Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила оценки статей баланса

Правила оценки статей баланса установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и другими нормативными актами.

- основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости;

- сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части и др. по фактической себестоимости;

- готовая продукция и отгруженная продукция в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 "Выпуск продукции, работ, услуг" по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости.

- незавершенное производство в массовом и серийном производстве по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, при единичном производстве - по фактическим производственным затратам;

- материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо они морально устарели, отражаются по цене возможного использования (разница в ценах относится на финансовые результаты, счет 91)

- остатки средств по валютным счетам другим счетам, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах - в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода;

- расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в сумме вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

12.3. Порядок составления и представления бухгалтерских отчетов

Составляется бухгалтерская отчетность по данным регистров бухгалтерского учета, где формируется информация в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету на основании первичных документов. При этом должны соблюдаться следующие условия.

- полное отражение всех хозяйственных операций за отчетный период и результатов инвентаризации в системе учета и отчетности;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета;

- закрытие операционных счетов (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы (расходы)» и др.);

- соответствие данных вступительного баланса данным заключительного баланса за период, предшествующего отчетному и др.

Представляется всеми организациями годовая отчетность учредителям, собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации, другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ. В установленные адреса представляется по одному экземпляру бесплатно. Организации обязаны представить годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную в течение 30 дней по окончании квартала, конкретная дата устанавливается учредителями или общим собранием, при этом годовая отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года (Положение по ведению бух.учета).

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям на бумажных носителях, при наличии технических возможностей и согласия пользователей организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде. День представления бухгалтерской отчетности определяется по дате фактической передачи по принадлежности или ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.

 

12.4. Консолидация в бухгалтерской отчетности организации показателей ее дочерних и зависимых обществ

Сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Руководствуются при составлении сводной отчетности "Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности", утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина от 12.05.99 г. №36 н).

Составляется в объеме и порядке, предусмотренном ПБУ 4/99, по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

До составления сводной отчетности выверяют и урегулируют все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации с дочерними и зависимыми обществами, а также между дочерними и зависимыми обществами. При составлении такой отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации, дочерних и зависимых обществ. Объединяют отчетность составленную за один и тот же период и на одну и ту же отчетную дату.

Многие показатели сводного отчета получают путем суммирования построчных данных отчетов головной организации и дочерних обществ.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ за исключением:

- финансовых вложений головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации; (Этим исключается повторный счет и в сводном отчете найдут отражение без дублирования величина финансовых вложений и суммы уставного капитала.)

- показатели дебиторской и кредиторской задолженности между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

- прибыль и убыток от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

- дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам, а также головной организацией своим дочерним обществам и др.

В сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:

- выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

- дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другими дочерним обществам, а также головной организацией дочерним обществам;

- любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами и др.

Включение данных о зависимых обществах в бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством:

- показателя стоимостной оценки участия головной организации в зависимом обществе: для этого необходимо к фактическим затратам, произведенным головной организацией при осуществлении инвестиций прибавить (вычесть) долю головной организации в прибылях (убытках) зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций. (Доля головной организации в прибылях (убытках) зависимого общества определяется по доле участия (доле акций) в зависимом обществе, принадлежащих головной). Этот показатель отражается в сводном балансе отдельной статьей в группе статей "Долгосрочные финансовые вложения"

- показателя доли головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период. Рассчитывается он исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве капитализированный доход (убыток).

Подписывается сводная отчетность руководителем и главным бухгалтером головной организации.

12.5. Бухгалтерский учет и отчетность при реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Реорганизация производится в соответствии с положениями федеральных законов, конкретизирующих условия создания и функционирования организацией и предприятий различных организационно- правовых форм, установленных ГК. При решении вопросов по отражению в учете операций по передаче активов и пассивов при изменении организационно-правовой формы следует руководствоваться приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. 381 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части ГК", а также методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций Приказ Минфина России от 20.05.2003 года № 44 Н.

Для проведения реорганизации необходимо совместное решение их собственников, уведомление кредиторов о проведении реорганизации, проведение инвентаризации имущества и обязательств, определение величины задолженности кредиторам и составление разделительного баланса. В составе обязательств реорганизуемого предприятия обособляются задолженность по которой получены требования по оплате, и прочие обязательства перед кредиторами. В пояснительной записке к разделительному балансу приводят данные об имуществе и долговых обязательствах, распределяемых между правопреемниками, с указанием дебиторов и кредиторов, размеров задолженности и сроков ее погашения. Основными документами служащими основанием для бухгалтерского учета произошедших изменений у преобразованного и нового предприятия, является передаточный акт, а также договор, в котором предусматривается порядок их преобразования, правопреемства, для АО порядок конвертации акций и т.д. К ним прилагается передаточный баланс, отражающий стоимость имущества, долговых обязательств и собственного капитала реорганизуемого юридического лица, и пояснения к нему, раскрывающие отдельные виды активов, обязательств и слагаемые собственного капитала. В состав передаточного акта и разделительного баланса включается бухгалтерская отчетность в объеме форм годового бухгалтерского отчета на дату реорганизации. К бухгалтерским балансам может быть приложены акты инвентаризации.

Расходы, связанные с возникающей в ходе его функционирования учредительных и других документов в результате изменения организационно-правовой формы, относятся на прочие доходы и расходы организации (счет 91). Нередко явление изменение состава учредителей и размеров вкладов в уставный капитал в процессе перерегистрации предприятия, при изменении его организационно- правовой формы. При выходе из состава участников стоимость части имущества должна определяться как стоимость соответствующей части чистых активов. Действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала. В случае, если такой разницы недостаточно для выплаты выбывающему участнику его доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.

При реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (лицам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

При слиянии и присоединении увеличивается размер активов и уставного капитала.

При разделении юридических лиц уменьшается размер активов, уставного капитала др. Передача объектов правоприемнику осуществляется на основании соответствующих документов. На каждый переданный объект основных средств оформляется установленной формы акт приемки- передачи основных средств, актами оформляется передача нематериальных и других активов, денежные средства- кассовыми и банковскими документами и т.д..

Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке право преемства к другим лицам (п. 1 ст.61 ГК РФ). Ликвидация может быть осуществлена по решению учредителей (участников) добровольного и по решению суда (принудит) Основание добровольной ликвидации окончание срока деятельности организации.

Принудительная ликвидация

- недействительность регистрации

- отсутствует надлежащего разрешения

- осуществление деятельности в нарушении закона

- банкротство и др.

Конечной целью - исключение из государственного реестра

Ликвидация производится по установленному порядку:

- создание ликвидационной комиссии

- выявление дебиторов, кредиторов

- увольнение персонала

- инвентаризация

- удовлетворение требований кредиторов и др.

- промежуточный ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс по сравнению с операционным бухгалтерским балансом имеет особенности:

- формирование статей производится по данным инвентаризации;

- не содержит остатков по регулирующим счетам (16 др.) и бюджетно-распределительным (96,97);

- статьи актива оцениваются способами отличными от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (рыночная, ликвидационная и т.п.);

- возможна иная группировка статей актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества и порядку удовлетворения требований кредиторов.

На стадии конкурсного производства организация должна вести бухгалтерский учет, ответственность за его организацию лежит на конкурсном управляющем, который самостоятельно или с привлечением специалистов должен составить рабочий план счетов, предусмотреть систему первичных документов, регистры учета и т.п. В рабочем плане счетов целесообразно к счету 44 "Расходы на продажу" предусмотреть субсчет «Расходы на конкурсное производство» где учитывать текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, вознаграждение конкурсного управляющего и других лиц, принимающих участие в конкурсном производстве (оценщиков, бухгалтеров и др.)

  1. Особенности бухгалтерского учета по прекращаемой деятельности (Приказ Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н)

Регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02 утверждена приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66 Н).

Прекращаемая деятельность – это часть деятельности организации по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Прекращение части деятельности организации может осуществляться:

- путем продажи имущественного комплекса или его части в результате заключенной единой сделки

-путем продажи отдельных активов и прекращения в установленном законодательством порядке отдельных обязательств

- путем отказа от продолжения части деятельности

- при реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

1)Вследствие признания деятельности прекращаемой у организации возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями трудовых и хозяйственных договоров или добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности в частности, это могут быть обязательства по выплате выходного пособия при сокращении штатов, по выплате неустоек по прекращаемым досрочно хозяйственным договорам и т.п.

Для урегулирования подобных обстоятельств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв. При формировании резерва организация должна оценивать последствия каждого условного обязательства в отдельности, для этого делается расчет. Резерв создается в сумме возникающих затрат по увольнению работников(выплате выходного пособия), выплате штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров и т.п. и должен использоваться только в отношении того обязательства, под которое он первоначально создавался. Учитывается резерв на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

2)После признания части деятельности организации прекращаемой, необходимо уточнить стоимость активов, относящихся к этой деятельности, вследствие возможного снижения их стоимости.

В этом случае основные средства могут переоцениваться. Со способом переоценки организация определяется самостоятельно (документально подтвержденные рыночные цены и др.).

По производственно-материальным ценностям которые морально устарели и текущие рыночные цены на которые снизились, создается резерв под снижение стоимости и т.д.

Снижение стоимости активов определяется с учетом следующих особенностей:

1) При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса или его частив результате заключения единой сделки - снижение стоимости активов признается в бухгалтерском учете тольк о при заключении предварительного договора купли-продажи или если условиями договора купли-продажи установлен срок исполнения обязательства по передаче имущества, который приходится (только) на последующие отчетные периоды.

2) В случае прекращения деятельности организации посредством продажи отдельных активов, обязательств, величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимости за вычетом расходов по его выбытию.

3) При признании деятельности прекращаемой путем отказа от ее продолжения в случае невозможности продажи актива величина снижения стоимости актива равняется его стоимости, отраженной в бухгалтерском балансе.

Финансовые результаты от прекращения деятельности (в т.ч. от снижения стоимости активов) формируются путем сопоставления доходов и расходов от этих операций и отражаются в учете как прочие доходы и расходы на сч. 91.

Информация по прекращаемой деятельности должна быть отражена первый раз в годовой бухгалтерской отчетности того периода, когда было принято решение о прекращении части деятельности, в дальнейшем информация отражается в каждом годовом отчете, пока этот процесс не закончится.

Организация в годовой отчетности раскрывает следующую информацию по прекращаемой деятельности:

А) описание прекращаемой деятельности (операционный или географический сегмент, дата признания деятельности прекращаемой, дата или период, в котором ожидается завершение прекращения деятельности организации, если они известны или определимы)

Б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности

В) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога а прибыл относящегося к прекращаемой деятельности

Г) движение денежных средств, относящихся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Эта информация раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 12. Бухгалтерская отчетность организации | ТЕМА 13. Аудит организации, основные методы, внутренний и внешний аудит
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.