не прекратившая свое развитие, а такая, которая в противоречивом процессе социализации и индивидуализации приобрела свободу и ответственность. Благодаря этому она сама определяет свое отношение к окружающей действительности и к себе, берет на себя ответственность за результаты и следствия своего отношения к миру и к себе.

Сформировавшаяся личность может по-разному относиться к социальной действительности: принимать ее, находить гармонию общественного с индивидуальным и не принимать ее, вступать с нею в противоречие и стремиться тем или иным путем изменить мир. Разное отношение индивида к социальной действительности вполне согласуется с разным отношением к себе и своим потребностям. В наиболее общем виде это отношение может быть определено как: 1) самоудовлетворенное, самодостаточное и 2) неудовлетворенное состоянием и уровнем развития собственных потребностей.

В первом случае индивид полагает, что достиг вершин в саморазвитии, в развитии своих потребностей. Такая позиция чаще всего согласуется с гармоническим отношением между индивидом и обществом. Однако эта гармония не обязательно должна заключать в себе максимальное развитие личности и ее потребностей. Можно привести множество примеров, когда индивиды реализуют себя в жизни не только односторонне, но далеко не самой лучшей своей стороной. Да и реализуемые стороны часто развиты не по максимуму возможностей, имеющихся у индивида. Индивид в этом случае вполне доволен собой и своим положением в обществе, но нереализованные стороны его сущности время от времени будут давать о себе знать смутной тоской о какой-то иной жизни, которая прошла мимо. И тем сильнее эта тоска, чем значительнее (талантливее) будут казаться индивиду нереализованные стороны его сущности либо упущенные возможности для их реализации.

Во втором случае – неудовлетворенности индивида своим положением в обществе, уровнем развития своих потребностей, состоянием их удовлетворения - его социальная активность приобретает устойчиво критический характер либо по отношению к обществу, либо по отношению к себе. Первое отношение порождает различные типы личностей, стремящихся изменить социальные условия и общество в целом, чтобы улучшить возможности развития своих потребностей и их удовлетворения. Такие типы образно называют нигилист (стремится лишь разрушить общество, не предлагая ничего в замен), реакционер (стремится разрушить общество с целью возврата к старому), революционер (стремится разрушить общество ради реализации какой-то идеи, идеала, который имеет в той или иной мере утопический, неосуществимый в данных конкретно-исторических условиях характер) и реформатор (стремится не разрушить, а преобразовать общество, опираясь не на утопические идеалы, а на реальные тенденции, закономерности развития общества). Критическое отношение индивида к самому себе является наиболее благоприятным условием для саморазвития индивида и его потребностей. Недовольство собой непосредственно ведет индивида к саморазвитию, в то время как недовольство социальными условиями и обществом – косвенно, а то и вообще может увести его от проблем саморазвития.

Саморазвитие индивида и его потребностей – это проблема, имеющая смысложизненное значение. Проблемность ее заключается в том, что саморазвитие индивида всегда представляет собой противоречие, для разрешения которого требуется прилагать определенные усилия. Например, простая учеба (в школе, колледже, вузе) выступает как противоречие между жаждой удовольствий, наслаждений, развлечений, которые постоянно обуревают индивида, и посещением уроков, занятий, лекций, семинаров, которые требуют усидчивости, внимания, работоспособности и т.п. Развитие потребностей индивида возможно только в результате проявления этих качеств, которые борются с противоположными (ленью, развлечениями, удовольствиями и т.п.). Выработка лучших качеств индивида, а через них и развитие его потребностей происходит в течение всей жизни, начиная с рождения. Более того, в зрелые годы этот процесс обостряется, приобретает остро противоречивый характер. В это время отходят в сторону помогавшие ранее индивиду учителя. Жизнь предоставляет много таких соблазнов легкого, не развивающего времяпрепровождения, каких не было в детстве, возникают и другие факторы, способствующие отказу от саморазвития.

Вместе с тем проблемы развития или консервации имеющихся потребностей, труда или наслаждений, стремления к вершинам человеческой сущности или довольства малым – это проблемы, с которыми рано или поздно сталкивается каждый человек. И каждый, определяя направления и формы их решения, выбирает тем самым свой жизненный путь, смысл своего существования. Наиболее общим выражением проблемы саморазвития индивида и его потребностей можно считать проблему праздной жизни и работы, которая издавна привлекает внимание выдающихся мыслителей. Л.Н.Толстой выдвигал тезис единства труда и потребления, считая, что ничто так не уродует человека нравственно, как паразитическое существование, жизнь за «чужой счет». «Главное несчастье наше, - писал он, - это то, что мы потребляем больше, чем работаем, и потому путаемся в жизни. Работать больше, чем потреблять не может быть вредно. Это- высший закон.» (Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. в 90 томах.Т.49.-С.104). Данные слова Л.Н.Толстого не следует понимать как проповедь аскетизма. Его заботило несоответствие между потреблением и трудом, личным вкладом индивида в общественное благосостояние, в развитие материальной и духовной культуры.

Думается, что это лишь одна сторона проблемы саморазвития индивида и его потребностей, привлекавшая внимание гениального писателя. Есть в этой проблеме другая сторона, которая ориентирована преимущественно на индивида. Эта сторона стала актуальной уже в наше время, когда возникли общества массового потребления. В этой связи важной стала проблема развития индивидуальности каждого человека. Конечно, социальность человека остается существенной чертой его развития. Не только для общества, но и для каждого индивида очень важно быть не преступником, изгоем или иным каким-то антиобщественным типом. Но в современных условиях не менее важно быть индивидуальностью – единственной, уникальной, неповторимой личностью. Выявление каждым индивидом его индивидуальности и всемерное развитие ее необходимо обществу для решения сложнейших проблем современности, а индивиду для самоутверждения и полной самореализации.


Лекция 14. Культура потребления

 

14.1. Наиболее общие положения культуры сервиса.

14.2. Социальные технологии потребления.

14.3. Культура индивидуального потребления.

 

14.1. Наиболее общие положения культуры сервиса

Процесс потребления представляет собой специфическое взаимодействие индивида и общества, связанное с производством, распространением и использованием материальных и духовных благ. Понятие «культура потребления» характеризует этот процесс с точки зрения его качества, степени развития и той или иной связи его с достигнутым обществом уровнем технико-технологического, материального и духовного развития, а также меры овладения индивидами этими достижениями. Поэтому изучение культуры потребления требует выделения трех основных проблем: 1) культуры материального и духовного общественного производства, которая находит свое завершающее выражение в культуре сервиса; 2) культуры организации потребительского взаимодействия между обществом и индивидом, называемом иначе социальными технологиями потребления; 3) культуры индивида, непосредственно проявляющейся в процессах индивидуального потребления. Каждой из этих проблем посвящен отдельный вопрос данной лекции.

«Культура сервиса, - по определению В.Г. Федцова, - это степень совершенства (уровень развития) процесса обслуживания населения в психологическом, этическом, эстетическом, организационно-технологическом и других аспектах» (Федцов В.Г. Культура сервиса. – М.:Изд-во ПРИОР, 2000- С.5). Действительно, культура сферы сервиса включает в себя ряд, аспектов, которые в совокупности и свидетельствуют об уровне развития сервиса в том или ином обществе.

Исходным, важнейшим аспектом культура сервиса является технологический. Он свидетельствует о качестве товаров и услуг, реализуемых сферой сервиса. Конечно, можно всучить иногда потребителю и некачественный товар или услугу, но это не будет иметь к честному бизнесу никакого отношения. Такой сервис рано или поздно дискредитирует себя и обречен на провал. Если же развивать устойчивый, долговременно успешный сервис, то начинать его надо с качества товаров и услуг. Оно зависит прежде всего от уровня развития техники и технологии, от культуры производства товаров и услуг.

Далее важным аспектом культуры сервиса является экономический. Процветающему сервису должно быть не безразлично, какой ценой ему дается производство товаров, услуг и предоставление их потребителю. Высокое качество товаров и услуг должно сочетаться с наиболее эффективным использованием всех ресурсов (сырьевых, энергетических, финансовых, людских и т.д.) и высокой производительностью труда, сервисной деятельности. Высокие экономические показатели сервисной деятельности свидетельствуют не только о высокой культуре сервиса, но и о его высокой конкурентоспособности, устойчивости.

С технологическим аспектом тесно связан эстетический. «Эстетическая культура сервиса, - определяет В.Г.Федцов,- это уровень развития и использования эстетических ценностей работниками сервиса в процессе деятельности по обслуживанию клиентов» (Федцов В.Г. Цит.соч.-С.79). Все, что производит человек, он делает не только ради пользы, но и ради красоты. В современном производстве и сфере сервиса техническая эстетика и дизайн играют важную роль. Они с эстетических позиций разрабатывают формы и композиции изделий и услуг, упорядочивают предметную среду с целью достижения единства ее функциональных и эстетических сторон.

Дизайнер придает форме изделия или услуге не только целесообразность, функциональное и композиционное единство, но и эстетическую выразительность, которая оказывает на потребителя сильное эмоциональное воздействие. Это необходимо для того, чтобы изделие (услуга) понравилась потребителю и пользовалась спросом. Дизайнер через предметы и услуги сервисной деятельности формирует эстетический вкус клиентов. В задачу дизайнера входит также организация эстетической среды в помещениях предприятий сервиса. Объектом дизайна на предприятиях сервиса являются и рабочая одежда персонала, средства визуальной информации, реклама, упаковка, документация и т.д.

Технологический, экономический и эстетический аспекты культуры сервиса характеризуют преимущественно вещественную, предметную сторону. Деятельную, человеческую сторону культуры сервиса характеризуют такие аспекты, как психологический и этический.

По определению В.Г.Федцова, «Психологическая культура сервиса – это уровень развития психологических знаний, навыков и умений работников сервиса для учета индивидуально-психологических особенностей клиентов, с целью выбора наилучшей тактики их обслуживания» (Федцов В.Г. Цит.соч.-С.9). От работников сферы сервиса требуется высокая психологическая культура, поскольку их деятельность характеризуется большим повседневным психологическим содержанием. Они должны понимать поведение покупателей (заказчиков) для выбора наилучшего способа их обслуживания, знать свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения, разбираться в поведении своих коллег, чтобы оказать им при необходимости помощь и поддержку. Конкурентные психологические рекомендации по культурному обслуживанию клиентов зависят от специфики сервисной деятельности.

Этический аспект культуры сервиса связан с уровнем проявления этических норм и правил поведения в деятельности работников сферы сервиса. Мораль как форма общественного сознания регулирует поведение людей в обществе с помощью таких этических категорий, как добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и смысл жизни.

Поскольку труд работников сферы сервиса связан с людьми, постольку от них требуется глубокое осознание своего морального долга перед каждым потребителем. Профессиональная этика работников сферы сервиса включает в себя следующие положения:

Каждый посетитель - потенциальный заказчик.

Принимайте заказчика таким, каков он есть. Не старайтесь его переделать за несколько минут общения с ним.

Каждый заказчик должен почувствовать, что ему искренне рады.

Невнимательность – наибольшее зло во взаимоотношениях с заказчиком.

Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью.

Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения заказчика.

Искренне и своевременно извиниться – это не унижение, а достойное признание определенной вины и признак культуры.

Каждый поступок работника сервиса должен быть мотивирован и не вызывать у заказчика сомнения в его справедливости.

Берегите честь предприятия и своих товарищей.

Эти и другие наиболее общие положения профессиональной этики должны прочно утвердиться в сознании работников сервиса, перейти в их убеждения. Профессионализм работника сервиса включает овладение им такими качествами, как доброжелательность и радушие, приветливость и вежливость, обходительность и любезность, сдержанность и тактичность, заботливость и мастерство. Обобщенное выражение устойчивой системы приемов сервисной деятельности персонала предприятия сервиса называется стилем обслуживания клиентов. Важной характеристикой стиля обслуживания выступает культура общения работника сервиса с клиентами и культура речи (подробнее об этом см.:Федцов В.Г. Культура сервиса.-М.,2000.-С.59-62).

 

14.2. Социальные технологии потребления

 

В специальной литературе по культуре сервиса выделяется организационно-технологический аспект, в который включают маркетинг сферы услуг, разработку новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания, совершенствование процесса приема-выдачи заказов, обеспечение защиты прав потребителя. Между тем в культуре потребления имеется более общий аспект, куда составной частью входит организационно-технологическая сторона потребительских отношений между обществом и индивидом. Этот аспект обобщает не только технико-технологическую и организационно-технологическую стороны деятельности предприятий сервиса, но и те стороны, которые организуют деятельность потребителей товаров и услуг, взаимодействие потребителей с предприятиями и организациями сферы сервиса. Поэтому целесообразно его назвать социально-технологическим аспектом культуры потребления.

В простых, одноактных процессах потребления он явно не выделяется. Например, посещение ресторана не требует особой социальной технологии, ибо каждый знает, что ему надо делать для посещения ресторана. Процесс потребления ресторанной услуги прост. Он включает наличие приличной одежды (общеизвестно, что в пляжном костюме в ресторане появляться неприлично) и денег.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций 12 страница | Курс лекций 14 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.